Разговор о тревожном ребенке необходимо начать с рассмотрения основных понятий — страх, тревога, тревожность.
Страх — это сильная эмоциональная реакция на объект, который воспринимается человеком как опасный. Страхи всегда конкретны – страх темноты, высоты, животных и т.д. Возникает всегда при обнаружении человеком такого объекта. Страхи могут быть вызваны как реальными объектами, так и фантазиями. Страхам необходимо посвятить отдельную статью. В данном контексте определение страхов нам необходимо для того, чтобы отличать их от тревожности и тревоги.
Тревога — это ситуативное проявление волнения и беспокойства.
Рекомендации по работе с тревожными детьми:
1. Поручение, которое дается ребенку, должно
соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить
слишком сложные, непосильные занятия, вы заранее
обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на
снижение самооценки, на неудовлетворенность собой.
2. Повышать самооценку тревожного ребенка, для чего
любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна
предваряться словами, выражающими уверенность в его
успехе (“У тебя это должно получится”, “Ты это умеешь
хорошо делать”). При выполнении заданий необходим
общий положительный эмоциональный фон.
3. Сравнение должно быть только с собственными успехами и
неудачами ребенка (“Посмотри, сегодня ты меньше
постарался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в
прошлый раз. Но я думаю, завтра ты сможешь сделать
лучше”). Оптимистические прогнозы “на завтра” не дают
ребенку повода считать себя безнадежным и способствуют
повышению уверенности в себе.
4. Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации
соревнования, публичного выступления. Не рекомендуется
давать тревожным детям задания типа “кто первый”.
5. Ситуация публичного выступления также является
стрессовой, поэтому не следует настаивать на том, чтобы
ребенок отвечал перед всей группой: его ответы можно
выслушать индивидуально.
6. Детская тревожность часто вызывается неизвестностью.
Потому, предлагая ребенку задание, необходимо подробно
выстраивать пути его выполнения, составить план: что мы
делаем сейчас, что потом и т.д.
7. Осторожно и дозировано использовать критику, т.к.
тревожные дети болезненно реагируют на нее. Старайтесь
не стыдить ребенка, особенно в присутствии его
одноклассников.
8. По возможности объясняйте новый материал на знакомых
примерах.
9. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.10.
Хвалите ребенка даже за незначительный успех.
Не ставить ребенка в ситуацию неопределенности,
. Не включаться в игру его болезней, дать работу,
11.
12.
неизвестности.
когда здоров.
13.
14.
Включать в общественные посильные дела.
Хвалить за самостоятельность.
15.
Стимулировать личную ответственность, делать
акцент вопросом «для кого это сейчас важно или кому это
нужно».
16.
Не создавать напряжения во взаимоотношениях
(отношения устанавливать ровные, открытые. Ребенок
должен понимать ваши эмоции и чувства к нему.
Негативизм относить к своему поступку, но не к личности
в целом. Ребенок должен расстаться с вами успокоившись).
17.
18.
Если уровень его притязаний завышен, необходимо
определить адекватный.
Периодически давать понять, что можно к Вам
обратиться за помощью.
19.
Иногда можно позволить отвечать с места или
письменно.
20.
«Разрешить» ошибаться и спокойно относиться к
ошибкам, мотивировать желание их исправить, находя при
этом разные варианты решения проблемы.
21. Осторожно и дозировано использовать критику.
Оценивать не личность, а поступок или действие.
Стараться более развернуто объяснять, что именно не так
и почему, а так же делать акцент на том, ЧТО именно
нужно переделать или сделать.