Тема: «Результаты профориентационной работы с обучающимися 9 класса.
Выполнила классный руководитель Кислова Л.Г.
Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются обучающиеся – выбор будущей профессии. Особенно актуальна она для выпускников с ОВЗ. Таким детям сложнее осуществлять этот выбор в силу ограниченности их возможностей в овладении профессиями, нежеланием многих работодателей брать на работу людей с ОВЗ. Самостоятельно довольно трудно сориентироваться в таком огромном в мире профессий. Проведение профориентационной работы в школе поможет обучающимся сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий индивидуальным способностям и возможностям.
Профориентационная работа в школе осуществляется в три этапа.
Первый этап (I-IV классы) – пропедевтический – формирование у младших школьников любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии родителей и ближайшего производственного окружения, нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распространенным профессиям, основанного на практической вовлеченности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой деятельности.
Второй этап (V–VII классы) – поисково-зондирующий – формирование у подростков начальных представлений о многообразии мира профессий, профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.
Третий этап (VIII-IX классы) – активно-поисковый этап. Цель – помочь подросткам сформулировать конкретные личностные задачи профессионального и личностного самоопределения и обеспечить психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников 9-го класса.
У школьников VIII—IX классов формируются представления о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Учащимся оказывается индивидуальная консультационная помощь в выборе профессии, определении стратегии действий по освоению запасного варианта. На этом этапе ведется активная информационно-просветительская работа на классных часах (знакомство с миром профессий, с учебными заведениями специального образования, с конкретной ситуацией на рынке труда). В профориентационной работы со своими девятиклассниками широко использую технологию – сказкотерапию.
План мероприятий по работы по профориентации
«Я выбираю» для обучающихся 9 класса.
2020-2021 учебный год.
|
|
|||||
№ п.п |
Мероприятия |
Сроки |
||||
1. |
Контроль за посещением уроков профильного труда |
В течении года |
||||
2. |
Сказка «Мудрость лисы». Цель: развитие - адекватной самооценки. |
Октябрь |
||||
3. |
Проведение классных часов (знакомство с профессиями) «Мир профессий», «Мы выбираем» |
По плану |
||||
4. |
Викторина по профориентации. Цель: развитие уверенности в себе и само - рефлексии. |
Май |
||||
5. |
Проведение воспитательских часов (знакомство с профессиями) «Мир профессий», «Расскажи мне обо мне» |
В течение года по планам воспитателей |
||||
6. |
Тренинг по профориентации «Сами с усами» |
Февраль |
||||
7. |
Проведение профессиональной диагностики обучающихся |
Педагог-психолог март |
||||
8. |
Занятие по сказкотерапии «Сказка о деревьях характерах». Цель: развитие уверенности в себе. |
Апрель |
||||
9. |
Экскурсии |
По плану школы |
||||
10. |
Социально-психологическая игра по профориентации |
Январь |
||||
11. |
Индивидуальные беседы с обучающимися на тему «Ответ – вопрос» |
Постоянно |
||||
Проанализировав результаты проделанной работы по профориентации с обучающимися 9 класса хотелось выделить:
• Понимание обучающимися состояния своего здоровья и умение соотносить их с требованиями выбранной профессии и рынка труда.
• Изменение личностных установок на такие виды профессий, которые наиболее приемлемы.
• Применение полученных знаний в различных видах трудовой и профессиональной деятельности.
На сегодняшний день все обучающиеся 9 класса 2020-2021 учебного года определились со своим дальнейшим жизнеустройством, сделали выбор будущей профессии и намерены обучаться в профессиональных училищах.
Таким образом, профориентационная работа с обучающимися с ОВЗ ведется качественно и направлена на удовлетворение социальных потребностей обучающихся. Ведь именно из школы дети должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважать рабочего человека, а эти качества необходимы в любой профессии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.