Рекомендации родителем и ученикам по психологической подготовке к экзаменам
Оценка 4.7

Рекомендации родителем и ученикам по психологической подготовке к экзаменам

Оценка 4.7
Лекции
docx
детская психология +1
Взрослым
16.09.2022
Рекомендации  родителем и ученикам по психологической подготовке к экзаменам
Рекомендации родителям и ученикам по психологической подготовке к экзаменам
Психологическая подготовка обучающихся и родителей.docx

Психологическая подготовка обучающихся и родителей

к сдаче экзаменов.

 

подготовила педагог-психолог Галина Л.В.

 

Само ЕГЭ выступает как событие, которое продолжают обсуждать в обществе, хотя оно введено достаточно давно. И до сих пор ведутся споры, нужно ли проводить экзамены именно в такой форме. С позиции психологии существующее событие, реальное событие, существующее столько лет, уже не подлежит никакому обсуждению. Если вы не можете изменить реальность, то соответственно нужно менять отношение к этой реальности. Вот об этом мы и поговорим. Ситуация ЕГЭ с одной стороны жизненная, с другой стороны – стрессовая. ЕГЭ как жизненное событие существенным образом влияет на всех участников этого процесса (учеников, учителей, родителей). Для всех это как бы точка, подводящая итог за определенный период жизни.

Для родителей, когда ребенок заканчивает школу, возникает вопрос, куда он дальше пойдет учиться, каков будет его жизненный путь. И здесь родители часто относятся проективно, т.е. того, чего они, не достигли в своей жизни, очень хотят, чтобы достиг их ребенок. Проблема в том, что в этой ситуации не учитывается, что хочет ребенок.

Перед детьми стоит ситуация неопределенности выбора жизненного пути. Пока нет четкого представления, что будет после того, как эти экзамены состоятся.

Для педагогов ситуация значима, как определенный срез, показатель качества обучения, в какой-то мере затрагивается и личная репутация.

Поэтому ЕГЭ вокруг себя генерирует массу тревожных эмоций. Взрослые люди бывают гораздо тревожнее, чем сами подростки, потому что подросток может не задумываться о последствиях. В этом состоянии взрослые как бы давят на детей, создавая тревожную атмосферу вокруг самого события ЕГЭ. Очевидно, что наши дети находятся под давлением. Чем же это чревато? А вот чем. Наши дети в этом случае не имеют возможности на кого-то опереться, потому что мы находимся в тревожности, и они часто предпочитают скрывать какие-то вещи, чтобы не тревожить нас еще больше. И соответственно они психологически дезориентированы, страхи свои откладывают, вытесняют их. В свою очередь родителям кажется, что дети ничем не озадачены, им все равно. А на самом деле вряд ли детям все равно, они просто боятся ситуации, замалчивают какие-то моменты. Здесь очень важно, чтобы семья оказывала поддержку. А сделать это родители смогут в том случае, если сами подготовятся психологически. Такая подготовка снизит тревожность. Сделать это можно, обсудив всем вместе, как измениться жизнь семьи, после окончания ребенком школы и поступления его в другое учебное заведение. Родители должные осознать и принять факт взросления ребенка и его сепарации, отделения от родительской семьи, даже если он не уедет в другой город и останется проживать в вашей квартире. Мы предлагаем родителям подумать, как измениться жизнь каждого члена семьи. А так же наметить свои жизненные цели на ближайшие 3 года с учетом предстоящих изменений в жизни семьи и определить свое будущее. Какое же отношение имеет ваше будущее, уважаемые родители, к самому факту ЕГЭ? Чем точнее вы представляете себе, как будет устроена ваша жизнь после экзаменов, тем меньше ваша тревожность, тем лучше психологический, эмоциональный фон в вашей семье и тем меньше давление на ребенка. Нас всегда в жизни пугает, напрягает только неопределенность, когда мы чего-то себе не представляем, не знаем, уровень нашей тревожности может расти. Четкое представление о том, чем будет насыщенна ваша жизнь в ближайшие три года, уравновесит психологический фон в вашей семье. Что естественным образом поможет вашему ребенку подготовиться к этому замечательному результату в жизни, который называется выпускными экзаменами.

Итак, когда у нас родители в порядке, мы можем с вами приступать к обсуждению вопроса, как же можно помочь детям. Перво наперво мы должны что сделать? подсказывайте. Конечно же создать благоприятную психологическую обстановку и в школе, и дома. Дома и в школе – это ключевое. Почему? Мы уже показывали, как тревожатся взрослые люди, и как они могут нагнетать обстановку. Если думать, что ЕГЭ - это обыкновенная реальность и относится к ней нужно спокойно, не накручивая, то соответственно психологическая обстановка выравнивается. Почему это важно для ребенка? Понятно, в школе говорят, что это очень сложно, ответственно, не справишься и другие установки. Когда он приходит домой, зачастую тоже первый вопрос, который мы задаем – про учебу: сделал ли он уроки, какие оценки и т.д. Мы предлагаем прежде спрашивать его о самочувствии: как он себя чувствует, что он чувствует, как прошел его день, позволяя тем самым ребенку сразу отреагировать какие–то негативные мысли и чувства, которые у него возникли в течение дня и может быть даже поднакопились. Это поможет создать ровный, благоприятный фон.

Вторая рекомендация – наладить эмоциональный контакт с ребенком. Что это значит? Это значит, что как внимательный родитель, если вы просто понаблюдаете, как ведет себя ребенок дома, то вы сразу заметите, какой у него эмоциональный фон: подавлен ли он, расстроен ли. Дети всегда нуждаются в том, чтобы их эмоции разделил кто-то. Если вы подойдете в этот момент и уделите ребенку минут 20 своего времени, просто посидев и даже помолчав, или поделившись тем, как вы себя чувствуете, а в ответ получив в диалоге, как чувствует себя он, в этот момент создается вот то самое важное – эмоциональная нить между вами и детьми. И в трудную минуту ваши дети будут знать, что они могут с вами поделиться своими переживаниями. А для подрастающего человека, еще только вступающего во взрослую жизнь это очень важно иметь значимого взрослого, особенно здорово, если это родитель. Может быть и родственник, учитель, психолог. Это такие простые моменты, которые мы зачастую упускаем из виду.

Следующая рекомендация, чтобы оказать психологическую помощь ребенку, попробуйте избегать директивных указаний и жестких ограничений. Я понимаю, что это достаточно сложно в ситуации, когда нужно готовиться, но это возможно. Возможно в том случае, если у вас есть четкий план подготовки. Скажем, 3 часа в день в определенное время. Этот план вы обсуждали и приняли, определив зону ответственности подростка. А почему нужно избегать директивных указаний и жестких ограничений? Мы помним, что дети находятся в пубертатном периоде, периоде созревания, и как будут реагировать на эти указания и ограничения еще не известно. Может возникнуть протест, протестное поведение, когда делается назло, поперек, которое ни к чему хорошему не приведет.

Требования к ребенку должны быть системными и согласованными, а не как лебедь, рак и щука в одной упряжке. Если ваши требования достаточно понятны, не меняются, можно их закрепить в письменной форме и не больше 5 пунктов, для хорошего эффекта, то тогда все понятно и очевидно всем.

Очень важно соблюдать баланс учебы и отдыха. Родители часто тревожатся, вот ребенок прекрасно учится, но при этом вечерами ходит гулять с друзьями. И родителя беспокоит, что ребенок очень нерационально использует свое свободное время – лучше бы, конечно, еще поготовиться, да?! Ну, а для чего? Что бы поступить, да? Лишая ребенка отдыха вы нарушаете этот необходимый, подчеркиваю, баланс и, в конечном итоге, перегружаете, во-первых, а во-вторых, создаете совершенно не нужную тревожность вокруг подготовки.

И самое главное, чтобы изменить свое отношение к ситуации ЕГЭ и снизить тревожность по отношению к экзамену, надо понять, что ЕГЭ – это не конечная цель, то есть после ЕГЭ и трава продолжает расти, и жизнь продолжается, и ничего страшного не случается. Далее либо учебное заведение, либо еще какие-нибудь варианты, далее еще жизнь предложит что-то. Когда это не конечное событие, а промежуточная цель, тоже тревожность вокруг самого факта сдачи падает. Потому что идти к гораздо большей цели интереснее преодолев промежуточную. Неэффективные установки мешают двигаться к цели. По сути дела, надо только дойти до цели с наименьшими эмоциональными затратами и наиболее эффективно реализовать эту цель.

Мы затронули небольшую часть вопросов, касающихся психологической помощи при подготовке к ЕГЭ. Вся информация, которую мы сегодня проговорили, находится в свободном доступе в интернете. Ее очень много, при необходимости вы в любой момент можете ей воспользоваться.


 

Психологическая подготовка обучающихся и родителей к сдаче экзаменов

Психологическая подготовка обучающихся и родителей к сдаче экзаменов

А сделать это родители смогут в том случае, если сами подготовятся психологически

А сделать это родители смогут в том случае, если сами подготовятся психологически

Вторая рекомендация – наладить эмоциональный контакт с ребенком

Вторая рекомендация – наладить эмоциональный контакт с ребенком

И самое главное, чтобы изменить свое отношение к ситуации

И самое главное, чтобы изменить свое отношение к ситуации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.09.2022