РЕШАЕМ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА
Птюшкина Галина Николаевна,
педагог дополнительного образования ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»
Цель занятия: повышение осведомленности младших школьников о проблеме изменения климата; формирование навыков и умений передачи личного практического опыта школьниками младшего звена.
Задачи: учить младших школьников видеть взаимосвязь между причинами и последствиями глобального потепления; подвести учащихся к пониманию того, что одним из наиболее дешевых, практичных и безопасных способов справиться с проблемами роста энергопотребления является способ сохранения энергии; формировать представление о том, что каждый из нас может лично сделать для решения данной проблемы; воспитывать бережное отношение к невозобновляемым энергоисточникам; стимулировать учащихся к передаче личного опыта по теме «Изменение климата»; расширять кругозор, развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение рассуждать и делать выводы.
Оборудование и материалы: разноцветные листы с экологическими задачами (Приложение 1); «Ромашка» из бумаги; буклеты, плакаты и журналы по теме.
Методические рекомендации: данное занятие является продолжением начатой работы по ознакомлению учащихся о климатических изменениях и способах смягчения их последствий в рамках 2013 года – Года охраны окружающей среды.
Педагог готовит заранее несколько учащихся к проведению занятия.
Ход занятия:
Вводная часть.
Ребята, сегодня я хочу напомнить вам о том, что в соответствие с Указом президента В. В. Путина за номером 1157, 2013 год, объявлен годом охраны окружающей среды. Конечно такой год нужен России, нужен всей земле и как можно чаще, не зависимо от того объявлен год, годом охраны окружающей среды или нет. Возможно, за 2013 год как-то решатся, или хотя бы сдвинутся с мертвой точки вопросы, связанные с контролем за вырубающимся лесом и экспортом его за границу, вопрос о загрязнении окружающей среды различными предприятиями, вопрос с захоронением ядерных отходов и другие глобальные вопросы по защите окружающей среды.
Давайте вспомним, какие мероприятия провели мы в год окружающей среды:
· с февраля по октябрь принимаем участие в образовательном проекте детского экологического центра ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» «ВОДНАЯ ОЛИМПИАДА;
· в марте провели сбор отработанных батареек, сдали их в специальный контейнер в ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»;
· в мае провели конкурс открыток «Рекорды окружающей среды»: искали наиболее интересные факты, как животные и растения приспосабливаются к окружающей среде;
· в сентябре провели фотоконкурс «Как прекрасен этот мир»;
· также в сентябре и в ноябре прошел сбор макулатуры;
· в ноябре выступили в библиотеке № 4 г. Ломоносова на мероприятии «Итоги экологического лета: круглый стол, посвященный году охраны окружающей среды» с отчетом по проекту «Водная олимпиада». С целью вовлечения детей и взрослых в познавательную и практическую деятельность по экономии воды и сохранению водных ресурсов, содействию устойчивому использованию водных ресурсов в своем собственном образе жизни.
Ребята, многие из вас слышали о проблеме глобального изменения климата и последствиях этого изменения для многих регионов. Давайте вспомним, к каким последствиям может привести глобальное потепление (лист ватмана предыдущего с перечислением последствий глобального потепления: увеличение числа природных катаклизмов - ураганов, штормов, наводнений; снижение продуктивности сельского хозяйства: засухи, наводнения, град; засухи и нехватка воды: уже сейчас 30 % жителей Земли испытывает дефицит воды; уменьшение биологического разнообразия – снижение многообразия сред обитания, исчезновение некоторых видов животных и растений; повышение уровня мирового океана – значительная часть суши может исчезнуть под водой).
Основная часть.
Итак, мы вспомнили о последствиях изменения климата. Мы все живем на одной планете и не можем быть равнодушны к этой проблеме. Чтобы выяснить, что мы может сделать для ее решения, давайте попробуем с помощью «Ромашки» найти причины, приводящие к глобальному изменению климата. Каждый из вас оторвет по одному лепестку. На нижней части лепестка перечислено несколько основных причин, приводящих к изменению климата: «производство электроэнергии», «промышленность», «строительство и утилизация отходов», «ошибки в проектировании зданий», «транспорт». На магнитной доске прикреплены карточки с надписями. С помощью дополнительных карточек вы должны пояснить, для чего расходуется электроэнергия в этих сферах, и откуда берутся вредные выбросы в атмосферу. (Карточки: «Освещение домов», «освещение промышленных предприятий и улиц», «обогрев помещений», «приготовления пищи», «производство товаров», «производство упаковки», «хранения и транспортировки товаров», «переработка бытового мусора», «переработка отходов», «плохая изоляция», «неэффективное использование бытовых приборов», «резкое увеличение количества автомобилей», «изготовление из дерева различных изделий», «вырубка леса для строительства домов», «вырубка леса для развития сельского хозяйства»).
Подготовленные к занятию ребенок задает товарищам несколько вопросов:
1. Нравится ли вам видеть помойки, вокруг которых лежит вывалившийся из контейнеров мусор?
2. Вдыхаете ли вы с наслаждением аромат, исходящий от контейнеров с мусором, особенно летом?
3. Какие чувства вызывает у вас крыса, сидящая на горке мусора и с аппетитом поглощающая еду?
Все мы с вами производим мусор, все выбрасываем его на помойку. Нам редко нравится состояние мест мусора в наших дворах. Однако мы уверены, что ничего не можем сделать для того, чтобы исправить ситуацию.
Предлагаю сейчас подумать о нашем привычном отношении к мусору и надеюсь, что это поможет изменить ситуацию к лучшему. Мы все знаем, что в связи со сложившейся экологической ситуацией энергию надо экономить. Посмотрите, я принесла несколько пакетов с мусором (полные пакеты мусора, который можно компактно сложить). Мне не удалось сложить весь мусор в один пакет, предлагаю вам собрать в пакет как можно больше мусора. Я покажу вам, как компактно собирать мусор: если тара плохо мнется, можно наполнить ее другими отходами, чтобы она не осталась пустой. А можно сложить тару так, что займет совсем немного места. Если хозяйки в квартирах будут компактно собирать мусор, то уменьшатся затраты на транспортировку.
Второй ребенок проводит игру «Найди предметы, которые можно использовать повторно».
Особое внимание в повседневной жизни нужно уделять правилу: ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПОВТОРНО! Я раздам каждому из вас по предмету, а вы подумайте и скажите, как можно использовать его повторно.
Ребята, сегодня мы с вами говорили о проблеме глобального изменения климата. Давайте подумаем, что может сделать каждый из нас для решения данной проблемы. Чтобы помочь детям сформулировать выводы, педагог предлагает решить каждому ребенку по экологической задаче. Задачи написаны на листках бумаги разного цвета, дети по очереди берут по одному или по два листочка и решают каждый свою задачу. Затем несколько задач решаем все вместе на доске (презентация с экологическими задачами); остальные задачи можно будет решить в классе на уроке математики) (Приложение 1).
По результатам решенных задач дети делают собственные выводы, на основе которых формулируется общий вывод: каждый из нас может помочь изменить мир к лучшему, сократив потребление энергии!
Следующие учащиеся напоминают товарищам, что одним из наиболее дешевых, практичных и безопасных способов справиться с проблемами роста энергопотребления является способ сохранения энергии, и выступают с представлением своего экологического проекта: «Энергосбережение в школе» и расскажут о распространении результатов работы по проекту.
Итог занятия.
Предлагаем вам назвать правила, по которым каждый из нас может жить, чтобы сократить потребление энергии.
Учащиеся называют правила, педагог записывает на листе ватмана маркерами:
Давайте жить по этим правилам!
Приложение 1. Экологические задачи
Дзябашевски, В. Зеленые задания: Задания по математике на тему экологии и охраны окружающей среды для начальной школы / В. Дзябашевски; Пер. с пол.- М.: Просвещение, 1996. – 95 с.
1. Когда ученики узнали, что деревья выделяют большое количество кислорода, необходимого для дыхания, а также для очистки воздуха от пыли и других загрязнений, они посадили с одной стороны школьной площадки 11 кленов и 4 рябины, а другой стороны площадки 10 лип и 6 берез. Сколько всего деревьев посадили дети? Одинаковое ли количество деревьев теперь растет по обеим сторонам площадки?
2. 24 ученика были на школьной экскурсии. Каждый из них выпил по бутылке яблочного сока. Пустых бутылок из-под сока никто не выбрасывал. Выбрали четырех учеников, которые сдали их в магазин. Сколько бутылок отнес каждый из четырех, если известно, что у каждого из них было одинаковое количество бутылок?
3. Из неисправного крана в течение 4 часов вытекло 12 литров воды. Затем кран починили. Сколько воды вытекло из неисправного крана в течение часа, а сколько в течение 3 часов?
4. Катя ушла из дома на 3 часа к своей подруге. Выходя, она забыла плотно закрыть кран. Уже в течение первого часа из крана вытекло столько воды, сколько помещается в 2 миски. Сколько мисок воды вытекло впустую в течение 3 часов, пока Кати не было дома? Нарисуй нужное количество мисок.
5. В лесу росло 199 красивых дубков. Неосторожный мальчишка оставил на опушке леса бутылку, которая явилась причиной пожара. После того как пожар потушили, выяснилось, что осталось только 73 дуба. Посчитай, сколько дубовых деревьев сгорело во время пожара.
6. Марта мыла посуду под текущей водой, использовав 42 литра воды. Катя же знала, что, моя посуду, следует налить воду в раковину, потому что таким образом расходуется гораздо меньше воды, а также жидкости для мытья посуды. Катя, вымыв то же количество посуды, израсходовала на 17 литров воды меньше. Сколько воды использовала Катя для мытья посуды?
7. Деревья способствуют очищению воздуха от пыли и других загрязнений. Лиственный лес, площадь которого равна квадрату со стороной 100 метров, может в течение года задержать 68 тонн пыли. Еловый лес такой же площади способен за это же время задержать в 2 раза меньше пыли. Сколь тонн пыли задерживает в течение года еловый лес?
8. В доме, в котором живет Сильвия, отходы металла, стекла, бумаги, пластмассы, а также пищевые отходы выбрасывают в отдельные емкости. Благодаря этому большинство отходов, выбрасываемых жильцами этого дома, можно переработать и вторично использовать. Ёмкость, предназначенная для металла, содержит 12 кг отходов, а для стекла – 6 кг, для бумаги – 7 кг, но ёмкость для пластмассы вмещает на 3 кг мусора меньше, чем ёмкость для бумаги. Ёмкость для пищевых отходов содержит на 9 кг мусора больше, чем ёмкость для пластмассы. Сколько килограммов мусора содержится в каждой ёмкости?
9. Каждая автомашина выбрасывает в атмосферу в 3 раза больше загрязняющих веществ по сравнению со своей собственной массой. Масса грузовика 3 тонны. Какое количество загрязняющих веществ выбрасывает в атмосферу такая машина?
10. Костя, чистя зубы, не закрывает кран, и в результате напрасно расходуется 3 литра воды. Костя чистит зубы 2 раза в день. Сколько литров воды впустую расходует Костя за один день, а сколько за 5 дней?
11. Во время прогулки Костя с Толиком хотели сорвать по 5 веточек рябины. Через сколько дней деревце, на котором всего 50 веточек, было бы полностью уничтожено и на нём не осталось бы ни одной ветви, если бы с него ежедневно срывали по стольку же веток?
12. Если мы не закроем кран, когда чистим зубы, мы можем впустую израсходовать 3 литра воды. Даша и Саша чистят зубы 2 раза в день. В течение последних 7 дней Даша только 1 раз забыла закрыть кран, когда она чистила зубы, а Саша ежедневно забывал это сделать. Если бы Даши и Саша не были такими забывчивыми, сколько воды они бы сэкономили за последние 7 дней?
13. На производство 1 тонны бумаги требуется 17 деревьев. Каждая тонна макулатуры спасает эти деревья от вырубки. Сколько нужно собрать макулатуры, чтобы сохранить 51 дерево?
14. В лесу нельзя разжигать костер. Боря с Ромой забыли об этом. От разожженного ими костра загорелся лес. Сгорело 96 деревьев. Мальчикам было очень стыдно, и они решили, что исправят зло, которое они причинили, посадив по 4 молодых деревца взамен каждого сгоревшего по их вине. Сколько деревьев собирались посадить мальчики?
15. В квартире Ани было включено 8 ламп, половина из которых была не нужна. Аня выключила ненужные зажженные лампы. Сколько осталось включенных ламп? Саша включил телевизор на полтора часа, а смотрел его только 45 минут. Сколько времени телевизор был включен без необходимости? Какую часть составляет это время от всего времени работы телевизора?
16. Один столетний дуб выделяет в среднем столько кислорода, сколько 1700 молодых дубков. Сколько надо посадить молодых дубов, чтобы они заменили 5 бессмысленно срубленных столетних дубов?
17. 12 фабричных труб загрязнило воздух в городе. В результате протестов жителей власти города приняли решение, что в течение 1 года ¾ дымящих труб будет ликвидировано. Через несколько месяцев ¼ труб уже не загрязняла воздух. Посчитай, сколько труб будет ликвидировано за год, а сколько еще труб осталось ликвидировать.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.