Рекомендации родителям детей с СДВГ.
Оценка 4.7

Рекомендации родителям детей с СДВГ.

Оценка 4.7
Работа с родителями
doc
психологическая работа +1
Детсад
18.03.2018
Рекомендации родителям детей с СДВГ.
Для эффективной помощи этим детям специалисты предлагают использовать комплексный подход, сочетающий в себе медицинские, психологические и педагогические методики.Родители гиперактивных детей, как правило, испытывают много трудностей при взаимодействии со своими детьми. От стремления жесткими мерами бороться с «непослушанием» ребенка до предоставления ребенку полной свободы действий, махнув на все рукой. Поэтому с ними надо проводить планомерную разъяснительную работу.
рекомендации родителям по СДВГ.doc
Рекомендации родителям.   ПСИХОЛОГО­ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ. Клиническая   картина   синдрома   дефицита   внимания   с   гиперактивностью включает 90 факторов. При таком большом количестве нарушений маловероятно найти лекарственное средство для излечения этого заболевания. Для эффективной помощи этим детям специалисты предлагают использовать комплексный   подход,  сочетающий   в   себе   медицинские,   психологические   и педагогические методики. Проблему   гиперактивных   детей   лучше   решать   «всем   миром».   Каждый специалист,   работающий   с   ребенком,   может   внести   свой   вклад   в   его выздоровление.   В   школе   и   детсаду   организуется   группа   индивидуального сопровождения   детей   «группы   риска»:   врач,   психолог,   педагог,   логопед, социальный педагог. Из всех психолого­педагогических методик самая важная —  поведенческая терапия. Ее цель — изменить ближайшее окружение ребенка, отношение учителей и родителей, создать благоприятную среду для развития. Большое   внимание   уделяется   консультированию   родителей   гиперактивных детей.   За   рубежом   существуют   центры   психологической   помощи,   в   которых проводится специальное обучение родителей. Во многом от их усилий и желания помочь своему ребенку зависит успех лечения. От того, как они умеют общаться со своим ребенком, как организуют его свободное время, учитывают ли особенности ребенка при подготовке к учебным занятиям, во многом зависит успешность лечения. Поведенческая   программа   коррекции   направлена   на   изменение   окружения ребенка   в   школе   и   дома.   Это   позволит   создать   благоприятные   условия   для преодоления отставания в развитии психических функций. Главное   место   в   коррекционной   работе   отводится   консультированию родителей. Родители гиперактивных детей, как правило, испытывают много трудностей при взаимодействии со своими детьми. От стремления жесткими мерами бороться с «непослушанием» ребенка до предоставления ребенку полной свободы действий, махнув   на   все   рукой.   Поэтому   с   ними   надо   проводить   планомерную разъяснительную работу. Работа строится в двух направлениях: 1. Просветительские беседы. 2. Практические занятия (игровая терапия, тренинги). Вначале   психологи   и   социальные   педагоги   информируют   родителей   о синдроме дефицита внимания и гиперактивности. Каковы проявления, течение и прогноз   заболевания.   Как   идет   развитие   детей,   почему   они   не   могут соответствовать общим требованиям? В процессе работы необходимо убедить родителей, что от их понимания и участия в жизни ребенка зависит то, вырастет ли он полноценным человеком и какое место займет во взрослой жизни. На   практических   занятиях   родителей   обучают,   как   правильно   общаться   с ребенком,   как   организовывать   его   жизнь,   питание,   домашнюю   среду,   как контролировать   его   деятельность   и   направлять   активность   в   полезное   русло, готовить домашние занятия, играть и т.д. Домашняя программа коррекции включает: *      изменение   системы   воспитания:  от   наказания   —   к   поддержке;   от авторитарного контроля к сотрудничеству; *       изменение  поведения   самих   родителей   и   их   отношения   к   ребенку (демонстрировать   спокойное   поведение,   избегать   слов   «нет»   и   «нельзя», взаимоотношения с ребенком строить на доверии и взаимопонимании); *     изменение  психологического микроклимата в семье  (взрослые должны меньше   ссориться,   больше   времени   уделять   ребенку,   проводить   досуг   всей семьей); * специальную поведенческую программу, предусматривающую преобладание методов поддержки и вознаграждения; *   организацию режима дня и места для занятий; *      поведенческую   терапию,  с   помощью   которой   происходит   тренировка слабо развитых психических функций. Работа с родителями начинается с анализа системы воспитания в семье. В процессе   работы   происходит   переориентация   взглядов   и   смена   приоритетов авторитарного контроля на демократичное взаимодействие и сотрудничество. Вырабатывается   система   воздействия:   вместо   физического   наказания   и психологического давления — совместное обсуждение поступков, гибкая система поощрений и поддержки, свобода выбора и ответственность за свои поступки. Во   время   семинаров   и   тренингов   взрослые   учатся   правильному демократичному общению, способам решения конфликтов, методам релаксации и аутотренинга. Типы неправильного воспитания 1. Неприятие. Это те семьи, где рождение ребенка было нежелательным или, например, вместо долгожданного мальчика родилась девочка. 2.  Гиперсоциальное   воспитание.  Причина   в   неправильной   ориентации родителей. Это слишком «правильные» люди, они стараются воспитать идеального ребенка. 3. Тревожно­мнительное воспитание. Этот ребенок ­единственный в семье. Родители испытывают болезненную тревожность за ребенка. 4. Эгоцентрическое воспитание.  Ребенку (часто единственному) навязывают представление о себе как «сверхценности». Он — кумир. В результате он при­ выкает не принимать во внимание интересы окружающих. 5. Педагогическая запущенность. Специально воспитанием ребенка никто не занимается.  Существуют  три   «западни», воспитании гиперактивного ребенка:  которые   подстерегают   родителей   при 1. Недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого медицинским уходом. 2. Недостаток твердости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребенка. 3. Неумение воспитывать в детях навыки управления агрессией и гневом. Пути преодоления 1. Больше общаться с ребенком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры, беседовать «по душам». 2. Составить список запретов и четко ему следовать. 3. Составить список того, что должны проконтролировать родители (сегодня, завтра, через неделю). 4. Осуществлять работу с гневом (можно использовать методику «Лестница гнева»). Что делать, если в семье гиперактивный ребенок? Как общаться с ним? Каким должен   быть   для   него   режим   дня?   В   какие   кружки   ему   можно   ходить?   Как готовить домашние задания? Чем в целом может помочь малышу его семья? Это   те   вопросы,   перед   решением   которых   стоят   родители   гиперактивных детей. Давайте попробуем разрешить их вместе. Режим дня В душе гиперактивного ребенка царит хаос. Обязательно надо упорядочить его   жизнь.   Только   строгий   режим   дня   даст   вам   возможность   контролировать ребенка. Чем яростней бушует стихия, тем крепче должны быть берега. Повесьте на стену подробный распорядок дня и апеллируйте к нему как к закону. Строгое соблюдение режима дня позволит вашему ребенку: а)   обучаться   структуре   деятельности.   Это   позволит   ему   больше концентрироваться на своих обязанностях, учиться саморегулированию; б) не переутомляться, вовремя есть и вовремя отдыхать. Разрабатывая режим дня, учтите основные принципы: — режим дня должен быть разработан на длительное время; — должен быть удобен вам и вашему ребенку; — не должен мешать посещать детские образовательные учреждения; — должен учитывать индивидуальные биоритмы ребенка и его интересы. Игра Игра — ведущая деятельность ребенка. Как играет гиперактивный ребенок? Из­за сложностей с концентрацией внимания такой ребенок редко доводит начатую игру до конца. Он может перескакивать с одной игры на другую, ему сложно дождаться очереди в групповой игре, трудно придерживаться всех правил. Обратите внимание, как играет ваш ребенок. Чего в играх он избегает, что у него   получается   хуже   всего.   Научите   его   с   помощью   игры   концентрировать внимание и доводить начатое дело до конца. Начинайте с простых игр с небольшим количеством правил. Если ребенок отвлекся — позвольте ему это, а потом опять вернитесь к предыдущей игре. Играйте   с   ребенком   в   ролевые   игры.   Предложите   ребенку   разные   игры, следите, чтобы он побывал и в активной, и в пассивной позиции. Например, если вы играете в школу, то по очереди он должен побыть и учителем, и учеником. Самооценка у гиперактивного ребенка, как правило, снижена. Поэтому особое внимание   при   воспитании   такого   ребенка   следует   уделять   формированию адекватной самооценки. Для этого в общении с ним придерживайтесь следующих правил: 1. Не ругайте ребенка при ком­то. Все спорные вопросы выясняйте наедине. 2.   Не   прибегайте   к   физическому   наказанию.   При   общении   с   ребенком избегайте оценивания его личности. Если он поступил плохо, не говорите ему, что он   плохой.  Скажите,  что   это   был   плохой   поступок.   Не   сравнивайте   ребенка   с другими детьми. 3. Умейте признавать свои ошибки при ребенке. Этим вы покажете малышу, что каждый человек имеет право на ошибку и идеальных людей не бывает. 4. Такой опыт поможет малышу легче справляться со своими ошибками, что благотворно повлияет на формирование адекватной самооценки. Оптимальный возраст для коррекции СДВГ ­ 5 ­ 7 лет. В этом возрасте у ребенка   хорошо   развита   психомоторная   сфера,   поэтому,   используя   подвижные игры, можно формировать у ребенка концентрацию внимания и память. Занятия 1 задача: научить ребенка завершать начатое дело. Для этого во время любых занятий следите за тем, чтобы в каждом элементе игры   было,   во­первых,   логическое   завершение,   а   во­вторых,   следите   за   его вниманием.   Вы   должны   переключаться   вслед   за   интересами   ребенка.   Но обязательно потом вернитесь к предыдущему занятию и закончите его. Например, ребенок рисовал, и в это время его привлекло что­то за окном. Подойдите и вместе с ним рассмотрите то, что его заинтересовало. После того, как интерес к происходящему пропадет, вернитесь и закончите рисунок. На   первых   порах   это   требует   настойчивости   взрослых,   которые   порой буквально   физически   удерживают   ребенка   за   столом,   помогая   ему   закончить рисунок   или   лепку.   Постепенно   усидчивость   станет   привычной,   зато   потом   в школе он сможет сидеть за партой весь урок. Когда   ребенок   сам   доведет   до   конца   какое­то   дело,   устройте   небольшой праздник и отметьте этот первый успех. 2 задача: научить вовремя, переключаться с одного вида деятельности на другой. В силу своей импульсивности ребенку трудно это сделать самому. Как у автомобиля со слабыми тормозами, «тормозной путь» у такого ребенка длиннее обычного.   Если   ему   пора   заканчивать,   не   требуйте   этого   немедленно   лучше предупредите заранее. Лучше будет, если по истечении времени о конце занятия ему напомните не вы, а таймер или будильник. 3 задача:  тренировать вначале только одну функцию.  Например, если вы хотите,   чтобы   ребенок   был   внимательным,   во   время   выполнения   задания постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив   замечание,   ребенок   постарается   какое­то   время   вести   себя «хорошо», но уже не сможет полностью сосредоточиться на задании. В другой раз, в подходящей ситуации вы сможете тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания. 4 задача: развивать голову. Не в смысле обучения счету, письму или чтению. Имеется в виду развитие привычки осмысливать происходящее, задумываться о причинах, прогнозировать последствия, правильно интерпретировать свои чувства и чувства других. Идеальным способом является кукольный театр и ролевая игра с игрушками. Она дает возможность ребенку оценить и свое поведение, и поведение окружающих, отрепетировать правильную модель поведения. В   кукольных   сценках   могут   проигрываться   самые   разные   ситуации, вызывающие   у   ребенка   психологические   трудности.   Сущность   их   должна   быть простой   и   строиться   по   принципу   «плохой   вариант   —   хороший   вариант». Например,   проигрывается   ситуация:   ребенок   мешает   старшему   брату   готовить уроки и дело кончается потасовкой. Затем, в хорошем варианте, проигрывается идеальная модель с мирным решением конфликта. 5   задача:  правильно   организовать   рабочее   место.  Создайте   необходимые условия для работы. У ребенка должен быть свой уголок в тихом и спокойном месте,   не   около   телевизора   и   хлопающих   дверей,   а   там,   где   ребенок   может заниматься спокойно и без помех. Во время занятий  на столе  не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Находясь рядом, взрослый всегда поможет и подскажет. Если   коррекционная   работа   с   гиперактивным   ребенком   проводится настойчиво и последовательно с первых лет жизни, то можно ожидать, что к 6 — 7 годам проявления синдрома будут преодолены. В противном случае, поступив в школу, ребенку придется столкнуться с более серьезными трудностями. В школе, если ребенку будет тяжело учиться, не требуйте от него высоких оценок   по   всем   предметам.   Достаточно   иметь   хорошие   отметки   по   2   —   3 основным.   Больше   внимания   обращайте   на   умение   строить   бесконфликтные взаимоотношения со сверстниками и учителями. Наказание Гиперактивный   ребенок   в   силу   своей   сверхподвижности   и   повышенной отвлекаемости часто оказывается в ситуации постоянного наказания. Не проходит и   5   минут,   чтобы   он   не   совершил   чего­либо   недозволенного.   Такому   ребенку больше   всех   грозит   неприятие,   так   как   он   способен   вывести   из   себя   самого спокойного взрослого. Никого столько не укоряют, не наказывают, не одергивают, сколько его. К нему пытаются подойти с «общей» меркой, не задумываясь, что он не просто «не хочет», а «не может» в силу особенностей нервной системы вести себя спокойно. Прежде всего, надо понимать, что ребенок ни в коей мере не виноват, что он такой,   и   что   дисциплинарные   меры   воздействия   в   виде   постоянных   наказаний, замечаний, нотаций не приведут к улучшению его поведения. С гиперактивными детьми необходимо общаться мягко и спокойно. Старайтесь  не   кричать   на   ребенка  —   от   этого   страдает   его   психика. Объясняйте все спокойным тоном, чтобы ваше общение происходило на «равных» позициях. Самое   страшное   наказание   для   ребенка   —  постановка   в   угол.  В   таком положении   он   ограничен   физически   и   пространственно,   что   отрицательно сказывается на его психическом состоянии. Такая мера наказания может развивать фобии, комплексы, снижение самооценки и другие личностные нарушения. Всегда   помните,   что   гиперактивный   ребенок   болен,   и   он   нуждается   не   в наказании, а в вашей любви и заботе. Такие дети более чувствительны к наказанию, чем другие дети. Старайтесь вообще не прибегать к физическому наказанию. Ваши отношения с ребенком должны строиться на доверии, а не на страхе. Самый   лучший   способ   взаимодействия   с   ребенком   —   сотрудничество. Поговорите с ним, попытайтесь вместе определить причины его поступка, дайте возможность   малышу   осознать   свою   неправоту,   попросить   прощения   и разработайте  план  действий, то  есть  способы  ликвидации  последствий  плохого поступка (собрать вещи, убраться в комнате, а потом вместе пойти гулять). Гиперактивному   ребенку   необходимо   признание   его   важности.   Как   можно чаще показывайте ребенку свои чувства к нему. Обнимайте его, целуйте, говорите о том, как вы его любите и как он вам дорог. Программа поощрения и поддержки Домашняя программа вознаграждения включает следующие моменты: 1.   Каждый   день   перед   ребенком   ставится   определенная   цель,   которую   он должен достичь. 2. Усилия ребенка при достижении этой цели всячески поощряются. 3. В конце дня поведение ребенка оценивается в соответствии с достигнутыми результатами. 4. В течение недели за каждый положительный результат ребенок получает очки или баллы (система оценивания должна быть вывешена). 5. При достижении значительных результатов в учебе и поведении ребенок получает большое вознаграждение. Родители должны составить список того, что они ожидают от ребенка в плане поведения   и   список   вознаграждений   —   за   какой   успех   какое   поощрение полагается. Этот   список   в   доступной   манере   объясняется   ребенку   и   вывешивается   на стене   рядом   с   распорядком   дня.   После   этого   все   написанное   неукоснительно соблюдается, и ребенок поощряется за успех в его выполнении. От физического наказания необходимо воздерживаться. Необходимо  помнить, что  негативные  методы воспитания неэффективны  у этих детей. Особенности их нервной системы таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они не восприимчивы к выгово­ рам и наказанию. Слова «нет», «нельзя», «не трогай», «запрещаю» для них часто пустой звук. Зато они легко отвечают на малейшую похвалу. Эти   дети   переживают   столько   неудач,   что   им   важна   любая   позитивная реакция. Похвала никогда не будет излишней: дети нуждаются в ней и выигрывают от нее. Она является сильнейшим стимулом к развитию. Они жаждут похвалы и «растут»   от   нее.   Без   нее   они   «вянут»   и   «сохнут».   Одним   из   наиболее   разру­ шительных аспектов расстройства является не дефицит внимания, а вторичный ущерб,   наносимый   их   самооценке.   Поэтому   балуйте   своих   детей   «от   души» поощрением и похвалой. Рекомендуемое   соотношение   позитивного   воздействия   и   замечаний   должно составлять 5:1. В конфликтных ситуациях помогает система «скорой помощи» — методики, эффективные при общении с гиперактивными детьми. Например, отвлечь ребенка от капризов можно, поставив его в ситуацию выбора — «Что ты хочешь — персик или   яблоко?»   и   сменив   деятельность   на   более   привлекательную   для   ребенка. Также можно задать неожиданный  вопрос, не относящийся  к данной ситуации, отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка), сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает; не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало исправился   и   принес   извинения,   не   читать   нотаций   (все   равно   ребенок   их   не слышит). Территория У   гиперактивного   ребенка   должна   быть   возможность   эмоциональной   и физической   «разрядки».   Такому   ребенку   просто   необходимо   бегать,   прыгать, кричать. Задача взрослого — дать ему возможность такой разрядки без ущерба для окружающих. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы у вашего малыша было выделено место и территория для таких «разгрузок». Это могут быть частые прогулки на свежем воздухе, особенно перед сном или спокойной деятельностью, либо личное место   в   квартире,   оборудованное   всевозможными   лесенками   и   горками   или посещение   активных   кружков  (акробатика,  гимнастика,   танцы).  Главное,   чтобы выбранное вами занятие ребенку нравилось и было интересным. У ребенка должна быть своя территория в квартире, лучше всего, если это будет отдельная комната или хотя бы стол, тумбочка, книжная полка, секретер, где он мог бы расставить свои игрушки. В детской комнате должно быть минимальное количество предметов, которые могут   отвлекать,   рассеивать   его   внимание.   Цвет   обоев   должен   быть   неярким, успокаивающим. Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок (с перекладиной   для   подтягивания,   гантелями   для   соответствующего   возраста, эспандерами, ковриком). Замечено, если у человека в доме есть своя территория, то в нем рождается чувство собственного пространства, которое играет важную роль в формировании чувства собственного достоинства.

Рекомендации родителям детей с СДВГ.

Рекомендации родителям детей с СДВГ.

Рекомендации родителям детей с СДВГ.

Рекомендации родителям детей с СДВГ.

Рекомендации родителям детей с СДВГ.

Рекомендации родителям детей с СДВГ.

Рекомендации родителям детей с СДВГ.

Рекомендации родителям детей с СДВГ.

Рекомендации родителям детей с СДВГ.

Рекомендации родителям детей с СДВГ.

Рекомендации родителям детей с СДВГ.

Рекомендации родителям детей с СДВГ.

Рекомендации родителям детей с СДВГ.

Рекомендации родителям детей с СДВГ.

Рекомендации родителям детей с СДВГ.

Рекомендации родителям детей с СДВГ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2018