Решение задач на наследование, сцепленное с полом
Оценка 5

Решение задач на наследование, сцепленное с полом

Оценка 5
Лабораторные работы
docx
9 кл—11 кл
07.11.2020
Решение задач на наследование, сцепленное с полом
Решение задач на наследование, сцепленное с полом.docx

Технологическая карта занятия.

Тема занятия: «Решение задач на наследование, сцепленное с полом»

Цель занятия

Формирование умений и навыков решения генетических задач на наследование, сцепленное с полом.

Задачи занятия

Образовательные: формирование умений применения теоретических знаний по наследованию сцепленного с полом при решении практических и экспериментальных задач по генетике.

Развивающие: развивать у обучающихся логическое мышление, познавательный интерес через практическую деятельность.

Воспитательные: способствовать воспитанию коммуникативных компетенций учащихся при работе в паре.

Образовательные результаты:

Предметные

1) Умение сравнивать варианты возможного расщепления потомства по генотипу и фенотипу, при скрещиванни разных линий плодовой мушки.

2) Овладение методикой решения задач по наследованию сцепленным с полом.

Метапредметные

Овладение составляющими экспериментальной деятельности при постановке лабораторных опытов.

Личностные

Сформированность познавательных интересов обучающихся направленных на изучение закономерностей живой природы [8].

Оборудование

Мультимедийная установка, пробирки, стеклянные палочки..

Биологический материал.

Линии дрозофилы (wwhite (белоглазая плодовая мушка), yyellow (мушка имеющая желтое тело) и С- – Canton-S (мушка дикого типа, имеющая красные глаза и серое тельце))

Литература

1)                Гончаров О.В. Генетика. Задачи. / О.В.Гончаров. – Саратов: Лицей, 2005. – 352 с.

2)                Медведев Н.Н. Практическая генетика. / Н.Н.Медведев. – М.: издательство «Наука», 1968 – 294 с.

3)                Сидорская В.А. Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «Генетике» / В.А Сидорская. – Арзамас: АГПИ, 2010. – 50 с.

 

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент. (3 минуты)

Приветствует обучающихся. Отмечает отсутствующих.

Приветствуют учителя.

2. Актуализация знаний учащихся (7 минут).

Создает проблемную ситуацию.

-Ответьте на вопрос: Когда и как произошло возникновение полов? И как наследуются признаки, связанные с полом и почему?

 

Обобщает ответы учащихся.

 

- Есть ли признаки, которые встречаются только у особей мужского, или только у особей женского пола.

 

 

Отвечают на поставленные учителем вопросы.

 

 

 

 

 

 

Перечисляют признаки встречающиеся у разных полов.

3. Постановка цели занятия.  (5 минут)

Сообщает тему занятия.

 

- Тема занятия «Решение задач на наследование, сцепленное с полом». Запишем тему.

 

Предлагает учащимся определить цель занятия.

 

Выбирает, или уточняет цели предложенные обучающимися.

 

 

 

Записывают тему занятия.

 

 

 

Формулируют цель урока.

4. Первичное усвоение новых знаний (20)

Акцентирует внимание учащихся на том, что пол, можно рассматривать одним из признаков организма.

Рассмотрим наследование пола у человека.

 

Р: ♀ ХХ × ♂ХY

G: Х              Х   Y

F1: 1♀XX: 1♂XY

(50% девочек – 50% мальчиков)

 

Переходит к вопросам о генах, которые локализованы в половых хромосомах и признаках, которые сцеплены с полом.

Вводит понятие наследование, сцепленное с полом.

Предлагает решить задачу:

Какова вероятность рождения здоровых детей, если мать – носительница гена гемофилии, а отец – здоров? Если XH- здоровый человек, Xh- болеет гемофилией.

 

 

 

 

 

Организует диалог с обучающимися о роли второй X- хромосоме у гомозиготного пола.

 

 

 

 

 

 

 

Записывают схему наследования пола в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Один обучающийся решает задачу у доски:

Р: ♀ ХHХh × ♂ХHY

G: ХH  Xh           ХH   Y

F1: 1♀XHXH: 1♀XHXh: 1♂XHY: 1♂XhY

(25% - девочек здоровы; 25% девочек – носительницы гена гемофилии; 25% мальчиков – здоровы; 25% мальчиков - больны).

Вступают в диалог.

5. Практические применение знаний в новой ситуации (35 минут).

Организует практическую работу «Наследование, сцепленное с полом», для экспериментального изучения вопроса.

 

Для этого предлагает учащимся разбиться на пары. Каждой паре раздает один из двух вариантов практической работы.

 

Проводит инструктаж по выполнению практического опыта.

 

1 вариант.

Задание 1. Проанализируйте возможное потомство при скрещивании женской особи дрозофилы, имеющей серое тело и мужской особи, имеющей желтое тело (желтое тело (Xb) – это рецессивный признак). Запишите решение задачи. Поставьте опыт.

Задание 2. Проанализируйте возможное потомство при скрещивании женской особи дрозофилы, имеющей желтое тело и мужской особи, имеющей серое тело (желтое тело (Xb) – это рецессивный признак). Запишите решение задачи. Поставьте опыт.

Задание 3. Сравните результаты, полученные в задачах 1 и 2. Сделайте вывод.

 

 

 

 

 

Вариант 2.

Задание 1. Проанализируйте возможное потомство при скрещивании женской особи дрозофилы, имеющей красные глаза и мужской особи, имеющей белые глаза (белые глаза (Xa) – это рецессивный признак). Запишите решение задачи. Поставьте опыт.

Задание 2. Проанализируйте возможное потомство при скрещивании женской особи дрозофилы, имеющей белые глаза и мужской особи, имеющей красные глаза (белые глаза (Xa)– это рецессивный признак). Запишите решение задачи. Поставьте опыт.

Задание 3. Сравните результаты полученные в результате решения задачи 1 и 2. Сделайте вывод.

 

Контролирует выполнение заданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в парах.

Решают задачи:

Вариант 2.

Задание 1.

Р: ♀ ХВХB × ♂ХbY

Г: ХB              Хb   Y

F1: 1♀XBXb: ♂XBY

(все особи имеют серое тело)

Задание 2.

Р: ♀ ХbХb × ♂ХBY

Г: Хb              ХB   Y

F1: 1♀XBXb: ♂XbY

(Все самки имеют серое тело, а самцы - желтое).

Задание 3.

Изучаемые признаки сцепленны с Х-хромосомой, поэтому в двух вариантах скрещивания происходило передача признаков от матери к сыну, так в первом опыте самцы в первом поколении имели серое тело, а во втором желтое, признак передавшийся от матери.

Вариант 2.

Задание 1.

Р: ♀ ХАХA × ♂ХaY

Г: ХA              Хa   Y

F1: 1♀XAXa: ♂XAY

(все особи красноглазые)

Задание 2.

Р: ♀ ХaХa × ♂ХАY

Г: Ха              ХА   Y

F1: 1♀XAXa: ♂XаY

(Все самки имеют красный цвет глаз, а самцы - белые глаза).

Задание 3.

Изучаемые признаки сцепленны с Х-хромосомой, поэтому в двух вариантах скрещивания происходило передача признаков от матери к сыну, так в первом опыте самцы в первом поколении имели красный цвет глаз, а во втором белый, признак передавшийся от матери.

После решения задач ставят экспериментальные опыты. Результаты которых будут подсчитывать через две недели.

6. Первичное закрепление новых знаний (15 минут).

Предлагает решить задачу по изученной теме.

Задача.

У человека цветовая слепота обусловлена рецессивным геном (с), а нормальное цветовое зрение – доминантным геном (С). Оба гена локализованы в Х-хромосоме. Женщина с нормальным цветовым зрением (гетерозиготная), вступила в брак за мужчину страдающего цветовой слепотой. У них было 12 детей.

1)                Сколько детей, родившихся от этого брака, могли иметь нормальное зрение?

2)                Сколько мальчиков могли иметь цветовую слепоту?

Беседует по вопросам:

1)                Каков механизм определения пола?

2)                Какой пол называется гомогаметным, а какой гетерогаметным?

3)                Когда наблюдается полное сцепление с полом, а когда частичное?

 

 

Решение задачи:

Р: ♀ ХСХс × ♂ХсY

Г: ХС  Хс           Хс   Y

F1: 1♀XСXс: 1♂XС Y: 1♀XсXс: 1♂XсY

Оветы:

1)6 детей могли иметь нормальное зрение (при условии того, что девочки, будут носителями гена цветовой слепоты).

2) 3 мальчика могли иметь цветовую слепоту.

 

 

 

 

 

 

Беседуют по вопросам.

 

7. Рефлексия (5 минут)

Проводит опрос учащихся:

1)      Что нового я узнал на занятие.

2)      Что мне понравилось.

3)      Что я хочу еще узнать по генетике пола.

Возможно ли дальнейшее исследование по данной теме на занятиях.

Беседуют с учителем.

 


 

Технологическая карта занятия

Технологическая карта занятия

Биологический материал.Линии дрозофилы ( w – white (белоглазая плодовая мушка), y – yellow (мушка имеющая желтое тело) и

Биологический материал.Линии дрозофилы ( w – white (белоглазая плодовая мушка), y – yellow (мушка имеющая желтое тело) и

Есть ли признаки, которые встречаются только у особей мужского, или только у особей женского пола

Есть ли признаки, которые встречаются только у особей мужского, или только у особей женского пола

Переходит к вопросам о генах, которые локализованы в половых хромосомах и признаках, которые сцеплены с полом

Переходит к вопросам о генах, которые локализованы в половых хромосомах и признаках, которые сцеплены с полом

Организует практическую работу «Наследование, сцепленное с полом», для экспериментального изучения вопроса

Организует практическую работу «Наследование, сцепленное с полом», для экспериментального изучения вопроса

X b ) – это рецессивный признак)

X b ) – это рецессивный признак)

X a )– это рецессивный признак)

X a )– это рецессивный признак)

Женщина с нормальным цветовым зрением (гетерозиготная), вступила в брак за мужчину страдающего цветовой слепотой

Женщина с нормальным цветовым зрением (гетерозиготная), вступила в брак за мужчину страдающего цветовой слепотой

Возможно ли дальнейшее исследование по данной теме на занятиях

Возможно ли дальнейшее исследование по данной теме на занятиях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2020