Решение текстовых задач
Оценка 4.9

Решение текстовых задач

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
математика
5 кл—6 кл
04.04.2017
Решение текстовых задач
В работе описана методика работы с текстовой задачей на основе смыслового чтения. Так как дети решая задачи не понимают ее смысла. Было решено, что над смысловым чтением необходимо работать не только на уроках литературы и русского языка, но и математики.
Решение текстовых задач..docx
Решение текстовых задач. «Если вы хотите научиться плавать,  то смело входите в воду, а если хотите  научиться решать задачи, то решайте их» Д.Пойа      Я, Риттер Алеся Юрьевна,  работаю в школе более двадцати лет. Главная задача моей работы — научить детей рассуждать, мыслить, анализировать. Обучая   детей     решению     задач,   учитель   математики   готовит   детей   к практической деятельности. Но, к сожалению, как показывает практика, не только моя, но и результаты ОГЭ по математике, решение задач вызывает у учащихся трудности.     Принимая 5 класс, я изучаю уровень подготовки детей по математике. Это позволяет мне выявить разные уровни знания предмета обучающимися: выше базового, базовый и ниже базового.        Анализ моих наблюдения показал, что 80% ребят всех уровней знаний испытывают затруднения в решении текстовых задач.     По­моему мнению, одна из главных целей при обучении решению задач, научить   учащихся   делить   их   на   виды.  Так   как   практически   любую   задачу можно   свести   к   решению   по   алгоритму.   В   литературе   многих   авторов,   в частности,  Е.П.  Виноградовой,  выделяют   следующие   типы   задач: задачи   на движение, на   работу, на   проценты,   задачи с   геометрическим   содержанием, алгебраические,   компетентностные   и   «остальные».     Определить   вид   очень важно, так как для каждой группы задач есть алгоритм решения. Объясняю ребятам,   по   каким   признакам   можно   разделить   задачи   по   видам.   Вместе выводим   алгоритм   решения   каждого   вида   задач.   Стараюсь,   чтобы   моё объяснение стало понятным всем детям. И вроде бы ребята начинают лучше решать текстовые задачи, но как только им попадается не шаблонная задача, большинство учащихся опять испытывают затруднения.      Я стала искать причину детского непонимания. Может быть, эта причина во мне?  Я не правильно объясняю, применяю не те технологии, не подходящие методы? Почему дети меня не понимают?!   Я сделала для себя вывод, что пока не пойму причину этого, я не решу существующую  проблему.   Выступив на совещании методического объединения учителей математики с докладом   «Трудности   при   решении   текстовых   задач»,   я   поняла,   что   эта проблема возникает не только у меня. Проанализировав еще раз работы и рассуждения   детей,   я   пришла   к   выводу,   что   учащиеся   при   чтении   текста задачи, не понимают ее смысла. А ведь, понять содержание текста задачи – важная и сложная задача.        Математик и педагог Д. Пойа писал,   «решение задач – это практическое искусство, подобно плаванию, или катанию на лыжах, или игре на пианино: вы можете научиться этому, только практикуясь ... если вы захотите научиться плавать,   то   вынуждены   будете   зайти   в   воду,   а   если   вы   захотите   стать человеком, хорошо решающим задачи, вы вынуждены их решать».  Я согласна с  Ж. Адамар: «Прежде чем решать задачу – прочитай условие»      А   как   ребенок   научится   решать   задачу,   если   не   понимает   смысла   прочитанного?! Оказывается, ученики не умеют работать с текстом задачи. Они   невнимательно   читают   условие,   не  могут   отделить   условие   задачи   от вопроса,   не   умеют   критически   оценить   полученный   результат.   Если   бы учащихся   научили   при   чтении   задачи   выделять,   подчёркивать   ключевые данные,   чтобы   зафиксировать   в   сознании   информацию,   а   при   проверке решения подставить полученный результат в текст вопроса, то они подобных ошибок   бы   не   делали.   Казалось   –   бы,   так   просто,   а   фактически   сложно, потому, что из­за простоты мы не обращаем внимания на подобные мелочи.      Я пришла к выводу, что развитие математической грамотности учащихся напрямую   связано   с   развитием   навыков   смыслового   и   функционального чтения.  И  тогда,  я  обратилась   к   стратегии   смыслового   чтения.  В  научной литературе   «стратегии   смыслового   чтения»   понимаются   как   различные комбинации   приемов,   которые   используют   учащиеся   для   восприятия графически   оформленной   текстовой   информации,   и   ее   переработки   в личностно­смысловые   установки   в   соответствии   с   коммуникативно­ познавательной   задачей.   Моей   настольной   книгой   стала   книга   Н.Н. Сметанниковой «Обучение стратегиям чтения в 5­9 классах: как реализовать ФГОС» М: Баласс, 2011, так как в ней даны чёткие рекомендации и приёмы смыслового   чтения.   Только   систематическая     работа   с   учебником,   и     не только на уроке математики, позволит ребятам понимать прочитанный текст, а значит выделить главное и ответить на вопросы. Поэтому я обратилась к своим   коллегам   –   предметникам,   и   мы   выработали   единые   требования   к работе с текстом на всех предметах.     Через   полгода   такой   совместной   работы   результаты   контрольных   работ оказались   совсем   другими:   78%   ребят   справились   с   решением   текстовой задачи! Поэтому я пришла к выводу, чтобы научить детей решать задачи, мало одних   алгоритмов   решения.   Первоначально   необходимо   научить   ребят работать с текстом, понимать смысл прочитанного  и выделять главное. А это возможно только в интеграции всех учителей – предметников. Алеся Риттер.

Решение текстовых задач

Решение текстовых задач

Решение текстовых задач

Решение текстовых задач

Решение текстовых задач

Решение текстовых задач
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017