Рецензия на программу внеурочной деятельности
«Готовимся к ОГЭ по русскому языку», Ананьевой Елены Анатольевны учителя
русского языка и литературы МБОУ СОШ МЗ города Крымска муниципального
образования Крымский район
Рабочая программа внеурочной деятельности круя«а «Готовимся к ОГЭ по русскому языку» разработана на 1 год обучения (34 часа) и предназначена для обучающихся 14-15-летнего возраста. Количество страниц-8.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Готовимся к ОГЭ по русскому языку» общеинтеллектуального направления составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Программа является актуальной, так как обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося. Создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся, способствует самоопределению учащихся в выборе профиля. Представленный автором курс разработан с целью повышения орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, развития связной речи, обеспечения подготовки учащихся 9 класса к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в форме ОГЭ. Он знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме ОГЭ и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе, Курс основан на пошаговой системе подготовки к сдаче ГИА по русскому языку, в основе которой лежит знакомство с содержанием экзаменационных заданий, алгоритмами и образцами рассуждения для их правильного выполнения. Необходимый теоретический материал представлен в сжатой и оптимально структурированной форме. Рассматриваются тршичные ошибки при выполнении заданий всех частей экзаменационной работы. Набор тренировочных заданий с методическими рекомендациями и образцами выполнения позволяет закрепить полученные знания и подготовиться к сдаче ОРЭ.
Эффективность данной программы в том, что содержание её соотносится с содержанием образовательного стандарта по предмету, зафиксированному в нормативных документах. Программа предусматривает разные виды деятельности учащихся: коллективную, групповую, парную, индивидуальную. Используются разнообразные методы работы: лекция, беседа, самостоятельный анализ, работа с таблицами, схемами, алгоритмами. В процессе работы предусмотрен итоговый и текущий контроль.
Для успешного усвоения программного материала используются элементы технологии проблемного обучения, технологии учебно-познавательной деятельности, которые направлены на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей обучающихся, а также индивидуальных черт и свойств.
Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ОРЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение, которое создается на основе предложенного текста и сжатого вложения.
Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. В результате изучения программы «Готовимся к ОГЭ по русскому языку» будут сформированы личностные и метапредметные результаты.
Особое место здесь отводится внутрипредметным и межпредметным связям, нацеленным на побуждение учащихся к размышлению, высказыванию личностных оценок, практическому применению полученных знаний.
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Готовимся к ОГЭ по русскому языку» может быть рекомендована для использования в общеобразовательных организациях.
Рецензент:
кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогического и филологического образования ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Новороссийске
Вахонина
Краснодарский край
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа У2Згорода Крымска муниципальное образование Крымский район
УТВЕРЖДЕНО едагогического совета года протокол
Е.А. Чернышева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
тип программы:
ориентирована по конкретным видам внеурочной деятельности
кружок
«Готовимся к ОГЭ по русскому языку»
Уровень образования (класс) основное общее образование. 9 класс
Срок реализации программы год
Распределение часов по годам обучения 34часа
Периодичность занятий час в неделю
Учитель Ананьева Елена Анатольевна
1. Результаты освоения программы курса внеурочнои деятельности
Освоение детьми протаммы внеурочной деятельности «Готовимся к ОГЭ по русскому языку» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения курса внеурочной Деятельности:
понимание русского
языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа,
определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения
школьного образования;
2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы порусскому языку являются:
1. Владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; • владение разнымивидами чтения; способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
2. Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
З. Коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по РУССКОМУЯЗЫКУ являются:
1. Представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2. Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского ЯЗЫКа в процессе самообразования; З. Владение всеми видами речевой деятельности: ауДирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
(цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• владение умениями информационной переработки прочитанного текста
(план,тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями; • способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманиемосновного содержания, с выборочным извлечением информации);
• умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств; говорение и письмо:
навык воспроизводить в устной и
письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свёрнутости (пересказ, план, тезисы); способность свободно, правильно излагать
свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста
(логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно
выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к
прочитанному, услышанному, увиденному; навык создавать устные и письменные
тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации
общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка,
доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию
языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей; владение различными
видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с
небольшими сообщениями, докладом; соблюдение в практике речевого общения
основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского
литературного языка; СТИЛИСТИЧеСКИ корректное использование лексики и
фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и
пунктуации; участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;
уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных
ситуациях общения; осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать
свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в
достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и
речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать
собственные тексты; усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание
взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:
лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и
письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения;
функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение);
текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
синтаксического анализа словосочетания; предложения; анализ текста с точки
зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к
определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового
оформления, использования средств языка; осознание эстетической
функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого
высказывания при анализе текстов художественной литературы.
2. Содержание программы с указанием форм организации и видов деятельности
Программа рассчитана на 34 часа,
час в неделю. Содержание программы направлено на освоение обучающимися тем,
необходимых для успешного прохождения ОГЭ, на формирование базовых знаний и
базовых компетентностей. Рабочая программа «Подготовка к ()ГЭ по русскому
языку» включает темы, необходимые для успешного прохождения ОРЭ,
При составлении программы кружка учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе. Работа над и З частями экзаменационной работы проводится в полугодии, работа над 2 частью экзаменационной работы во П полугодии, так как к этому времени будет изучена значительная часть нового учебного материала, что позволит обучающимся выполнять тестовые задания, связанные с темой «Сложное предложение».
Кружок рассчитан на обучающихся 9 класса, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы основной школы. Основное внимание уделяется формированию комплексной работы с текстом.
Формы организации деятельности: лекции, практикумы, исследовательская работа, индивидуальные и групповые проекты, турнир знатоков.
Виды деятельности: самостоятельная работа; работа в группах, парах; индивидуальная работа; составление алгоритмов, опорных схем; решение интеллектуальных задач; работа с текстом; анализ раздаточных материалов; тестирование.
Введение (2 часа).
Раздел 1. Сжатое изложение (4 часа).
Первая часть работы ОГЭ в 9 классе— это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение— это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных навыков, важнейшими из которых являются следующие:
точно определять круг предметов и явлений
действительности, отражаемой в тексте;
адекватно воспринимать авторский замысел;
вычленять
главное в информации;
сокращать текст разными способами;
правильно,
точно и лаконично излагать содержание текста;
находить и уместно
использовать ЯЗЫКОВЫе средства обобщённой передачи содержания. Чтобы хорошо
справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить
понимать,
что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная
информация — то, ч то содержание, без которого будет неясен или искажён
авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так,
чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую
позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся
составной частью общей темы прослушанного текста.
Раздел 2. Сочинение 9.1, 9.2, 9.3 (16 часов).
Третья часть работы содержит три альтернативных творческих задания (9.1, 9.2, 15.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Оба задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников. В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение, При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Раздел З Задания с кратким открытым ответом (12 часов).
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с кратким ОТКРЫТЫМ ответом (2- 8). Задания проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурно ценностных категорий; проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9КЈЫССНИКОВ. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
11/11 |
|
Разделы, темы занятий |
Количество часов |
Универсальные учебные действия |
|
1. |
Структура экзаменационной работы в формате ()ГЭ. Знакомство с емонст ационным ва иантом 2023 |
|
|
||
|
|
накомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым |
1 |
|
|
|
|
асть 1. Сжатое изложение. Что акое микротема, Учимся аходить микротемы исходного екста. Абзацное членение екста. |
1 |
|
|
|
|
Сжатое изложение. Что такое жатие (компрессия) текста. риемы сжатия текста. Отработка |
1 |
|
|
5. |
|
Сжатое изложение. Приемы сжатия екста. Отработка приёма |
|
|
|
6, |
|
ренировочное выполнение заданий Э, Сжатое изложение. |
|
|
|
7. |
|
Часть З. 9.1. Сочинение на ингвистическую тему. Критерии |
|
|
|
8. |
|
. l . Сочинение на лингвистическую ему. Учимся формулировать тезис |
|
|
|
9, |
|
. Сочинение на ЛИНГВИСТИЧеСКУЮ ему. Учимся писать вывод |
|
|
-4
l(), |
9.1. Тренировочное выполнение аданий ()ГЭ. Отработка умений |
|
|
|
П. |
.2. Критерии оценки задания. Структура сочинения на морально- |
|
|
|
|
.2. Сочинение на морально-этическую ему. Учимся формулировать тезис |
1 |
|
|
|
.2. Сочинение на морально-этическую ему. Учимся писать вывод |
|
|
|
|
9.2. Тренировочное выполнение заданий ()ГЭ. Отработка умений |
|
|
|
15. |
9.3. Сочинение рассуждение на морально этическую тему. ритерии оценивания. Структура |
1 |
|
|
16. |
.З.Сочинение на морально-этическую ему. Учимся формулировать тезис очинения и аргументировать его. |
|
|
|
17. |
9.3. Сочинение на морально-этическую ему. Учимся писать вывод. |
1 |
|
|
18. |
. З . Тренировочное выполнение аданий ()ГЭ. Огработка умений написания сочинения |
|
|
|
19(20. |
рактикум. Написание сочинения на дну из предложенных тем (91.1., 92., |
2 |
|
|
2. |
асть 2. Задание 2. Синтаксический Анализ. |
2 |
|
|
з24. |
адание З. Пунктуационный анализ. |
2 |
|
|
526. |
Задание 4.Синтаксический анализ. |
2 |
|
|
28. |
Задание 5.0рфографический анализ. |
2 |
|
|
9_ о. |
Задание 6. Анализ содержания екста. |
2 |
|
|
1-32 |
адание 7.Анализ средств ыразительности. |
2 |
|
3334. |
адание 8. Лексический анализ. |
2 |
|
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического Заместитель
директора по УВР объединения учителей русского АС. Кротова
ЯЗЫКа и литературы от августа 2021 года № I
Руко одитель МО 30.08.2021 год.
Л.П. Гриняева
|
|
|
・」一20C天d9 20い・ 2ト 、 :、0d0」 ・qdD 朝d0し
の92一dをL一一号 はミミ:ミ・ -42一=:、LIミ7一0ミ日 一一0() 一 -市66H ト ()-ョ0まミ ・ ・9を9P90 寸2 穴KHHôミ080du ミこOLTOHXSト オ を亠一き【【d 一一2ト」亠H Od、〈な一ミ一=0W0d000》 ・し ト01一 、、斗 、 、 OdミXO、 まed 0.10 ・8まミコ2ミ4)ミ癶29 0ミ=9一コ一q90一一()く9コ一Od一一 ス== 【C02 を 6 一C02 202ト0 : 0 aHHOV¶tadhK oヒ)・0ト0ト0X9ト 癶0」、0H900ミHま一0=0ト00くK00ョ0ト00一・一 H)一一、一.L一、一ビ、0ニミOH |
~・ (ー絮← いま な、物琺(で ) 明(~ 窰 ~物 絲 ~、2い 慝ま)替~ 鬱~ 24 ャ |
||||||||||||||||||||||
öNdさ一一H一qミ一OHコed.一しミ 一0EE20一 869866003Tの8 で一一4コVミcbHぞ~8)一HHI-131TIIC180LI0 ミH国d380ト90 K ( d 0さとを0:目 OdミA09」) o一こed 会ミ 駑盟062d90まトミ ト0--ト -一、一 280Eてd909一0=q《に一一0=00製 一一030一一q、2」ヒ一一ミ)HO 00=qく0ト 一062d9000一 3 く0一900一 こdeKし0」 くd)一0」0)一しd/ミ0工しVdピ に」0く0芝H ・ス「一 くdqO |
|||||||||||||||||||||||||
|
|
d OJO 三一一こV 一、1}11、I-LI、IVOLI匸 |
【一6一02こ0ご-一一3 |
|
||||||||||||||||||||||
6・【2E8 を-一。き一一な至き当pdト。三。d T 9ト900 ミ一4コV Hcb一4/~8 一 工3一11一qaou0 国ミH国d380ト90 R dミOH d 《《mm29062d90 ト ト ISIdHeUOEed900.一0=q《2=0=00朝d)Od一一0」OHq′、朝ト一-=《0U0当 Od一- 02一q《0トPHOEed90ao一 く0一990三一 しdeさな0,一 スく(J)一0」0)一しdイ70HしVcñl OHモ」VOく0一N一、一一、 一イ・エ・ H=イ80Eイd900 一し 」し |
|||||||||||||||||||||||||
←盞 žà .2 |
= でま
」 朝・
な 対巛 0当0 ((
ГРАМОТА нагр аждается ъ4нањева елеи ъ4натолевна, учитель русского языка и литературы, Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № З города Крымска муниципального образования Крымский район за высокий профессионализм,
многолетний |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.