Рекомендации для учителей по работе с детьми с нарушением зрения
Оценка 4.6
Особые потребности
docx
дефектология
2 кл
28.04.2017
Практические рекомендации для учителей помогут организовать групповую и индивидуальную работу с детьми с нарушениями зрения в зависимости от вида патологии в коррекционных классах и инклюзивно. Разработаны на основе медицинских рекомендаций и наблюдений за детьми, с учетом практического опыта работы в коррекционных классах.
Рекомендации для учителей.docx
Рекомендации для учителей по работе с детьми с
нарушением зрения
в зависимости от вида зрительной патологии
МИОПИЯ (близорукость)
Аномалия рефракции (лучи не доходят до сетчатки).
Опасность: глаз растягивается в переднем и заднем направлении и
может наступить отслоение (ощущение «заискрилось» в глазах).
Рекомендации:
♦обязательно хорошее освещение;
♦нельзя низко наклоняться, беречь спину;
♦исключить сильные физические нагрузки (особенно при высокой
степени близорукости);
♦необходимо укреплять иммунную систему
(недостаток витаминов);
♦ребенок должен сидеть в передней половине класса, ближе к
источнику освещения (окну);
♦освещенность поверхности стола – 500 лк., на занятиях по
труду, при самостоятельной работе 1500 лк.;
♦допустимая зрительная нагрузка10 мин.;
♦зрительная гимнастика не менее 2х раз на протяжении всего
занятия;
♦строгое соблюдение режима для занятий на свежем воздухе,
закаливание;
♦постоянный контроль за осанкой, применение работы, стоя за
столом.
ГИПЕРМЕТРОПИЯ (дальнозоркость)
Аномалия рефракции (лучи сходятся за сетчаткой).
Рекомендации:
♦возможны физические нагрузки;
♦легче смотреть вдаль;
♦предметы для демонстрации, работы крупные, красочные;
♦трудно работать в тетради чаще у доски. АСТИГМАТИЗМ
Рефракция (преломляющая сила) по вертикальным и
горизонтальным осям не одинаковая.
Рекомендации:
♦дети зрительно утомляемы, необходимо снимать напряжение,
постоянно менять виды деятельности.
При смешанном астигматизме ребёнок неправильно видит форму
и величину предмета, поэтому:
♦использовать осязание, дать возможность ощупать предмет,
обследовать руками;
♦ребёнок испытывает затруднения при соединении элементов букв,
линий на чертежах и рисунках;
♦дети не видят чётко границы парты и других плоскостей,
неуклюжи за партой, роняют ручки и другие принадлежности.
АМБЛИОПИЯ
Различные по происхождению формы понижения остроты зрения,
причиной, которого являются функциональные расстройства
зрительного аппарата.
Рекомендации:
♦при выполнении заданий на сравнение предметов по величине и
размеру у ребёнка возникают трудности в определении
насыщенности оттенков, светлоты предметов;
♦допустимая нагрузка 10 минут;
♦отдых для ребенка это работа на слух, устное выполнение
заданий10 минут;
♦использовать такие виды работ, как обводка через кальку
контурных изображений, выкладывание узора с помощью мозаики,
пазлов, рассматривание картинок;
♦использовать трафареты, контурные изображения. КОСОГЛАЗИЕ (девиация)
Отклонение глазного яблока от основной зрительной оси.
Снижение зрительных функций:
♦отсутствует бинокулярное зрение (нет слияния в единый образ):
♦замедляется скорость, точность,
дифференцированность восприятия предметов окружающего мира;
♦существуют трудности в овладении сенсорными эталонами, в
понимании сюжетных картин, в выполнении практических действий,
в ориентировке в пространстве.
СХОДЯЩЕЕСЯ КОСОГЛАЗИЕ
Рекомендации:
♦работать на приподнятой поверхности (подставка);
♦необходимо наличие подставок для чтения учебников и текстовых
материалов;
♦при списывании текст располагать на подставке на удаленном
расстоянии.
РАСХОДЯЩЕЕСЯ КОСОГЛАЗИЕ
Рекомендации:
♦работать на столе, на коленях, на полу используя мелкие детали;
♦использовать индивидуальные карточки, поскольку есть
трудности при списываниис доски;
♦развивать слуховое внимание.
НИСТАГМ
Патология глазодвигательной системы качание глаза по вертикали,
горизонтали, круговые движения глазом.
Причина: поражение ЦНС.
Рекомендации:
♦изза нарушения функция взора недопустимо списывание с доски; ♦работать по индивидуальным карточкам, проговаривая текст
карточки и комментируя выполнение задания;
♦при чтении текста, нижнюю границу строки контролировать с
помощью линейки, через рамочку;
♦смотреть на иллюстрацию, картину через рамочку, т.к. требуется
больше времени на рассматривание изза пропуска деталей;
♦такой ребёнок самым первым начинает читать текст вслух, т.к. не
может следить за текстом;
♦в учебниках и тетрадях должны быть закладки;
♦нельзя нервировать ребенка, т.к. учащаются колебания.
ГЛАУКОМА
Повышение глазного давления по причине нарушения оттока
внутриглазной жидкости.
Рекомендации:
♦недопустимы: резкий эмоциональный
всплеск, переутомление, длительное пребывание в темном
помещении, резкое изменение температуры окружающей
среды,физические нагрузки (наклоны головы и подъем тяжестей):
♦место ученика в передней половине классного помещения;
♦освещенность рабочей поверхности должна быть не ниже 500 лк.;
♦необходимо оборудовать рабочее место ребёнка автономным
освещением (настольная лампа с сенсорным выключателем);
♦допустимая зрительная нагрузка 10 минут, отдых 1
минута (упражнения на восприятие с помощью сохранной
чувствительности других модальностей);
♦исключается участие ребенка в экскурсии, занятии на природе в
жару, на ярком солнце;
♦работать с натуральными изобразительными пособиями без
мелкой деталировки;
подбирать наглядный материал с рельефноцветовым исполнением;
♦при остром приступе снять нагрузку, освободить от занятия,
консультация офтальмолога, тифлопедагога.
КАТАРАКТА
Помутнение хрусталика.
Афакия – оперированная катаракта (глаз без хрусталика). Рекомендации:
♦иметь две пары очков, лупы, хорошее освещение;
♦сидеть в классе во второй половине класса;
♦допустимая зрительная нагрузка 1015 минут, отдых 710 минут
( работа на слух, устное выполнение заданий);
♦использовать демонстрационные приёмы ( показ таблиц, схем,
натуральных пособий);
♦для учащихся с афакией ограничивать физические нагрузки,
исключать резкие движения, поднимать тяжести, недопустимы
сильные сотрясения тела.
Проводится гимнастика для глаз
(Выполняют упражнения по тексту)
А сейчас, а сейчас,
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Вместе дружно открываем,
Снова крепко закрываем и опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не крути влево, вправо посмотри.
Глазки влево, глазки вправо –
Упражнение на славу,
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработал – улыбнись.
Рекомендации для учителей по работе с детьми с нарушением зрения
Рекомендации для учителей по работе с детьми с нарушением зрения
Рекомендации для учителей по работе с детьми с нарушением зрения
Рекомендации для учителей по работе с детьми с нарушением зрения
Рекомендации для учителей по работе с детьми с нарушением зрения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.