Образовательные учреждения должны создать условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности. В качестве внешних экспертов необходимо привлекать работодателей и преподавателей, читающих смежные дисциплины. Кроме индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки : рецензирование и оппонирование студентами работ друг друга, экспертные оценки группами , состоящими из студентов, преподавателей и работодателей.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ РАБОТЫ
ЦИКЛОВЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ КОМИССИЙ ВМК
2015/2016 учебный год
Основной из важнейших задач методической работы колледжа является: Реализация
Для целей настоящего
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Федерального закона применяются следующие основные понятия:
1) образование единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся
общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и
государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок,
опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального,
духовнонравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека,
удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
2) воспитание деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовнонравственных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства;
3) обучение целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению
знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию
способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у
обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;
4) уровень образования завершенный цикл образования, характеризующийся определенной
единой совокупностью требований;
Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные
требования обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ;
3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня
образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и
направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных
требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
В соответствии с требованиями ФГОС образовательные учреждения обязаны обеспечить
гарантию качества подготовки, в том числе путем разработки объективных процедур оценки уровня
знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников. Оценка качества освоения ООП должна
включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую
государственную аттестацию выпускников. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает:
формы и процедуры текущего контроля и промежуточной аттестации, обучающихся по
•
каждой дисциплине;
фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и уровень
Фонды оценочных средств в соответствии с требованиями ФГОС должны:
•
полно и адекватно отображать требования ФГОС, соответствовать целям и задачам
учитывать все виды связей между знаниями, умениями, навыками, которые позволяют
установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности;
•
обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных
компетенций выпускников и степень общей готовности выпускников к профессиональной
деятельности;
•
•
предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности;
включать типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля.
Образовательные учреждения должны создать условия для максимального приближения
приобретенных компетенций.
ООП и ее учебному плану;
•
•программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей
профессиональной деятельности. В качестве внешних экспертов необходимо привлекать работодателей и
преподавателей, читающих смежные дисциплины. Кроме индивидуальных оценок должны
использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование и оппонирование студентами работ друг
друга, экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей.
Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования
должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от
расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать
разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на
свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека,
формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно
нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и
профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения отличаются от
стандартов предыдущих поколений компетентностным подходом к ожидаемым результатам
образования. Данный подход отражает перенос акцента с содержательной составляющей образования на
его результат в компетентностном выражении. Таким образом, Компетентностный подход во главу угла
ставит результаты образования в виде комплекса сформированных компетенций, ориентированного на
задачи будущей профессиональной деятельности выпускника и отвечающего внешним требованиям к
качеству образования со стороны государства, общества, личности. В условиях смены ориентиров
отечественной системы образования на формирование и развитие компетенций обучающихся неизбежно
не только изменение структуры и обновление содержания образования, развитие новых
образовательных технологий и методов обучения, форм организации учебного процесса, но также
модернизация технологий и инструментов оценивания достигнутых результатов образования.
Требования к уровню нравственного и интеллектуального развития выпускника выражены в виде
общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций. Они представляют собой основу и для
объективной оценки деятельности конкретного образовательного учреждения.
Для формирования компетенций при организации учебного процесса необходимо использовать
инновационные образовательные технологии:
• интерактивные лекции;
• компьютерные симуляции;
• анализ деловых ситуаций на основе кейсметода и имитационных моделей;
• деловые и ролевые игры;
• психологические и иные тренинги;
• групповые дискуссии и проекты;
• обсуждение результатов работы студенческих исследовательских групп;
• участие в телеконференциях;
• иные технологии (в соответствии со спецификой программы подготовки) и др.
При планировании работы на 2015/2016 учебный год, председатели ЦМК должны
руководствоваться следующими рекомендациями:
1. политика в области качества ВМК;
2. методические рекомендации по организации работы цикловых методических комиссий в
ПОАНО «Владивостокский морской колледж»
3. работа по комплектации Портфолио преподавателя;
4. работа над учебнометодическим комплексом по дисциплинам и модулям (УМКД);
5. работа над рабочими учебными программами по дисциплинам, профессиональным модулям
и видам производственных практик;
6. внедрение в учебный процесс активных методов обучения и передовых компьютерных
технологий;
7. принимать активное участие в проектах: федеральный интернетэкзамен в сфере
профессионального образования (ФЭПО), интернеттренажеры в сфере образования, что позволит
получить внешнюю независимую оценку уровня образовательных достижений курсантов на каждом
этапе обучения в колледже;8. методическое обеспечение учебного процесса и самостоятельной работы курсантов;
9. создание материалов организационного и методического направления по тестированию;
10.
11.
создание междисциплинарных комплексных заданий;
создание Контрольнооценочных средств (КОС) и Контрольноизмерительных
материалов (КИМ) по дисциплинам и модулям;
уровнем изучения передового опыта работы преподавателей;
уровнем подготовки специалистов (выпускников);
12.
13.
14. устранением недостатков, обобщением и распространением педагогического опыта;
15. рекомендациями вышестоящих организаций;
План должен отражать:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Задачи на новый учебный год;
Организационную работу;
Учебновоспитательную работу;
Учебнометодическую работу;
Повышение квалификации преподавателей;
Изучение и обобщение передового педагогического опыта;
Контроль учебновоспитательного процесса;
1
1.1
1.2
1.3
2
2.1
Организационнопедагогическая работа
Наличие документации:
планы работы ЦМК, кабинетов;
график проведения заседаний ЦМК;
протоколы заседаний ЦМК;
отчеты о работе ЦМК, кабинетов, преподавателей.
Проведение заседаний ЦМК:
число проведенных заседаний;
тематика заседаний, её соответствие задачам работы ЦМК;
протоколы заседаний ЦМК (по материалам заседаний ЦМК).
Условия работы ЦМК:
наличие и состояние помещения;
оборудование;
система размещения документов и материалов для работы ЦМК;
оформление.
Учебная и научнометодическая работа
Наличие документации:
приказы, распоряжения, инструктивные материалы;
Учебнометодический комплекс, включающий: ФГОС, учебные планы, программы, КТП,
дидактические материалы, материалы для проведения контрольных, курсовых работ, семестровых
экзаменов;
программа итоговой Государственной аттестации выпускников;
индивидуальные планы и отчеты преподавателей;
методические разработки и отчеты преподавателей;
методические разработки и другие материалы для обеспечения образовательного
процесса;
график открытых уроков и взаимопосещений;
материалы для проведения контроля за учебновоспитательным процессом и работой
преподавателей.
2.2
Научная и учебнометодическая работа:
сообщения, доклады, разработки преподавателей (число, тематика, соответствие
задачам работы ЦМК, рецензии);
2.3
материалы по организации работы с неуспевающими студентами (виды, оформление).
Работа по изучению и обобщению передового педагоги
план повышения квалификации и переподготовки преподавателей ЦМК (число по
ческого опыта:
плану, число прошедших обучение, переподготовку, отзывы и предложения, число преподавателей,
обучающихся в учебных заведениях);
освоены новые педагогические технологии обучения;
внедрены в практику работы новые материалы, разработки, пособия, созданные
преподавателями ЦМК;
участие в конкурсах, смотрах, выставках и других мероприятиях, организованных
внутри и вне техникума;
оформлены материалы, стенды, альбомы.
2.4 Контроль учебновоспитательного процесса:
проверка, анализ, рецензирование рабочих программ, КТП, материалов контрольных,
курсовых работ, материалов к экзаменам (семестровым и итоговым), классных журналов;
проведение и анализ результатов собеседования с курсантами (тематика, выводы и
предложения);
проведение открытых занятий, взаимопосещений (число, тематика, выводы и
предложения по улучшению работы преподавателей).
3 Учебновоспитательная работа
3.1
Наличие документации:
программы «дней открытых дверей»;
программы и материалы по проведению творческих «недель» (по дисциплинам, циклам
дисциплин);
3.2
график посещения выставок, экскурсий, музеев и других мероприятий;
материалы по планированию творческой работы курсантов;
отчеты, рецензии;
количество проведенных внеклассных мероприятий, оформление.
Контроль за учебновоспитательным процессом:
проверка качества материалов воспитательной деятельности;
посещение мероприятий по учебновоспитательной работе (количество, соответствие
тематики планам, выводы и предложения).
Методист колледжа
А.С.Кантаева