Урок математики во 2 классе по теме:
«Решение уравнений вида х : а = b»
Предмет: математика
Класс: 2
Тип урока: открытие новых знаний
Тема: Решение уравнений вида х : а = b
Цель: научить решать уравнения вида х : а = b
Планируемый результат: научиться решать уравнения вида х : а = b
Задачи:
Воспитательные: уметь слушать, сотрудничать в группе, выполнять ролевые правила, уметь адекватно реагировать на высказывания партнера.
Развивающие: построить алгоритм нахождения неизвестного в уравнениях вида х : а = b на основе актуализации знаний.
Обучающая: научить пользоваться алгоритмом нахождения неизвестного в уравнениях вида х : а = b. Уметь доказывать правильность решения уравнения.
Технологическая карта:
1) Знать что такое уравнение.
2) Знать отличие уравнений от выражений, неравенств.
3) Знать знаки арифметических действий и понимать их значение.
4) Знать что такое площадь прямоугольника.
5) Знать взаимосвязь между и площадью и сторонами прямоугольника.
6) Уметь проверять по эталону.
Ход урока:
Название этапа |
Цель |
Организация учебного процесса |
Функциональная грамотность |
||
1. Мотивация к учебной деятельности |
1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке путём обращения к внутреннему состоянию каждого; 2) определить содержательные рамки урока: решение уравнений. |
- Посмотрите на часы (с прозрачным механизмом). Что в них необычного? (Все детали видны. Можно увидеть, как работает.) - А что будет, если убрать одну деталь? (Не будет работать.) - Вот так же и знания человека состоят из маленьких «деталей». И только когда эти «детали» собраны вместе, и не упущена ни одна, тогда знания начинают действовать, и их можно применить в жизни. Каждый наш урок и то, чему мы на нем учимся, являются такими «деталями», частями наших знаний. -Чем мы занимались на предыдущих уроках? -Всё ли мы знаем по теме «Уравнения»? -Вы готовы добавить «детали» в этот «механизм»? -Тогда примемся за работу! |
- самоопределение в учебной деятельности, предполагающее осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (Л)
|
||
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии |
1) актуализировать правила нахождения площади и стороны прямоугольника при решении задач; 2) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; 3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию; 6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения; 7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
|
1) Счёт через 8 хором. 2)Составь задачи к схемам и реши их: х
(Дети составляют задачи и решают их на основе правила взаимосвязи между площадью и сторонами). 3)Разбей на группы математические записи : 3+7 5+х х*8=16 3*х=9 Х:5=4 7+2 а+9 с-8 8+0 (числовые выражения, буквенные выражения, уравнения) 4) Пробное действие. Реши уравнения. Какое из них вызвало затруднение? О чём говорит такой результат? (Мы не умеем решать уравнения этого вида) |
- анализ, сравнение, аналогия, обобщение (П); - использование знаково-символических средств (П); - осознанное и произвольное речевое высказывание (П); - подведение под понятие (П); - выполнение пробного учебного действия (Р); - фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной и полнотой и точностью (К); - учёт разных мнений (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К) |
||
3. Выявление места и причины затруднения |
1) выявить и зафиксировать место и причину затруднения |
- Какое задание вы выполняли? (Решали уравнение.) - Каким способом вы пытались найти решение? (Способом подбора.) - Чем же это уравнение отличается от предыдущих? - Почему же будут возникать подобные затруднения? (Известный способ не удобен, а другого способа нет.) |
- постановка и формулирование проблемы (П); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); |
||
4. Построение проекта выхода из затруднения |
1) построить проект выхода из затруднения |
- Сформулируйте цель вашей деятельности? (Открыть способ решения уравнений вида х:а=в) - Какой компонент неизвестен в этом уравнении? (Неизвестно делимое, площадь.) - Вспомните, что вы повторяли в начале урока. (Правило нахождения «площади и стороны».) - Как это правило вам может помочь? (Мы можем применить правило нахождения площади.) - Составим алгоритмнаших действий. Какой будет первый шаг? (Определим компоненты действия, подберем правило.) - Какой будет следующий шаг? (Решим уравнение.) - Какой будет третий шаг? (Сформулируем способ.) Учитель записывает план действий на доске |
- смыслообразование (Л); - выделение и формулирование познавательной цели (П); - поиск и выделение необходимой информации (П); - планирование (П);
|
||
5. Реализация построенного проекта |
1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний; 2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона); 3) организовать уточнение общего характера нового знания.
|
- Я предлагаю поработать вам в группах. Назовите правила работы. (Каждый имеет право высказать свое мнение, остальные должны его выслушать. В каждой группе должен быть ответственный. Он отвечает за работу всей группы, за результат. Работать в группе нужно так, чтобы не мешать другим группам.) - Выполните в группах первый и второй пункты плана. Группы в течение 3 минут работают самостоятельно - Какие результаты у вас получились? На доске выставляются результаты работы групп. - Каким правилом вы воспользовались? Чему равна неизвестная площадь? - В какой группе были допущены ошибки? - Какой шаг осталось выполнить? (Проанализировать наши действия и сформулировать способ.) - Какое уравнение вы решали? (Уравнение, в котором неизвестна площадь.) - Что необходимо выполнить сначала? (Определить, какой компонент неизвестен.) - Чтобы было удобно, я предлагаю прямо в уравнении выделять «площадь» и «стороны». Учитель на доске пишет уравнение в общем виде, выделяет на нем «площадь» и «стороны». - Что в данном виде уравнения неизвестно? (Неизвестна «площадь».) Что необходимо сделать? Эталон:
- Как проверить, верно, ли вы рассуждали? (По эталонам, в учебнике посмотреть.) - Что вам позволяет «открытый» способ? (Решать уравнения данного вида.) |
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); - выдвижение гипотез и их обоснование (П); - волевая саморегуляция, познавательная инициатива (Р); - моделирование (П); - установление причинно-следственных связей (П); - осознание ответственности за общее дело (Л); - выражение своих мыслей с достаточной и полнотой и точностью (К); - учёт разных мнений (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К)
|
||
6. Первичное закрепление во внешней речи |
1) создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.
|
- Что теперь нам надо сделать? (Потренироваться в решении уравнений.) № 3 стр. 20. с комментированием у доски - Далее я вам предлагаю потренировать при решении уравнений с числами. № 5, стр. 21. С комментированием первое уравнение- объяснение, анализ, применяя полученные знания. - Вы поработали все вместе, как вы будете сейчас работать? (В парах.) - Выполните два других уравнения в парах. Проверка проводиться по образцу - Кто допустил ошибку? В чем она? Исправьте допущенные ошибки. Вы молодцы, что поняли причину ошибки. - Кто выполнил все верно? Сделайте вывод. (Мы умеем решать уравнения.) - Как в этом убедиться? (Нужно выполнить самостоятельную работу.) |
- выполнение действий по алгоритму (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
|
||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
1) организовать самопроверку и самооценку учащимися умения решать уравнения на деление с неизвестным делимым. |
- Решите предложенное уравнение: х : 2 = 8 в тетради. 2–3 мин. - Проверьте по эталону самопроверки на слайде. - У кого есть ошибки? В чем они? Сделайте вывод. - Где вы можете потренироваться? (При выполнении дополнительного задания дома.) - У кого нет ошибок? Сделайте вывод? (Мы умеем применять новый способ.)
|
- выполнение действий по алгоритму (П); - контроль, самооценка (Р);
|
||
8. Включение в систему знаний и повторение |
1) организовать работу по совершенствованию вычислительных навыков; 2) организовать повторение составных задач на нахождение целого. |
- Какие умения необходимо развивать, чтобы правильно решать уравнения? (Необходимо уметь размышлять, правильно считать.) - Верно, с этой целью я вам предлагаю выполнить 1) № 9, стр. 21 самостоятельно с проверкой по образцу 2) № 6, стр. 21. Решить задачу.
- Что вам может помочь решить задачу? (Эталон с прошлого урока.) - Проанализируйте задачу. - Расскажите план решения задачи В случае затруднения детей при анализе задачи, учитель помогает вопросами. - Что известно в задаче? Что надо узнать? Как ответить на вопрос задачи? - Можете ли сразу ответить на вопрос? Почему? А это можем узнать? Как? Самопроверка по эталону на слайде. |
- установление причинно-следственных связей (П); - контроль, коррекция, самооценка (Р); - выражение своих мыслей с достаточной и полнотой и точностью (К)
|
||
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
1) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке: решение уравнений с неизвестным делимым; 2) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления; 3) оценить собственную деятельность на уроке. |
- Что необходимо сделать в конце урока? (Анализируем свою работу.) - Какова была цель сегодняшнего урока? (Построить способ решения уравнений с неизвестным делимым («площадью»). - Достигли ли цели? Докажите. - Давайте вернемся к шагам учебной деятельности. Кто может сказать, что сумел сам сделать «открытие». Докажите. - Кому не удалось, почему? - Оцените свою деятельность на лестнице успеха. - Какие же трудности у вас еще встречаются? - Где можно над ними поработать?
|
- рефлексия способов и условий действия (П); - контроль и оценка процесса результатов деятельности (П); - самооценка на основе критерия успешности (Л); - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л); - формулирование своего мнения, учёт разных мнений (К) |
Задания повышенного уровня:
1) Даны корни уравнений. Необходимо составить уравнения вида х : а = b.
2) Решить задачу путем составления уравнения.
3) Даны решенные уравнения вида х : а = b. Необходимо проверить правильность решения.
4) Дан алгоритм решения уравнения вида х : а = b, в котором нарушен порядок действий. Необходимо восстановить алгоритм.
5) Дан алгоритм решения уравнения вида х : а = b, в котором пропущен шаг. Необходимо восстановить алгоритм.
Блок умений:
1) Умеют ставить и удерживать цель выполнения заданий.
2) Умеют пользоваться алгоритмом решения уравнений вида х : а = b.
3) Умеют проверять по эталону.
4) Умеют самостоятельно находить ошибки в действиях.
5) Умеют оценивать собственные мысли и действия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.