Рекреационные ресурсы России

  • Лекции
  • doc
  • 10.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Введение 3стр. 1.История развития рекреационной географии в России 5стр. 1.1. Значение рекреации 6стр. 1.2. Классификация туров по целям отдыха 7стр. 1.3. Другие классификации туристских путешествий 10стр. 1.4. Классификация по продолжительности путешествия 10стр. 1.5. Классификация по удаленности 11стр. 2. Методы изучения 12 стр. 2.1. Объект исследования 12стр. 2.2. Задачи рекреационной географии 14стр. 2.3. Функции рекреационной географии 15стр. 3. Всемирное наследие ЮНЕСКО во всем мире 17стр. 3.1. ЮНЕСКО и их деятельность по обеспечению сохранения памятников природы для последующих поколений 17стр. 3.2. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 19стр. 3.3. Географическое распределение 20стр. 3.4. Ценность и ранг значимости 21стр. 3.5. Размеры 22стр. 3.6. Структура 22стр. 3.7. Программы ЮНЕСКО 23стр. 3.8. Бюро ЮНЕСКО в Москве 24стр. 3.9. Ситуация в России 24стр. 4. Объекты ЮНЕСКО 28стр. 4.1. Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Китая 28стр. 4.2. Байкал - объект Всемирного природного наследия 29стр. 4.3. Словацкий Карст 32стр. Заключение 33стр. Список литературы 34стр.
Иконка файла материала реферат.doc
Содержание Введение                                                                                                   3стр. 1.История развития рекреационной географии в России                    5стр. 1.1. Значение рекреации                                                                          6стр. 1.2. Классификация туров по целям отдыха                                          7стр. 1.3. Другие классификации туристских путешествий                          10стр. 1.4. Классификация по продолжительности путешествия                   10стр. 1.5. Классификация по удаленности                                                       11стр. 2. Методы изучения                                                                                  12 стр. 2.1. Объект исследования                                                                         12стр. 2.2. Задачи рекреационной географии                                                    14стр. 2.3. Функции рекреационной географии                                                15стр. 3. Всемирное наследие ЮНЕСКО во всем мире                                   17стр. 3.1. ЮНЕСКО и их деятельность по обеспечению сохранения  памятников природы для последующих поколений                             17стр. 3.2. Конвенция об охране всемирного культурного  и природного наследия                                                                             19стр. 3.3. Географическое распределение                                                         20стр. 3.4. Ценность и ранг значимости                                                              21стр. 3.5. Размеры                                                                                                22стр. 3.6. Структура                                                                                             22стр. 3.7. Программы ЮНЕСКО                                                                        23стр. 3.8. Бюро ЮНЕСКО в Москве                                                                  24стр. 3.9. Ситуация в России                                                                              24стр. 4. Объекты ЮНЕСКО                                                                                28стр. 4.1. Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Китая                            28стр. 4.2. Байкал ­ объект Всемирного природного наследия                         29стр. 4.3. Словацкий Карст                                                                                 32стр. 2Заключение                                                                                                  33стр. Список литературы                                                                                     34стр. Введение География  ­   это   наука,   изучающая   взаимовлияние   всех   объектов   и явлений на земной поверхности. Важной особенностью географии является изучение   территориального   распространения   тех   или   иных   объектов   и явлений, то есть различий чего­либо на разных территориях.  Рекреационная   география  ­   это   часть   географии,   изучающая территориальное распределение туризма, процессов и явлений, связанных с ним, а также взаимодействие туризма с компонентами природы и общества.  Задачами рекреационной географии является изучение:   рекреационных ресурсов и их распространения;   территориальных различий потребностей в услугах отдыха и туризма;   территориальных различий в инфраструктуре туризма;  связей   рекреации   с   другими   объектами   и   явлениями   ­   природными комплексами, экономикой, занятостью и благосостоянием населения.  Организация рекреационной деятельности носит комплексный характер, так как в любой рекреационной системе во взаимодействие вступают: группа отдыхающих,   природные   комплексы,   техническая   инфраструктура,   сфера обслуживания,   производственная   сфера,   трудовые   ресурсы,   системы расселения.   Междисциплинарные   исследования   рекреационных   проблем   в современных условиях превращения интеграции научных знаний из тенденции в   закономерность   ускорили   процесс   выявления   специфического   объекта научного познания и формирования на его основе предметной сущности новой географической дисциплины – рекреационной географии.  В   числе   первых   за   разработку   рекреационных   проблем   в   географии взялся   коллектив   отделов   физической   географии   (заведующий   –   В.С. Преображенский)   и   экономической   географии   (заведующий   –   А.А.   Минц) 3Института географии Академии наук СССР. С середины 60­х годов ведущее положение по развитию теории рекреационной географии занимает  МГУ им. М.В. Ломоносова.  Первым крупным шагом на пути становления рекреационной географии явилось   выдвинутое   В.С.   Преображенским   представление   о  рекреационной системе  как объективном и социальном по своей функциональной сущности образовании. Соответственно, предметом изучения рекреационной географии является изучение территориальных рекреационных систем (ТРС).  В   рекреационной   географии   рассматривается   деятельность   человека, которая носит социологический характер. Но, наряду с этим, рекреационная география определяется как пограничная наука, «располагающаяся» на стыке географии, экономики и культурологии. В отечественной практике выделяют три основных подхода к определению проблемного поля ее исследований:   средовой подход (изучаются физико­географические направления),   деятельностный подход (изучаются характер и деятельность людей),   субъективный подход (изучается восприятие людей и его особенности). 41. История развития рекреационной географии в России В конце 60­х годов в географии появилось новое научное направление ­ рекреационная   география,   которая   занималась   изучением   территориальных особенностей объектов, процессов и явлений, связанных с восстановлением духовных   и   физических   сил   людей.   Под   рекреацией   (в   упрощенном изложении)   подразумевался   отдых   и   туризм.   Но   туризм   оказался   очень удобным объектом для географии, так как все объекты, процессы и явления связанные   с   ним   территориальны,   очень   динамичны   в   пространстве   (в частности   потоки   рекреантов   и   финансов)   и   во   времени.  География   стала изучать   рекреационные   ресурсы,   социально­экономические   предпосылки туризма, экономическое значение туризма, вопросы взаимодействия природы и рекреации. Отсутствие или недостаточное развитие в СССР таких наук как экономика,   маркетинг,   менеджмент   привело   к   тому,   что   география   стала единственной   наукой,  занявшейся   изучением   такого   сложного   явления   как туризм   в   комплексе.   В   рамках   рекреационной   географии   изучался   рынок туризма,   рекреационный   спрос   и   рекреационные   потребности,   что   сейчас является объектом маркетинговых исследований. Методами экономической географии туризм изучался как экономическое явление. Подход к туризму привел   к   созданию   в   середине   70­х   годов   центрального   понятия   в рекреационной географии ­ территориально­рекреационной системы (ТРС). Анализ научной и специальной литературы 70­80­х годов показывает, что в большинстве публикаций по рекреационной географии рассматриваются только   вопросы   связанные   с   туризмом,   а   не   с   отдыхом   вообще.   В 5отечественной литературе сложилось представление что рекреация и туризм понятия близкие,  в  большинстве  публикаций  тождественные, но если  быть точным   рекреация   включает   в   себя   туризм,   экскурсии   и   отдых   без перемещения   из   обычной   среды   существования.   Таким   образом,  туризм важнейшая   составная   часть   рекреации.   Все   термины,   включающие   слово "рекреационный"  ориентированы   преимущественно  на   вопросы   связанные   с туризмом   или   с  отдыхом.  Одно   из   самых   хорошо   разработанных   понятий, вошедших в 80­е годы в школьную программу ­ "рекреационные ресурсы". Комиссия рекреационной географии образована 12 октября 1977 года. Основателем   и   бессменным   председателем   до   середины   90­х   был   Б.Н. Лиханов, ученым секретарем ­ А.В. Рыбаков. Комиссия регулярно проводила заседания,   на   которых   обсуждались   научные   и   практические   проблемы рекреационной географии, выступали ведущие московские исследователи. За 20 лет деятельности по линии Комиссии в ряды Общества вступило 150 новых членов. С 1997 года, в течение десяти лет, заседания не проводились. В   2006   году   инициативная   группа   членов   РГО   приняла   решение   о возрождении   комиссии.   С   осени,   согласно   постановлению   Президиума Московского центра, действует под современным названием. 10 января 2007 года, совместно с Комитетом "Общество и окружающая среда", состоялось первое заседание Комиссии рекреационной географии и туризма. Основными   научными   задачами   Комиссии   являются   развитие   общих теоретических   и   практических   вопросов   рекреационной   географии   и географии   туризма,  организация   научных   проектов   по   данной   тематике.   В число   задач   Комиссии   входит   пропаганда   развития   научного   и познавательного   туризма   среди   учащихся,   студентов,   ученых,   организация самостоятельных  и  совместных  экспедиций  в различные  регионы  России  и мира,   проведение   экскурсий   по   Москве   и   Подмосковью   с   участием специалистов,   членов   Русского   географического   общества,   организация выездных заседаний МЦ РГО. Комиссия приглашает к сотрудничеству  все 6заинтересованные   организации   ­   музеи,   заповедники,   образовательные учреждения, туристические объединения и фирмы, а также частных лиц. 1.1. Значение рекреации Рекреация (с лат. ­ восстановление) ­ восстановление израсходованных в процессе труда физических и духовных сил человека и их развитие. Слово  "Туризм"  произошло от французского "tourismе", производного от "Тour" ­ прогулка, это путешествие с целью отдыха, отдых вне дома. Международное определение туризма: это совокупность отношений и явлений, происходящих в результате путешествий и пребывания в стране или районе лиц, не проживающих и не работающих там и не стремящихся к этому. Согласно   Федеральному   закону   №132­фз   "Об   основах   туристской деятельности   в   Российской   Федерации"   от   4   октября   1996,   туризм   ­   это временные выезды граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного   места   жительства   в   оздоровительных,   познавательных, профессионально­деловых,   спортивных,   религиозных   и   иных   целях   без занятия оплачиваемой деятельностью в стране временного пребывания. 1.2. Классификация туров по целям отдыха 1.   Познавательные   туры.  Цели   –   посмотреть   интересные   или   красивые природные   и   культурные   объекты,   получить   новую   информацию   об   этих объектах, а также посетить уникальные места. Объектами,   посещаемыми   с   познавательной   целью,   являются: памятники   природы,   истории,   архитектуры,   места,   связанные   с   жизнью замечательных людей, музеи, картинные галереи, выставки, театры и др.  В основном к познавательному туризму можно отнести  экологический туризм   ­   путешествия   и   посещение   природных   территорий,   сравнительно хорошо сохранившихся и малозатронутых человеческой деятельностью.  Отличительные признаки экотуризма: 7­ подразумевается наличие довольно жестких правил поведения на природе в целях ее сбережения, что является условием существования этой отрасли; ­ воздействие на природу относительно слабое; ­   предполагается,   что   местные   жители   не   только   работают   в   качестве обслуживающего персонала, но и продолжают вести прежний уклад жизни на используемой   территории,   заниматься   традиционными   видами   хозяйства, которые обеспечивают щадящий режим природопользования. Разновидностями   экотуризма   являются   посещение   уникальных природных территорий, наблюдение за зверями и птицами в дикой природе, научный туризм ­ путешествия на природе в познавательных (для студентов) и исследовательских целях и др. Также   к   познавательному   туризму   можно   отнести  этнографический туризм ­ знакомство с традиционным бытом местного населения.  В мировой практике этот вид туризма достаточно развит. Элементы этнотуризма: ­   посещение   деревни   папуасов   на   Новой   Гвинее   и   индейских   поселений   в горах Андах и лесах Амазонки; ­   посещение   стоянки   монгольских   скотоводов   с   предоставлением возможности ночевки в юрте.  2.   Спортивные   туры.  Цель   ­   приключения,   преодоление   трудностей. Активные   туры   подразделяются   по   средствам   передвижения.   Выделяют туризм пеший, лыжный, водный (сплав на байдарках, плотах деревянных или надувных ­ рафтах, катамаранах, шлюпках, яхтах), конный, велосипедный. Отдельно   выделяют   спелеотуризм   ­   посещение   пещер,   альпинизм   ­ восхождение на горные вершины. В России отдельно выделяют горный туризм ­ пешие путешествия по горам с целью преодолеть определенное количество горных   перевалов.   Стационарный   спортивный   туризм   ­   различные   виды отдыха на море (дайвинг, серфинг, яхтинг, водные лыжи) и в горах (катание на лыжах, санях, сноуборд, пара­ и дельтапланеризм и др.) 83. Оздоровительные туры. Цель ­ отдых от всего, без каких­то нагрузок. Примеры:   пляжный   отдых   за   пределами   города,   как   кратковременный   у ближайшей реки, так и многодневный на Черноморском побережье Кавказа; пикник на природе в выходные дни.  4.   Лечебные   туры.  Цель   ­   лечение   или   профилактика   здоровья.   Это отдых   в   санаториях   или   на   курортах.   Обязательно   предусматривается медицинское   обслуживание,  различающееся   в  зависимости   от   назначенного курса лечения ­ процедуры разных видов, лечебная физкультура, диетическое питание  и  др.  В  настоящее  время  большинство санаториев  предлагает  как лечебные программы, так и "оздоровительные" ­ без оказания медицинских услуг. В последнем случае санаторий используется как комфортабельный дом отдыха. Стоимость путевки дешевле. Подобные мероприятия могут быть и кратковременными, например, встреча Нового года.  5. Потребительские туры. Цель ­ сбор даров природы не для продажи. Сюда относится сбор грибов и ягод. Сюда же можно отнести спортивную рыбалку. Спортивная охота в СССР туризмом не считалась, поскольку за ее организацию отвечало управление охотой Министерства сельского хозяйства, к   туризму   никакого   отношения   не   имеющее.   Охотничье   законодательство напрямую также никак не связано с туристическим. Но со смысловой точки зрения   охоту,   как   отдых   за   пределами   места   жительства,   также   можно отнести к туризму.  6. Дачные туры  ­ посещение дачных участков, подразумевается, что с целью   отдыха.   К   дачному   туризму   близок   агротуризм   ­   отдых   в   сельской местности (в деревнях, на хуторах, в крестьянских домах). Туристы ведут сельский   образ   жизни,   знакомятся   с   национальными   песнями   и   танцами, местными   обычаями,   принимают   участие   в   сельском   труде,   народных праздниках и фестивалях. В России подобные мероприятия существуют давно на   самодеятельном   уровне   (поездка   к   родным   в   деревню)   и   никогда   как туризм не воспринимались, хотя под определение туризма подпадают.  97.   Религиозные   туры  ­   паломничество   к   святым   местам.   Например, поездки   христиан   в   Иерусалим   для   поклонения   гробу   Господню,   поездка мусульман  в город Мекку,  паломничество  для поклонения мощам  святого Серафима Саровского в поселке Дивеево (Нижегородская область). 8. Деловые туры  ­ поездки для переговоров, участия в презентациях, поездки   на   конференции,   выставки,   ярмарки,   биржи,   визиты   официальных делегаций. 9. Хобби­туры ­ поездки для занятия любимым делом: болельщиков на спортивные состязания, для дегустации вин, съезды коллекционеров и др. 10. Обучающие туры ­ с целью изучения языка, прикладных искусств, а также повышения квалификации. 11.Ностальгические   туры  ­   поездки   к   памятным   местам, индивидуальным для каждого человека, например на родину, в места учебы.  1.3. Другие классификации туристских путешествий По  характеру   отдыха   и   его   организации  предлагается   выделять следующие классы туров. 1) Активный туризм, во время которого отдыхающие большую часть времени или постоянно находятся в пути, ночуя, в большинстве случаев, каждый раз на новом  месте. Путешествие   производится  на  индивидуальных  транспортных средствах или пешком (все виды спортивного туризма, часть познавательного и   потребительского).   Средства   размещения   палатки.   Питание   готовится самими   членами   группы   (отдыхающими   или   инструкторами)   в   полевых примусе. условиях костре или ­   на         2)   Транспортно­экскурсионный   туризм  ­   разновидность   познавательного туризма.   Путешествие   производится   на   общественном   транспорте   ­ теплоходах, поездах, автобусах. При автобусном туре ночлег в большинстве случаев организуется каждый раз на новом месте в гостиницах или других учреждениях   размещения.   Туристские   поезда   и   теплоходы,   на   которых 10проходят   круизы,   являются   одновременно   и   транспортным   средством   и местом проживания, а также имеют собственные учреждения питания. 3) Стационарный туризм,  при котором отдыхающие большую часть времени или постоянно проживают на одном месте ­ на турбазе, в санатории, доме отдыха,   пионерском   лагере,   а   также   в   частном   секторе.   К   стационарному относятся оздоровительный, лечебный, дачный и другие виды туризма. 1.4. Классификация по продолжительности путешествия 1) Однодневные экскурсии. Не требуется заботы о ночлеге. Согласно закону о туризме подобные мероприятия не являются турами, а деятельность по их организации   ­   туристской.   Но   поскольку   экскурсии   за   пределы   своего населенного пункта являются разновидностью отдыха вне дома, то они также географии. являются   предметом   рассмотрения   рекреационной   2)   Кратковременный   ("конца   недели",   "weekend").  Отдых   2­3   дня.   Как правило,   это   выходные   дни   в   конце   рабочей   недели,   под   которые организаторы и приурочивают проведение туров. 3)   Многодневный.  Любой   тур   продолжительности   более   3   дней.   Его длительность   ограничена   продолжительностью   средних   отпусков,   а   также стремлением не перенасытить тур (слишком много впечатлений ­ тоже плохо). Для активного или транспортно­экскурсионного туризма это, как правило, 7­ 15 дней, для стационарного ­ 2­3 недели. 1.5. Классификация по удаленности   1)   Пригородный   отдых.  Ограничивается   расстоянием,   на   которое   может уехать отдыхающий на 1­2 дня. Это около 100 км для автобусных экскурсий, кратковременного   дачного   или   пикникового   отдыха,   около   50   км   для однодневного отдыха на природе всех видов. Территории, находящиеся на расстоянии,   не   больше   указанного,   от   крупных   городов,   подвергаются 11рекреационному   прессу,   а   расположенные   на   них   рекреационные   объекты приобретают особую ценность и становятся местами массового посещения.  2) Местный туризм.  Ограничивается расстоянием 200­300 км, территорией своего субъекта федерации и близлежащими участками соседних области.  3) Дальний туризм. Поездка на отдых на большое расстояние, в большинстве случаев   многодневная.   Имеет   смысл   для   посещения   каких­либо   объектов, отсутствующих   в   местах   постоянного   проживания,   то   есть   относительно уникальных. Например, для жителей Средней полосы России это поездка на Черное море или в горы Кавказа или на озеро Байкал. 4)   Международный   туризм  предполагает   дополнительные   услуги   от организаторов   туров   ­   правовое   обеспечение   посещения   иностранного государства.  2. Методы изучения 2.1. Объект исследования Объектом исследования  рекреационной географии являются объекты и субъекты рекреации в различных социокультурных образованиях. Под объектами рекреации понимаются материальные предметы, системы, процессы и явления, а также идеальные стандарты, являющиеся условиями реализации   разнообразной   рекреационной   деятельности   человека.   Это   фон для непосредственной рекреационной деятельности, который активизируется в зависимости от факторов, но не играет роли сам по себе. Под  субъектами рекреации  понимаются люди, ведущие рекреационную деятельность на основании стандартов своего социокультурного образования – системы, среды, внешней буферной зоны или региона смешанного освоения. Стандарты   социокультурного   характера   обусловлены   внутренней   логикой эволюции   СКС   и   диктуют   использование   строго   определенных   объектов рекреации.   Так   происходит   выбор   района   для   освоения   в   рекреационных 12целях, определение доминирующего типа рекреации и того, что, собственно, является рекреационными ресурсами на текущем этапе. Под  рекреационной   деятельностью  понимается   разнообразная деятельность людей, ориентированная на восстановление собственных сил в соответствии   со   стандартами   своего   социокультурного   образования.   Сюда включаются суточный, недельный, квартальный, годовой и жизненный циклы рекреации.   Не   все   они   являются   предметом   исследования   географической науки, но все они – проявления рекреационной деятельности. Объект   исследования   рекреационной   географии   определяется независимо   от   типа   социокультурного   образования,   но   сам   по   себе   он   не определяет   направлений   развития   рекреации   в   практическом   плане   и исследований рекреационных процессов. Все это обретает конкретные формы только   в   рамках   определенного   социокультурного   образования,   то   есть   в рамках   одной   из   СКС,   социокультурных   сред   или   регионов   смешанного социокультурного   освоения.   Помимо   того,   что   объект   реализуется   в конкретных   предметах   исследования,   он   в   целом   может   быть   не актуализирован, что также зависит от типа социокультурного образования. Рекреационные процессы и их пространственные проявления серьезно зависят от особенностей социокультурного освоения территорий. Географическая   наука   занимается   изучением   пространства.   Она   не единственная   наука,   которая   изучает   пространство,   но   единственная, изучающая   его   комплексно,   и   единственная,   для   которой   пространство является основным объектом исследования. Существует большое количество разных географий – промышленности, населения, сферы обслуживания.  С самого начала своего возникновения рекреационная география при небольшом и хорошо скоординированном научном сообществе специалистов имела очень четкий объект исследования – территориальные рекреационные системы. На ТРС было сконцентрировано основное внимание специалистов. 13Все   книги   и   статьи   недавнего   прошлого   с   поразительным   единодушием называют ТРС предметом исследования рекреационной географии. Отличительной   особенностью   советской   рекреационной   географии является   то,   что   она   имела   жесткую   практическую   ориентацию   и   была наиболее конструктивной из всех географических дисциплин. Разработки по рекреационной   географии   реально   использовались   на   практике,   что   было делом не вполне тривиальным. До конца 1980­х годов рекреационная география действительно могла определяться   как   общественно­географическая   дисциплина,   занимающаяся изучением   территориальных   рекреационных   систем.   В   конце   1990­х   годов давать   такое   определение   уже   немыслимо.   В   период   "смутного   времени" после исчезновения СССР ТРС серьезно деградировали и для восстановления нуждаются в колоссальных инвестициях. В современных условиях ни одно государство, образовавшееся на месте распавшегося СССР, пойти на такие инвестиции не может.  С конца 1990­х годов предметом исследования рекреационной географии является   изучение   пространственных   закономерностей   и   особенностей поведения людей в процессе рекреационной деятельности (преимущественно квартального и годового циклов) и размещения рекреационных объектов. В определении предмета исследования рекреационной географии очень важно отказаться от узкой ориентации на ТРС. Она была приемлема в советский период, с его целевыми инвестициями в избранные регионы, и категорически не соответствует реальности российской СКС после 1991 года. Рекреационная   география   –   фундаментальная   географическая дисциплина.   Она   не   занимается   только   узким   аспектом   летнего   отдыха   у теплого   моря:   это   одно   из   важных,   но   очень   частных   проявлений рекреационной   деятельности   и   ее   исследования   в   географической   науке. Очень велик познавательный аспект рекреационной географии.  14Рекреационная география использует общепризнанные научные методы   сравнительный, системы   географических   наук   как   исторический, экспедиционных картографический, исследований,   математического   моделирования.   Социальный   характер аналитико­статистический,       предмета   исследования   обусловливает   применение   в   рекреационной географии способов и приемов, сложившихся в других науках (балансовый, социологических исследований).  2.2. Задачи рекреационной географии Главной   задачей  считается   выявление   объективных   закономерностей формирования   и   развития   ТРС   и   механизма   их   действия   в   конкретных социально­экономических   и   природных   условиях   определенных   стран   и районов.   Среди   других   задач   рекреационной   географии   особую   важность имеет   изучение   отдельных   ТРС   различных   видов   и   рангов   с   целью обоснования   их   специализации   и   уровня   концентрации,   установления оптимальных взаимосвязей и взаимозависимостей между их подсистемами в интересах   надежного   удовлетворения   требований   рекреантов   и   создания комфортных условий для рекреационной деятельности. Немаловажная задача рекреационной географии состоит в том, чтобы дать представление о видах и формах рекреационной деятельности, о конкретных рекреационных системах и туристских центрах России и зарубежных государств. Задачи развития теории науки:  выявление   закономерностей   территориальной   организации рекреационного   обслуживания   и   составляющих   ее   таксономических уровней территориально­системных образований.  дальнейшая   разработка   рекреационной   районологии:   исследование условий и факторов, закономерностей и признаков районообразования, обоснование таксономической структуры рекреационных образований, 15составление   плана   характеристики   рекреационных   районов, установление существенных признаков их типологии. 2.3. Функции рекреационной географии 1.   Медико­биологическая  состоит   в   санаторно­курортном   лечении   и оздоровлении. Оздоровление через туризм – один из путей решения проблемы снятия производственного и внепроизводственного психического утомления человека. 2.   Социально­культурная  ­   ведущая   функция   рекреации.   Культурные,   или духовные, потребности – это потребности познания в самом широком смысле, познания   окружающего   мира   и   своего   места   в   нем,   познания   смысла   и назначения своего существования. Туризм открывает большие возможности для общения человека природными, культурно­историческими и социальными ценностями не только своей страны, но и всего мира. 3. Экономическая  – простое и расширенное воспроизводство рабочей силы. Рекреация сберегает общественно необходимое время. Благодаря рекреации   увеличивается повышается   способность   трудящихся   к   труду, продолжительность   периода   сохранения     полноценной   работоспособности, что   ведет   к   увеличению   фонда   рабочего   времени   вследствие   сокращения заболеваемости, повышения жизненного тонуса.  Рекреация   выполняет   и   другие  экономические   функции:   ускоренное развитие хозяйственной структуры определенной части   территории страны; расширение   сферы   приложения   труда,   то   есть   увеличение   занятости населения за счет рекреационного обслуживания и в отраслях, связанных с рекреацией косвенно; существенное влияние на структуру баланса денежных доходов и расходов населения по территории страны в пользу рекреационных районов; повышение эффективности   иностранного туризма   как источника поступления иностранной валюты. 16Важно определить общие тенденции развития рекреации в современный период. Данные направления развития будут определять соотношение всех определенных выше функций рекреации. С условностью и поправкой можно выделить следующие тенденции:  Приближение мест отдыха к центрам рекреационного спроса. Формирование систем кратковременного отдыха горожан. Организация   национальных   и   природных   парков,   а   также небольших лесо­, луго­ и гидропарков для активного всесезонного отдыха на природе. Создание новых форм и видов отдыха. Сокращение   сезонности   функционирования   рекреационных предприятий и маршрутов, т. е. стремление к круглогодичному действию.      3. Всемирное наследие ЮНЕСКО во всем мире 3.1. ЮНЕСКО и их деятельность по обеспечению сохранения памятников природы для последующих поколений 17Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) была создана 16 ноября 1945 г. и ее Штаб­квартира располагается   в   Париже,   Франция.   Организация   располагает   67   бюро   и подразделениями, расположенными в различных частях мира.  Устав ЮНЕСКО был принят на Лондонской конференции в ноябре 1945 г. и он вступил в силу 4 ноября 1946 г. после сдачи на хранение актов о его принятии 20 подписавшими его государствами. В настоящее время членами Организации и являются 188 государств.  Основная   цель   ЮНЕСКО   заключается   в   том,   чтобы   содействовать укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения   справедливости,   законности   и   прав   человека,   а   также   основных свобод, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, для всех народов без различия расы, пола, языка или религии.  С   целью   осуществления   своего   мандата   ЮНЕСКО   выполняет   пять основных функций:  ∙ Перспективные исследования, какие формы образования, науки, культуры и коммуникации необходимы в завтрашнем мире?  ∙ Продвижение, передача и обмен знаниями: опираясь главным образом на научные исследования, подготовку и преподавание.  ∙ Нормативная деятельность: подготовка и принятие международных актов и обязательных к исполнению рекомендаций.  ∙ Предоставление услуг экспертов: государствам­членам для определения их политики в области развития и разработки проектов в форме.  ∙ Обмен специализированной информацией. Идея Всемирного наследия зародилась после Второй мировой войны, толчком   послужило   решение   строительства   Асуанской   плотины   в   Египте, которое предусматривало затопить долину, в которой находились храмы Абу Симбел, сокровища египетской цивилизации. В 1959 году ЮНЕСКО начинает 18международную   кампанию,   ответив   на   призыв   египетских   и   суданских правительств спасти памятники. В результате, храмы были демонтированы, и собраны в первоначальном виде в безопасном месте  Эта   инициатива   стоила   80   млрд.   долларов,   половина   из   которых состояла из финансирований, поступивших от 50 стран. За успехом Египта последовали   Венеция   в   Италии,   Борободур   в   Индонезии.   Конференция, проходившая в Вашингтоне в 1965 г, сделала официальное предложение по созданию Общества мирового культурного достояния. Конкретные   разработанные   предложения   были   доложены   на конференции   ООН   в  Стокгольме  в 1972  году   и  Генеральная  конференция Юнеско 16 ноября 1972 года приняла за основу конечный текст конвенции.  Финансирование составляет 3 млн. долларов в год. Основная часть её приходится   на   обязательные   выплаты   стран­партнеров,   1%   от   их контрибьюций идет в бюджет Юнеско. ЮНЕСКО в сотрудничестве с большинством стран мира ведет работу по   определению   памятников   природы   и   культуры,   достойных   называться объектами всемирного наследия, содействуя их сохранности.  По состоянию на 1 июля 2009 года в списке Всемирного наследия — 890   объектов   (689   культурных,   176   природных   и   25   смешанных)   в   148 странах:   отдельные   архитектурные   сооружения   и   ансамбли   —   Акрополь, соборы в Амьене и Шартре, исторический центр Варшавы (Польша) и Санкт­ Петербурга   (Россия),   Московский   Кремль   и   Красная   площадь   (Россия); города   —   Бразилиа,   Венеция   вместе   с   лагуной   и   др.;   археологические заповедники   —   Дельфы   и   др.;   национальные   парки   —   Морской   парк Большого Барьерного Рифа, Йеллоустонский (США) и другие. Государства, на территории которых расположены объекты Всемирного наследия, берут на себя обязательства по их сохранению. 3.2. Конвенция об охране всемирного культурного  19и природного наследия В основе Конвенции лежит идея того, что на Земле есть места, имеющие «выдающуюся   универсальную   ценность»,   которые   должны   быть   частью общего наследия человечества. 182 государства, подписавших этот документ, взяли   на   себя   обязательства   сохранять   наше   общее,   всемирное   наследие. Задачи ЮНЕСКО в сфере всемирного наследия: ∙ содействие странам в подписании Конвенции об охране всемирного наследия и гарантия защиты их природного и культурного наследия; ∙   оказание   поддержки   государствам­сторонам   Конвенции   в   выявлении объектов наследия в пределах их национальной территории для включения в Список всемирного наследия; ∙   содействие   государствам­сторонам   Конвенции   в   принятии   планов   и разработке системы отчетности о состоянии объектов всемирного наследия; ∙ помощь государствам­сторонам Конвенции в охране и сохранении объектов всемирного   наследия   через   предоставление   технической   поддержки   и профессионального обучения; ∙   обеспечение   мер   незамедлительной   помощи   тем   объектам   всемирного наследия, которым угрожает непосредственная опасность разрушения; ∙ оказание поддержки государствам­сторонам Конвенции в разработке мер по информированию   общественности   о   необходимости   сохранения   объектов всемирного наследия; ∙ поощрение местного населения к участию в сохранении их культурного и природного наследия; ∙ развитие международного сотрудничества в сфере сохранения всемирного культурного и природного наследия. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия была принята 17 сессией Генеральной Конференции ЮНЕСКО 16.11. 1972 г. и вступила в силу 17 декабря 1975 г. Россия подписала Конвенцию в 1988 г.  20Основная цель Конвенции привлечение международных инструментов для выявления, охраны и всесторонней поддержки, выдающихся в мировом масштабе памятников культуры и природных объектов.  В   1975   г.   Конвенцию   ратифицировало   21   государство,   в   настоящее время общее число государств­сторон Конвенции достигло 178.  Для   усиления   эффективности   работы   Конвенции   в   1976   г.   были организованы Комитет и Фонд всемирного наследия, а спустя два года первые культурные   и   природные   объекты   были   включены   в   Список   всемирного наследия.  Среди   природных   объектов   первыми   статус   Всемирного   наследия получили   Галапагосские   острова,   национальные   парки   Йеллоустонский (США), Наханни (Канада) и Симэн (Эфиопия).  За   последующие   годы   Список   стал   весьма   представительным   как   в отношении различных регионов планеты, так и по количеству территорий: к началу 2005 г. он включал 154 природных, 611 культурных и 23 природно­ культурных объекта из 134 стран мира. Под охраной Конвенции находятся природные достопримечательности, как   Ниагарский   водопад,   Большой   Барьерный   риф,   Гавайские   острова, вулканы Камчатки, Гранд­Каньон, гора Килиманджаро, озеро Байкал. Общая площадь объектов Всемирного наследия составляет 13% всех ОПТ в мире.  3.3. Географическое распределение Поскольку  разные  страны  представлены  в  Списке  по­разному, общая картина получается довольно пестрой. Наиболее насыщенны объектами ВПН оказались Балканы с Западным Причерноморьем, горный “Дикий Запад” США и Канады, Гималаи с Тибетом, а также экваториальные и субэкваториальные районы   Африки   и  восточное   тропическое   побережье   Австралии.  С  другой стороны, на карте размещения объектов ВПН имеются такие “белые пятна”, как   степные,   наиболее   освоенные   районы   США   и   Канады,   большая   часть 21Бразилии   и   пустынь   Аравийского   полуострова   и   Сахары,   Монголия, внутренние районы Австралии. В России к “белым пятнам” относятся северные районы Сибири, а также практически весь Дальний Восток (за исключением Камчатки). 3.4. Ценность и ранг значимости В состав 138 природных объектов глобального значения, включенных в список,   входят   практически   все   наиболее   известные   мировые   природные феномены, такие как Большой Каньон, Йеллоустонский национальный парк и Гавайские острова (США), водопад Игуасу (Бразилия и Аргентина), дельта Дуная   (Румыния),   Беловежская   пуща   (Белоруссия   и   Польша),   гора Джомолунгма, или Эверест (национальный парк “Сагарматха”, Непал), остров Комодо и вулкан Кракатау (Индонезия), гора Килиманджаро и национальные парки   “Серенгети”   и   “Нгоронгоро”   (Танзания),   Большой   Барьерный   риф (Австралия), Галапагосские острова (Эквадор) и т. д. Очевидно, что в этом ряду такие уникальные российские объекты, как Байкал,   Камчатка,   Приполярный   и   Северный   Урал,   высокогорья   Алтая   и Кавказа, также могут по праву считаться достоянием всего человечества.  Включенные в Список природные объекты весьма многообразны, в них представлены самые разные экосистемы Земли.  Здесь   есть   горные   страны,   уцелевшие   массивы   девственных   лесов, расположенные   в   разных   зонах   планеты,   водно­болотные   угодья,   пустыни, степи,   прерии   и   саванны,   тундры   и   редколесья,   ледники   и   вулканы, достопримечательные   геолого­геоморфологические   образования   (карстовые формы   рельефа,   пещеры,   подземные   реки),   дюнные   комплексы,   места нахождения палеонтологических остатков, уникальные водотоки, водоемы и водопады, термальные и минеральные источники, крупные речные дельты и мангровые сообщества, участки морских акваторий, архипелаги и отдельные острова, фьорды, атоллы и рифы и т. д. 22Россия выглядит пока весьма однообразно, поскольку все ее объекты в основном   представляют   собой   гористые   области,   расположенные   в   разных частях умеренного пояса. Поэтому достаточная степень репрезентативности российской природы в Списке в целом пока не достигнута. 3.5. Размеры Объекты ВПН, занесенные в Список, сильно различаются по размерам: от территорий площадью менее 1000 га (например, резерват “Валле­де­Мэ” на Сейшельских   островах,   занимающий   всего   19,5   га)   до   таких   громадных участков,  как   комплекс   горных  парков   и  резерватов   на  границе  Аляски   и северо­западной   Канады   (9,8   млн.   га.),   озеро   Байкал   с   прилегающими национальными парками и заповедниками (8,8 млн. га), Галапагосские острова (8,77 млн. га, в том числе ­ 8 млн. га прилегающих акваторий), резерваты “Айр”   и   “Тенере”   в   Нигере   (7,7   млн.   га),   национальный   морской   парк Большого Барьерного Рифа (5,1 млн. га).  Что   касается   России,   то   она   полностью   использует   потенциал   своей огромной территории: 3 из 5 ее объектов по площади превышают 3 млн. га, а “Озеро Байкал” по своим размерам занимает в Списке второе место. 3.6. Структура Включение   в   Список   обширных   территорий   с   весьма   сложной (мозаичной)   пространственно­территориальной   структурой   ­   весьма   частое явление.   Некоторые   объекты   ВПН   включают   в   себя   сразу   по   нескольку смежно­расположенных   ООПТ   (например,   в   границы   ценной   горно­лесной территории,   расположенной   на   северо­восточном   побережье   Австралии, входят 19 национальных парков, 31 участок государственных лесов, 5 лесных резерватов и 1 этнографический резерват). В России выделяется зона Байкала, включающая в себя 2 национальных парка, 3 заповедника, а также ряд заказников, памятников природы. Несмотря 23на   мозаичность   структуры,   зона   Байкала   остается   целостным   комплексом, ограниченным   в   пространстве   по   единому   принципу   (водосборному,   или бассейновому). Кластерность   ­   весьма   распространенное   явление   при   формировании Списка. Например, другой австралийский объект, находящийся на восточном побережье,   состоит   примерно   из   45   различных   ООПТ,   объединенных   в   8 блоков, а их суммарная площадь составляет 370 тыс. га. Среди российских объектов ВПН больше всего кластерность выражена у   “Вулканов   Камчатки”:   здесь   имеется   5   разрозненных   участков, представляющих наиболее ценные экосистемы полуострова. В Списке имеется около 10 трансграничных территорий, состоящих из так   называемых   “параллельных”   ООПТ.   Это,   в   частности,   “Беловежская пуща”   (Белоруссия   и   Польша),   комплекс   парков   и   резерватов   на   Аляске (Канада и США), водопад Виктория ­ Моси­оа­Тунья (Замбия и Зимбабве). Единственным пограничным объектом ВПН в России ныне является “Алтай ­Золотые горы” (на стыке с Казахстаном, Китаем и Монголией). 3.7. Программы ЮНЕСКО "Человек   и   биосфера"   (Man   and   Biosphere,   МАБ)   ­   долгосрочная межправительственная   междисциплинарная   программа   ЮНЕСКО   по координации фундаментальных исследований (в рамках как естественных, так   сохранения и   социальных   наук)   проблем   устойчивого   развития, биологического   разнообразия   и   совершенствования   отношений   между человеком   и   окружающей   средой.   В   рамках   программы   МАБ   создана всемирная сеть биосферных заповедников. Программа   ЮНЕСКО  "Память   мира"   была   учреждена   в  1992   г.   для сохранения   памятников   документального   наследия,   отражающих   все разнообразие языков, народов и культур. Программа содействует сохранению этой хрупкой памяти, т.к. ежедневно важнейший документальный материал 24утрачивается.   С   помощью   "Памяти   мира"   можно   проследить   эволюцию мысли, открытий и достижений человеческого общества ­ наследия мирового сообщества. Нематериальное   культурное   наследие   ­   это   обычаи   и   обряды, празднества,   устные   традиции   и   ремесла,   признаваемые   в   качестве   части культурного наследия и передаваемые от поколения к поколению. ЮНЕСКО активно   способствует   объединению   усилий   для   обеспечения жизнеспособности такого наследия: его идентификации, документирования, исследования,   сохранения,   защиты,   популяризации,   его   передачи,   а   также возрождения его различных аспектов. 3.8. Бюро ЮНЕСКО в Москве Представительство   Организации   Объединенных   Наций   по   вопросам Образования,   Науки,   Культуры,   Информации   и   Коммуникации   в   Москве, Московское Бюро ЮНЕСКО было открыто в 1994 году, полноценно начало функционировать с 1996 года.  До   2002   года   Бюро   действовало   как   представительство   ЮНЕСКО   в Российской   Федерации.   В   2002   году   в   рамках   реализации   политики децентрализации Бюро ЮНЕСКО в Москве становится кластерным Бюро и работает для: Азербайджана, Армении, Беларуси, Республики Молдова и РФ. На протяжении 30 лет ЮНЕСКО помогает странам выявлять объекты всемирного наследия и обеспечивать их сохранность для будущих поколений. Эти   памятники   ­   достояние   всего   человечества,   которое   необходимо оберегать и сохранять.  3.9. Ситуация в России Россия   представлена   в   Списке   13   культурными   и   8   природными объектами.  По   количеству   природных   объектов   Россия   делит  3­4  место   с Канадой после Австралии (11 объектов) и Америки (12).  25Статус объекта всемирного наследия имеют 30 российских ООПТ, в числе   которых   11   государственных   природных   заповедников   и   5 государственных природных национальных парков.  Например статус объекта всемирного природного наследия имеют: 1. природный комплекс «Девственные леса Коми»,  2. природная территория «Озеро Байкал»,  3. природная территория «Вулканы Камчатки»,  4. природный комплекс «Золотые горы Алтая»,  5. природный комплекс «Западный Кавказ»,  6. природный комплекс «Центральный Сихотэ­Алинь»,  7.   Государственный   природный   биосферный   заповедник   «Убсунурская котловина»,  8. Государственный природный заповедник «Остров Врангеля». Ведутся   работы   по   представлению   в   Список   следующих   природных объектов:   «Плато   Путорана»,   «Заповедник   Магаданский»,   «Командорские острова»,   «Курильские   острова»,   «Валдай   ­   великий   водораздел»,   «Степи Даурии», «Зеленый пояс Фенноскандии».  Россия   богата   неповторимыми   и   не   затронутыми   хозяйственной деятельностью   природными   комплексами.   По   приблизительным   оценкам ученых,   в   нашей   стране   насчитывается   около   20   территорий,   достойных статуса объекта Всемирного природного наследия.  Список   наиболее   перспективных   территорий   был   определен   в   ходе совместного проекта ЮНЕСКО и Международного Союза Охраны Природы и природных ресурсов (МСОП) по бореальным лесам.  Статус   объекта   всемирного   наследия   представляется   весьма привлекательным   в   плане   получения   целого   ряда   преимуществ,   как   в природоохранном   контексте,   так   и   в   плане   всесторонней   поддержки территорий, включенных в Список всемирного наследия.  26Конвенция   представляет   широкие   возможности   в   правовом, информационном и экономическом поле, связи и контакты, развивающиеся и совершенствующиеся более трех десятилетий.  Основные преимущества можно свести к следующему перечню:  ­   дополнительные   гарантии   сохранности   и   целостности   уникальных природных комплексов  ­ повышение престижа территорий и управляющих ими учреждений  ­ популяризация включенных в Список объектов  ­ развитие альтернативных видов природопользования (экотуризма)  ­ приоритетность в привлечении финансовых средств для поддержки объектов Всемирного наследия, из Фонда всемирного наследия  ­ организация мониторинга и контроля за состоянием сохранности природных объектов  Статус объекта природного наследия позволил привлечь существенные ресурсы  из  международных  источников   финансирования.  Так, в  настоящее время реализуются 2 проекта UNDP/GEF:  ­   «сохранение   биоразнообразия   в   четырех   ООПТ   полуострова   Камчатка   ­ демонстрация устойчивого подхода». Все 4 ООПТ входят в состав объекта ВН "Вулканы Камчатки". Бюджет проекта составляет US$ 13,800,000.  ­   «сохранение   биоразнообразия   первичных   лесов   в   верховьях   р.   Печора», охватывающий   территорию   объекта   "Девственные   леса   Коми".   Бюджет проекта   US$   4,000,000.   Всемирным   банком   принято   решение   о финансировании проекта по перепрофилированию Байкальского ЦБК. Сумма гранта   составит   US$   27,000,000.   Ряд   территорий   всемирного   наследия поддержан Германским фондом всемирного наследия.  Менеджеры всех ООПТ, входящих в состав перечисленных объектов ВН,   неоднократно   принимали   участие   в   международных   обучающих семинарах   и   рабочих   встречах   по   повышению   эффективности   применения Конвенции о всемирном наследии.  27Международные   экспедиции   по   подготовке   номинаций,   визиты экспертов ЮНЕСКО и МСОП, процедура вручения сертификата объекта ВН, издание рекламной продукции и т.д., ­ эти события, безусловно, способствуют   повышают популяризации   ООПТ   и   руководящих   ими   ведомств, привлекательность ООПТ для местной администрации и бизнеса, что в ряде случаев   воплощалось   в   финансовую   и   техническую   поддержку.   Однако необходимо отметить, что в России до сих пор не предпринималось сколько­ нибудь   существенных   попыток   использования   статуса   для   улучшения социально­экономической   ситуации   регионов,   на   чьих   территориях расположены объекты ВН.  Необходимо   принимать   во   внимание,   что   краткосрочный экономический эффект от развития ряда хозяйственных проектов может быть значительно выше, чем от развития народных промыслов или экологического туризма.   Однако,   оценивая   долгосрочную   перспективу,   картина   может оказаться противоположной. К тому же в подавляющем большинстве случаев промышленного освоения территория теряет целый ряд своих ценных качеств (эстетическая   привлекательность),   что   делает   ее   непригодной   для использования в рекреационных, научных, воспитательных и иных целях.  284. Объекты ЮНЕСКО 4.1. Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Китая В полном списке Всемирного наследия числится 879 объектов, из них 38 объектов     Из   них:   27   культурных   объектов,   7   природных   объектов,   4   объекта территории   Китая. (4,2%)   расположены   на   смешанного   типа.   16   культурных   объектов   признаны   шедеврами человеческого  гения (критерий i). 8  объектов — природными  феноменами исключительной красоты и эстетической важности (критерий vii).  Великая Китайская Стена (长城) Культурные   критерии:   i,   ii,   iii,   iv,   vi.   Год   включения   в   Список всемирного наследия: 1987 г. Строительство   первой   стены   началось   в   III   веке   до   н.   э.   во   время правления императора Цинь Ши­хуанди (династия Цинь), в период Воюющих царств (475—221 гг. до н. э.) для защиты государства от набегов кочевого народа хунну. В строительстве участвовала пятая часть тогдашнего населения страны, то есть, около миллиона человек.  Стена   должна   была   служить   крайней   северной   линией   возможной экспансии   самих   китайцев,   она   должна   была   предохранять   подданных «Срединной империи» от перехода к полукочевому образу жизни, от слияния с   варварами.   Стена   должна   была   чётко   зафиксировать   границы   китайской цивилизации,   способствовать   консолидации   единой   империи,   только   что составленной из ряда завоёванных царств. Благодаря   своей   ширине   –   по   гребню   сооружения   могли   проехать конные   всадники   –   Великая   китайская   стена   выполняла   важную   функцию скоростной дороги. Часовые же, дежурившие в башнях, дымовыми сигналами передавали   в   столицу   сведения   о   передвижениях   вражеских   войск.   29В период правления династии Хань (206 г. до н. э. — 220 н. э.) стена была расширена на запад до Дуньхуана. Также была сооружена линия сторожевых башен, уходившая вглубь пустыни, для защиты торговых караванов от набегов кочевников.   Те   участки   Великой   Стены,   которые   сохранились   до   нашего времени, были построены, в основном, при династии Мин (1368—1644). В эту эпоху   основными   строительными   материалами   были   кирпич   и   каменные блоки,   делавшие   конструкцию   более   надёжной.   За   время   правления   Мин Стена протянулась с востока на запад от заставы Шаньхайгуань на берегу Бохайского   залива   Жёлтого   моря   до   заставы   Юймэньгуань   на   стыке современных провинций Ганьсу и Синьцзян­Уйгурского автономного района. Манчжурская династия Цин (1644—1911), преодолев Стену с помощью предательства У Саньгуя, отнеслась к Стене с пренебрежением. За три века правления Цин Великая стена почти разрушилась под воздействием времени. Лишь небольшой её участок около Пекина — Бадалин — поддерживался в порядке   —   он   служил   своего   рода «воротами в столицу».  В   1984   году   по   инициативе   Дэн   Сяопина стартовала   программа   по   реставрации Великой   Китайской   стены,   финансируемая из   средств   китайских   и   зарубежных компаний, а также частных лиц. Современная длина стены составляет 8 тысяч 851 километр и 800 метров. Сегодня   Великая   китайская   стена   –   одна   из   самых   главных достопримечательностей   Китая,   символ   Поднебесной,   знакомый   каждому иностранному туристу.  4.2. Байкал ­ объект Всемирного природного наследия В 2006 году исполнилось 10 лет с момента включения озера Байкал в Список всемирного природного наследия. Это произошло 5 декабря 1996 года 30по   решению   20­й   сессии   Комитета   Всемирного   наследия   ЮНЕСКО, состоявшейся в мексиканском городе Мерида. Заявку на включение Байкала в Список всемирного природного наследия подала Россия. Чтобы   попасть   в   Список   всемирного   природного   наследия,   объект­ кандидат должен удовлетворять как минимум одному из четырех критериев: 1.являться   выдающимся   примером,   представляющим   основные   этапы развития   Земли,   включая   свидетельства   древней   жизни,   значительные геологические   процессы   в   стадии   формирования   форм   рельефа, геоморфологических   и   физиографических   элементов,   имеющих   важное значение; или 2.являться   выдающимся   примером,   представляющим   экологические   и биологические   эволюционные   процессы,   развитие   экосистем   и   наземных, речных, прибрежных и морских сообществ растений и животных; или 3.представлять собой природный феномен или территорию исключительной эстетической значимости; или 4.содержать   места   обитания   наиболее   представительных   и   важных   для сохранения   биологического   разнообразия   видов,   включая   те   ареалы,   где сохраняются виды, имеющие выдающееся мировое значение с точки зрения науки и сохранения, и находящиеся под угрозой исчезновения. Байкал   удовлетворял   всем   четырем.   Из   тысяч   природных   объектов, содержащихся   в   Списке,   чуть   больше   десятка   удовлетворяют   четырем критериям. В принятом Комитетом ЮНЕСКО решении отмечалось: «Озеро  Байкал ­  классический   случай   участка   Всемирного   наследия, удовлетворяющий всем четырем природным критериям. Непосредственно сам Байкал является главным объектом номинации. Особенности озера, скрытые в большей степени от глаз водой, представляют собой главную ценность для науки   и   охраны.   Озеро   окружают   горно­таежные   ландшафты   и   особо охраняемые   природные   территории,   главным   образом   сохранившиеся   в естественном состоянии и представляющие дополнительную ценность. Озеро 31Байкал   ­   лимнологическое   чудо   и   территория,   обладающая   следующими превосходными качествами: Геологическая рифтовая система, которая дала начало озеру Байкал, сформировалась   в   Мезозойском   периоде.   Озеро   Байкал   является   самым древним и самым глубоким озером на Земле. Различные тектонические силы все   еще   продолжают   свое   действие,   о   чем   свидетельствуют   выходы термических потоков с глубин озера. Эволюция   водных   организмов,   происходившая   в   течение   всего   этого длительного периода, привела к образованию уникальной эндемичной флоры и   фауны.   Озеро   Байкал   является   «Галапагосскими   островами   России»   и представляет исключительную ценность для изучения эволюции. Живописный   ландшафт   вокруг байкальской   котловины   с   горными массивами,   бореальными   лесами,   тундрой, озерами, островами и степями обеспечивает исключительно живописное окружение озера Байкал. Байкал – крупнейший резервуар пресной воды на Земле (20% всех мировых   запасов),   что   дополнительно   характеризует   его   как   уникальное явление.  Озеро Байкал ­ одно из наиболее биоразнообразных озер на Земле, в нем обитает 1340 видов животных (745 эндемичны) и 570 видов растений (150 эндемичны).   В   лесах,   окружающих   озеро,   находится   10   видов   растений, занесенных   в   Красную   книгу   Международного   союза   охраны   природы,   и представлен полный состав типичных бореальных видов». При   включении   Байкала   в   Список   всемирного   природного   наследия руководству России были даны специальные рекомендации:  принять Федеральный закон об озере Байкал; 32 перепрофилировать  Байкальский   ЦБК  в   целях   ликвидации   его   как источника загрязнения;  снизить сброс загрязняющих веществ в реку Селенгу; увеличить   ресурсное   обеспечение   деятельности   прилегающих   к   озеру заповедников и национальных парков;  продолжить поддержку научных исследований и мониторинга на озере Байкал. 4.3. Словацкий Карст (Slovenský kras)  Горный   массив   в   восточной  Словакии  и частично   в  Венгрии.   С  1973 г   охраняется   как уникальная   форма   рельефа,   с  1   марта  2002 г объявлен   национальным   парком.   Кроме   того, территория   парка   является  биосферным заповедником, а пещеры Словацкого Карста — памятником ЮНЕСКО. Массив   сложен  известняками  и  доломитами,   представляет   собой обширные плато и карстовые долины. Покрыт дубовыми и грабовыми лесами. Наивысшая   точка   947 м  над   у.м.  Массив   интенсивно   закарстован,   развиты многочисленные воронки, провалы, пещеры, карстовые долины, озёра, полья, представляет   собой   образец   карстового   рельефа.   Вследствие   этого   слово «карст»   стало   нарицательным   и   утвердилось   в   научной   литературе   для обозначения   специфических   явлений   и   форм,   свойственных   территориям, сложенным растворимыми породами. Карстовые  пещеры   имеют   наибольшую   протяжённость   и   глубину. Пещеры образуются вследствие растворения пород водой. Поэтому карстовые пещеры   встречаются   только   там,   где   залегают   растворимые   породы: известняк, мрамор, доломит, мел, а также гипс и соль. Известняк   и   мрамор,   растворяются   чистой   дистиллированной   водой очень   плохо.   В   несколько   раз   растворимость   повышается,   если   в   воде 33присутствует   растворённый   углекислый   газ,   однако   всё   равно   известняк растворяется   слабо,   по   сравнению   с   гипсом   и   солью.   Химизм   карстовых процессов   таков,   что   вода,   растворив   породу,   через   некоторое   время  сталактиты, откладывает   её   обратно,   образуя   натёчные   образования: сталагмиты, геликтиты, драпировки. В заповеднике произрастает ряд редких растений­эндемиков:  Кандык европейский,   Оносма   башенная,   Сеслерия   Гейфлера,   Гвоздика   перистая,   и обитают виды редких животных: орёл­могильник, змееяд, степная пустельга. Заключение В наше время памятники природы превратились в объекты путешествий. Многотысячный поток экскурсантов и туристов ежегодно устремляется к ним по путевкам и без них, чтобы обогатить себя новыми впечатлениями, укрепить нервы и мышцы, получить заряд бодрости и здоровья. Еще Иван Петрович Павлов   показал   великую   силу   влияния   окружающей   среды   на   психику   и эмоциональное состояние человека. Красота и очарование пейзажа наилучшим образом   влияют   на   состояние   нервной   системы,   врачующе   действуют   на организм. Необыкновенные природные объекты и явления привлекают внимание человека потому, что образовались они в силу какого то особого стечения обстоятельств. В них, как в фокусе, ярко «вспыхивают» или «гаснут» те или иные   природные   закономерности.   В   этом   заключается   их   большая познавательная ценность. Роль   памятников   природы   многогранна,   поэтому   они   должны   быть сохранены в нетронутом виде. К сожалению, эта истина до сих пор далеко не всеми усвоена. О ней приходится еще и еще раз напоминать. По недосмотру и невежеству иных людей   некоторые   из   известных   памятников   природы   ныне   находятся   в 34неприглядном состоянии. Бывает, так, что разрушают скалы, засоряют озера и источники, растаскивают натечные формы в пещерах, на образование которых ушли   многие   тысячелетия.   В   результате   уникальные   природные   объекты теряют   первозданную   красоту   и   научную   ценность,   а   некоторые   редкие   и реликтовые растения исчезают совсем. Список литературы 1. Большая Советская Энциклопедия, М: Сов. Энциклопедия, 1971г.  2.Забелина Н.Н.Национальный парк. ­ М.,1987г.­ 172с. 3.Закон «Об особо охраняемых территориях» 33­ФЗ, 14.03.1995г. 4.Конвенция   ЮНЕСКО   «об   охране   всемирного   культурного   и   природного наследия»16.11.1972г. 5. Колотова Е.В. Рекреационное ресурсоведение. Учебное пособие. М., 1999. 6.   Николаенко   Д.В.   Рекреационное   ресурсоведение.   Учебное   пособие.   М.: ВЛАДОС, 2001. 7. Сватков М.Н. и др. Туристские ресурсы СССР // Известия ВГО, 1981. №13. Вып. 2. 8. Храбовченко В.В. Экологический туризм. Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2002. 9.  Шабалина   Н.В.  К   вопросу   оценки   рекреационного   потенциала   северных территорий. В справочнике: «Туристские фирмы». СПб.: 1998. 35

Посмотрите также