Решение задач с помощью квадратных
уравнений
Цели: продолжить формирование умения решать текстовые задачи с помощью составления квадратных уравнений.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
1. Найдите дискриминант квадратного уравнения и определите, сколько корней имеет уравнение:
а) х2 + 8х – 3 = 0; в) х2 + 6х + 9 = 0;
б) 2х2 – х + 10 = 0; г) 7х2 + 2х + 5 = 0.
2. Решите уравнение:
а) х2 = 1600; б)
х2 = 5; в) х2 = ;
г) х2 = 1,44; д)
х2 = 0; е) х2 = .
III. Формирование умений и навыков.
1. № 570.
Р е ш е н и е
Пусть х – число обезьян в стае, тогда обезьян
спряталось в гроте. Зная, что на виду осталась одна обезьяна, составим
уравнение:
+ 1 = х;
+ 9 + 1 – х = 0;
х2 – 30х + 250 – 25х = 0;
х2 – 55х + 250 = 0;
D = (–55)2 – 4 · 1 · 250 = 3025 – 1000 = 2025; D > 0; 2 корня.
x1 = = 50;
x2 = = 5 –
не удовлетворяет условию задачи, так как
– 3 в
этом случае – отрицательное число.
О т в е т: 50 обезьян.
2. № 571.
Р е ш е н и е
– Пусть х – количество сторон в
выпуклом многоугольнике, тогда
(х + 25) – количество диагоналей в нём. Зная, что количество
диагоналей (р) связано с количеством сторон (п) по формуле р
= ,
составим уравнение:
х + 25 = ;
2х + 50 = х (х – 3);
2х + 50 = х2 – 3х;
2х + 50 – х2 + 3х = 0;
5х + 50 – х2 = 0;
х2 – 5х – 50 = 0;
D = (–5)2 – 4 · 1 (–50) = 25 + 100 = 125; D > 0; 2 корня.
x1 = = 10;
x2 = = –5.
Так как х выражает число сторон многоугольника, то это не может быть отрицательное число, значит, х2 = –5 не удовлетворяет условию задачи.
О т в е т: в десятиугольнике.
3. № 573.
При решении этой задачи используются элементы комбинаторики, поэтому следует разобрать её с учителем.
Р е ш е н и е
– Пусть х – количество участников турнира,
тогда каждый участник играл с (х – 1) участником. Количество комбинаций
равно х (х – 1). Но так как в комбинации участвует два человека,
а партия одна, то число партий равно .
Зная, что всего было сыграно 45 партий, составим уравнение:
= 45;
х · (х – 1) = 90;
х2 – х – 90 = 0;
D = (–1)2 – 4 · 1 · (–90) = 1 + 360 = 361; D > 0; 2 корня.
x1 = = 10;
x2 = = –9.
Так как х выражает количество участников турнира, то это не может быть отрицательное число, значит, х2 = –9 не удовлетворяет условию задачи.
О т в е т: 10 участников.
4. № 575.
Р е ш е н и е
– Пусть х, (х + 1), (х + 2) – три последовательных целых числа. Зная, что сумма их квадратов равна 869, составим уравнение:
х2 + (х + 1)2 + (х + 2)2 = 869;
х2 + х2 + 2х + 1 + х2 + 4х + 4 – 869 = 0;
3х2 + 6х – 864 = 0;
х2 + 2х – 288 = 0;
D1 = (–1)2 – 1 · (–288) = 289; D1 > 0; 2 корня.
x1 = –1
+ = –1
+ 17 = 16;
x2 = –1
– = –1
– 17 = –18.
Оба корня удовлетворяют условию задачи, значит, это последовательные числа 16; 17; 18 или –18; –17; –16.
О т в е т: 16; 17; 18 или –18; –17; –16.
IV. Проверочная работа.
– Решите задачи:
В а р и а н т 1
1. Два последовательных чётных числа таковы, что квадрат большего из них в 9 раз больше меньшего числа. Найдите эти числа.
2. Одну сторону квадрата уменьшили на 2 см, а другую – на 1 см и получили прямоугольник с площадью 6 см2. Найдите длину стороны квадрата. Изобразите квадрат и прямоугольник.
В а р и а н т 2
1. Два последовательных нечётных числа таковы, что квадрат большего из них в 9 раз больше меньшего числа. Найдите эти числа.
2. Одну сторону квадрата увеличили на 2 см, а другую – на 1 см и получили прямоугольник с площадью 12 см2. Найдите длину стороны квадрата. Изобразите квадрат и прямоугольник.
П р и м е ч а н и е. В зависимости от уровня подготовки класса можно сократить содержание проверочной работы до одной задачи.
Р е ш е н и е
В а р и а н т 1
1. Пусть х и (х + 2) – два последовательных чётных числа. Зная, что квадрат большего из них в 9 раз больше меньшего числа, составим уравнение:
(х + 2)2 = 9х;
х2 + 4х + 4 – 9х = 0;
х2 – 5х + 4 = 0;
D = (–5)2 – 4 · 1 · 4 = 25 – 16 = 9; D > 0; 2 корня.
x1 = = 4;
x2 = = 1.
Так как число – чётное, то х2 = 1 – не удовлетворяет условию задачи.
О т в е т: 4; 6.
2. Пусть х см – сторона квадрата, тогда (х – 2) см и (х – 1) см – стороны прямоугольника. Зная, что площадь полученного прямоугольника равна 6 см, составим уравнение:
(х – 2) (х – 1) = 6;
х2 – х – 2х + 2 – 6 = 0;
х2 – 3х – 4 = 0;
D = (–3)2 – 4 · 1 · (–4) = 9 + 16 = 25; D > 0; 2 корня.
x1 = = 4;
x2 = = –1.
Так как сторона квадрата
выражается положительным числом, то
х2 = –1 – не удовлетворяет условию задачи.
О т в е т: 4 см.
В а р и а н т 2
1. Пусть х и (х + 2) – два последовательных нечётных числа. Зная, что квадрат большего из них в 9 раз больше меньшего числа, составим уравнение:
(х + 2)2 = 9х;
х2 + 4х + 4 – 9х = 0;
х2 – 5х + 4 = 0;
D = (–5)2 – 4 · 1 · 4 = 25 – 16 = 9; D > 0; 2 корня.
x1 = = 4;
x2 = = 1.
Так как число – нечётное, то х1 = 4 – не удовлетворяет условию задачи.
О т в е т: 1; 3.
2. Пусть х см – сторона квадрата, тогда (х + 2) см и (х + 1) см – стороны прямоугольника. Зная, что площадь полученного прямоугольника равна 12 см, составим уравнение:
(х + 2) (х + 1) = 12;
х2 + х + 2х + 2 – 12 = 0;
х2 + 3х – 10 = 0;
D = 32 – 4 · 1 · (–10) = 9 + 40 = 49; D > 0; 2 корня.
x1 = = 2;
x2 = = –5.
Так как сторона квадрата
выражается положительным числом, то
х2 = –5 – не удовлетворяет условию задачи.
О т в е т: 2 см.
V. Итоги урока.
В о п р о с ы у ч а щ и м с я:
– Какие этапы выделяют при решении задачи алгебраическим методом?
– В чём состоит интерпретация полученного решения задачи?
– Когда полученное решение может противоречить условию задачи?
– Какие решения, полученные на сегодняшнем уроке, вы интерпретировали как противоречащие условию задачи?
Домашнее задание: № 569, № 572, № 574, № 578 (б).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.