РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Оценка 5

РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Оценка 5
Презентации учебные
pptx
математика
10 кл—11 кл
17.06.2023
РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
3.pptx

РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ 25.11

РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ 25.11

РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

25.11.2021 год

Логические задачи - текстовые задачи, в которых требуется распознать объекты или расположить их в определенном порядке по имеющимся свойствам

Логические задачи - текстовые задачи, в которых требуется распознать объекты или расположить их в определенном порядке по имеющимся свойствам

Логические задачи - текстовые задачи, в которых требуется
распознать объекты или расположить их в определенном
порядке по имеющимся свойствам.
При этом часть утверждений условия задачи может быть
истинной или ложной.

Метод рассуждений;
Метод таблиц;
Использование средств алгебры логики.

Способы решения логических задач:

Метод рассуждений используется для решения самых простых логических задач и состоит в том, что мы проводим рассуждения, используя последовательно все условия задачи, и приходим к…

Метод рассуждений используется для решения самых простых логических задач и состоит в том, что мы проводим рассуждения, используя последовательно все условия задачи, и приходим к…

Метод рассуждений используется для решения самых
простых логических задач и состоит в том, что мы
проводим рассуждения, используя последовательно все
условия задачи, и приходим к выводу, который и будет
являться ответом задачи.

Задача. Вадим, Сергей и Михаил изучают различные
иностранные языки: китайский, японский и арабский.
На вопрос, какой язык изучает каждый из них, один
ответил: "Вадим изучает китайский, Сергей не изучает
китайский, а Михаил не изучает арабский". Впоследствии
выяснилось, что в этом ответе только одно утверждение
верно, а два других ложны. Какой язык изучает каждый из
молодых людей?

Ответ: Сергей изучает китайский язык, Михаил — японский,
Вадим — арабский.

Задача Классный руководитель пожаловался директору, что у него в классе появилась компания из 3-х учеников, один из которых всегда говорит правду, другой всегда лжет, а…

Задача Классный руководитель пожаловался директору, что у него в классе появилась компания из 3-х учеников, один из которых всегда говорит правду, другой всегда лжет, а…

Задача Классный руководитель пожаловался директору, что у него в классе появилась компания из 3-х учеников, один из которых всегда говорит правду, другой всегда лжет, а третий говорит через раз то ложь, то правду. Директор знает, что их зовут Коля, Саша и Миша, но не знает, кто из них прав, а кто – нет. Однажды все трое прогуляли урок астрономии. Директор знает, что никогда раньше никто из них не прогуливал астрономию. Он вызвал всех троих в кабинет и поговорил с мальчиками. Коля сказал: «Я всегда прогуливаю астрономию. Не верьте тому, что скажет Саша». Саша сказал: «Это был мой первый прогул этого предмета». Миша сказал: «Все, что говорит Коля, - правда».

Саша

И

Утверждение ИСТИННО, т.к. астрономию никто не прогуливал

Коля

Л Л

Первое утверждение ЛОЖЬ, т.к. астрономию никто не прогуливал, второе утверждение тоже ЛОЖЬ, т.к. Саша говорил правду

Миша

Л

Утверждение, что Коля говорил правду ЛОЖЬ

Ответ: Коля лжет всегда, Саша говорит правду, а Миша может сказать правду а может и солгать.

Мама, прибежавшая на звон разбившейся вазы, застала всех трех своих сыновей в совершенно невинных позах:

Мама, прибежавшая на звон разбившейся вазы, застала всех трех своих сыновей в совершенно невинных позах:

Мама, прибежавшая на звон разбившейся вазы, застала всех трех своих сыновей в совершенно невинных позах: Саша, Ваня и Коля делали вид, что происшедшее к ним не относится. Однако футбольный мяч среди осколков явно говорил об обратном.
- Кто это сделал? - спросила мама.
- Коля не бил по мячу, - сказал Саша.- Это сделал Ваня.
Ваня ответил: - Разбил Коля, Саша не играл в футбол дома.
- Так я и знала, что вы друг на дружку сваливать будете, - рассердилась мама.
- Ну, а ты что скажешь? - спросила она Колю.
- Не сердись, мамочка! Я знаю, что Ваня не мог этого сделать. А я сегодня еще не сделал уроки, - сказал Коля.
Оказалось, что один из мальчиков оба раза солгал, а двое в каждом из своих
заявлений говорили правду.
Кто разбил вазу?

Обозначим утверждения: А - разбил

Обозначим утверждения: А - разбил

Обозначим утверждения: А - разбил Саша; Б - разбил Ваня; В - разбил Коля.
 Решим методом рассуждения.
По условию двое из мальчиков в каждом заявлении говорят правду, т.е. правы одновременно.
Саша сказал: ¬В & Б
Ваня: В & ¬А
Коля: ¬Б
Саша и Ваня не могут быть одновременно правы, т.к. содержат противоречивые утверждения ¬В и В.
То же самое с Сашей и Колей.
Значит, одновременно правы Ваня и Коля. Т.е. утверждение В истинно.

Разбил Коля. А Саша сказал двойную ложь.

Язык алгебры логики позволяет решать логические задачи путем построения таблиц истинности или путем составления и упрощения логического выражения

Язык алгебры логики позволяет решать логические задачи путем построения таблиц истинности или путем составления и упрощения логического выражения

Язык алгебры логики позволяет решать логические
задачи путем построения таблиц истинности или путем
составления и упрощения логического выражения.

Схема решения задачи средствами алгебры логики:

1.  изучается условие задачи;
2.  вводится система обозначений для логических
высказываний;
3.  конструируется логическая формула, описывающая
логические связи между всеми высказываниями условия
задачи;
4.  определяются значения истинности этой логической
формулы;
5.  из полученных значений истинности формулы опред-ся
значения истинности введённых логических высказываний,
на основании которых делается заключение о решении.

Три школьника – Миша(М), Коля(К) и

Три школьника – Миша(М), Коля(К) и

Три школьника – Миша(М), Коля(К) и Серёжа(С)- оставшиеся в классе на перемене, были вызваны к директору по поводу разбитого в это время окна в кабинете. На вопрос директора о том, кто это сделал, мальчики ответил следующее:

Миша: «Я не бил окно, и Коля тоже».
Коля: «Миша не разбивал окно, это Сергей разбил его футбольным мячом!»
Сергей: «Я не делал этого, стекло разбил Миша».

Стало известно, что один из ребят сказал чистую правду, второй в одной части заявления согласился, а другое его высказывание истинно, а третий оба факта исказил. Зная это, директор смог докопаться до истины.
Кто разбил стекло в классе?

Решение с помощью таблиц истинности:

Решение с помощью таблиц истинности:

Решение с помощью таблиц истинности:

Обозначим буквами простые высказывания: М= «Окно разбил Миша, К= «Окно разбил Коля», С= «Окно разбил Сергей». Тогда высказывания мальчиков можно записать с помощью сложных логических выражений:

- высказывание Миши,

- высказывание Коли,

,

,

должна иметь значение «истина». Только

, или

, или только

. При этом: (

)&(

)&(

)=1/

- высказывание Миши,

- высказывание Коли,

-высказывание Сергея.

По условию задачи только один из мальчиков сказал чистую правду, т. е. только одна из конъюнкций истина.

Составим таблицу истинности: М

Составим таблицу истинности: М

Составим таблицу истинности:

М

К

С

0

1

0

1

0

1

0

1

РТ: №89 Три друга играли во дворе в футбол и разбили мячом окно

РТ: №89 Три друга играли во дворе в футбол и разбили мячом окно

РТ: №89
Три друга играли во дворе в футбол и разбили мячом окно. Ваня сказал: «Это я разбил окно, Коля окно не разбивал». Коля сказал «Это сделал не я и не Саша». Саша сказал: «Это сделал не я и не Ваня». А Бабушка сидела на лавочке и все видела. Она сказала, что только один мальчик оба раза сказал правду, но не назвала того, кто разбил окно. Кто же это?

В

К

С

Слова В

Слова К

Слова С

В

┐К

┐С

┐В

0

1

0

1

0

1

1

0

0

1

1

0

1

0

Ответ: разбил Коля

РТ. № 89 Дело о вымогательстве

РТ. № 89 Дело о вымогательстве

РТ. № 89 Дело о вымогательстве В вымогательстве подозреваются Брагин, Кургин и лиходеев. Каждый их них дол следующие показания. Брагин: «Я не участвовал в вымогательстве. Это делал Лиходеев». Лиходеев: «Я не виноват, но и Кургин тут ни причём». Кургин: «Лиходеев не виновен. Вымогательство совершал Брагин». Следствием точно установлено, что вымогали двое, кроме того, подозреваемые путались в показаниях и каждый из них не дал полностью правдивых показаний. Кто же совершал вымогательства?

Задачи другого типа В условии приводится несколько двойных утверждений, в которых одно утверждение истинно, а другое ложно

Задачи другого типа В условии приводится несколько двойных утверждений, в которых одно утверждение истинно, а другое ложно

Задачи другого типа
В условии приводится несколько двойных утверждений, в которых одно утверждение истинно, а другое ложно. Результат – расстановка участников по местам.

Пример:
Перед началом турнира болельщики высказали следующие предположения по поводу своих кумиров:
А. Макс победит, Билл – второй.
Б. Билл – третий, Ник – первый.
В. Макс – последний, а первый – Джон.
Когда соревнования закончились, оказалось, что каждый болельщик был прав только в одном из своих прогнозов. Какое место на турнире заняли Джон, Билл, Ник, Макс?

Пример: Перед началом турнира болельщики высказали следующие предположения по поводу своих кумиров:

Пример: Перед началом турнира болельщики высказали следующие предположения по поводу своих кумиров:

Пример:
Перед началом турнира болельщики высказали следующие предположения по поводу своих кумиров:
А. Макс победит, Билл – второй.
Б. Билл – третий, Ник – первый.
В. Макс – последний, а первый – Джон.
Когда соревнования закончились, оказалось, что каждый болельщик был прав только в одном из своих прогнозов. Какое место на турнире заняли Джон, Билл, Ник, Макс?

А

В

С

Билл - 2

Макс - 1

Билл - 3

Ник - 1

Макс - 4

Джон -1

И

Л

И

Л

Л

И

Противоречие!!!

Два первых места

Ответ:
Ник -1, Билл 2, Джон 3, Макс - 4

И

Л

Л

И

И

Л

Задача. Четыре студента Денис,

Задача. Четыре студента Денис,

Задача. Четыре студента Денис, Коля, Рустам и Соня по
итогам сессии стали лучшими, но пока неизвестно кто
на каком месте находится.
Сокурсники высказали предположения:
Первым будет Денис, вторым Коля;
Вторым будет Рустам, четвертой Соня;
Денис будет вторым, Соня – третьей.
Оказалось, что в каждом предположении одно
высказывание было ложным, другое истинным.
Как распределились места?
В ответе укажите буквы имен студентов.

Задание Один из братьев поставил на скатерть кляксу

Задание Один из братьев поставил на скатерть кляксу

Задание

Один из братьев поставил на скатерть кляксу.
- Кто запачкал скатерть? – спросила бабушка.
- Витя не ставил кляксу, - сказал Алёша, - это сделал Боря.
- Ну а ты что скажешь? – спросила бабушка Борю.
Это Витя поставил кляксу, - сказал Боря, - а Алёша
не пачкал скатерть.
- Я знаю, что Боря не мог этого сделать.– сказал Витя.

Оказалось, что два мальчика сказали правду, а один сказал
неправду. Кто поставил на скатерть кляксу?

Задание Один из братьев поставил на скатерть кляксу

Задание Один из братьев поставил на скатерть кляксу

Задание

Один из братьев поставил на скатерть кляксу.
- Кто запачкал скатерть? – спросила бабушка.
- Витя не ставил кляксу, - сказал Алёша, - это сделал Боря.
- Ну а ты что скажешь? – спросила бабушка Борю.
- Это Витя поставил кляксу, - сказал Боря, - а Алёша не пачкал скатерть.
- Так я и знала, что вы друг на друга сваливать будете, - рассердилась бабушка. – Ну а каков твой ответ? – спросила она Витю.
- Не сердись, бабуля! Я знаю, что Боря не мог этого сделать.– сказал Витя.
Оказалось, что два мальчика сказали правду, а один сказал неправду. Кто поставил на скатерть кляксу?
Решение: формализуем высказывания

Так как, справедливыми могут только одна пара высказываний,
то конечное логическое выражение будет иметь вид:

Ответ: Витя.

Задание на дом: §1.3.3; №16

Задание на дом: §1.3.3; №16

Задание на дом:

§1.3.3; №16 РТ.: №93

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2023