⠀
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ
РЕСПУБЛИКА
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ДОКУЧАЕВСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО
ТВОРЧЕСТВА ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА
Репертуар коллектива
руководитель коллектива современного
танца "КАРУСЕЛЬ" Чередниченко М. Л
Репертуар -- слово французского
происхождения и означает подбор пьес, музыкальных (хореографических),
литературных произведений, идущих в каком-либо театре (коллективе) за
определенный промежуток времени. Он, этот репертуар, может рассказать об очень
многом.
Качественные, вкусовые оценки, определение возможностей, направления, творческого почерка и ряд других выводов позволяет сделать анализ репертуара того или иного коллектива.
Потому формирование репертуара дело не просто ответственное; оно определяет всю деятельность коллектива.
Едва ли не самый главный аспект в вопросе репертуара -- его воспитательная роль и для тех, кто занят в нем непосредственно и участвует в подготовке того или иного произведения, и для тех, кто его увидит со сценических подмостков.
Репертуар определяется поставленной целью и задачами, планом воспитательной работы в коллективе, он должен быть связан с ближними и дальними перспективами развития коллектива.
Репертуар имеет огромное значение в воспитании эстетической,
творческой личности. Правильно подобранный репертуар обеспечивает возможность
решения художественно-творческих и воспитательных задач одновременно. Чем
богаче и разнообразнее репертуар коллектива, тем шире возможности для раскрытия
юных дарований.
От
руководителя коллектива при подборе репертуара требуется чёткое перспективное
видение педагогического процесса как цельной и последовательной системы.
Реальность репертуара, соответствие его техническим, художественным и
исполнительским возможностям участников коллектива – это главный критерий при
подборе репертуара. Подлинное творчество не признаёт готовых рецептов и правил,
и каждая хореографическая постановка, как любое произведение искусства, требует
оригинального решения и индивидуального подхода. Ответственность за репертуар
лежит на руководителе, так как репертуар — это лицо коллектива, показывающий
его возможности и раскрывающий будущие перспективы.
При
подборе репертуара руководитель должен учитывать соответствие постановок
возрасту участников коллектива, их возрастной психологии и уровню развития
детей, они должны быть понятны им самим, тогда их поймёт и примет зритель. Для
одной и той же возрастной группы необходимо создавать танцы разного жанра:
игрового, сюжетного. Помнить о возрастной психологии детей к конкретному
отвлечённому и ассоциативному восприятию содержания поставленного номера и
исходить из индивидуальных возможностей исполнителей при постановке
танцев.
Создавать
танцевальные произведения необходимо в расчёте на весь коллектив, отдельных
сольных исполнителей, на пять — шесть человек, так как это позволяет занять
наибольшее количество участников в концертной программе.
При
решении номера его содержание и образность должны исходить из его темы,
диктуемой музыкальным материалом. Учитывать учебно-тренировочные цели и
пользоваться материалом из народных, историко-бытовых, бальных танцев и
соединять его с различными соответствующими видами современной выразительной
пластики. А классика, имеющая специфический язык, как бы цементирует весь
материал, создавая некий обобщённый образный сплав.
Социально-педагогический
смысл хореографического коллектива заключается в органичном сочетании
художественно-исполнительского и воспитательного процессов, придании им
идейно-нравственной направленности.
Мотивационные
и целевые установки постановочных номеров в различных танцевальных коллективах
не одинаковы. В одних — руководитель и участники рассчитывают на официальное
признание, победу на смотрах и конкурсах. Здесь высокий исполнительский уровень
достигается ценой напряжённой работы, программа создаётся нередко с помощью
приглашённых балетмейстеров, постановка танцев производится в духе «лучших
стандартов» профессионального искусства и рассчитана на успех, во что бы то ни
стало. Другие ориентируются, прежде всего, на совместное проведение досуга,
общение, знакомство с искусством хореографии, на коллективное приобщение к творчеству.
Но роль всех коллективов в воспитании эстетической образованной, творческой
личности, очень велика. Необходимо чётко уяснить специфику, возможности и
задачи каждого из таких коллективов, так как неточность творческой ориентации
может привести, в конечном итоге, к снижению популярности и значимости.
В работе танцевальных
коллективов разного возраста следует полнее использовать такие сценические
формы, как тематический или сюжетный танец, так как именно они являются для
учащихся школой актерского мастерства, которая впоследствии позволит им
овладеть техникой исполнения балетного спектакля. В настоящее время в
репертуаре коллективов значительное место занимают массовые постановки,
позволяющие привлечь максимальное количество исполнителей. Однако нельзя
недооценивать и номеров камерного плана, имеющих большое значение для раскрытия
и воспитания творческой индивидуальности исполнителей. В связи с этим
закономерно выступление наиболее одаренных и освоивших танцевальное мастерство
танцоров в роли солистов в номерах, рассчитанных на одного или нескольких
исполнителей. Материалом для этих номеров может служить танец классический,
демихарактерный, народный, эстрадный.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.