Рекомендации по устранению
зеркального написания букв и цифр
и нарушения пространственных представлений
1. Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины
· узнать буквы, по их зеркальному изображению.
· назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.
· определить буквы, расположенные неправильно.
· обвести контуры букв.
· добавить недостающий элемент.
· выделить буквы, наложенные друг на друга.
· представить фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, полукруг), различные по форме и величине и предложить ребенку подобрать фигуры одного цвета, одинаковой формы и величины, одинаковые по цвету и форме, различные по форме и цвету.
· соотнести формы фигур и реальных предметов: круг – арбуз, овал – дыня, треугольник – крыша дома, полукруг – месяц, а так же цвета фигур и реальных предметов.
2. Расширение объема и уточнения зрительной памяти
· «чего не стало?» - на столе раскладываются 5 – 7 предметов, картинок, которые необходимо запомнить, затем убирается незаметно одна из них. Ребенок называет чего не стало.
· ребенок запоминает 4 – 6 картинок, затем он выбирает их (узнает) среди других 8-10 картинок.
· запомнить буквы, цифры или фигуры (3 – 5), а затем выбрать их среди других.
· «что изменилось?» - разложить 4 – 6 картинок, нужно запомнить последовательность их расположения. Затем меняют их местами, а ребенок показывает что изменилось и восстанавливает первоначальное расположение.
3. Формирование пространственных представлений
· определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т.е. к самому себе.
· определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку: «покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева», «положи книгу справа, слева от себя».
· определение пространственных соотношений между 2 – 3 предметами или изображениями – взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой карандаш и положить егo у левой руки и ответить на вопрос: «Где находится книга, справа или слева от карандаша?»
· можно выполнять задания по инструкции: положить карандаш справа от тетради, ручку слева от книги; сказать где находится рука по отношению к книге – справа или слева, где находится карандаш по отношению к тетради – справа или слева.
· дается 3 предмета и предлагается задание: положи книгу перед собой, слева от нее положи карандаш, справа – ручку.
· написать буквы (нарисовать круги) справа или слева от вертикальной линии.
· положить кружок, справа от него квадрат, слева от квадрата поставить точку.
· нарисовать по речевой инструкции точку, ниже – крестик, справа от точки – кружок.
· определить правую и левую стороны предметов, пространственные соотношения элементов графических изображений и букв.
4. Развитие зрительного анализа и синтеза
· найти фигуру, букву в ряду сходных – предлагаются ряды сходных печатных и рукописных букв (ла, лм, ад, вр, вз).
· сложить из палочек фигуры (по образцу, по памяти).
· сконструировать буквы печатного и рукописного шрифта из предъявленных элементов печатных и рукописных букв.
· показать правильно изображенную букву среди правильно и зеркально изображенных.
· дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по представлению.
· реконструировать букву, добавляя элемент: из А – Л – Д, К – Ж, З – В, Г – Б.
· реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв: Р – Ь, И – Н, Н – П, Г – Т.
· определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементом: З – В, Р – В.
· определить различие сходных фигур или букв, состоящих из одинаковых элементов; но различно расположенных в пространстве: Р – Ь, Г – Т, И – П, П – Н.
|
|||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.