Тема: Рельеф суши. Равнины. 6 класс
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: Урок - путешествие
Цель: углубить и систематизировать знание учеников о литосфере путем изучения основных форм рельефа Земли - равнины; познакомить учащихся с равнинами их видами и формами; сформировать умения составлять описания равнин; находить на карте;
стимулировать развитие аналитического мышления учеников.
Задачи:
• Образовательные: - дать общее представление о крупных формах рельефа, раскрыть силы, под воздействием которых формируется рельеф; "равнина"; классифицировать равнины по высоте; познакомить с изменением равнин во времени.
• Развивающие: - умение описывать равнины по плану; умение определять географическое положение равнин, их высоту; показывать формы рельефа в контурных картах.
• Воспитательные: - воспитание чувства прекрасного через созерцание образов равнин в презентации; воспитание культуры учебного труда.
Метод: проблемно-поисковый
Оборудование:
Физическая карта полушарий, физическая карта России, атласы, картины равнин, раздаточный материал.
Термины и понятия урока: равнина, плоская равнина, холмистая равнина, низменность, возвышенность, плоскогорье.
Географические объекты: Низменности: Прикаспийская. Плоскогорья: Среднесибирское. Низменности: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Амазонская.
Структура урока. Организация начала урока - подготовка учащихся к усвоению новых знаний – изучение нового материала – первичная проверка усвоения знаний – первичное закрепление знаний – подведение итогов урока – информация о домашнем задании.
Ход урока
Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычный урок, урок – путешествие. Сегодня мы с вами будем путешественниками.
Чтобы нам отправиться в путь, нужно - «собрать багаж». Итак,
1. «Собираем багаж!» А багажом будут ваши знания?
Какие неровности на планете вы знаете?
Как они называются? - рельеф.
2. «Отправляемся в путь»!
Перед вами на стене висит физическая карта мира, она есть и в атласах сегодня мы часто будем работать с ней. Внимательно посмотрите на неё.
Мы видим, что на ней заметно выделяются обширные участки суши, обозначенные каким-либо одним цветом: зеленым, желтым или светло коричневым. Как называются эти части земной поверхности?
Задание: Анжелина прочитает вам стихотворение, а вы определите о какой форме рельефа идет речь?
Равнина, Равнина.
Ни яра, ни пади.
Равнина – на север.
Равнина – на юг.
Как будто гористую землю разгладил
Какой-то гигантский утюг.
Здесь воду колышут душистые ветры.
Поля поливает с Алтая вода.
Здесь смотришь и видишь на сто километров:
Полсотни – туда
И полсотни – сюда.
А солнце!
Вы видели солнце степное?
Лучистая ласка его горяча:
Не скрыто ни ближней, ни дальней горою,
Оно до последнего светит луча.
(Западно-Сибирская равнина)
Современный поэт - Игорь Фролов
Вопросы к детям: Что вы знаете о земной поверхности? ( что Земля имеет неровную поверхность). Как называются неровности земли? (рельеф). Сколько выделяют форм рельефа на Земле? Назовите их! На суше выделяются две формы рельефа; равнины и горы. С горами мы познакомимся на следующем уроке. Сегодня мы узнаем все о равнинах суши.
Вопрос: Как вы думаете, на какие вопросы нам надо ответить? (дети предлагают)
- чем отличается равнина от гор?
- как равнины различаются по внешнему виду?
- Как равнины различаются по высоте?
- как равнины показаны на карте, каким цветом?
-какие равнины есть на планете?
-на какой равнине живем мы?
Вопрос: Ребята, а какие формы рельефа окружают нас? равнины
Действительно, равнины знакомы нам с детства. Так давайте посмотрим фотографии равнин у вас на столах, и попробуем дать определение, что же такое равнина.
Дети предлагают.
А теперь давайте посмотрим, какое определение предлагает нам учебник – стр. 90. (Один читает). Запишите это определение в маршрутный лист. (слайд 2)
Равнина_________________________________________________________________________
Итак, что же такое, равнина, РАВНИНА – это обширные участки поверхности Земли с небольшими перепадами высот, не более 200 м.
Если посмотреть на фотографии у вас на столах, то мы увидим, что поверхность равнин не всегда ровная. На какие группы можно разделить равнины по их рельефу? (слайд 3)
Б) Заполните схему «Виды равнин» примерами равнин из учебника на стр. 58.
(в маршрутный лист).
Рельеф равнин
Плоские равнины Холмистые равнины _________________________ _______________________
________________________ _______________________
Вопрос: Какую равнину можно назвать плоской? (слайд 4).
Сообщение про Западно-Сибирскую равнину: Это третья по величине равнина мира. Нигде в мире не найти такого огромного пространства со столь плоским рельефом, как бы понижающимся к его центру. Пересекая равнину, видишь необозримые плоскости – ни бугорка, ни увала. Западно-Сибирская равнина богата реками, озёрами, болотами. По количеству болот Западно-Сибирская равнина мировой рекордсмен: нигде в мире нет больше такой заболоченной территории площадью в 800 тыс. км 2
Вопрос: А какая равнина холмистая ?(слайд 5)
Сообщение: Восточно-Европейская равнина одна из самых крупных равнин на нашей планете. Практически на всем протяжении Восточно-Европейской равнины преобладает полого-равнинный рельеф. В пределах территории Восточно-Европейской равнины сосредоточена большая часть населения России и большинство крупных городов страны. Именно здесь много веков назад образовалось русское государство.
Вопрос: На какой равнине, покрытой лесом, будет легко заблудиться? (На плоской).
На какой равнине мы живем?
На какой вопрос мы ответили? - как равнины различаются по внешнему виду (по рельфу)?
В) Работая с картой, мы не сможем определить, какая равнина плоская, а какая холмистая. Но на карте обозначается высота равнин над уровнем моря. Давайте посмотрим, на какие группы по высоте делятся все равнины (слайд 6,7). Работаем с рисунком 65 в учебнике на стр. 91, заполняем таблицу « Различие равнин по высоте» (маршрутный лист).
Заполните таблицу « Различие равнин по высоте»
Типы равнин Высота Примеры равнин
низменности (слайд 8)Сообщение: Амазонская низменность— самая большая низменность на Земле, площадь свыше 5 млн км. Расположена в Южной Америке. Простирается от Анд до Атлантического океана. Амазонская низменность — обширное царство болот и джунглей. В сердце Амазонии протекает Амазонка, вторая по длине река в мире.
возвышенности
плоскогорья
3. «Продолжаем путешествие!»
? каким цветом на карте показаны все эти виды равнин?
Низменности - оттенок зеленого (темно-зеленые впадины)
Возвышенности – желтые
Плоскогорья - темно-желтые.
На какой вопрос мы ответили? - Различие равнин по высоте.
4. «Сделаем привал» физминутка.
В любом путешествии надо отдохнуть.
Положите руки на парты.
Горы высокие (руки вверх).
Равнины широкие (руки в стороны).
Мы идем долго-долго (шагаем пальчиками)
Вершины гор высоко (смотрим вверх), видно с них далеко (вертим головой).
5. «Продолжаем путешествие» –
• Итак, что мы уже знаем:
- Что такое равнины?
- Как делятся равнины по абсолютной высоте?
- Как делятся равнины по рельефу?
И теперь мы должны научится обозначать равнины на контурных картах.
Практическая работа:
А) На контурной карте обозначить крупные равнины мира (С-З, В-Е, среднерусская возвышенность, Амазонская низменность). Пожалуйста, поменяйтесь контурными картами и проверьте правильность выполнения задания.
Б) Задание: сегодня научитесь составлять описание равнин. План описания равнин вы найдете в таблице в маршрутном листе.
Описать ГП равнин по плану:
1 В – Западно-Сибирская равнина
2В – Прикаспийская низменность
3В – Амазонская низменность.
Для оформления работы используйте таблицу «Описание ГП гор» прошлого урока.
План определения ГП Географические объекты
? ?
1. На каком материке и в какой его части находится?
2. Положение по отношению к другим объектам
3. Направление и протяженность
4. Средняя высота
МОЛОДЦЫ!
А сейчас немного поиграем. «Угадай»
А) Равнина по своей высоте относится к низменностям (на большей части её абсолютная высота не превышает 200 м).
Расположена на севере материка Евразия между 52° и 73° с. ш., а также между 61° и 88° в. д.
Протяженность равнины с севера на юг 2330 км.
(73° – 52° = 21° ; 111,1 х 21° = 2333,1 км)
Протяженность с запада на восток составляет 1500 км
(88° – 61° = 27°; на параллели 60° длина дуги 1° = 55,8; 55,8 км х 27° = 1506, 6 км)
на севере омывается водами Карского моря, на востоке протекает река Енисей, на юге располагается Казахский мелкосопочник, на западе – Уральские горы.
Б) равнина по своей высоте относится к плоскогорьям (высота от 200-500м). Расположена на материке Евразия в восточной части. На севере омывается водами Карского моря и моря Лаптевых. На западе протекает река Енисей. На севере полуостров Таймыр.
6.«Продолжаем путешествие» - Ребята, а как могут меняться со временем равнины? (слайд 2)
Сообщение «Овраги» Образование оврага начинается с небольшой узкой промоины или борозды, которая быстро углубляется и удлиняется после нескольких больших ливней. Эта-то водомоина и есть начало оврага. Для его образования бывает достаточно даже не трещины, а просто дорожной колеи или пахотной борозды. Проточная вода смывает чернозем и песок и мутным потоком несется по промятому углублению все дальше вниз по наклону, к реке. Значит там, где развиваются овраги, дождевая и снеговая вода, вместо того, чтобы просачиваться в почву, задерживается на ней и, скатываясь, уносится по оврагам в реки. Верховье оврага в каждое весеннее половодье, в каждый ливень отодвигается все дальше вверх. Овраг ветвится, и с каждым годом становится больше. Овраги наносят огромный ущерб хозяйству, разрушая дороги, сокращая площади сельскохозяйственных земель. (слайд 3).
Задание: Заполните схему:
Изменение равнин
во времени деятельностью человека
_____________ ____________________
Что должен делать человек по защите природы равнин?
Какую крупную форму рельефа мы сегодня изучали? В чем её значимость для человека?
Что нового вы узнали о равнинах?
5.Вот мы и «Приехали домой!» - повторите и проверьте свои знания по теме «Равнины». Решите кроссворд (слайд 5)
1 р
2 а
3 в
4 н
5 и
6 н
а
1 Равнина, высота которой над уровнем моря выше 500 м.
2 Равнина, на которой нет возвышенностей и понижений.
3 Равнина, высота которой над уровнем моря от 200 до 500 м.
4 Плоскогорье на востоке России.
5 Равнина, на которой встречаются холмы.
6 Равнина, высота которой над уровнем моря не выше 200 м.
7 Величайшая на Земле низменность, расположенная в Южной Америке.
Поменяйтесь листами и проверьте друг друга, поставьте оценку (слайд 6).
зеленый желтый красный
радость нейтральный тревога
комфорт безразличие дискомфорт
Выберите один из жетонов.
Спасибо за урок!
Домашнее задание: п.16 (с.89-93 читать, зад. № 1,3,5)
Составление синквейна.
Сейчас вы составите синквейн, со словом «Равнина».
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
конкурсный урок Office Word (7).docx
Рельеф суши. Равнины. 6 класс
Тема:
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: Урок путешествие
Цель:
основных форм рельефа Земли равнины; познакомить учащихся с равнинами их видами и
углубить и систематизировать знание учеников о литосфере путем изучения
формами; сформировать умения составлять описания равнин; находить на карте;
стимулировать развитие аналитического мышления учеников.
Задачи:
Образовательные: дать общее представление о крупных формах рельефа, раскрыть
силы, под воздействием которых формируется рельеф; "равнина"; классифицировать равнины
по высоте; познакомить с изменением равнин во времени.
Развивающие: умение описывать
равнины по плану; умение определять
географическое положение равнин, их высоту; показывать формы рельефа в контурных
картах.
Воспитательные: воспитание чувства прекрасного через созерцание образов равнин в
презентации; воспитание культуры учебного труда.
Метод: проблемнопоисковый
Оборудование:
Физическая карта полушарий, физическая карта России, атласы, картины равнин, раздаточный
материал.
Термины и понятия урока: равнина, плоская равнина, холмистая равнина, низменность,
возвышенность, плоскогорье.
Географические объекты: Низменности: Прикаспийская. Плоскогорья: Среднесибирское.
Низменности: ВосточноЕвропейская, ЗападноСибирская, Амазонская.
Структура урока. Организация начала урока подготовка учащихся к усвоению новых знаний
– изучение нового материала – первичная проверка усвоения знаний – первичное закрепление
знаний – подведение итогов урока – информация о домашнем задании.
Ход урока
Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычный урок, урок – путешествие. Сегодня мы с вами
будем путешественниками.
Чтобы нам отправиться в путь, нужно «собрать багаж». Итак,
1. «Собираем багаж!» А багажом будут ваши знания?
Какие неровности на планете вы знаете?
Как они называются? рельеф.
2. «Отправляемся в путь»!
Перед вами на стене висит физическая карта мира, она есть и в атласах сегодня мы часто
будем работать с ней. Внимательно посмотрите на неё.
Мы видим, что на ней заметно выделяются обширные участки суши, обозначенные какимлибо
одним цветом: зеленым, желтым или светло коричневым. Как называются эти части земной
поверхности? Задание: Анжелина прочитает вам стихотворение, а вы определите о какой форме рельефа
идет речь?
Равнина, Равнина.
Ни яра, ни пади.
Равнина – на север.
Равнина – на юг.
Как будто гористую землю разгладил
Какойто гигантский утюг.
Здесь воду колышут душистые ветры.
Поля поливает с Алтая вода.
Здесь смотришь и видишь на сто
километров:
Полсотни – туда
И полсотни – сюда.
А солнце!
Вы видели солнце степное?
Лучистая ласка его горяча:
Не скрыто ни ближней, ни дальней горою,
Оно до последнего светит луча. (ЗападноСибирская равнина)
Современный поэт Игорь Фролов
Вопросы к детям: Что вы знаете о земной поверхности? ( что Земля имеет неровную
поверхность). Как называются неровности земли? (рельеф). Сколько выделяют форм рельефа
на Земле? Назовите их! На суше выделяются две формы рельефа; равнины и горы. С горами
мы познакомимся на следующем уроке. Сегодня мы узнаем все о равнинах суши.
Вопрос: Как вы думаете, на какие вопросы нам надо ответить? (дети предлагают)
чем отличается равнина от гор?
как равнины различаются по внешнему виду?
Как равнины различаются по высоте?
как равнины показаны на карте, каким цветом?
какие равнины есть на планете?
на какой равнине живем мы?
Вопрос: Ребята, а какие формы рельефа окружают нас? равнины
Действительно, равнины знакомы нам с детства. Так давайте посмотрим фотографии равнин у
вас на столах, и попробуем дать определение, что же такое равнина.
Дети предлагают.
А теперь давайте посмотрим, какое определение предлагает нам учебник – стр. 90. (Один
читает). Запишите это определение в маршрутный лист. (слайд 2)
Равнина_________________________________________________________________________
Итак, что же такое, равнина, РАВНИНА – это обширные участки поверхности Земли с
небольшими перепадами высот, не более 200 м.
Если посмотреть на фотографии у вас на столах, то мы увидим, что поверхность равнин не
всегда ровная. На какие группы можно разделить равнины по их рельефу? (слайд 3)
Б) Заполните схему «Виды равнин» примерами равнин из учебника на стр. 58.
(в маршрутный лист).
Рельеф равнин
Плоские равнины Холмистые равнины
_________________________ _______________________
________________________ _______________________
Вопрос: Какую равнину можно назвать плоской? (слайд 4).
Сообщение про ЗападноСибирскую равнину: Это третья по величине равнина мира.
Нигде в мире не найти такого огромного пространства со столь плоским рельефом, как бы
понижающимся к его центру. Пересекая равнину, видишь необозримые плоскости – ни бугорка,
ни увала. ЗападноСибирская равнина богата реками, озёрами, болотами. По количеству болот ЗападноСибирская равнина мировой рекордсмен: нигде в мире нет больше такой заболоченной
территории площадью в 800 тыс. км 2
Вопрос: А какая равнина холмистая ?(слайд 5)
Сообщение: ВосточноЕвропейская равнина одна из самых крупных равнин на нашей
планете. Практически на всем протяжении ВосточноЕвропейской равнины преобладает
пологоравнинный рельеф. В пределах территории ВосточноЕвропейской равнины
сосредоточена большая часть населения России и большинство крупных городов страны.
Именно здесь много веков назад образовалось русское государство.
Вопрос: На какой равнине, покрытой лесом, будет легко заблудиться? (На плоской).
На какой равнине мы живем?
На какой вопрос мы ответили? как равнины различаются по внешнему виду (по рельфу)?
В) Работая с картой, мы не сможем определить, какая равнина плоская, а какая холмистая. Но
на карте обозначается высота равнин над уровнем моря. Давайте посмотрим, на какие группы
по высоте делятся все равнины (слайд 6,7). Работаем с рисунком 65 в учебнике на стр. 91,
заполняем таблицу « Различие равнин по высоте» (маршрутный лист).
Заполните таблицу « Различие равнин по высоте»
Высота
Примеры равнин
(слайд 8)Сообщение: Амазонская низменность
— самая большая низменность на Земле, площадь
свыше 5 млн км. Расположена в Южной Америке.
Простирается от Анд до Атлантического
океана. Амазонская низменность — обширное
царство болот и джунглей. В сердце Амазонии
протекает Амазонка, вторая по длине река в мире.
Типы равнин
низменности
возвышенности
плоскогорья
3. «Продолжаем путешествие!»
? каким цветом на карте показаны все эти виды равнин?
Низменности оттенок зеленого (темнозеленые впадины)
Возвышенности – желтые
Плоскогорья темножелтые.
На какой вопрос мы ответили? Различие равнин по высоте.
4. «Сделаем привал» физминутка. В любом путешествии надо отдохнуть.
Положите руки на парты.
Горы высокие (руки вверх).
Равнины широкие (руки в стороны).
Мы идем долгодолго (шагаем пальчиками)
Вершины гор высоко (смотрим вверх), видно с них далеко (вертим головой).
5. «Продолжаем путешествие» –
Итак, что мы уже знаем:
Что такое равнины?
Как делятся равнины по абсолютной высоте?
Как делятся равнины по рельефу?
И теперь мы должны научится обозначать равнины на контурных картах.
Практическая работа:
А) На контурной карте обозначить крупные равнины мира (СЗ, ВЕ, среднерусская
возвышенность, Амазонская низменность). Пожалуйста, поменяйтесь контурными картами и
проверьте правильность выполнения задания.
Б) Задание: сегодня научитесь составлять описание равнин. План описания равнин вы
найдете в таблице в маршрутном листе.
Описать ГП равнин по плану:
1 В – ЗападноСибирская равнина
2В – Прикаспийская низменность
3В – Амазонская низменность.
Для оформления работы используйте таблицу «Описание ГП гор» прошлого урока.
Географические объекты
?
?
План определения ГП
1. На каком материке и в какой его
части находится?
2. Положение по отношению к
другим объектам
3. Направление и протяженность
4. Средняя высота
МОЛОДЦЫ!
А сейчас немного поиграем. «Угадай»
А) Равнина по своей высоте относится к низменностям (на большей части её абсолютная
высота не превышает 200 м).
Расположена на севере материка Евразия между 52° и 73° с. ш., а также между 61° и 88° в. д.
Протяженность равнины с севера на юг 2330 км. (73° – 52° = 21° ; 111,1 х 21° = 2333,1 км)
Протяженность с запада на восток составляет 1500 км
(88° – 61° = 27°; на параллели 60° длина дуги 1° = 55,8; 55,8 км х 27° = 1506, 6 км)
на севере омывается водами Карского моря, на востоке протекает река Енисей, на юге
располагается Казахский мелкосопочник, на западе – Уральские горы.
Б) равнина по своей высоте относится к плоскогорьям (высота от 200500м). Расположена на
материке Евразия в восточной части. На севере омывается водами Карского моря и моря
Лаптевых. На западе протекает река Енисей. На севере полуостров Таймыр.
6.«Продолжаем путешествие» Ребята, а как могут меняться со временем равнины? (слайд
2)
Сообщение «Овраги» Образование оврага начинается с небольшой узкой промоины или
борозды, которая быстро углубляется и удлиняется после нескольких больших ливней. Этато
водомоина и есть начало оврага. Для его образования бывает достаточно даже не трещины, а
просто дорожной колеи или пахотной борозды. Проточная вода смывает чернозем и песок и
мутным потоком несется по промятому углублению все дальше вниз по наклону, к реке.
Значит там, где развиваются овраги, дождевая и снеговая вода, вместо того, чтобы
просачиваться в почву, задерживается на ней и, скатываясь, уносится по оврагам в реки.
Верховье оврага в каждое весеннее половодье, в каждый ливень отодвигается все дальше вверх.
Овраг ветвится, и с каждым годом становится больше. Овраги наносят огромный ущерб
хозяйству, разрушая дороги, сокращая площади сельскохозяйственных земель. (слайд 3).
Задание: Заполните схему:
Изменение равнин
во времени деятельностью человека
_____________ ____________________
Что должен делать человек по защите природы равнин?
Какую крупную форму рельефа мы сегодня изучали? В чем её значимость для человека?
Что нового вы узнали о равнинах?
5.Вот мы и «Приехали домой!» повторите и проверьте свои знания по теме «Равнины».
Решите кроссворд (слайд 5)
1
2
3
р
а
в 4
5
6
н
и
н
а
1 Равнина, высота которой над уровнем моря выше 500 м.
2 Равнина, на которой нет возвышенностей и понижений.
3 Равнина, высота которой над уровнем моря от 200 до 500 м.
4 Плоскогорье на востоке России.
5 Равнина, на которой встречаются холмы.
6 Равнина, высота которой над уровнем моря не выше 200 м.
7 Величайшая на Земле низменность, расположенная в Южной Америке.
Поменяйтесь листами и проверьте друг друга, поставьте оценку (слайд 6).
зеленый желтый красный
радость нейтральный тревога
комфорт безразличие дискомфорт
Выберите один из жетонов.
Спасибо за урок!
Домашнее задание: п.16 (с.8993 читать, зад. № 1,3,5)
Составление синквейна
.
Сейчас вы составите синквейн, со словом «Равнина».
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет
короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим
правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием
синквейна развивает образное мышление.
"Рельеф суши. Равнины." (6 класс)
"Рельеф суши. Равнины." (6 класс)
"Рельеф суши. Равнины." (6 класс)
"Рельеф суши. Равнины." (6 класс)
"Рельеф суши. Равнины." (6 класс)
"Рельеф суши. Равнины." (6 класс)
"Рельеф суши. Равнины." (6 класс)
"Рельеф суши. Равнины." (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.