Тема: рЕШЕНИЕ задач на увеличение и уменьшение в несколько раз
Цели:
1. Учить решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.
2. Формировать умения находить симметричные фигуры, строить оси симметрии.
3. Совершенствовать вычислительные навыки.
4. Развивать умение анализировать и сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. По какому признаку можно разбить ряды чисел на две группы?
8, 16, 24, 32, 40, 48, …
7, 14, 21, 28, 35, 42, …
4, 12, 20, 28, 36, 44, …
2, 10, 18, 26, 34, 42, …
4, 11, 18, 25, 32, 39, …
5, 13, 21, 29, 37, 45, …
2. Задача.
В магазин привезли помидоры, огурцы, кабачки. Всего 96 ящиков. Помидоров было 9 ящиков, огурцов столько же. Сколько было кабачков?
III. Сообщение темы урока.
Задача.
Тетрадь в 6 раз дешевле книги, а ручка в 3 раза дороже тетради.
Выберите схему, которая соответствует данному условию, и ответьте на следующие вопросы.
Во сколько раз:
а) тетрадь дешевле ручки?
б) ручка дешевле книги?
- Как вы считаете, чем мы займемся сегодня на уроке?
– Сегодня на уроке будем решать задачи с соотношениями «в несколько раз больше», «в несколько раз меньше».
IV. Изучение нового материала.
Учитель предлагает детям прочитать и решить задачи, данные в учебнике (с. 55).
– Прочитайте самостоятельно первую задачу.
– Что известно? Что надо узнать?
– Рассмотрите рисунок к этой задаче. Объясните ее решение.
– Прочитайте вторую задачу.
– Объясните решение этой задачи, данное в учебнике.
(10 : 5 = 2).
Далее учитель предлагает учащимся другой способ решения задачи, основанный на использовании «машины»; может быть, для некоторых слабоуспевающих детей он окажется более понятным.
Итак, по условию яблок в 5 раз меньше, чем слив. Это значит, что слив в 5 раз больше, чем яблок. Нужно найти число яблок. Слив – 10. Число 10 в 5 раз больше неизвестного числа яблок. Поэтому если неизвестное число яблок умножить на 5, то получится 10:
Дальнейшее решение ясно.
Задание № 1 (с. 56).
– Прочитайте задачу.
– Сколько помидоров лежит на столе? (Четыре.)
– Выложите перед собой в ряд столько желтых фишек, сколько помидоров лежит на столе.
– Что нам известно об огурцах? (Их в 2 раза больше, чем помидоров.)
– Что это значит? (Огурцов 2 раза по столько, сколько помидоров.)
– Выложим столько красных фишек, сколько огурцов на столе. Как это сделать? (Надо выложить 2 раза по столько красных фишек, сколько желтых фишек на столе.)
– Какое действие надо выполнить, чтобы найти число огурцов на столе? (Надо 4 умножить на 2.)
– Запишем решение задачи в тетрадь.
Решение:
4 · 2 = 8 (ог.).
Ответ: 8 огурцов.
Задание № 2 (с. 56).
– Прочитайте задачу и рассмотрите рисунок.
– Сколько стаканов смородины набрал брат? (Двенадцать.) Выложим перед собой в ряд столько желтых фишек, сколько стаканов набрал брат.
– Что нам известно о том, сколько стаканов ягод набрала сестра? (Она набрала в 3 раза меньше стаканов, чем брат.)
– Что это значит? (На каждые три стакана брата приходится один стакан сестры.)
– Разложенные желтые фишки разбейте на кучки по 3 штуки в каждой.
– Сколько получилось кучек? (Четыре.)
– Чтобы получить этот результат, какое арифметическое действие надо выполнить? (12 разделить на 3.)
– Значит, сколько стаканов смородины набрала сестра? (Четыре.)
– Выложите красных фишек столько, сколько стаканов смородины набрала сестра.
– Запишите решение задачи в тетрадь.
Решение:
12 : 3 = 4 (ст.).
Ответ: 4 стакана.
V. Повторение пройденного материала.
1. Работа по учебнику.
Задание № 9 (с. 57).
– Рассмотрите примеры. Чем они похожи? (Одинаковые числа и арифметические действия.)
– Чем отличаются? (По-разному стоят скобки, поэтому разный порядок действий.)
– Выполните действия:
(3 · 2) · 4 = 24 (32 : 8) : 2 = 2
3 · (2 · 4) = 24 32 : (8 : 2) = 8
Задание № 10 (с. 57).
– Какие фигуры изображены? (Круг, многоугольники.)
– Назовите признаки круга.
– Как называются данные многоугольники? (Четырехугольники.)
– Назовите признаки четырехугольника.
– Какой четырехугольник «лишний»? (Желтый, так как это невыпуклый многоугольник.)
– Что называют осью симметрии?
– Правильно ли проведены оси симметрии фигуры?
– Выполните проверку с помощью зеркала.
– Сколько осей симметрии имеет круг?
– Сколько осей симметрии имеет второй четырехугольник?
2. Работа с вырезанными фигурами.
– Проведите ось симметрии в каждой фигуре, если она проходит через точку А.
– Обозначьте буквой Е точку, симметричную Т относительно этой оси.
3. Работа в печатной тетради № 2.
Задание № 103.
– Рассмотрите иллюстрацию. Что вам известно? Составьте задачу по данной иллюстрации.
Задача. В кувшине 3 л молока. В ведре на 5 л молока больше, чем в кувшине. А во фляге в 4 раза больше молока, чем в кувшине. Сколько литров молока во фляге? сколько литров молока в ведре?
– Запишите решение задачи по действиям.
Решение:
1) Сколько литров молока в ведре?
3 + 5 = 8 (л).
2) Сколько литров молока во фляге?
3 · 4 = 12 (л).
Ответ: 12 л, 8 л.
Далее учитель задает дополнительно вопросы:
– Изменится ли решение задачи, если кувшин, флягу и ведро наполнили не молоком, а водой?
– Изменится ли решение задачи, если ее формулировка будет звучать так: в кувшине 3 л молока, это на 5 л меньше, чем в ведре, и в 4 раза меньше, чем во фляге. Сколько литров молока в ведре? Сколько литров молока во фляге? (Решение задачи не изменится.)
4. Работа по карточкам.
Используя данные условия и вопросы, составьте задачи. Соедините линией карточки с условием и вопросом. Устно решите полученные задачи. В каждый кружок запишите знак действия, с помощью которого решается задача.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие фигуры называют симметричными?
- В чем вы испытали трудность на уроке?
- Что вам понравилось?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Домашнее задание: № 101, 102 (рабочая тетрадь).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.