Для учителей математики не секрет, что решение текстовых задач вызывает у учащихся трудности, в каком бы возрасте они не находились. Трудности связаны элементарно с прочтения текста задачи, у значительного процента школьников средней школы не сформировано умение читать и понимать текст одновременно. Понятно, что дефицит такого качества чтения делает весьма затруднительным выбор структурированной информации и поиск нужной стратегии при решении, сформулированной в виде сюжетного смыслового текста учебной задачи.
Текстовые задачи являются традиционным разделом на экзамене по математике . Как правило, основная трудность при решении текстовой задачи состоит в переводе её условий на математический язык уравнений. Общего способа такого перевода не существует. Однако многие задачи ОГЭ, достаточно типичны. Можно разделить их на такие группы:
Задачи на движение
Задачи на производительность
Задачи на проценты, концентрацию, части и доли
Арифметическая прогрессия
Геометрическая прогрессия
Методы решения этих задач имеют много общего и одновременно некоторые специфические особенности
Весь процесс решения задач можно разбить на несколько этапов.
1-й этап: анализ условия;
2-й этап: схематическая запись;
3-й этап: поиск способа решения;
4-й этап: осуществление решения;
5-й этап: проверка решения;
6-й этап: исследование задачи;
7-й этап: формулировка ответа;
8-й этап: анализ решения.
Анализируя программу по математике тему
«Решение задач» можно увидеть с 5 по 8 класс, однако времени на их решение
отводиться по программе очень мало : например 7 класс : 3-4 часа в теме
«Уравнения» и 3 часа в теме «Системы уравнений» . 8 класс -4 часа отводится на
решение задач в теме «Квадратные уравнения». В 9 классе темы решения задач нет,
ее учителя вносят в повторение курса алгебры , при подготовке к ОГЭ. В 10-11 классах
темы Решение задач нет, хотя текстовая задача присутствует в ЕГЭ.
Рассмотрим более подробно каждый этап решения задачи.
1. Анализ задачи. Назначение этапа — осмыслить ситуацию, отраженную в задаче; выделить условия и требования, назвать данные и искомые, выделить величины и зависимости между ними (явные и неявные). На этом этапе решения задачи можно использовать такие приемы:
а) представление той жизненной ситуации, которая описана в задаче;
б) постановка специальных вопросов и поиск ответов на них;
в) «переформулировка» задачи;
г) моделирование ситуации, описанной в задаче, с помощью реальных предметов, предметных или графических моделей и др.
Первый прием — представление той жизненной ситуации, которая описана в задаче, — выполняется фактически при чтении или слушании задачи. Вместе с тем мысленное воспроизведение всех объектов задачи и связей между ними может проводиться и позже. Цель такого воспроизведения — выявление основных количественных и качественных характеристик ситуации, представленной в задаче.
Второй прием — постановка специальных вопросов и поиск ответов на них — включает следующий «стандартный» набор вопросов, ответы на которые позволяют детально разобраться в содержании задачи:
1. О чем говорится в задаче?
2. Что известно в задаче?
3. Что требуется найти в задаче?
4. Что в задаче неизвестно? и др.
Третий прием — переформулировка текста задачи — состоит в замене данного в задаче описания некоторой ситуации другим описанием, сохраняющим все отношения, связи, качественные характеристики, но более явно их выражающим. Вся лишняя, несущественная информация при этом отбрасывается, текст задачи преобразуется в форму, облегчающую поиск пути решения. В ходе переформулировки выделяются основные ситуации, о которых идет речь в задаче, при необходимости строится вспомогательная модель задачи: краткая запись условия, таблица, рисунок, чертеж, диаграмма и т.п.
Моделирование ситуации, описанной в задаче, с помощью реальных предметов, предметных моделей или графических моделей является еще одним, четвертым, приемом анализа задачи.
Вспомогательные модели являются действенным средством поиска пути решения задачи и составления плана ее решения.
Рассмотрим задачи, которые вызывают трудности у учащихся:
Во-первых это задачи на проценты.
Тема «Решение задач на проценты» проходят в 5-6 классах , но назвать эту тему легкоусвояемой нельзя поэтому перед учителем математики стоит непростая задача: научить обучающихся общим подходам в решении задач на проценты. Этого можно достигнуть только при систематической работе с учениками над этой темой с 5-го по 11-й класс
Существует три основных вида задач на проценты:
1. Найти
число а, составляющее п процентов от числа Ь.
Решение: а = п/100 * Ь
2. Обратная
задача: найти число Ь, если п процентов от него равно а.
Решение: Ь = а : п/100
3. Найти, сколько процентов составляет число а от числа Ь.
Решение: п = а/Ь * 100.
Большинство учащихся с легкостью скажут заученную фразу , что процент от числа находится умножением ,а число по величине его процента находится делением , но почему то встречаясь с задачами на проценты возникает ступор.
Типичные задачи ,в которых учащиеся испытывают затруднения, хотя уровень этих задач невысок, именно на эти задачи необходимо обращать внимание учащихся ,обращаясь к ним вновь и вновь.
1.Мясо теряет при варке около 35% своего веса. Сколько нужно сырого мяса, чтобы получить 520 гр. вареного?
Решение:
Пусть х гр. - масса сырого мяса 0.35х – теряет при варке.
По условию:
х-0,35х=520
х=520/0,65=800 (гр.)
Ответ: нужно взять 800гр. сырого мяса.
2.Вкладчик положил в банк некоторую сумму денег под 30% годовых. Через год он получил прибыль в 7500 руб. Найдите величину вклада.
Решение:
30% - это 0,3;
7500:0,3=25 000 (руб.)
Ответ: 25 000 руб.
3.Сумма двух чисел равна 120. Найти эти числа, если 40% одного равны 60%
другого.
Решение:
Основная идея решения состоит в том, чтобы на основании условия задачи
составить уравнение.
Пусть х - одно число, тогда (120-х) - другое число. По условию задачи:
0,4х=0,6(120-х)
х=72
120-72=48
Ответ: 72 и 48.
4. После повышения цены на 30% книга стала стоить 52 руб. Сколько стоила книга до повышения цены?
Решение:
Первоначальная цена книги составляет 100%.
Поэтому52руб., т.е. цена после подорожания, составляет
100%+30%=130% от первоначальной цены. Теперь можно решить задачу на нахождение величины по известному ее проценту.
Рассуждать можно по-разному:
1)1%- это 52:130=0,4 руб., а 100% - это 0,4*100=40 руб.;
2) 10% - это 52:13=4 руб., а 100% - это 4*10=40 руб.;
3) 130% - это 1,3, поэтому 52 руб. составляют 1,3
первоначальной цены, а поэтому первоначальная цена равна 52:1,3=40 руб.
Более удобное рассуждение в этой задаче –это решать ее с помощью уравнения
Пусть х-цена книги до повышения, тогда 0,3х- на столько цена повысилась,
и стала х+0,3х=1,3х ,что по условию 52руб.
уравнение:
1,3х=52
Х=40
5.Виноград содержит 90% влаги, а изюм — 5%. Сколько килограммов винограда требуется для получения 20 килограммов изюма?
Задачи о продуктах все одинаковы: то есть такая, где из винограда получается изюм, из абрикосов урюк, из хлеба сухари или из молока творог — а на самом деле это задача на растворы. Виноград мы тоже можем условно изобразить как раствор. В нем есть вода и «сухое вещество». У «сухого вещества» сложный химический состав, а по его вкусу, цвету и запаху мы могли бы понять, что это именно виноград, а не картошка. Изюм получается, когда из винограда испаряется вода. При этом количество «сухого вещества» остается постоянным. В винограде содержалось воды, значит, «сухого вещества» было . В изюме воды и «сухого вещества». Пусть из кг винограда получилось кг изюма.
Тогда
от от
уравнение:
Ответ: .
6.Имеется два сплава. Первый сплав содержит никеля, второй — никеля. Из этих двух сплавов получили третий сплав массой кг, содержащий никеля. На сколько килограммов масса первого сплава меньше массы второго?
Пусть масса первого сплава равна x, а масса второго равна y. В результате получили сплав массой .
Запишем простую систему уравнений:
Первое уравнение — масса получившегося сплава, второе — масса никеля.
Решая, получим, что .
Ответ: .
Однако задачи такого плана легче решаются нестандартными методами. Задачам подобного типа уделялось значительное внимание в старинных рукописях и «Арифметике» Леонтия Филипповича Магницкого. Данный способ позволяет получить правильный ответ за очень короткое время и с минимальными усилиями решение производится по правилам креста или квадрат Пирсона
Пусть требуется приготовить раствор определенной концентрации. В распоряжении имеется два раствора с более высокой и менее высокой концентрацией, чем нужно.
Если обозначить массу первого раствора через m 1, а второго – через m 2, то при смешивании общая масса смеси будет складываться из суммы этих масс.
Пусть массовая доля растворённого вещества в первом растворе – ω 1, во втором – ω 2, а в их смеси – ω 3. Тогда общая масса растворённого вещества в смеси будет складываться из масс растворённого вещества в исходных растворах:
m 1 ω 1 + m 2 ω 2 = ω 3(m 1 + m 2),
m 1(ω 1 – ω 3) = m 2(ω 3 – ω 2),
Очевидно, что отношение массы первого раствора к массе
второго раствора есть отношение разности массовых долей растворённого
вещества в смеси и во втором растворе к разности соответствующих
величин в первом растворе и в смеси.
При решении задач на растворы с разными концентрациями чаще всего применяют диагональную схему правила смешения или квадрат Пирсона.
При расчётах записывают одну над другой массовые доли растворённого вещества в исходных растворах, справа между ними – его массовую долю в растворе, который нужно приготовить, и вычитают по диагонали из большего меньшее значение.
Разности их вычитаний показывают массовые доли для первого и второго растворов, необходимые для приготовления нужного раствора.
ω1 ω3 — ω2
ω3
ω2 ω1 — ω3
Например:
7.Имеется два сплава меди и олова. Один сплав содержит 72% меди, а другой 80% меди. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получилось 800 г сплава, содержащего 75% меди?
72 80-75=5
75 800:( 5+3)=100г приходится на одну часть
80 75-72=3
для получения 800 г 75%-ного сплава нужно взять: 72%-ного сплава 100·5 = 500 г,
а 80%-ного 100·3 = 300 г.
Ответ:500 г, 300 г.
8.Морская вода содержит 5% соли (по массе). Сколько пресной воды нужно добавить к 30 кг морской воды, чтобы концентрация соли составила 1,5%?
Ответ: 7 килограммов.
Задачи этого типа служат базовыми для успешного усвоения учащимися методов решения других, более сложных задач на проценты.
Еще один тип задач , который вызывает у учащихся трудности это задачи на нахождение среднего значения .
Например задачи на среднюю скорость- это целый класс задач на движение, которые включены в экзамен по математике. Задачи простые, важно понять и запомнить формулу:
Если участков пути было два, тогда
Если три, то соответственно:
и так далее.
9.Половину времени, затраченного на дорогу, автомобиль ехал со скоростью 61 км/ч, а вторую половину времени – со скоростью 87 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути. Ответ дайте в км/ч.
Чтобы найти среднюю скорость нужно весь путь разделить на всё время движения.
В задаче сказано о двух участках пути, тогда среднюю скорость будем искать по формуле:
Пусть на весь путь автомобиль затратил t часов.
За первую половину времени со скоростью 61 км/ч автомобиль прошёл 0,5∙t∙61 километров, а за вторую половину времени 0,5∙t∙87 километров, тогда:
Ответ: 74
10.Первую треть трассы автомобиль ехал со скоростью 90 км/ч, вторую треть – со скоростью 60 км/ч, а последнюю – со скоростью 45 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути. Ответ дайте в км/ч.
Чтобы найти среднюю скорость нужно весь путь разделить на всё время движения. В задаче сказано о трёх участках пути. Будем использовать по формулу:
Обозначим весь пусть S. Тогда первую треть пути автомобиль ехал:
Вторую треть пути автомобиль ехал:
Последнюю треть пути автомобиль ехал:
Таким образом
Ответ: 60км/ч.
11.Первый час автомобиль ехал со скоростью 100 км/ч, следующие два часа – со скоростью 90 км/ч, а затем два часа – со скоростью 80 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути. Ответ дайте в км/ч.
Чтобы найти среднюю скорость нужно весь путь разделить на всё время движения. В задаче сказано о трёх участках пути.
среднюю скорость будем искать по формуле:
Исходя из условия мы можем определить протяжённость каждого участка:
Первый участок пути составил 1∙100 = 100 километров.
Второй участок пути составил 2∙90 = 180 километров.
Третий участок пути составил 2∙80 = 160 километров.
Находим скорость:
Ответ: 88 км/ч
Единственная небольшая сложность в подобных задачах – это когда отрезки пути или время заданы неявно. в этом случае их необходимо найти используя основную формулу движения:
А затем полученные данные необходимо подставить в формулу средней скорости.
Задачи с развернутым ответом.
К решению этих задач приступают не многие учащиеся. Примерно 26 % учащихся справляются с заданием.
Решение задач – это сложная работа. Обучение решению текстовых задач - это специально организованное взаимодействие учителя и учащихся, целью которого является формирование у учащихся умения решать и понимать задачи.
В задачах на движение используются обычно формулы, выражающие законы равномерного движения: S=V·t , где S- пройденное расстояние, V- скорость равномерного движения, t - время движения.
При составлении уравнений в таких задачах часто бывает удобно прибегнуть к геометрической иллюстрации процесса движения: путь изображается в виде отрезка прямой, место встречи движущихся с разных сторон объектов точкой на отрезке и т.д.
Часто для усложнения задачи её условие формулируется в различных единицах измерения(метры, километры, часы, минуты и т.д.). В этом случае при выписывании уравнений необходимо пересчитывать все данные задачи в одинаковых единицах измерения.
Между величинами, описывающими равномерное движение и величинами, характеризующими процесс работы, имеется полная аналогия.
Рассмотрим еще примеры решения задач из Открытого банка заданий для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по математике:
12. Маша спустилась по движущемуся вниз эскалатору за 36 секунд. По неподвижному эскалатору с той же скоростью относительного него она спустится за 1 минуту 3 секунды. За сколько секунд она спустится, стоя на ступеньках движущегося эскалатора?
Основная проблема данной задачи — неизвестно общее расстояние, т.е. длина эскалатора. В некотором смысле эта задача очень похожа на движение по воде: при спуске скорости эскалатора и человека складываются. Однако, в отличие от задач на движение, здесь недостаточно просто решить систему — требуется еще и понять, какую именно величину записывать в ответ.
Пусть х – скорость Маши ,а у- скорость эскалатора
|
расстояние |
скорость |
время |
Бежит по эскалатору у не равно 0 |
1 |
х+у |
1/(х+у)=36 |
Бежит по эскалатору У=0 |
1 |
х |
1/х=63 |
Стоит на эскалаторе |
1
|
у |
1/у |
Получаем систему уравнений
1/(х+у)=36
1/х=63
Решая эту систему находим у ,а затем 1/у
Ответ : 84сек.
Еще одна задача про эскалатор
13.Вовочка сбежал вниз по движущемуся вниз эскалатору и насчитал 45 ступенек. Затем он пробежал вверх по тому же эскалатору с той же скоростью относительно эскалатора и насчитал 105 ступенек. Сколько ступенек насчитал бы Вовочка, спустившись по неподвижному эскалатору?
|
расстояние |
скорость |
время |
Бежит вниз по эскалатору у не равно 0 |
1 |
х+у |
1/(х+у)=45 |
Бежит вверх по эскалатору у не равно 0 |
1 |
х-у |
1/(х-у)=105 |
Стоя ,спускаясь вниз
|
1
|
х |
1/у |
В таких задачах 1 ступенька – 1 секунда движения , относительно эскалатора Вовочка движется с одной и той же скоростью, это значит ,куда бы он не двигался каждую ступеньку эскалатора он пробегает за одно и то же время ,чему равно это время это не важно, потому что итоговое расстояние ему нужно пробежать одно и то же.
Получаем систему
1/(х+у)=45
1/(х-у)=105
Ответ: 63 ступеньки.
Данная задача очень похожа на задачи про движение по воде. Здесь так же есть две скорости: скорость Вовочки и скорость движения самого эскалатора. Так же, как и в задачах про воду, при движении вниз скорости складываются, а вверх — вычитаются. И даже таблица заполняется примерно в такой же последовательности. Поэтому эскалатор, можно заменить на движение по воде — с точки зрения математики это одно и тоже, поэтому ответ получится одинаковым.
14.Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 75 км/ч, проезжает мимо пешехода, идущего параллельно путям со скоростью 3 км/ч навстречу поезду, за 30 секунд. Найдите длину поезда в метрах.
Первое на что надо обратить внимание учащихся , это то, что дано время 30 секунд, которые необходимо перевести в часы. Длина поезда это ни что иное, как расстояние ,которое считается по формуле ( V1+V2)*t
(75+3)*30/3600=0,65км=650 м
Ответ :650м
Если пешеход идет параллельно путям в том же направлении что и едет поезд , то в формуле будет разность скоростей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.