Урок географии в 8 классе
Тема: Ресурсы земной коры
Цели и задачи:
· сформировать понятия «минеральные ресурсы», «месторождение», «бассейн»;
· конкретизировать представление учащихся о важнейших районах размещения месторождений полезных ископаемых;
· сформировать умение устанавливать связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми;
· способствовать пониманию необходимости рационального использования минеральных ресурсов и охраны земных недр.
· Изучить стихийные природные явления, связанные с земной корой на территории России
Ход урока
Организационный момент.
I. Проверка знаний и умений по теме «Рельеф: тектоническая основа, скульптура поверхности»
Найдите соответствия.
Географический диктант: 1.платформа. 2 плита 3 геосинклиналь 4. молодая платформа 5 возрожденные горы 6 молодые горы 7 внешние силы 8 моренный рельеф. 9.многолетняя мерзлота 9 аласы. 10 бараньи лбы 11 молодые горы
· Древний устойчивый участок.(№ ?)
· Участок платформы, перекрытый мощным осадочным чехлом;
· Линейно вытянутые зоны с повышенной тектонической активностью
· Западно – Сибирская
· Горы Южной Сибири
· Кавказ
· Мерзлотные процессы, текучие воды, землетрясения .
· Вода, ветер, живые организмы
· Оседание материала на поверхности в результате таяния ледника
· Западно – Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье.
· Озера Якутии.
· Ледниковые формы рельефа.
· Горы, образовавшиеся в альпийскую складчатость
· Горы, образовавшиеся в каледонскую складчатость.
I. Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя. Ребята, откройте карту «Тектоника и полезные ископаемые» в атласе, рассмотрите ее. Какой, вы, можете сделать вывод? (учащиеся отмечают, что огромная территория обладает большим набором полезных ископаемых).
История развития природы и история развития общества обусловили россиянам наличие огромной территории, несказанно богатой минеральными ресурсами.
Ребята, найдите в тексте параграфа определение – « минеральные ресурсы».
Именно минеральные ресурсы – первооснова национального богатства и экономической безопасности нашей страны. А, изучив карту полезных ископаемых, мы можем сделать вывод…
Обращение к классу – какой? (уголь, нефть, газ, уран, руды черных и цветных металлов, сырье для минеральных удобрений – все это есть в нашей стране).
Полезные ископаемые залегают в глубинах недр и связаны с разными тектоническими структурами, а значит, с особенностями геологической истории.
Вводятся понятия: «месторождение, бассейн».
Учащимся предлагается рассмотреть рисунок 33 на стр. 77 учебника. Учитель, вместе с классом, приходят к выводу, что полезные ископаемые по происхождению делятся на две группы: (учащиеся записывают в тетрадь)
1. Рудные (металлические) в магматических породах: находятся в разрушенных горах или на щитах платформы.
2. Нерудные (неметаллические) в осадочных породах: находятся в осадочном чехле платформ.
По ходу объяснения материала учитель демонстрирует образцы полезных ископаемых, а также показывает на карте полезных ископаемых. С помощью карты атласа учащиеся определяют какие полезные ископаемые приурочены к платформенным областям, а какие – к складчатым.
2. Работа с контурными картами
Отметьте месторождения полезных ископаемых на контурной карте, используя данные таблицы на стр. 81 учебника.
3. Учитель. Перед учащимися ставится вопрос: почему необходимо рационально использовать минеральные ресурсы?
Россия богата полезными ископаемыми, но они исчерпаемы и не возобновимы, а значит, необходимо бережно и рационально их использовать. Кроме того, добыча минерального сырья создает экологические проблемы: карьеры, терриконы, пустоты в земной коре. Приводится пример крупнейшего в России месторождения железной руды КМА.
4. Учитель. Ребята, используя текст учебника на стр. 78 и рис.34, 35 расскажите о стихийных природных явлениях, связанных с земной корой на территории России. (выводы запишите в тетрадь)
I. Закрепление материала.
· Отработка понятий: минеральные ресурсы, месторождение, бассейн
· По карте – основные месторождения полезных ископаемых.
I. Домашнее задание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.