Рекомендации к планированию и содержанию работы методических объединений
Цель методической работы: совершенствование профессионального мастерства учителя и повышение профессиональной культуры учителя.
Основные задачи методической работы:
1. Содействие, соуправление, оказание необходимой взаимопомощи в реализации принципов и методи¬ческих приёмов обу... учения, воспитания и развития учащихся;
2. Включение учителей в творческий педагогический поиск - в исследовательскую, инновационную, экспериментальную деятельность;
3. Развитие коллективной творческой педагогической деятельности учителей в процессе методической работы МО;
4. Активизация самостоятельной работы как основы для проявления самовыражения педагога в про¬фессиональной деятельности.Методическая работа – это систематическая, коллективная и индивидуальная деятельность учителей по повышению своей научно - теоретической и методической подготовки и профессионального мастерства в межкурсовой (межаттестационный) период.
Рекомендации к планированию и содержанию работы
методических объединений
Методическая работа
коллективная и
индивидуальная деятельность учителей по повышению своей научно
теоретической и методической подготовки и профессионального мастерства в
межкурсовой (межаттестационный) период.
– это систематическая,
Цель методической работы:
мастерства учителя и повышение профессиональной культуры учителя.
совершенствование профессионального
Основные задачи методической работы:
1. Содействие, соуправление, оказание необходимой взаимопомощи в
реализации принципов и методических приёмов обучения, воспитания и
развития учащихся;
2. Включение учителей в творческий педагогический поиск в
исследовательскую, инновационную, экспериментальную деятельность;
3. Развитие коллективной творческой педагогической деятельности
учителей в процессе методической работы МО;
4. Активизация самостоятельной работы как основы для проявления
самовыражения педагога в профессиональной деятельности.
Основные показатели оценки результативности методической работы в
МО:
1. Целевая направленность деятельности методического объединения на
реализацию единой (для МО) методической темы, на решение
индивидуальных методических тем, взаимосвязанных с методической
темой МО, с задачами работы лицея на учебный год, в соответствии с
программой развития.
2. Ориентация и планирование содержания деятельности МО на
профессиональные запросы учителей МО, администрации лицея (на
основе анализа результатов внутришкольного контроля) через вовле
чение педагогов в различные формы организации методической работы.
3. Творческий подход к решению педагогических проблем.
4. Наличие индивидуальной и коллективной поисковой деятельности, их
коллективная оценка (участниками МО, администрацией лицея,
экспертами вне лицея).
5. Оценка эффективности решения педагогических проблем лицея в
рамках МО.В основе планирования работы МО на определённый срок анализ работы
за предшествующий период.
Объект анализа – совершенствование профессиональной культуры учителя и
влияния учителя на результативность обучения.
Структура анализа системы методической работы МО:
1. Определение общего состояния (оценка) методической работы за
предшествующий период.
2. Результаты деятельности:
сравнительный анализ уровня ЗУ Нов по предметам (предмету) в
динамике по годам (полугодиям). Определение факторов, оказывающих
положительное и негативное воздействие на качество знаний учащихся;
определение на основе показаний оценки результативности работы МО
по совершенствованию педагогического мастерства.
Оценка
деятельности по изучению педагогических технологий; работа по
внедрению новых технологий, методик в образовательный процесс;
оценка эффективности (результативности) самообразовательной работы
по определённой методической теме учителя;
оценка изменений в обустройстве кабинетов, их роль в решении
проблемы МО, лицея.
3. Формулировка выводов, проблем, определение задач работы на следующий
учебный год по направлениям:
повышение качества преподавания (обучения);
совершенствование культуры исследовательского, методического
Труда;
совершенствование воспитательного процесса в формировании
нравственных, трудовых, общеучебных навыков, личностнозначимых
качеств учащихся.
4. Руководителю МО рекомендуем произвести оценку результативности
методической работы по следующим показателям:
1. Целевая и практическая направленность деятельности.
на
2. Ориентация
деятельности
содержания
творческие,
профессиональные запросы учителей.
3. Творческий подход к решению проблем МО.
4. Наличие и коллективная самооценка (оценки) методической работы
членами МО.
5. Оценка эффективности ранее принятых решений.
II. Характеристика кадрового состава учителей МО
№
п/п Ф.И.О.
Образование,
ВУЗ,
год
окончания
Повышение
квалификации
Учебная
нагрузка
Педстаж
Год
аттестации
Звания,
награды,
поощренияIII. Совершенствование педагогического мастерства учителей
определение единой методической темы МО;
определение темы индивидуальной методической работы (темы
самообразовательной работы, индивидуальной проблемы учителя);
Ф.И.О. Тема
самообразования
Год и когда
заслушивается
Практический выход:
доклад,
разработка,
открытый урок и т.д.
Где хранится и
используются
результаты
график целевых взаимопосещений и взаимоконсультаций;
график взаимоанализа ведения документации учителем;
изучение определенных нормативных документов;
представление опыта работы (организация выставок, их защита)
IV. Совершенствование качества ЗУН:
график административных контрольных работ, городских или
контрольных работ, планируемых МО на данный учебный год (по
форме)
Класс Предмет Дата
проведения
Вид
работы
Цель
работы
Место,
анализа
время,
форма
организация работы по преемственности между МО
V. Воспитательная внеурочная работа по предмету
VI. Тема заседаний МО (по форме)
№
п/п
Задачи
заседания Средства Формы
Тема
заседания
работы Действия Результаты Ответственный
VII. Основные элементы структуры заседания (одной из форм работы
МО) в деятельности МО:
1. Решение основного проблемного вопроса.
2. Изучение и анализ затруднений в формировании универсальных учебных
действий учащихся предметного, надпредметного характера, анализ
результативности образовательной деятельности, обмен опытом обучения
«трудных» разделов программ и другое.
3. Рассмотрение других плановых вопросов, входящих в компетенцию
методического объединения.
VIII. Примерные формы работы МО:
1. Целевые взаимные посещения учебных занятий (например, с целью
обучения анализу учебного занятия, выработки определённых приёмов и др.)
2. Открытые уроки, поиск, оценка эффективности учебного занятия.3. Публичное представление опыта работы в сочетании с практической
демонстрацией, иллюстрацией на учебных занятиях.
4. Разработка рекомендаций, памяток, инструкций, пособий для учащихся и
т.д.
5. Подготовка, проведение и участие в семинарах, педчтениях, выставках,
фестивалях и т.д..
6. Анализ рабочих материалов учителя (конспектов уроков, тематических
разработок, дидактического материала, памяток и т.д).
7.Изучение новинок методической литературы, педагогической литературы,
нормативных документов.
8. Организация методической копилки: традиционные и новые технологии
обучения; методические приёмы в практике обучения; ресурсы Интернета для
учителя и др.
9. Анализ, представление итогов самообразовательной работы или этапа
работы по методической теме.
10. Анализ содержания программ, учебных пособий, их сравнительная
характеристика.
11. Обобщение опыта; работа лаборатории и мастерской передового опыта.
12. Индивидуальная работа с учащимися; с аттестуемыми учителями МО; с
начинающими (молодыми) учителями по отдельным вопросам УВП и др.
13. Взаимоанализы диагностической деятельности педагога (результативность
обучения, сформированность ЗУНов, компетентностей учащихся).
14. Внеклассная воспитательная работа: организация недель (декад) по
предмету, планирование учителем и МО участия обучающихся в конкурсах,
олимпиадах, результативность (статистика, реализация индивидуального
сопровождения учащихся).
15. Совершенствование кабинетной системы: внедрение компьютерной и
видеотехники в учебный процесс в условиях кабинетной системы обучения.
16. Анализ хода и результатов индивидуальной и коллективной работы над
единой методической темой.
IX. Частота заседаний МО с участием всех членов МО не менее двух раз
в четверть.