Рекомендации родителям по развитию познавательной
деятельности у детей
Развивать слуховое восприятие с помощью дидактических игр.
- Часто менять формы
деятельности.
- Использовать во
время занятий элементы игры.
- Приучать
проговаривать инструкцию несколько раз.
·
Почаще наблюдать и обсуждать с детьми
услышанное и увиденное.
- Учить сознательно
направлять внимание на определённые предметы и явления.
- Учить управлять
вниманием в соответствии с целью.
- Учить
сосредоточиваться на деятельности, концентрировать своё внимание на ней,
не отвлекаясь.
- Для развития
внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.
Игры и упражнения для развития внимания у детей
- «Да и нет не
говорите, чёрный с белым не носите». Взрослый задаёт ребёнку вопросы.
Ребёнок отвечает на них, при этом не должен называть запрещённые цвета и
не говорить слова «да» и «нет».
- Всевозможные
игры-головоломки.
- Загадки.
- «Найди отличия».
Ребенок должен сравнить две похожие картинки.
- «Найди два
одинаковых предмета».
- «Будь внимателен».
Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.
- «Волшебное слово».
Взрослый показывает упражнения, а ребёнок их повторяет только в том
случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!».
- «Где что было?».
Ребёнок запоминает предметы на столе, затем отворачивается. Взрослый
передвигает предметы, а ребёнок указывает, что изменилось.
- «Назови, что ты
видишь». Ребёнок за 1 мин должен назвать как можно больше предметов,
находящихся в комнате.
Рекомендации родителям по развитию памяти у детей
- Развивать умение
произвольно вызывать необходимые воспоминания.
- Учить вспоминать
последовательность событий.
- Учить использовать
при запоминании мнемотехнические приёмы.
- Учить повторять,
осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи
при припоминании.
- Способствовать
овладению умением использовать для запоминания вспомогательного средства.
Игры и упражнения для развития памяти у детей
- «Запомни предметы».
Учить запоминать и воспроизводить информацию.
- «Детектив».
Развивать произвольное запоминание; ребёнок в течение 5 мин рассматривает
15 картинок, после чего картинки убирают; ребёнок должен назвать картинки,
которые запомнил.
- «Пирамида».
Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребёнку
сначала одно слово, ребёнок должен сразу же повторить его; затем взрослый
называет два слова, ребёнок повторяет их; затем взрослый называет три
слова, ребёнок повторяет и т.д.
- «Что ты видел в
отпуске?» Взрослый задаёт ребёнку вопросы о происходивших в отпуске
событиях.
- «Следопыт».
Взрослый показывает ребёнку игрушку и говорит, что сейчас её спрячет в
комнате; ребёнок отворачивается или выходит; взрослый прячет игрушку, а
ребёнок должен её найти.
- «Что ты ел на
обед?». Ребёнок должен перечислить, всё что ел.
- «Одежда». Ребёнок
должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.
- «Что в мешке?»
Взрослый на глазах у ребёнка кладёт в мешок разные предметы; ребёнок
должен вспомнить, что лежит в мешке.
- «Короткий рассказ».
Взрослый читает короткий рассказ, затем ребёнок пересказывает.
«Фигурка
из палочек». Взрослый выкладывает фигурку, или показывает картинку-образец.
Ребёнок запоминает и по памяти выкладывает такую же.
Рекомендации родителям по развитию восприятия у детей
- Учить детей
различать предметы на ощупь.
- Формировать умение
выделять признаки в предмете.
- Учить соотносить
предметы по величине.
- Учить способам
распознающего наблюдения.
- Развивать
наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать
предмет или явление.
- Формировать умение
составлять из частей целое.
- Различать основные
признаки разных времен года.
- Закреплять
пространственные представления по картине: слева, справа, вверху, внизу,
перед, за, между.
- Способствовать
развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.
Игры и упражнения для развития восприятия у детей
- «Перевертыши». Превратить круг,
треугольник, квадрат в любой рисунок.
- «Звезды в небе». Соотносить
схематическое изображение созвездий «Орел», «Лебедь» с художественным.
- «Узнай форму». Узнать в окружающих
предметах форму геометрической фигуры.
- «Найди отличия». Учить находить
отличия у похожих предметов.
- «Построй по росту». Построить предметы
в ряд соответственно их высоте.
- «Сложи картинку». Составить их частей
целую картинку.
- «О чем я говорю?» Взрослый описывает
какой-либо предмет, а ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь.
- «Какое время года?» Взрослый называет
время года, а ребенок называет его признаки.
Рекомендации по развитию мышления у детей
- Учить составлять группу из отдельных
предметов.
- Учить выделять предметы по назначению
и характерным признакам.
- Учить классифицировать предметы и
обобщать их по характерным признакам или назначению.
- Учить понимать смысл литературного
произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание
текста с помощью вопросов.
- Учить соотносить схематическое
изображение с реальными предметами.
- Развивать быстроту мышления через
дидактические игры.
- Учить отвечать на вопросы, делать
умозаключения.
- Развивать мышление, используя сказки,
поговорки, метафоры, образные сравнения.
Игры и упражнения для развития мышления у детей
- «Разложи картинки». Учить учитывать
последовательность событий.
- «Закончи слово». Учить заканчивать
слово по начальному слогу.
- «Найди лишний предмет», «Найди в ряду
лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению.
- «Творческий подход». Ребенку
показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен
придумать, как можно использовать данный предмет.
- «Антонимы». Ребенку называют слово, а
он должен назвать противоположное по смыслу. Например: «тяжелый – легкий»,
«сильный – слабый», «твердый – мягкий» и др.
- «Лото», «Домино», мозаики,
конструкторы.
- Загадки.