"Ресурсы современного урока"
Оценка 4.9

"Ресурсы современного урока"

Оценка 4.9
docx
12.01.2021
"Ресурсы современного урока"
ресурсы.docx

Использование ресурсов современного урока

 для повышения успеваемости и качества образования

 

1.Введение  в тему педсовета

Добрый день, коллеги! Сегодня мы собрались поговорить о том, что всем вам хорошо известно, но всегда заставляет задумываться, искать, отвечать на новые вопросы, решать новые проблемы.

Прежде, чем мы начнем разговор, я предлагаю вам разгадать небольшой кроссворд. (РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ)

1. Таким мечтает видеть учитель своего ученика (умный).

2. На его достижение направлена образовательная деятельность (результат).

3. Она нужна при оценивании (объективность).

4. Отец-основатель ФГОС (Кондаков).

Тот, кто правильно ответил на все вопросы, найдёт в кроссворде ключевое слово: это то главное средство организации учебной деятельности. (урок)

 

1

2

3

4

У

Р

О

К

М

Е

Б

О

Н

З

Ъ

Н

Ы

У

Е

Д

й

Л

К

А

 

Ь

Т

К

 

Т

И

О

 

А

В

в

 

т

Н

 

 

 

О

 

 

 

С

 

 

 

Т

 

 

 

ь

 

 

Уроку и будет посвящен наш семинар.

2. Основная часть

Урок… Он был, есть и в обозримом будущем останется главной формой организации обучения и воспитания учащихся.

Современный урок — это, прежде всего, тот, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.

Об этом мы уже говорили  о требованиях к уроку, выдвигаемых ФГОС. Вы спросите: «О чём  тогда дискутировать, когда всё сказано?» Сегодняшний семинар мы посвятим разговору о рациональном использовании главных ресурсов современного урока.

Каковы же ресурсы современного урока? Как мы их используем? Хотелось бы, чтобы советы, которые вы получите сегодня, помогли вам в проведении эффективных уроков.

1). Ресурс времени

Самой распространенной причиной низкого качества знаний учащихся, по мнению учителей, является недостаток времени на уроке на изучение содержания образовательной программы.

-А вы согласны с данным мнением? Хватает ли вам времени на уроке? Если нет, то почему? (ОБСУЖДЕНИЕ).
Рассмотрим основные причины потери времени и выявим общие условия его экономии, цели.
Обозначим типичные действия учителей, приводящие к потере времени.

1. Дети входят в кабинет по звонку.задержка на переменах.Достаточно впустить детей за 3 минуты до звонка (чтобы они успели сесть за парты, достать учебные принадлежности и т. д.), и время будет сэкономлено.

2. Проверка отсутствующих. Выяснять причины отсутствия учащихся - забота классного руководителя.

3. Поиск дежурных и приведение кабинета в порядок. Данные действия должны осуществляться на перемене, этот вопрос тоже должен контролироваться классным руководителем, если дежурные недобросовестно выполняют свои обязанности.

 

4. Вызывание для ответа детей, не подготовленных к уроку; не умеющих хорошо говорить. Призывать к выступлению такого школьника - неэффективно. Таким детям необходимо предоставить возможность ответить во внеурочное время или на уроке один на один с

5.  Включение в содержание урока дополнительной информации, материалов, отсутствующих в образовательной программе,.

6. Продолжительные физминутки 13. Отсутствие чётких, конкретных инструкций при организации деятельности учащихся, которая не требует самостоятельного составления её алгоритма. Чем чётче сформулировано задание, тем меньше времени требуется на его выполнение и тем качественнее результат.

7. Запись в тетради информации, которая есть в учебнике. Если и записывать - то своими словами (так, как понял), с последующей проверкой и коррекцией. Более эффективны схемы, которые можно использовать в качестве зрительных опор при устных объяснениях учащихся.

 

2). Мотивационные ресурсы 

По мнению многих педагогов-практиков являются  одним из наиболее сложных условий обеспечения высокого качества образования По направленности и содержанию мотивы могут быть:

1.Социальные (долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего общества).

2.Познавательные (стремление больше знать по всем предметам, стать эрудированным).

3.Профессионально-ценностные (без знаний не будет хорошей профессии).

4.Эстетические (от обучения получаешь удовольствие, раскрываешь свои способности и таланты).

5.Коммуникативные (возможность расширять круг общения благодаря повышению интеллектуального уровня и новым знакомствам).

6.Статусно-позиционные (стремление через учение или общественную деятельность утвердиться в обществе, в своей группе и т. д.).

7.Неосознанные (основаны на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).

Учитель должен сформировать интерес (как самый действенный мотив) как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Эффективными мотивами являются также решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания, краеведческая составляющая содержания.

Учитель должен показать учащимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности.

На уроке должны быть качественно отработаны знания, которые обеспечивают достижение результатов урока, определенных программой. Вся остальная информация может носить вспомогательный характер и не должна создавать перегрузок.

 Поиски новых форм организации урока, подготовка и проведение таких уроков требует много сил, энергии, времени. Методически высоко эффективными, реализующими задачи обучения, развития и воспитания учащихся являются такие формы урока, как:(вызывают интерес к предмету)

- уроки-семинары;

- зачёты;

- конкурсы;

- путешествия;

- интегрированные уроки;

- конференции;

- диспуты;

- ролевые игры;

- урок фантазирования;

- деловая игра;

- урок взаимообучения;

- урок открытий;

- урок-соревнование;

- урок творчества;

- урок-спектакль;

- урок-диалог;

- урок-лекция (проблемная; визуальная; лекция вдвоём).

 

 Рубрики урока «А знаете ли Вы? Вызывают интерес к уроку (ЛН Толстой увлекался верховой ездой, коньками, гимнастикой?)…

 

Не последнюю роль в формировании мотивов играет домашнее задание.

-А каким, на ваш взгляд, должно быть хорошее домашнее задание? 

 Ни для кого  не секрет, что проблема   выполнения домашнего задания  сегодня существует. Если раньше она напоминала о себе на старшей ступени обучения, то сегодня значительно помолодела. Более того, никакими силовыми методами её уже не решить и причин этого много. Что же может сделать учитель, чтобы способствовать выполнению домашнего задания?

Домашнее задание должно быть интересным. Конечно, невозможно, да и не нужно все задания сводить к юмору и интересным историям, но избежать явной банальщины и серости учебников просто необходимо.

Задания должны затрагивать эмоции учеников. Ищите такие вопросы, которые будут не давать покоя день, два, неделю, но в итоге ученик узнает ответ сам или на уроке. Старайтесь приблизить задания к вашим ученикам.

Задания должны быть дозированными. Да, их не должно быть много, и не должно быть мало – вы должны найти свою «золотую середину». Постоянные сложные и объёмные задания  приведут к тому, что к предмету сформируется, мягко говоря, «нелюбовь», слишком лёгкие задания станут казаться нормой, и ученики начнут лениться. Чередуйте большие и маленькие задания, давайте детям отдохнуть. В понедельник, день врабатывания и взрослых, и детей заданий лучше дать меньше, на выходные – творческие задания.

Домашние задания должны быть разноуровневыми. Да, среди ваших учеников есть «середнячки», а есть и увлеченные предметом, и, что греха таить, те, кому ваш предмет неинтересен вообще. Проще всего с середнячками. Но как быть с одаренными? Им нужны отдельные задания, дополнительные, специально для них – пусть не каждый урок, но хотя бы иногда, им нужна эта дополнительная пища для ума, они должны знать, что вы их цените и считаете их уровень знаний высоким. Ну и для "лентяев" и просто незаинтересованных – давайте им минимум, то, с чем трудно не справиться, что-то очень лёгкое, но по теме урока. Кто знает, может быть, ситуация успеха окрылит их, и они полюбят ваш предмет.

Чеклист хорошего домашнего задания:

  • "Интересность"
  • Эмоциональность
  • Дозированность
  • Многоуровневость
  • Оправданность
  • Результативность

.

Оригинальные способы проверки домашнего задания

·        Дискуссия

Для её проведения класс необходимо разбить на группы, каждая из которых будет выступать в защиту своей позиции или взгляда на проблему. Одна точка зрения может быть изложена в учебнике или справочнике, а другая, отличная от неё, может принадлежать кому-то из учеников или учителю. В дискуссии важны рассуждения и аргументы учащихся, а результатом её станет более глубокое познание сущности изученного явления.

·        Вопрос автору (в форме интервью) 

Это необычный и очень интересный способ проверки домашнего задания. Учитель предлагает ребятам придумать несколько вопросов автору открытия, изобретения, произведения, чтобы глубже познать его смысл. Отвечать на вопросы могут  наиболее подготовленные ученики, а на самые сложные из них - учитель. К примеру, при проверке домашнего задания по химии можно адресовать интересующие вопросы Дмитрию Ивановичу Менделееву, по физике – Исааку Нюьтону, по геометрии – Пифагору, по литературе – Федору Михайловичу Достоевскому.  

·        Тематический кроссворд

Многие ребята увлекаются разгадыванием кроссвордов, проявляя при этом завидное упорство. Чтобы интересно проверить домашнее задание, учителю необходимо составить кроссворд по соответствующей теме и предложить его учащимся.

·        Неожиданные вопросы

Задача учителя сформулировать вопрос по-иному, нежели в учебнике после параграфа. Если ученик добросовестно подготовился к уроку, затруднений с ответом у него не возникнет, а определенное разнообразие в процесс проверки будет внесено.     

·        Рецензия на устный ответ

Ученикам предлагается выслушать ответ одноклассника,  подготовить и выступить с устной рецензией на него (с учётом достоинств и недостатков, внесением дополнений и уточнений).

·        Взаимная проверка

При проверке письменного домашнего задания по химии, русскому или английскому языку, математике можно предложить  ученикам обменяться тетрадями с соседом по парте, проверить выполнение заданий, поставить оценку и рассказать о допущенных ошибках, обсудив спорные вопросы.     

·        Краткие письменные ответы

Вместо устного опроса учитель просит отвечать на несложные вопросы по теме письменно. При этом ответ должен состоять из двух-трёх слов. Такое задание помогает лучшему усвоению учащимися теоретических знаний.   

·        Сверка с проектором

Правильный вариант выполнения домашнего задания выводится учителем на экран проектора. Ученики сверяются с ним, исправляют допущенные ошибки, получая по ходу необходимые комментарии от учителя или одноклассников.  

Рекомендации по организации устного опроса

Проверка домашнего задания путём опроса учащихся – традиционный и наиболее популярный способ. Нередко его используют, чтобы найти пробелы или недостатки в знаниях, забывая о главной задаче опроса – поддержать ученика, оказать помощь, научить. Мы подскажем, как это реализовать на практике.

  • Опрос-светофор

В нашем случае в качестве светофора выступает длинная картонная полоска красного цвета с одной стороны и зеленого – с другой. Обращенная к учителю зелёная сторона свидетельствует о готовности ученика к ответу на поставленный вопрос («Знаю!»), красная – о том, что ученик не готов ответить («Не знаю!»). Если на вопросы базового уровня ученик показывает красную сторону, - это сигнал тревоги для учителя. Это двойка, которую ученик сам себе поставил. Можно задавать и творческие вопросы, при этом красный сигнал означает «Не хочу отвечать!», а зеленый – «Хочу ответить!».

  • Солидарный опрос

Если ученик у доски не может справиться с заданием, необходимо обратиться за помощью к классу. Кто хочет помочь? Из тех, кто желает оказать помощь, педагог выбирает наиболее сильного ученика и предлагает ему шёпотом дать подсказку товарищу. Как вариант – ученик сам выбирает того, в чьей помощи он нуждается, а учитель даёт тренеру 10-15 минут на подготовку.

  • Взаимный опрос

Педагог дает поручение трём наиболее подготовленным ученикам провести опрос тех, кто подготовился на «5», «4» или «3». Ученик, записавшийся в третью группу и успешно ответивший в ней на вопросы, может ещё раз попробовать свои силы.

  • Программируемый опрос

В этом случае ученику необходимо выбрать правильный ответ из тех, которые предлагает учитель. Такая форма работы при устном опросе используется редко. И совершенно напрасно. Ведь в столкновении разных мнений учащихся «плавится» непонимание. Учитель может стать на защиту неверного ответа, чтобы дать ребятам возможность поспорить.  

  • Тихий опрос

Учитель негромко беседует с одним или несколькими учениками, а весь класс выполняет другое задание.

  • Опросная цепочка

Такой способ опроса рекомендуется применять для получения развёрнутого и логически связного ответа. При этом один ученик начинает ответ, учитель в любом месте жестом прерывает его и предлагает продолжить мысль другому ученику.     

  • Лист «защиты»

Создается для неподготовленных учеников и находится всегда в одном и том же месте. Ученик, который не готов к уроку, вписывает свою фамилию в защитный лист и может быть уверен, что его сегодня не будут спрашивать. Задача учителя – держать ситуацию под контролем.  

 

3).Технологические ресурсы . применять не более 2 технологий на уроке 

Под ними подразумеваются ресурсы использования разнообразных моделей уроков и эффективных приемов. Если в традиционном обучении превалировал комбинированный урок,   то в современной системе обучения учитель должен знать методику и структуру разных типов урока:     

- урок изучения первичного закрепления новых знаний;

- урок закрепления знаний;

- урок комплексного применения знаний и умений;

- урок обобщения и систематизации знаний и умений;

- урок контроля оценки и коррекции знаний и умений.

- модели нетрадиционных уроков.

В свете реализации ФГОС к каждому из типов урока предъявляются свои требования.У каждого типа урока есть своя макроструктура,  цели, частные дидактические задачи технологии, техники, методики, приемы.

Важным технологическим инструментом сегодня является технологическая карта урока. Существуют разные варианты (ПОКАЗАТЬ ПРИМЕР)

 

4). Здоровьесберегающие ресурсы, направлены на сохранение здоровья уч-ся

Следует отметить, что этот ресурс используется очень скудно. Если в начальной школе ещё проводятся физкультминутки, учителя следят за осанкой учеников на уроке. Смена видов деятельности-это тоже сохранение здоровья учащихся. Уоки юмора снимают напряжение, ободряют, помогают преодолевать трудности. А ведь существуют целые комплексы упражнений для снятия напряжения в т.ч. и для глаз, которые не требуют прыжков и бега во время урока и никакой физической подготовки учителя. Более того, ученики часто лишаются законного отдыха на перемене. Психологический комфорт на уроке-это тоже сохранение здоровья и залог качественного образования. Если ученик боится подойти к учителю, то он не будет задавать вопросов, а в результате возрастает багаж непонятого материала, снижается интерес к учёбе.

5). Кадровые  ресурсы

Именно  педагог обеспечивает качество проведения учебного занятия, его целостность, связь между этапами, от его профессионализма зависит, насколько прочно ученик овладеет знаниями и компетенциями.

6).Материально-технические ресурсы

Считаю, что школа обеспечена материально-техническими ресурсами в достаточной мере, а что касается их использования, то, как говорит персонаж учебника немецкого языка: «Werwill, derkann“ (Кто хочет, тот может).  Для человека заинтересованного препятствий не существует. Использование ИКТ тоже играет большую роль в образовательном процессе.

3.Заключение

Мне хотелось бы, чтобы все сказанное позволило вам реализовать все ресурсы урока на 100% и каждый мог сказать: «На моём уроке  нет места скуке, страху и злости от бессилия, на нём  царит атмосфера интереса, доверия и сотрудничества, на моём уроке  есть место каждому ребёнку, потому что мой урок-залог его успеха в будущем!»

4. Рефлексия

-Составление синквейна по группам

Для того, чтобы поддержать праздничное настроение, мы будем наряжать ёлочку. Это ель рефлексии. Оцените свою работу сегодня. (шевелили мозгами, зарубили на носу, спустя рукава….)

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Использование ресурсов современного урока для повышения успеваемости и качества образования 1

Использование ресурсов современного урока для повышения успеваемости и качества образования 1

Урок… Он был, есть и в обозримом будущем останется главной формой организации обучения и воспитания учащихся

Урок… Он был, есть и в обозримом будущем останется главной формой организации обучения и воспитания учащихся

Мотивационные ресурсы По мнению многих педагогов-практиков являются одним из наиболее сложных условий обеспечения высокого качества образования

Мотивационные ресурсы По мнению многих педагогов-практиков являются одним из наиболее сложных условий обеспечения высокого качества образования

Рубрики урока «А знаете ли Вы ?

Рубрики урока «А знаете ли Вы ?

Для её проведения класс необходимо разбить на группы, каждая из которых будет выступать в защиту своей позиции или взгляда на проблему

Для её проведения класс необходимо разбить на группы, каждая из которых будет выступать в защиту своей позиции или взгляда на проблему

Мы подскажем, как это реализовать на практике

Мы подскажем, как это реализовать на практике

В свете реализации ФГОС к каждому из типов урока предъявляются свои требования

В свете реализации ФГОС к каждому из типов урока предъявляются свои требования

"Ресурсы современного урока"

"Ресурсы современного урока"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2021