Ретроспективный анализ проблемы этнокультурного компонента в теории педагогики и практики школьного образования
Оценка 4.7

Ретроспективный анализ проблемы этнокультурного компонента в теории педагогики и практики школьного образования

Оценка 4.7
Лекции
doc
история
Взрослым
24.06.2019
Ретроспективный анализ проблемы этнокультурного компонента в теории педагогики и практики школьного образования
История педагогики и философии образования заслуживает пристального внимания по ряду причин. Во-первых, педагогический опыт прошлого способен обогатить современную школу лучшими своими достижениями – идеями, четко сформулированными понятиям, взглядами, принципами и т.п.; во-вторых, развернуть объективную ретроспективную картину образования и анализа создать органичную модель, в которой синтезируются достижения современной школы с исторически сложной педагогической классикой.
Ретроспективный аспект проблемы этнокультурного компонента образования.doc
Егорова О.С. Учитель начальных классов МАОУ СОШ №14 Г.Нефтекамск Ретроспективный анализ проблемы этнокультурного компонента в теории педагогики и практики школьного образования Национальная   система   образования   формировалась   на   протяжении   ряда общественно­исторических   формаций.   Для   национального   образования   каждой   эпохи были   характерны   цели   и   задачи   определившиеся   жизненно   важными   потребностями самого   этноса.   В   соответствии   с   ними   шло   поэтапное   обновление   образовательной системы,   ее   модернизация   как   одно   из   необходимых   условий   эволюции   народов, развитию   которых   она   служила.   Поэтому   объективно   рассматривать   историю образования   и   прошлое   национальной   педагогической   мысли   можно   лишь   в общеисторическом   контексте,   привлекая   для   этого   данные   из   области   археологии, этнографии, этиологии, гражданской истории и других наук. Республика Башкортостан является классическим примером, характеризующимся неповторимым   сочетанием   культур   русского,   башкирского,   татарского,   марийского, чувашского,   удмуртского и других народов, которые составляют основу ее населения. Поликультурное   образовательное   пространство   отражает   специфические   особенности этнического многообразия и существенным образом сказывается на культурной среде школы, которая, в свою очередь, является своеобразной социокультурной системой. [4;3] Система образования конца XIX и начала XX века. Идея народного образования   близкой   к   современному   непрерывному   обучению. воплощалась   в   форме, Образовательная   политика   того   времени     предусматривала   многообразие образовательных уровней от начальных школ, которых в Башкирском крае было более 20 типов   (земские,   русско­чувашские, миссионерские, казачьи, церковно­приходские, частные, прогимназии, миктебы и др.), до средних   ­   классических   реальных   гимназий,   коммерческих   и   технических   школ, учительских и духовных семинарий, медресе. В начальных школах образование получали дети крестьян, чиновников низшего знания, малообеспеченных граждан, а прогимназиях и гимназиях – дети дворян, среднеобеспеченного городского сословия и лиц духовного звания. При этом успешно закончившие начальную школу могли продолжить образование либо в гимназии, либо в профессиональном учебном заведении, а прошедшие полный курс обучения в классической гимназии получали право поступления в университет реальной – в высшее техническое училище. [3;27]   русско­татарские,   башкирские,   русские,       Народная   педагогика   начала   свое   формирование   с   возникновением   сознания человека,   стала   составной   частью,   а   первоначально,   может   быть,   главной   его   частью микрокосма.   В   составе   микрокосма   народная   педагогика   активно   участвовала   в формировании   сознания   человека,     его   психики,   устройства   быта,   его   отношением   к другим людям, труду, красоте, добру и истине.   К сожалению, до настоящего времени к народной педагогике относились как к актуальному   продукту   ума,   к   ее   приемам   –   как   к   эмпирически   найденным педагогическим средствам. Даже знак, что отдельные приемы используются людьми не одного поколения, не обращали внимания на исторические корни народной педагогики на психологическую обоснованность и физиологическую оправданность ее воспитательных методов и средств.  На   Всероссийской   конференции   научных   обществ   в   1923г.   отмечалось,   что   из народной педагогики, из воспитательного фольклора в школу приходит обучение детей методами   единства   действия   и   слова,   растолковывание,   повествование.   Народные воспитатели умели незаметно вывести слушателей из реальной повседневной обстановки и привычной среды, незаметно ввести в мир сказки, в нужный момент создать настроение, усилить впечатление, заворожить, увлечь. Россия  XXI  века представляет собой специфический поликультурный социум, в котором   проживают   и   обучаются   представители   разных   этнолингвистических   и религиозных   общностей,   представители   городской   и   сельской   субкультуры,   дети   и подростки,   принадлежащие   к   разным   социоэкономическим   слоям   населения. Представляется   необходимым   дать   определение   понятия   «социум».   Социологический энциклопедический словарь предлагает дать следующую формулировку данного понятия: «Социум» (от лат. Socium – общее) – устойчивая социальная общность, характеризуемая единством   условий   жизнедеятельности   в   каких­то   существенных   отношениях   и вследствие этого общностью культуры». [5;336] В   основе   этнокультурного   образования   лежит   позитивное   восприятие школьниками   своего   исторического   прошлого,   раскрытия   глубинных   смыслов общественного   бытия   через   осмысление   собственных   национальных   корней   и возрождения лучших национальных традиций. Этнокультурные воспитательные традиции народа представляют собой систему ценностей, традиций, отношений, которые являются составной   частью   культуры.   Поэтому   главная   задача   этнокультурного   образования   – сплочение   этнически   разноаспектного   и   мозаичного   образования   в   единое образовательное,   воспитательное   пространство,   объединяемое   общими   ценностями высокой   духовной   культуры,   основанной   на   принципах   гуманизма,   толерантности   и культуры мира. Обычно термин «народ» используют в трех смыслах. Во­первых, данное понятие охватывает всех людей, населяющих какую­либо страну. Скажем, когда говорят «русский народ», подразумевают всех россиян, живущих в России, независимо от их расовой и национальной   принадлежности,   а   также   имущественного   положения.   В   этом   случае понятие народа совпадает с понятием населения. Во­вторых, народ – это трудящиеся, создающие   материальные   и   духовные   ценности   и   не   присваивающие   чужой   труд.   В­ третьих,   народ   –   организованное   целое,   имеющее     единую   психологию   (менталитет), культуру, традиции,   язык, обычаи, единую территорию, общие экономические связи и т.д. Это устойчивая общность людей, со своими этническими интересами. Приобщение   школьников   к   культуре   народа   идет   через   фольклор   народов   их музыку, песни и танцы, обычаи и обряды, традиции, декоративно­прикладное искусство, национальную одежду и другое.   «Культура», понятие, обозначающее     общность   археологических памятников, относящихся   к одному времени, определенной территории и   отличающаяся общими особенностями. В   этих   и   других   определениях   народной   педагогики   мы   находим   ряд   общих положений.   Это   –   эмпирические   знания,   опыт   масс,   совокупность   средств,   умений   и навыков   воспитательной   практики,   бытующих   в   народе.   Таким   образом,   народная педагогика  описывает  опыт и относится  к средствам  и  идеям  народного воспитания. Понятие «народной педагогики» в русскую и российскую педагогику впервые внесено К.Д. Ушинским. [1;54] Народная   педагогика   имеет   ту   особенность,   что   в   ней   нет   строго сформулированных законов воспитания, систематизированных знаний, точных научных терминов и определений. Это – клад коллективного творчества разных людей многих поколений,   народная   мудрость,   которая   накапливается   веками.   Народный   ум  как  и воспитательный опыт есть плод наблюдений за развитием детей, взаимоотношений между детьми,   также   детьми   и   взрослыми.   Формулируется   это   в   кратких     изречениях, заповедях, поучительных пожеланиях. Эти изречения  и  пожелания   выступают  как  бы в   качестве   и  аксиом   народной   педагогики.   Таковы,     например,     изречения:   каковы родители – таковы дети; учи дитя пока оно лежит поперек лавки; век живи – век учись и многие   другие.   Подобные   изречения   могут   быть   краткими   напоминаниями  и наставлениями   о   том,   как   поступать  в некоторых воспитательных ситуациях: детей наказывай стыдом, а не кнутом;  примеры полезнее наставлений; строгость учителя лучше ласки отца и др.  Народная педагогика – древнейшее явление человеческой культуры. Говоря словами К.Д.Ушинского, народной педагогике столько веков, сколько самому народу. Фиксируя искры   умственной   и   нравственной   мудрости,     передавая  поколению   достижения человеческой мысли и чувства, дела и отношения, она вела  человечество по ступенькам роста. [1;27] В многонациональной среде фольклор объединяет детей разных национальностей, взаимообогащает,   приобщая   к   культуре   народов   Республики   Башкортостан.     Ребята приходят   к   выводу,   что   культура   разных   народов   имеет   одинаковое   жизненное содержание,   одинаковые   ценностные   и   нравственные   ориентиры,   но   в   то   же   время культурное наследие любого народа по­своему красиво, самобытно, неповторимо, к нему нужно относиться очень бережно. Разрабатываемые   и   внедряемые   национально­региональные   учебные   предметы, компоненты федерального содержания образования в целях формирования гражданина нового   Башкортостана   должны   отражать   республиканскую   специфику   природы, человека,   общества   и   их   взаимодействие   и   по   своему   качеству   не   уступать   лучшим отечественным и зарубежным образцам учебного материала. Воспитание   любви   к   родной   земле,   своему   народу,   беззаветной   преданности   и осознанной   готовности   соизмерять   собственные   интересы   с   единством   и   общностью народов страны и благополучием Родины всецело опирается на воспитывающие качества содержания образования. [2;8] Народы    мира    накопили    богатый    опыт    воспитания,    который    учит подрастающее     поколение   любви   к   отчему   дому,   к   Отечеству,   формирует   культуру межнационального общения. Народный     эпос,     художественная литература   сберегли его, донесли до нас. Важным в этом аспекте представляется   изучение прогрессивных идей,  содержащихся  в   разных  жанрах   отдельных   народов:  песни,   предания,  сказания, былины, сказки, загадки и т.п.  Глубокие   нравственно­патриотические   идеи   заложены в  пословицах народов. Народная мудрость ­ явление интернациональное, и  очень часто в иностранном, русском и родном языках можно найти одинаковые по смыслу пословицы и поговорки, а сравнение нескольких эквивалентных элементов дает хороший повод для разговора об обычаях этих народов. Народные афоризмы не просто выражают ту или иную   идею,   они   созданы,   отшлифованы,   имеют   определенные   воспитательные   задачи, дидактические   цели,   диктуемые   педагогической   интуицией   народа,   принципом целесообразности, любовью к родине, своему пароду. [1;36] Сказки и другие эпические сюжетные произведения устного народного творчества, которые   дети слышат в самых ранних лет   из уст   родителей, являются прекрасным материалом   для   строительства   нравственного   мира,   они   умно   помогают   ребенку выстроить в душе иерархическую лестницу ценностей. [1;100] Список литературы: 1. Ахияров К. Ш. Народная педагогика и современная школа / К.Ш.Ахияров, Мин. образ. РФ; Южно­Уральский НЦ РАО; науч. Совет по педагогике и психологии и др. — Уфа: БГПУ, 2000. – 328 с.  2. Концепция формирования гражданина нового Башкортостана / С.Н.Семенов, Р.И.Саитов, А.С.Гаязов и др.; Отв. за вып. Ф. X. Кидрасов; БИРО. – Уфа: БИРО, 1999. – 12с. 3. Лукманова   X.   X.   Национальная   школа   Башкортостана:   история   и   перспективы: Монография / X. X. Лукманова. – М.: Высшая школа, 2003. – 183с. 4. Синагатуллин И. М., Маштакова Л. Ю. Формирование профессионально­гуманитарной готовности будущего учителя начальных классов к работе в поликультурном социуме. – Бирск: Бирск. гос. соц.­пед. акад.,2005. – 117с. 5. Социологический   энциклопедический   словарь.   На   русском,   английском,   немецком, французском  и  чешском  языках.  Редактор­координатор – академик РАН Г.В.Осипов. – М.: Издательская группа ИНФРА – М.: Норма, 1998. – 488с.

Ретроспективный анализ проблемы этнокультурного компонента в теории педагогики и практики школьного образования

Ретроспективный анализ проблемы этнокультурного компонента в теории педагогики и практики школьного образования

Ретроспективный анализ проблемы этнокультурного компонента в теории педагогики и практики школьного образования

Ретроспективный анализ проблемы этнокультурного компонента в теории педагогики и практики школьного образования

Ретроспективный анализ проблемы этнокультурного компонента в теории педагогики и практики школьного образования

Ретроспективный анализ проблемы этнокультурного компонента в теории педагогики и практики школьного образования

Ретроспективный анализ проблемы этнокультурного компонента в теории педагогики и практики школьного образования

Ретроспективный анализ проблемы этнокультурного компонента в теории педагогики и практики школьного образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2019