"Решение проблем адаптации школьников в малокомплектной школе"
Оценка 4.8

"Решение проблем адаптации школьников в малокомплектной школе"

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
классное руководство
Взрослым
01.07.2017
"Решение проблем адаптации школьников в малокомплектной школе"
Приспособление (адаптация) ребёнка к школе происходит не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил детского организма и детской психики. В начале школьного обучения почти у всех первоклассников наблюдаются двигательное возбуждение или заторможенность, раздражительность, снижение аппетита, плохой сон, повышенная утомляемость. Это закономерные реакции организма ребёнка на изменение привычного образа жизни, которые постепенно проходят по мере привыкания к новым условиям.Педагогические воздействия будут целенаправленными и оправданными, а помощь со стороны взрослых эффективной только в том случае, если они ориентированы на индивидуальные особенности развития ребёнка и учитывают его стартовой готовности к обучению в школе. Только в этом случае педагог и родители маленького ученика совместными усилиями помогут ему преодолеть школьные трудности, освоиться в школьной жизни, стать настоящим школьником.
Сообщение решения проблем адаптации.docx
«Решения проблем адаптации школьников в малокомплектной школе» Подготовила: Ухтинская Елена Геннадьевна,  учитель начальных классов МОУ «Зыковская  средняя общеобразовательная школа» ­филиал в  деревне Полянки г.о. Саранск Республики Мордовия                               Начало   обучения   в  школе –  один  из  наиболее   сложных   и ответственных моментов в жизни детей,   как в социально­психологическом, так и в физическом плане.                           Проблема подготовки учащихся в жизни в новом социально­ экономическом и культурном пространстве обретает особую актуальность в связи   с   возникающими   вопросами   об   эффективности   начального   этапа обучения. Поэтому возникает вопрос, в какой мере способен поступающий в школу   ребёнок   учиться   без   затруднений?   Ребёнок,   не   достигший необходимого уровня развития, не привыкший к школьной жизни, в период адаптации сталкивается в школе с массой трудностей и неудач, что может иметь отрицательные последствия.                            В связи с этим возникла необходимость пересмотра работы по вопросам   преемственности   между   звеньями,   систематизировать   и   искать причины, наметить пути решения проблемы адаптации, как первоклассников, так и пятиклассников при переходе с одного звена на другое звено.               Система работы по решению проблемы адаптации учащихся ставит цели: 1. Обеспечить преемственность между звеньями в образовании и воспитании через   координацию   деятельности   педагогического   коллектива   школы, детского сада. 2.   Обеспечить   благоприятную   адаптацию   при   переходе   с   одного   звена   на другое. При этом ставятся следующие задачи: 1. Познакомить учителей с программой развития детей в детском саду, воспитателей с программой первого класса, учителей предметников с программой   начальной   школы,   учителей   начальной   школы   с программой пятого класса. 2. Формировать   и   поддерживать   мотивацию   и   нравственную   готовность ребёнка к обучению в школе. 3. Изучить физико–психологические особенности учащихся при переходе с одного звена на другое. Гипотеза: Преемственность образования предполагает: 1. Установление   закономерной,   устойчивой   связи   с   учётом предшествующей ступени образования. 2. Решение   проблемы   адаптационного   периода   позволит   сохранять, обогащать и развивать тот потенциал ребёнка, который закладывается в детском саду и в начальной школе. 3. Совершенствование педагогического мастерства. 4. Регулярное   диагностирование   психического   развития   ребёнка   и реализация индивидуального подхода к нему. Ожидаемый результат: ­  обеспечение благоприятной адаптации ребёнка; ­  определение   основных   форм   организации   обучения,   способ взаимодействия учителя и ученика; ­ повышение качества ЗУН.              В нашей школе, хотя она и малокомплектная, проблема адаптации имеет   тоже   большое   значение   и   стоит   очень   остро.   Вся   работа   ведётся   в следующих направлениях: ­ методическая работа; ­работа с родителями; ­ работа с детьми.                        В начале года проводим планировку мероприятий для учителей и родителей:   взаимное   посещение   уроков   в   1   классе   и   занятий   в подготовительных группах, сообщения и доклады на темы: «Физиологическая   готовность   детей   к   обучению   в   школе»,   «Социальная готовность детей к обучению в школе», «Психологическая готовность детей к обучению в школе», для проведения родительских собраний с родителями дошкольников. Дошкольников мы приглашаем в течение года на мероприятия и утренники, проводимые в школе.                          Особенно   детям   нравятся   новогоднее   костюмированное представление; праздник, посвященный мамам с выставкой творческих работ школьников   «Подарки   мамам»,   экскурсии   в   природу   с   костром,   печёной картошкой, играми на воздухе.                Вывод: все эти мероприятия – это мостик – постепенный переход от дошкольного детства в детство школьное.                 Наше село по численности небольшое, дошкольных учреждений в нём   нет.   Поэтому   приходят   в   1   класс   без   какой­либо   подготовки   по программам   дошкольных   учреждений.   В   нашей   школе   стало   традицией проводить подготовительную работу с дошкольниками в течение полугода, где   детей   знакомят   в   первую   очередь   с   элементарными   правилами   и дисциплинами, установленными в школе, а также получают азы по основным предметам   (счёт,   алфавит,   написание   элементов   и   т.д.).   Так   как   уровень развития у детей разный, фактически получается индивидуальный подход к каждому ребёнку. На базе имеющегося у нас опыта, мы пришли к выводу: мало   научить   ребёнка   школьным   азам,   важнее   помочь   в   развитии   таких понятий   как:   логика,   мышление,   развитие   памяти,   моторика,   эстетическое воспитание.   Поэтому   мы   стараемся     на   каждом   занятии   подобрать   такой материал,   который   способствует   развитию   данных   понятий.   (Например, используем   карточки   для   развития   внимания,   логические   цепочки, математические   диктанты,   создаём   проблемные   ситуации,   геометрический материал и как можно больше  использовать элементы игры.)                                 Такие   занятия   способствуют   созданию   благоприятного психологического климата в классе. На занятиях мы также рисуем, лепим, мастерим, играем в игры.                 Дети знакомятся друг с другом, ведь они не посещали детский сад. Большое внимание уделяем психологической готовности к школе, работе по воспитанию нравственно­волевых качеств  и самостоятельности.                              В конце подготовительных занятий будущих первоклассников, учитель  проводит родительское собрание с беседами о подготовке ребёнка к школе, готовит информацию,  как готовить ребёнка к школе, рассказывает о требованиях, которые будут предъявлены школой к будущим ученикам и их родителям.   Также,     проводим   индивидуальные   консультации   по   итогам окончания занятий с малышами, собеседования о степени готовности ребёнка к   началу   обучения,   при   необходимости   обсуждаются   проблемы,   которые могут возникнуть при поступлении ребёнка в школу, даём рекомендации, как с ними справиться.                                    Наступит 1 сентября и за школьные парты сядут вчерашние дошкольники.   Первый   день   в   школе   –   цветы,   улыбки,   поздравления   и радостное волнение («я уже школьник!»). Всё это проходит,   и наступают школьные   будни   с   маленькими   победами,   трудностями   и   неудачами,   с радостью познания нового и горечью обид. Необходимо определённое время для   того,   чтобы   маленькие   ученики   стали   настоящими   школьниками, привыкли к новой для них обстановке, новым правилам и распорядку дня, новому   общению   с   педагогом   и   одноклассниками,   новым   способом деятельности и поведения.               Приспособление (адаптация) ребёнка к школе происходит не за один день.  Это   довольно   длительный   процесс,   требующий   напряжения   всех   сил детского организма и детской психики. В начале школьного обучения почти у всех   первоклассников   наблюдаются   двигательное   возбуждение   или заторможенность,   раздражительность,   снижение   аппетита,   плохой   сон, повышенная утомляемость. Это закономерные реакции организма ребёнка на изменение привычного образа жизни, которые постепенно проходят по мере привыкания к новым условиям.                           Педагогические   воздействия   будут   целенаправленными   и оправданными, а помощь со стороны взрослых эффективной только в том случае,   если   они   ориентированы   на   индивидуальные   особенности   развития ребёнка и учитывают его стартовой готовности к обучению в школе. Только в этом случае педагог и родители маленького ученика совместными усилиями помогут ему преодолеть школьные трудности, освоиться в школьной жизни, стать настоящим школьником.

"Решение проблем адаптации школьников в малокомплектной школе"

"Решение проблем адаптации школьников в малокомплектной школе"

"Решение проблем адаптации школьников в малокомплектной школе"

"Решение проблем адаптации школьников в малокомплектной школе"

"Решение проблем адаптации школьников в малокомплектной школе"

"Решение проблем адаптации школьников в малокомплектной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.07.2017