Рекомендации для родителей Психологические особенности развития детей в разном возрасте
Оценка 4.8
Работа с родителями +1
doc
воспитательная работа
9 кл
30.03.2018
Рекомендации взрослым:
• Наблюдайте за изменениями в поведении ребенка.
• Относитесь к нему терпеливо.
• Если ребенок хочет поговорить, найдите время выслушать его.
• Будьте готовы к вопросам и будьте честными в ответах.
• Покажите, что плакать или по-другому выражать свои эмоции не стыдно.
• Обсуждайте вместе с ребенком его изменения.
Полезные фразы в общении с ребенком:
«Я знаю, что ты чувствуешь»;
«Это потом пройдет и ты научишься…»; «Скоро у тебя все будет получаться»; «Я думаю, ты сможешь переделать, если результат получился не очень хорошим»; «Ты молодец и уже многое научился делать сам»; «Мне нравится как ты проверяешь свою работу».
Конструктивному общению со старшими подростками будет способствовать:
• Обучение планированию жизни, ближайших, среднесрочных и долгосрочных планов;
• Обсуждение альтернатив предстоящих решений и действий;
• Проявление интереса к мнению подростка;
• Создание условий для проявления самостоятельности и ответственности;
• Исключение тотального контроля, чрезмерного морализирования и избыточной критики.
психофиз особ.doc
Рекомендации для родителей
Психологические особенности развития детей в разном возрасте
Младший школьник 711 лет.
Младший школьный возраст – вершина детства
Психофизиологические особенности младшего школьника:
Сохраняется детская наивность, легкомыслие, взгляд на взрослого снизу вверх;
Исчезает детская непосредственность в поведении;
Сохраняется подвижность, импульсивность;
Недостаточно развита произвольность и саморегуляция;
Появляется организованность, ответственность за исполнительскую дисциплину;
В действиях руководствуется своими целями;
Формируются нравственные требования и чувства;
Он еще мало знает о своих переживаниях;
Он еще не всегда различает, чего хочет он сам, чего хотят от него взрослые;
Возникает требовательность и избирательность в отношениях со сверстниками;
Развивается познавательное отношение к миру;
Появляется логика в мышлении, идет активное интеллектуальное развитие;
Ведущая деятельность – учение;
Формируется внутренняя позиция школьника и новая социальная роль ученика;
Приобретаются навыки учебной деятельности;
Повышается психическая напряженность, связанная с учебой.
Факторы, неблагоприятно влияющие на развитие ребенка:
• школьный стресс;
•
•
•
•
•
•
несоответствие методик и технологий обучения;
интенсификация учебного процесса;
нерациональная организация учебы;
недостаточная компетентность взрослых в вопросах развития и здоровья детей;
отсутствие ценности здорового образа жизни в школе и дома;
отсутствие безопасности в семье и школе.
Факторы обучения и воспитания, неблагоприятно влияющие на развитие ребенка:
неадекватный выбор образовательной программы;
неадекватные требования, перегрузки (интеллектуальные, физические,
эмоциональные);
нарушение психического здоровья родителей или педагогов (депрессии,
повышенная тревожность);
негативное поведение взрослых (агрессивность, конфликтность);
неэффективные меры воспитания, не учитывающие индивидуальные потребности и
особенности ребенка;
проблемы детскородительских отношений (жестокость, насилие,
попустительство и др.);
неэффективное взаимодействие родителей и педагогов.
•
•
•
•
•
•
• Реакция младшего школьника на трудности.
Проявляется в острых эмоциональных реакциях (гнев, страх, тоска, вегетативные
нарушения);
Школьная дезадаптация может проявляться в повышении температуры, дневном
энурезе, рвоте;
Проблемы в семье могут вызвать слезливость, расстройство внимания, ночной
энурез
Младшие школьники пока не могут соотнести свои реакции с причинами, их
вызывающими.
Трудности в воспитании и обучении связаны с неадекватными ожиданиями взрослых.
Не воспринимайте младших школьников, как маленьких детей, которые готовы
исполнить любое требование;
Не ожидайте от них запрограммированного поведения;
Не упрощайте внутренний мир ребенка, он намного сложнее, чем, кажется;
Учтите, что они еще не умеют давать обратную связь, не знают, как ответить на
несправедливость и критику;
Они еще не могут объяснить, что обижает и задевает их, что мешает хорошо учиться
и дружить со сверстниками;
Откажитесь от жесткого контроля и чрезмерной опеки
Чему важно научить ребенка в младшем школьном возрасте:
Планировать свою деятельность, т.е. уметь ее организовывать в соответствии с
целью;
Контролировать, т.е. сопоставлять результаты своих действий с намеченной целью;
Находить различные свойства предметов, закономерности в окружающем мире и
использовать их;
Слушать другого человека и выполнять требования;
Анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать, объяснять понятия;
Вступать в контакт со сверстниками, общаться с ними;
Правильно реагировать на различные трудные ситуации;
Уверенно владеть ручкой, ножницами
Относиться к учебе как к очень важному делу;
Развивать речь;
Развивать мелкую моторику;
Развивать координацию движений, физическую ловкость;
Развивать кругозор;
Развивать познавательную активность и самостоятельность
Рекомендации взрослым:
Наблюдайте за изменениями в поведении ребенка.
Относитесь к нему терпеливо.
Если ребенок хочет поговорить, найдите время выслушать его.
Будьте готовы к вопросам и будьте честными в ответах.
Покажите, что плакать или подругому выражать свои эмоции не стыдно.
Обсуждайте вместе с ребенком его изменения. Полезные фразы в общении с ребенком:
«Я знаю, что ты чувствуешь»;
«Это потом пройдет и ты научишься…»; «Скоро у тебя все будет получаться»; «Я думаю,
ты сможешь переделать, если результат получился не очень хорошим»; «Ты молодец и уже
многое научился делать сам»; «Мне нравится как ты проверяешь свою работу».
Старший подросток 15 18 лет.
Юность – переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной
взрослости.
Психофизиологические особенности старшего подростка:
Достижение физической зрелости;
Завершение гормонального взрыва;
Потребность стать внутренне взрослым человеком;
Потребность понять себя, свои возможности, способности и назначение;
Поиск своего места в окружающем мире;
Профессиональное самоопределение;
Недостаточная самостоятельность;
Неадекватная самооценка и уровень притязаний;
Нестабильность конкретных жизненных целей и устремлений;
Сохранение подросткового негативизма;
Проявление максимализма и «чернобелого» мышления;
Склонны принимать крайние позиции и точки зрения;
Недостаточная сформированность навыков общения;
Преобладание эгоцентризма, повышенная потребность в справедливости;
Большое значение человеческих чувств, отношений любви и дружбы;
Излишняя критичность, скептицизм в восприятии других людей;
Не всегда адекватные претензии на статус и роли в различных группах
Неприятие позиций и требований взрослых, снижение уважения и признания их
авторитета;
Стремление к самовыражению, «самопоказыванию», оригинальности;
Ему кажется, что он многое может;
Он начинает всерьез задумываться о будущем;
Он ищет свое место и назначение в жизни;
Он хочет глубже узнать себя и свои возможности;
Он хочет реализовать себя;
Он полон ожиданий и мечтает о великих достижениях;
Он стремиться многое успеть и многому научиться;
Он мечтает о независимости.
Главные инструменты воспитания:
Собственная личностная успешность взрослого;
Предоставление возможностей для самостоятельных решений и передача
ответственности за их последствия;
Партнерское общение, договорные отношения. Если Вы хотите сохранить хорошие отношения важно:
Если есть возможность убеждать, а не приказывать, выбирайте просьбу и
убеждение;
Если есть возможность не подавлять, а строить отношения на равных, выбирайте
партнерские отношения;
Если есть возможность не навязывать чтолибо, а предоставлять свободу выбора,
предоставляйте свободу;
Если есть возможность принять таким, какой есть, то принимайте со всеми
достоинствами и недостатками;
Если есть возможность обучать, обучайте, опираясь на его личный опыт;
Если есть возможность разрешать конфликты мирным путем, то используйте
конфликт для обсуждения ситуации как возможность конструктивных изменений.
Факторы, неблагоприятно влияющие на развитие старшего подростка:
Незавершенность полного физического развития по всем параметрам;
Ощущение своей физической непривлекательности (хотя бы по одному показателю);
Неустойчивость эмоциональной сферы;
Несформированность волевой сферы;
Высокий уровень ситуативной тревожности;
Несформированность навыков самоорганизации и познавательной деятельности;
Задержка развития теоретического мышления.
Конструктивному общению со старшими подростками будет способствовать:
Обучение планированию жизни, ближайших, среднесрочных и долгосрочных планов;
Обсуждение альтернатив предстоящих решений и действий;
Проявление интереса к мнению подростка;
Создание условий для проявления самостоятельности и ответственности;
Исключение тотального контроля, чрезмерного морализирования и избыточной
критики.
Рекомендации для родителей Психологические особенности развития детей в разном возрасте
Рекомендации для родителей Психологические особенности развития детей в разном возрасте
Рекомендации для родителей Психологические особенности развития детей в разном возрасте
Рекомендации для родителей Психологические особенности развития детей в разном возрасте
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.