Режим дня дошкольника.

  • Лекции
  • pdf
  • 31.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рационально построенный и организованный режим является важным фактором, обеспечивающим своевременное и гармоничное физическое и психическое развитие детей, оптимальный уровень работоспособности, а также предупреждает развитие утомления и повышает общую сопротивляемость организма.Рациональный режим строится на основе учения И.М. Сеченова и И.П. Павлова об условно-рефлекторных механизмах высшей нервной деятельности, выработке динамического стереотипа на время; Ритмичность режима обусловлена биологическими ритмами: околосуточными, сезонными. Околосуточные биологические ритмы – это индивидуальные проявления в чередовании бодрствования и сна, ритме работы пищеварительного тракта, дыхания, показателей умственной и физической работоспособности в течение дня.
Иконка файла материала Режим дня дошкольника..pdf

Режим дня  дошкольника.

 

Доклад

 

Автор: Фролова Оксана Викторовна

 

 

1.Значение режима дня в жизнедеятельности организма.

 

Режим дня – это рациональное, четкое чередование бодрствования, сна, питания, различных видов деятельности, повторяющихся ежедневно в определенной последовательности .1.( Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – Ч.1 – М., 1988, стр. 82.)

Рационально построенный и организованный режим является важным фактором, обеспечивающим своевременное и гармоничное физическое и психическое развитие детей, оптимальный уровень работоспособности, а также предупреждает развитие утомления и повышает общую сопротивляемость организма.

Рациональный режим строится на основе учения И.М. Сеченова и И.П. Павлова об условно-рефлекторных механизмах высшей нервной деятельности, выработке динамического стереотипа на время; Ритмичность режима обусловлена биологическими ритмами:

околосуточными, сезонными. Околосуточные биологические ритмы – это индивидуальные проявления в чередовании бодрствования и сна, ритме работы пищеварительного тракта, дыхания, показателей умственной и физической работоспособности в течение дня.   

В свою очередь физиологической основой, определяющей характер и продолжительность деятельности, является уровень работоспособности клеток коры головного мозга, поэтому так важно не превышать предел работоспособности центральной нервной системы, а также обеспечить полное функциональное восстановление ее после работы. Степень морфофункциональной зрелости организма определяет содержание режима дня и длительность основных его элементов, среди которых выделяют следующие: 

-   сон; 

-   пребывание на открытом воздухе (прогулки); 

-   воспитательная и учебно-познавательная деятельность; 

-   игровая деятельность и занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт); 

-   самообслуживание,   

-   приемы пищи;

важную роль играют так же и сезонные ритмы, в соответствии с которыми рекомендуется разработать 4 типа сезонных режимов дня (осень – зима, весна – лето);

Для детей раннего и дошкольного возраста правильный режим дня является основой воспитания. Если режим дня соответствует возрасту, состоянию здоровья и индивидуальным особенностям ребенка, это способствует нормальному функционированию всего организма, в том числе коры больших полушарий, и предохраняет нервную систему от утомления.           Для детей раннего возраста правильный распорядок — режим дня — имеет  очень большое значение как одно из условий, поддерживающих спокойное и бодрое поведение, без чего невозможно нормальное развитие их  нервно-психической деятельности.

 При постоянном соблюдении правильного режима дня у ребенка формируется организованное поведение, устраняются причины возникновения отрицательных привычек, плача и негативизма. Если кормление, бодрствование и сон ребенка проводятся всегда в одно и то же время и в определенной последовательности, потребность в еде и сне у него возникает именно в установленное время, и он спокойно, без возражений идет есть и ложится спать. Наоборот, несоблюдение режима дня детей раннего возраста является одной из наиболее частых причин нарушения возбудимости коры головного мозга.

 Правильный режим дня надо устанавливать с первых дней жизни ребенка.            При составлении режима дня прежде всего необходимо: 1) учесть предел работоспособности нервных клеток — установить длительность отрезков бодрствования; 2) определить суточное количество сна, а также число и длительность отрезков дневного сна и 3) установить количество, время кормления и интервалы между ними.

Удлинение отрезков бодрствования без учета работоспособности клеток головного мозга или укорочение сна может привести к переутомлению нервной системы и нарушению поведения ребенка.

 Нередко ребенка младшего возраста- слишком рано переводят на режим дня детей более старшего возраста; при этом не учитывают, что длительность бодрствования в этом случае превышает работоспособность его нервной системы. Например, детей 7—8 мес (вместо 9—10 мес) переводят с режима с трехразовым дневным сном на двухразовый дневной сон. В этом случае длительность отрезка бодрствования увеличивается до 3—3 1/2 ч, в то время как дети этого возраста могут максимально бодрствовать только 2 1/2 ч. Также отрицательно отражается на развитии и поведении детей необоснованное сокращение отрезков бодрствования, не соответствующее работоспособности их нервной системы.

 При назначении режима дня, кроме возраста, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и состояние его здоровья. Например, дети с повышенной возбудимостью нервной системы расходуют больше энергии и быстрее устают, чем дети спокойные, поэтому для них приходится сокращать отрезки бодрствования путем удлинения отрезков дневного сна или более раннего укладывания на ночь.

 Работоспособность нервной системы снижается у ослабленных детей, а также при различных хронических и острых заболеваниях. Больные и ослабленные дети отличаются быстрой истощаемостью нервной системы, поэтому они не только менее активны, но и быстрее устают. Принимая во внимание повышенную утомляемость больного ребенка, до восстановления нормальной деятельности нервной системы ребенка ему следует установить режим дня ребенка более младшего возраста. Таким образом сокращается длительность отрезков бодрствования, ребенок получает питание и спит чаще, у него увеличивается суточное количество сна. Своевременное изменение длительности отрезков бодрствования и сна является основным условием нормального функционирования организма маленького ребенка, в частности его нервной системы.

 Большое значение при построении режима для детей в первые месяцы жизни имеет правильная последовательность в чередовании кормления, бодрствования и сна.

 На протяжении первых 3 лет жизни последовательность этих основных физиологических состояний меняется. До 9 мес целесообразнее, если ребенок после кормления бодрствует, а затем спит до следующего кормления.

 Дети раннего возраста в силу особенностей нервной системы не могут на протяжении одного отрезка бодрствования заниматься одним каким-то видом деятельности. Поэтому во время бодрствования ребенку необходимо обеспечить смену различных видов деятельности.

 Итак, при составлении режима дня детей разного возраста необходимо соблюдать следующие принципы:

1)                установить наиболее рациональный ритм деятельности и отдыха нервной системы, согласованный с ритмом кормления;

2)                обеспечить необходимое суточное количество сна, кормлений и бодрствования;

3)                установить длительность отрезков бодрствования, не превышающую предела работоспособности нервной системы, а также длительность и количество отрезков дневного сна, во время которого может быть восстановлено деятельное состояние ребенка данного возраста;  4) установить правильную последовательность сна, кормления и бодрствования;

 5) обеспечить своевременную смену различных видов деятельности на протяжении бодрствования ребенка в целях поддержания его активного деятельного и эмоционально-положительного состояния.

Если режим составлен правильно и выполняется точно, то дети активны в течение всего времени бодрствования и находятся преимущественно в уравновешенном состоянии. У них хороший аппетит. Они сравнительно быстро и спокойно засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.          

Такое поведение детей является показателем соответствия режима их возрастным и индивидуальным особенностям.

 

 

 

2.Основные компоненты режима и требования к их                       организации.    

 

а) Сон.

Среди ритмических процессов жизнедеятельности особое место занимает состояние сна.

Сон обеспечивает полное функциональное восстановление всех систем организма. Физиологическая потребность во сне детей разного возраста зависит от особенности их нервной системы и состояния здоровья .              В дошкольном периоде обязателен как ночной, так и дневной сон, независимо от того, посещает ребенок дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), группу кратковременного пребывания или нет.    Полноценный ночной сон важен и для дошкольников, и для школьников, так как известно, что именно в этот период происходит перевод информации из кратковременной (оперативной) памяти в долговременную, что является необходимым условием для осуществления учебной деятельности и психического развития.            

Время отхода ко сну в зависимости от возраста и класса обучения рекомендуется в пределах от 20:30 до 22:30 часов. 

Перед  сном не следует играть с ребенком в  шумные игры,  рассказывать страшные сказки. Наоборот, успокаивающе действуют приготовления ко сну — все то, что ребенок должен выполнять ежедневно: уборка игрушек, умывание, раздевание и т. д.

Сон детей должен протекать в гигиенических условиях (отдельная кровать, не слишком мягкая постель, чистый, прохладный воздух в помещении); перед сном комнату надо обязательно проветривать.          

Не следует бояться держать форточку открытой, когда ребенок спит, даже зимой, если он тепло укрыт.

 

б) Прием пищи.

 

Режим питания –кратность приема пищи, интервалы между приемами

пищи, распределение калорийности суточного рациона. 

Рациональное питание детей и подростков является одним из важнейших условий, обеспечивающих их гармоничный рост, своевременное созревание морфологических структур и функций различных органов и тканей, оптимальные параметры психомоторного и интеллектуального развития, устойчивость организма к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов. Гигиена детей и подростков: учебник для вузов / Кучма В.Р. - 2007. - 480 c.

Прием пищи  организуется с учетом перерывов между завтраком, обедом, полдником и ужином в пределах 4 часов. Строгое соблюдение установленных часов приема пищи служит условным раздражителем пищевого рефлекса, обеспечивает секрецию пищеварительных соков и, следовательно, хороший аппетит. Весь процесс, связанный с питанием детей, имеет большое воспитательное значение: прививаются важные гигиенические навыки. Ребенок должен усвоить, что необходимо мыть руки перед едой, полоскать рот после еды, пользоваться салфеткой и столовыми приборами.  Он должен знать, что  важно тщательно пережевывать пищу, есть аккуратно, следить за осанкой, не отвлекаться от процесса приема пищи. Для приема завтрака и ужина ребенку необходимо 10-15 минут, обеда - 15-20 минут, полдника -5-7 минут. Ожидание за столом приводит к утомлению ребенка и к потере аппетита.

 

Питание детей дошкольного возраста так же должно быть четырехразовым, со   следующим распределением количества пищи: завтрак -30%, обед – 40-45%, полдник – 10%, ужин – 15-20%. Последний прием пищи за 1,5-2 часа до сна.                                                                   

Питание в дошкольном детстве имеет особое значение для здоровья ребенка, так как оно должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития всех органов и систем организма.

В целом для обеспечения правильного питания необходимы три условия:

1.            наличие в пище всех необходимых ингредиентов;

2.            здоровый пищеварительный тракт, а также наличие в нем всех ферментов для правильной переработки этих пищевых веществ; 3.   рациональный режим питания и правильная технология приготовления пищи.

 

в) Прогулка.

 

Пребывание на открытом воздухе (прогулки) - наиболее эффективный вид отдыха, способствующий повышению аппетита, восполнению ультрафиолетовой недостаточности, позволяющий обеспечить закаливание организма и увеличение двигательной активности. Прогулка это надежное средство укрепления здоровья и профилактики переутомления.

 «Физические упражнения на свежем воздухе, прогулка не только снимают напряжение, возникающее при длительном сохранении однообразной позы, но и повышают общий тонус организма».

.«Популярная медицинская энциклопедия» Главный редактор академик Б.В.   

Петровский Москва «Советская энциклопедия» 1979 год

Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ. Если прогулка правильно организована, дети реализуют 50% суточной потребности в активных движениях. Длительность пребывания на свежем воздухе в разные сезоны года существенно варьирует, но даже в холодное время и ненастную погоду она не должна быть меньше 3-4 часов. Однако, на практике продолжительность прогулок значительно меньше. Во время прогулок важно организовать физическую активность ребенка, обучая его двигательным навыкам, игровому процессу.  

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника.                  Она способствует формированию речи, логического мышления, памяти, воображения. Подвижные игры способствуют укреплению организма, совершенствуют движения, воспитывают организованность, снимают утомления после занятий, связанных с  умственной нагрузкой, удовлетворяют потребность детей в движении, т.е. препятствуют развитию гипокинезии или недостаточной двигательной активности. При движениях импульсы от работающих мышц по нервным волокнам достигают головного мозга и активизируют его работу.                           

Двигательная активность таким образом тонизирует центральную нервную систему ребенка. Усиленная работа мыщц обеспечивает также условия для повышения обмена веществ - усиливается выделение гормона роста. Особенно важны прогулки для детей дошкольного возраста: зимой не менее 4-4,5 часов, а летом по возможности весь день. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже

-20 °С скорости ветра более 15 м/с.                                                      г) Занятия.

Период бодрствования – это активная фаза жизнедеятельности организма человека, когда большинство физиологических систем функционируют достаточно интенсивно, обеспечивая благоприятный уровень сенсорики, эмоциональных, двигательных процессов, продуктивной деятельности. 

В дошкольном возрасте основными формами физического воспитания являются ежедневная утренняя гимнастика, физические упражнения на специальных занятиях, музыкальные занятия, спортивные развлечения, детский спорт, специальные меры по закаливанию детей, подвижные игры.

Гигиена: Габович Р.Д.; Г. Х. Шахбазян. Киев. 1984г.

Поэтому организованные формы двигательной деятельности  в

вышеназванный период должны включать:

- утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и т.п.  Следует предусмотреть объем двигательной активности воспитанников 5-7 лет в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности до 6-8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы ДОУ. Игровая деятельность и отдых по собственному выбору так же  способствуют формированию у детей положительных эмоций, индивидуальных склонностей и развитию творческих способностей.                  Необходимо обязательно давать ребенку время для свободных занятий по собственному выбору (чтение литературы, занятие музыкой, рисованием, спортом, общественной работой). 

Игровой деятельности дошкольников отводится время в утренние часы до завтрака, во время прогулок в первой и второй половинах дня, после дневного сна и вечером перед сном. Игры должны быть разнообразными, индивидуальными и групповыми, ролевыми, дидактическими, подвижными. Так, дидактические игры аналогичны учебным занятиям, характеризуются малой подвижностью, обеспечивают эмоциональную окраску бодрствования. Подвижные игры, особенно на открытом воздухе, способствуют укреплению организма, повышают его выносливость, совершенствуют движения. Ежедневно свободное время учащиеся могут проводить сообразно своим интересам, заниматься любимым делом. Подобный отдых доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции, снимает психологическое напряжение. Необходимо помнить, что просмотры телевизора и работа на компьютере создают условия для значительной нагрузки зрительного анализатора. Следует воспитывать в детях привычку делать перерывы в работе на компьютере: каждые 15-20 минут для младших и 20-25 минут для старших школьников. Общее время просмотра телепередач и работы за компьютером не должно превышать 1,5 часа для младших школьников и 2 часа для школьников средних классов. Учащийся может в свободное время заниматься в кружках и спортивных секциях (однако не рекомендуется участие более чем в двух кружках), для младших школьников оно должно составлять 1-1,5 часа, для средних и старших школьников - 1,5-2,5 часа.

 

3. Варианты и перестройка режима.

 

В основе режима дня лежит условно-рефлекторная деятельность.                    

Со временем она приобретает характер динамического стереотипа,

подготавливая организм к выполнению определенной деятельности в конкретное время и, значит, облегчает выполнение этой работы. С ростом и развитием ребенка режим дня претерпевает изменения в соответствии с другими интересами, ритмом жизни, что носит диалектически обусловленный характер. Режим дня считается правильным, если в нем предусмотрено достаточно времени для всех видов деятельности ребенка, в соответствии с гигиеническим регламентом. Деятельность должна быть посильной для данного индивидуума, а отдых должен способствовать оптимальному восстановлению.                                                                       

При установлении режима учитывают не только возраст, но и состояние здоровья, время года климатические условия и прочее.                        Детей ослабленных, перенесших тяжелые заболевания, следует раньше укладывать спать и позже других поднимать, удлинять им прогулки на свежем воздухе, ограничивать продолжительность занятий.

Переход от домашних условий к условиям дошкольного учреждения, иными словами, перестройку режима, многие дети переносят нелегко.                  Поэтому в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении следует придерживаться привычной для него продолжительности сна и частоты приемов пищи.

 

 

 

 

 

 

4.Гигиенические требования к проведению занятий, игр. Спортивных развлечений, экскурсий.

 

В настоящее время сформулированы научно обоснованные  гигиенические требования, соблюдение которых обеспечит безопасные условия реализации воспитательной и образовательной деятельности.

Очень важным гигиеническим принципом построения режима дня ребенка является рациональная организация учебно-воспитательного процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением здоровья  и способствует формированию целостной, востребованной обществом личности.

Столы и стулья во время занятий должны быть размещены в групповой комнате так, чтобы воспитатель во время выполнения детьми задания мог свободно подходить к каждому ребенку, а дети имели возможность отодвинуть стул и выйти из-за стола, не мешая друг другу. Естественный свет должен падать с левой стороны. Для лучшего естественного освещения шестиместные столы ставят в два ряда, двухместные — в три ряда, узкой частью к окнам. Детей рассаживают так, чтобы они не мешали сидящим сзади. Однако детей с дефектами зрения, несмотря на их рост, сажают ближе к источнику света, а детей с пониженным слухом — ближе к воспитателю. Нельзя сажать детей спиной к свету.

Все необходимые пособия (бумага, карандаши, краски и пр.) надо заранее подготовить и разложить, чтобы детям было удобно работать, не вставая с места и не прося соседей передать ту или иную вещь. Каждая деталь, изображенная на пособии, должна быть видна без напряжения зрения на расстоянии не менее 8 м; величина рисунка для показа — не менее 31*21 см. При объяснении содержания занятий воспитатель выбирает наиболее удобное место, чтобы дети могли хорошо его видеть.

 На занятиях по рисованию необходимо прежде всего научить детей правильно держать карандаш: без напряжения, на расстоянии 4—5 мм от отточенного конца, под углом 60° по отношению к бумаге. Отточка карандаша не должна быть очень длинной, так как дети, не умея регулировать силу нажима, часто ломают графит, что может вызвать отрицательные эмоции, снизить интерес к работе. Для детей дошкольного возраста рекомендуются простые карандаши с мягким графитным стержнем (№ 1) или со стержнем средней жесткости (№ 2). Карандаши с твердым графитным стержнем (№ 3 и 4) не рекомендуются, так как при пользовании ими детям приходится делать слишком сильный нажим, что быстро утомляет их руку, а штрихи рисунка выглядят очень бледными. Наиболее удобны карандаши круглой формы, а не шестигранной или восьмигранной. Размерам кисти ребенка лучше всего соответствуют карандаши длиной 17 см и диаметром 8 мм.

Краски готовят к занятию воспитатели, так как для детей разведение красок слишком сложное и трудное занятие. К тому же они не могут сделать это достаточно аккуратно, не запачкав себя и окружающие предметы. Чтобы краска не капала с кисточки, надо разводить ее до консистенции жидкой сметаны. Во время занятий и после них дети должны класть грязные кисти не на стол, а на специальные подставки.

На занятиях лепкой используют пластилин, бурую или серую глину — мягкий эластичный материал, который легко поддается нажиму детской руки. Очищенную от примесей глину скатывают в шарики, легко помещающиеся в руке ребенка, и на небольших фанерных дощечках подают детям. После работы с пластилином и глиной дощечки тщательно промывают и просушивают.

Приступая к занятиям по аппликации, воспитатели обучают детей держать ножницы, вкладывать пальцы в кольца, сжимать и разжимать рычаги. Ножницы, которыми пользуются дети, должны быть легкими, небольших размеров (по руке ребенка), с тупыми концами. Очень важно провести беседу о тяжелых последствиях неосторожного обращения или игры с ножницами.

 При работе с клеем надо научить детей аккуратно набирать его на кисть, пользоваться специальными подстилками и тряпочками при приклеивании деталей друг к другу.

Правильная организация учебных занятий способствует сохранению здоровья, работоспособности ребенка.

 

Как  правило  ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую дождливую погоду (весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью. Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами (кольцеброс, кегли и т.д.), а в старших группах – элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол и хоккей.

Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Воспитатель дает детям кубики, лото, поощряет игры в семью, космос, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.

 

Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях  организуются и спортивные развлечения. Летом – это езда на велосипеде, плавание (при наличии бассейна или водоема), зимой – катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах. При подборе игр и упражнений для прогулок необходимо так сочетать основные виды движений, чтобы одно было хорошо знакомо детям, а другое – новое, требующее большого внимания и контроля воспитателя во время его выполнения.

Планирование работы по развитию движений на прогулке должно обеспечить системность, последовательность подачи программного материала, повышать двигательную активность детей. При проведении игр и упражнений следует использовать разные способы организации детей.

Так, подвижные игры воспитатель проводит со всей группой. Спортивное упражнение и упражнение в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам.

На прогулке необходимо учить детей правилам игры, чтобы они усвоили содержание нескольких подвижных игр, могли к концу учебного года самостоятельно организовать игры с небольшой группой сверстников.

 

Экскурсия – один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Они проводятся в часы, отведенные для занятий. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразовывают природу, как природа служит им. Преимущества экскурсии – занятия в том, что дети получают возможность видеть растения и животных в естественных условиях. 

По содержанию экскурсии условно делят на 2 вида: природоведческие – в парк, в лес, на луг и т.д., экскурсии на сельскохозяйственные объекты – в поле, на птицеферму и т.д.

Экскурсию как форму занятия используют в средней, старшей и подготовительной группах. На экскурсии осуществляется определенное программное содержание, усвоение которого обязательно для всех детей группы, что и отличает экскурсию от повседневных прогулок.

 

Природоведческие экскурсии проводят по определенной системе. Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты в разное время года с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Сельскохозяйственные экскурсии проводят для ознакомления с отдельными видами труда взрослых. Организовать экскурсию значительно труднее, чем занятие в группе, и успешной она будет только при условии тщательной подготовки.

Воспитатель, планируя экскурсию, точно определяет тему и цель ее, конкретизирует программное содержание, намечает объект экскурсии. Важно выбрать дорогу до места, которая не была бы утомительной, не отвлекала детей от намеченной цели. Заранее побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты. После этого намечает последовательность наблюдений, содержание и объем тех знаний, который должны получить дети о данном круге явлений; устанавливает, где они могут самостоятельно вести наблюдение и отдыхать.

За несколько дней до экскурсии воспитатель проводит с детьми вводную беседу с тем, чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщает ее цель. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят, что нужно собрать. При подготовке к экскурсии обратить внимание на одежду детей. Они должны одеваться с учетом погоды и сезона.

Перед экскурсией воспитатель тщательно продумывает, какой материал следует собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим надо взять с собой. Все оборудование должно находиться в определенном месте.

В проведении экскурсии большую роль играет организация детей. Перед выходом проверить, все ли необходимое собрано, напомнить детям, как нужно себя вести.

Природоведческая экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные детские наблюдения и сбор природного материала, игры с ним и заключительную часть, где воспитатель, подводя итог, обращает внимание детей на общую картину природы. Построение экскурсии и последовательность ее варьируются в зависимости от цели и сезона.

 

Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель в короткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.

Основная часть экскурсии – коллективное (плановое) наблюдение, которое проводится со всеми детьми. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается различными приемами. Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением. Количество изучаемых на экскурсии объектов и явлений должно быть небольшим: для младших групп – 1-2, для средней – 2-3, для старших – 3-4. На экскурсии не всегда легко организовать детей для наблюдения. Внимание маленьких детей можно привлечь приближением к ним наблюдаемого объекта и соединением их восприятия с радостными переживаниями. Учитывая чрезвычайную активность дошкольников, следует избегать многословия.

 

По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. 

Давая задание собрать такой материал, следует строго ограничивать его количество с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных. 

В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качество, запоминают названия растений и их частей. Целесообразны такие игры, как «Угадай по описанию», «Узнай по запаху», «Ветка, ветка, где твоя ветка».

Перед возвращением с экскурсии детям дают отдохнуть минут 5-10 в тени.  Сельскохозяйственные экскурсии разнообразны: в поле, в сад, на ферму и т.д. Здесь дети знакомятся с основными трудовыми операциями. Своеобразие этих экскурсий состоит в том, что дети могут наблюдать и деятельность человека и природу

 

Экскурсия на сельскохозяйственные объекты начинается с предварительной беседы. Ее задача – вызвать интерес к предстоящим наблюдениям. В задачу самой экскурсии входит рассматривание на способы использования механизмов и машин. 

При подготовке к сельскохозяйственным экскурсиям воспитатель прежде всего знакомится с объектом наблюдения, получает разрешение на проведение экскурсии, договаривается о времени посещения, об участии детей в труде, определяет содержание беседы детей с рабочими.

 

Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами. Сразу же после возвращения с экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы (растения поставить в вазы, цветочные горшки; животных поместить в аквариум, террариум, садки).

 

Через 2-3 дня после экскурсии воспитатель проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа. Планируя беседу после экскурсии, воспитатель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти детей восстановился весь ход целевой прогулки, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей между явлениями.

 

 

 

Список литературы.

 

1.Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – Ч.1 – М., 1988.

 

    2.«Популярная медицинская энциклопедия» Главный редактор академик Б.В.   

Петровский Москва «Советская энциклопедия» 1979 год

«Физические упражнения на свежем воздухе, прогулка не только снимают напряжение, возникающее при длительном сохранении однообразной позы, но и повышают общий тонус организма».

 

 3.Гигиена детей и подростков: учебник для вузов / Кучма В.Р. - 2007. - 480 c. Рациональное питание детей и подростков является одним из важнейших условий, обеспечивающих их гармоничный рост, своевременное созревание морфологических структур и функций различных органов и тканей, оптимальные параметры психомоторного и интеллектуального развития, устойчивость организма к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов.

 

4. Гигиена: Габович Р.Д.; Г. Х. Шахбазян. Киев. 1984г.

В дошкольном возрасте основными формами физического воспитания являются ежедневная утренняя гимнастика, физические упражнения на специальных занятиях, музыкальные занятия, спортивные развлечения, детский спорт, специальные меры по закаливанию детей, трудовые занятия, прогулки и подвижные игры.