Рекомендации по составлению рабочей программы
Оценка 4.6

Рекомендации по составлению рабочей программы

Оценка 4.6
Документация
doc
классное руководство
1 кл
30.01.2018
Рекомендации по составлению рабочей программы
т т тт т т т т т т т т т т т т т т т т т т т т т т т т т т т т т т т т т т т т т т
рекомендации по составлению рабочей программы.doc
Формируем профессиональные компетенции Рекомендации для учителей по составлению рабочей программы учебного предмета, курса Е.Ю. Ривкин  канд. пед. наук, методист   ГБОУ г. Москвы "Школа с углубленным изучением французского языка № 1251 имени генерала Шарля де Голля"  На какие нормативные и методические документы следует прежде всего обращать внимание при подготовке рабочих   программ? Автор   статьи   детально   рассматривает   содержание   и   оформление   рабочей   программы: пояснительная   записка,   общая   характеристика   учебного   предмета,   курса,   место   в   учебном   плане   и   др. Приведены макеты каждого раздела. Особое внимание уделено разделам: учебно­методическое и материально­ техническое обеспечение, планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. А также все, что должен указывать учитель в аннотации к рабочей программе. Необходимость   подготовки   программ   учебных   предметов, курсов Программы   отдельных   учебных   предметов,   курсов   должны   быть   представлены   в содержательном   разделе основной образовательной программы (далее — ООП) основного общего образования каждой образовательной организации (далее — ОО) согласно п. 14 федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от  17.12.2010 № 1897.  В пункте 18.2.2 ФГОС основного общего образования указано, что программы отдельных учебных предметов, курсов   должны   обеспечивать   достижение   планируемых   результатов   освоения   ООП   основного   общего образования.   Программы   отдельных   учебных   предметов,   курсов   разрабатываются   на основе   требований к результатам освоения ООП с учетом основных направлений программ, включенных в структуру ООП.  Структура программы Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:  1. Пояснительную   записку,   в которой   конкретизируются   общие   цели   основного   общего   образования с учетом специфики учебного предмета, курса.  2. Общую характеристику учебного предмета, курса. 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане. 4. Личностные,   метапредметные   и предметные   результаты   освоения   конкретного   учебного   предмета, курса.  5. Содержание учебного предмета, курса. 6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. 7. Описание   учебно­методического   и   материально­технического   обеспечения   образовательной деятельности.  8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. Согласно статье 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от  29.12.2012 №  273­ ФЗ (далее — Федеральный закон №   273­ФЗ) информация о рабочих программах учебных курсов, аннотация к программе   может   быть   размещена   на сайте   ОО.   Пункт 3.4.   Требований   к структуре   официального   сайта образовательной   организации   в   информационно­телекоммуникационной   сети   Интернет   и формату представления   на нем   информации,   утв.   приказом   Рособрнадзора   от   29.05.2014   № 785,   регламентирует размещение   следующей   информации   в подразделе   сайта   «Образование»:   «Подраздел   должен   содержать информацию   <…>   об описании   образовательной   программы   с приложением   ее копии,   <…>   об аннотации к рабочим   программам   дисциплин   (по каждой   дисциплине   в составе   образовательной   программы) с приложением их копий (при наличии), <…> о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов,   курсов,   дисциплин   (модулей),   практики,   предусмотренных   соответствующей   образовательной программой   <…>».   Поэтому   вопрос   о размещении   копий   рабочих   программ   учебных   предметов,   курсов регулируется ОО самостоятельно, как правило, Положением о рабочих программах1.  Кроме того, согласно ст. 34 обучающиеся имеют право на ознакомление с учебной документацией, другими документами,   регламентирующими   организацию   и осуществление   образовательной   деятельности   в ОО. Размещение   рабочих   программ   и аннотаций   к ним   на сайте   ОО является   как   механизмом   общественно­ государственного   регулирования   образования,   так   и источником   информации   для   родителей   (законных представителей) при выборе родителями ОО для обучения своих детей.  Таким образом, к началу учебного года учитель стоит перед необходимостью разработки рабочих программ всех преподаваемых им учебных предметов, курсов и написания аннотаций к ним, т. к. он  должен реализовать свое   право   на участие   в разработке   образовательных   программ,   учебных   планов,   календарных   учебных графиков,   рабочих   учебных   предметов,   курсов,   дисциплин   (модулей),   методических   материалов   и иных компонентов образовательных программ согласно пп. 3, 5 ч. 3 ст. 47 Федерального закона №   273­ФЗ.      В то же время, согласно п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона №   273­ФЗ, педагогические работники обязаны осуществлять   свою   деятельность   на высоком   профессиональном   уровне,   обеспечивать   в полном   объеме реализацию преподаваемого учебного предмета в соответствии с утвержденной рабочей программой.    При   подготовке   рабочих   программ   рекомендуем   обратить   внимание   на следующие   нормативные и методические документы:  1.   Порядок   организации   и осуществления   образовательной   деятельности   по основным   общеобразовательным программам —   образовательным   программам   начального   общего,   основного   общего   и среднего   общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от   30.08.2013 № 1015 (п. 19.1 об  объеме домашних заданий по всем учебным предметам).    2.   Методические   рекомендации   по вопросам   введения   федерального   государственного   образовательного стандарта основного общего образования (далее — Методические рекомендации по вопросам введения ФГОС основного   общего   образования),   направленные   письмом   Минобрнауки   России   от   07.08.2015   № 08–1228 (в частности,   вопрос   11   «На основе   каких   нормативных   документов   разрабатываются   рабочие   программы учебных   предметов?»   и вопрос   12   «Что   должны   включать   в себя   рабочие   программы   учебных   предметов и курсов?»).  Ниже   приводятся   комментарии   по содержанию   разделов   и макеты   для   оформления,   требующие наполнения учителем — разработчиком программы. Содержание  и оформление  рабочей  программы  отдельных учебных предметов, курсов Пояснительная записка В пояснительной записке  (форма 1) конкретизируются общие цели и задачи основного общего образования (приведенные   в примерных   программах   по предметам)   с учетом   специфики   учебного   предмета,   курса.   При формулировке задач указываются следующие сведения:       особенности данного класса, специфика ОО; связь с программой развития универсальных учебных действий2 (далее — УУД);  с использованием   какого   учебно­методического   комплекса   (далее —   УМК)   или   какой   завершенной предметной линии учебников предполагается реализация данной программы;  особенности программы, ее отличие от аналогичных программ; структура   курса   (с указанием   разделов   программы)   и перечисление   возможных   форм   организации образовательной деятельности сообразно возрасту обучающихся.  Общая характеристика учебного предмета, курса Эта часть программы определяет место учебного предмета, курса (форма 2) в решении общих целей и задач на уровне основного общего образования. Общая характеристика конкретного учебного предмета приведена в примерной ООП основного общего образования и требует уточнения следующих пунктов:   особенностей   конкретной   ОО (учет   профиля   и специфики,   традиций,   особенностей   содержания, изучения учебного предмета и др.);  особенностей и форм организации образовательной деятельности;   форм контроля и оценки образовательных результатов;   межпредметных связей. возможности интеграции с внеурочной деятельностью (например, на основе метода проектов); Место в учебном плане В разделе   рабочей   программы,   посвященной   описанию  места   учебного   предмета,   курса   в учебном   плане (форма 3) приводится:    распределение часов на изучение предмета по классам согласно учебному плану ОО; резерв свободного учебного времени в часах и/или процентах от общего количества, который может быть использован для реализации оперативных задач образовательной деятельности. Содержание учебного предмета, курса Раздел  «Содержание учебного предмета, курса»  (форма 4) является основной частью рабочей программы. Он строится по разделам и темам в соответствии с примерной ООП основного общего образования по предмету, курсу   примерной   программы   учебного   предмета   (курса),   в т. ч.   УМК   (учебника   завершенной   предметной линии), с учетом (на основе авторской программы) УМК (учебника завершенной предметной линии).    Пример   оформления   раздела   «Содержание   учебного   предмета,   курса»   представлен   в письме   Минобрнауки России от  11.09.2014 № 08–1253 «О примерной рабочей программе учебного предмета „Музыка“».  В описание содержания тем учебной программы включается:      название темы; необходимое количество часов для ее изучения; планируемые   результаты   (обобщенные   требования   к знаниям   и умениям   обучающихся   по теме (см. примерную ООП основного общего образования по предмету));  содержание учебного материала (см. примерную рабочую программу по предмету, курсу); темы практических и лабораторных работ (см. примерную программу по предмету). Содержание   по предмету,   представленное   в ООП,   должно   в обязательном   порядке   коррелировать   с тем содержанием, которое есть в рабочей программе учебного предмета, курса, т. к. объем времени, выделяемый на изучение   учебного   предмета,   определяется   с учетом   примерного   учебного   плана   основного   общего образования,   различные   варианты   которого   включены   в примерную   основную   образовательную   программу основного   общего   образования   п. 12 Методических   рекомендаций   по вопросам   введения   ФГОС   основного общего образования.    Тематическое планирование Тематическое   планирование   в рабочей   программе   состоит   из тематических   блоков,   объединяющих   ряд дидактических   единиц   соответствующего   раздела   содержания   учебного   предмета,   курса,   рассчитанных на изучение в течение нескольких уроков.  Обязательной   частью   тематического   планирования   является   определение   основных   видов   образовательной деятельности обучающихся для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов освоения ООП (п. 12 Методических рекомендаций по вопросам введения ФГОС основного общего образования).  Тематическое планирование раскрывает последовательность изучения разделов и тем программы, указанных в разделе   «Содержание   учебного   предмета,   курса».   В тематическом   планировании   учитель   показывает распределение учебных часов по разделам и темам из расчета общего количества часов по учебному предмету, указывает основные виды учебной деятельности.  Тематический план может включать следующие позиции:  № урока (1);   тема раздела, урока (столбец 2)    количество часов (столбец 3) основные виды учебной деятельности обучающихся (столбец 3); наименование оценочных средств (столбец 4) практические, лабораторные и проектные работы (5); интернет­ресурсы (6);      материально­техническое оснащение (7);   дидактическое оснащение (8); домашнее задание (9). В связи   с необходимостью   организации   системной   работы   по подготовке   обучающихся   к государственной итоговой аттестации (далее — ГИА) и к олимпиадам, рекомендуется дополнить тематический план еще двумя позициями:   задания   для   подготовки   к ГИА   (16)   и задания   для   подготовки   к олимпиадам   (17).   Макет тематического планирования представлен в форме 5.  В процессе   планирования   домашнего   задания   обучающихся   учителю   необходимо   учитывать   требования Методических рекомендаций  по организации самоподготовки учащихся при осуществлении образовательной деятельности   по основным   общеобразовательным   программам —   образовательным   программам   начального общего, основного общего и среднего общего образования, направленных письмом Минобрнауки России от  18.06.2015 №   НТ­670/08. Также необходимо учитывать рекомендации СанПиН 2.4.2.2821–10 « Санитарно­ эпидемиологические   требования   к условиям   и организации   обучения   в общеобразовательных   учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от  29.12.2010 № 189: объем домашних заданий   (по всем   учебным   предметам)   должен   быть   таким,   чтобы   затраты   времени   на его   выполнение не превышали (в астрономических часах):       в  4­5­х классах — 2 ч; в  6­8­х классах — 2,5 ч; в  9­х классах — до 3,5 ч. Учебные   предметы,   требующие   больших   затрат   времени   на домашнюю   подготовку,   не должны группироваться в один день.  Учебно­методическое   и   материально­техническое обеспечение В разделе  «   Учебно­методическое   и   материально­техническое   обеспечение   образовательного процесса»  приводится   учебно­методическое   и   материально­техническое   обеспечение,   необходимое   для реализации данной программы:  основная учебная литература; дополнительная учебная литература; учебные и справочные пособия; учебно­методическая литература для учителя; дидактические материалы;       материально­техническое обеспечение;  перечень рекомендуемых средств информационно­коммуникационных технологий, внедрение которых необходимо учителю, перечень технических средств обучения;  дидактические материалы и цифровые образовательные ресурсы.  Планируемые   результаты   изучения   учебного   предмета, курса Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса  указываются применительно к конкретному учебному   предмету,   курсу,   содержание   которых   отражено   в рабочей   программе.  Перечень   планируемых результатов   приведен   в     разделе   1.2.2   ООП   основного   общего   образования.   Макет   раздела   «Планируемые   результаты изучения учебного предмета, курса» включает наименование раздела программы / или темы / или вида деятельности.  Следует обратить внимание на то, что предметные результаты освоения программы учебного предмета или   курса   представлены   в соответствии   с группами   результатов   учебных   предметов,   раскрывают и детализируют их. Предметные результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться», относящихся к каждому учебному предмету (в соответствии  с п. 1.2.2 «Структура планируемых результатов примерной ООП основного общего образования»).  Аннотация к рабочей программе В аннотации к рабочей программе учитель указывает:   место учебного предмета, курса в структуре ООП;  нормативно­правовые   документы,   в соответствии   с требованиями   которых   разработана   рабочая программа (ФГОС по уровням общего образования, примерная ООП по уровням общего образования, Положение о рабочей программе в ОО и др.);  количество часов для реализации программы; информацию   о дате   рассмотрения   на заседании   профессионального   сообщества   (методического объединения, предметной кафедры  и др.), утверждения / принятия / согласования с коллегиальными органами   управления   ОО (педагогический   совет,   управляющий   совет   в составе   ОО и т. п.),   а  также номер протокола;  цель реализации программы; перечень учебников (УМК) и пособий, которые необходимо использовать для обеспечения реализации программы;  описание   системы   необходимых   педагогических   технологий   (рефлексивного   обучения,   проектные, модульного   обучения,   проблемного   обучения,   коллективного   взаимодействия,   информационно­ коммуникационные и др.);  требования к уровню подготовки обучающихся;     методы и формы оценки результатов освоения программы.     

Рекомендации по составлению рабочей программы

Рекомендации по составлению рабочей программы

Рекомендации по составлению рабочей программы

Рекомендации по составлению рабочей программы

Рекомендации по составлению рабочей программы

Рекомендации по составлению рабочей программы

Рекомендации по составлению рабочей программы

Рекомендации по составлению рабочей программы

Рекомендации по составлению рабочей программы

Рекомендации по составлению рабочей программы

Рекомендации по составлению рабочей программы

Рекомендации по составлению рабочей программы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2018