Рисунки детей как одно из средств развития учебно-познавательных мотивов школьников на уроках литературы в 5, 6, 7 классах.
Оценка 4.9

Рисунки детей как одно из средств развития учебно-познавательных мотивов школьников на уроках литературы в 5, 6, 7 классах.

Оценка 4.9
Документация +1
doc
русская литература
5 кл—7 кл
02.09.2017
Рисунки детей как одно из средств развития учебно-познавательных мотивов школьников на уроках литературы в 5, 6, 7 классах.
В современном образовательном процессе педагоги зачастую сталкиваются с низкой мотивацией к обучению. На сегодняшний день это достаточно актуальная проблема. Для того чтобы её решить, необходимо создать благоприятные психологические условия для осмысленного обучения, пересмотреть устаревшие формы и методы, опираясь на творческие способности личности.
Для МВ.doc
Рисунки детей как одно из средств развития учебно­ познавательных мотивов школьников на уроках литературы в 5, 6, 7 классах.        ВВЕДЕНИЕ.        Ни для кого не секрет, что у детей интерес к урокам русского языка и  литературы невелик. Можно выделить несколько причин такого отношения к  учебе:  дети часто не осознают, зачем им вообще надо учиться;  не понимают, как использовать полученные знания на практике;   они не заинтересованы и не вовлечены в учебный процесс. Последняя причина зачастую скрыта  в устаревших  методиках, которыми  пользуется учитель на уроке.  Что делать, если ученик не хочет учиться? Как активно включить его в  образовательный процесс? Как сформировать потребность в  знаниях  и  активизировать личность ребёнка?  Задача учителя заключается в формировании мотива обучения как  познавательного процесса. А для этого необходимо заинтересовать ученика,  вовлечь в учебный процесс.  Проблема активности личности в обучении – это  актуальная проблема в современном образовательном процессе. Для того  чтобы её решить, необходимо создать благоприятные психологические   условия для осмысленного обучения, пересмотреть устаревшие формы и  методы, опираясь на  творческие способности личности.  ПОНЯТИЕ ОБ АКТИВНЫХ ФОРМАХ И МЕТОДАХ. Активные методы развития личности — это методы, которые побужда­ ют учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в  процессе овладения учебным материалом. То есть не учитель излагает готовый материал, а ученик самостоятельно пробует овладеть ЗУН в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Психологи выделяют несколько уровней активности личности: • Активность воспроизведения   • Активность интерпретации    • Творческая активность  Особенности активных методов и форм обучения и развития личности  состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и  мыслительной  деятельности, без которой нет движения вперед в овладении  знаниями. РИСУНКИ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ Безусловно, у каждого в детстве была любимая книга. И конечно, в ней  были яркие  красочные иллюстрации, которые неоднократно с интересом  рассматривались. По ним мы вспоминали содержание прочитанного  произведения, ход событий, придумывали новые  образы. Эти иллюстрации  будили наше воображение. Рисунки в книгах играют огромную роль при выборе книги для чтения,  особенно в юном возрасте. Часто именно через восприятие рисунка  происходит восприятие произведения.  Примером развития творческой активности на уроке литературы может  служить приём создания детьми собственных иллюстраций к изучаемым  произведениям. Данный вид деятельности позволяет привлечь ребят к работе,  прививает потребность к вдумчивому, внимательному чтению, мотивирует их  познавательную активность.    Одной из задач учителя является развитие мышления учащихся,  способности говорить и выражать свою точку зрения. Но добиться связной  речи достаточно трудно. Многие попросту не умеют чётко и логично излагать  свои мысли, композиционно оформлять свою речь, оценивать чужие  высказывания. Во многом это связано со снижением интереса к чтению.  Лев Семёнович Выготский писал: «Пока ребенок рисует, он думает о  предмете своего изображения так, как если бы он о нем рассказывал». Положительная сторона создания детьми собственных иллюстраций в  том, что   изобразительное творчество имеет огромный потенциал в  формировании личности, личностных ценностей, социальной адаптации.  рисуя, человек лучше концентрируется на скучной информации и лучше запоминает ее. Использование же детских рисунков на уроках литературы...  создаются благоприятных условий для речевых ситуаций (собственный  рисунок внесет в учебный процесс разнообразие и занимательность),  повышается мотивации обучения,   обеспечивается единство конкретного и абстрактного, т.е  в процессе  рисования детьми создаётся, что положительно влияет на процесс  планирования высказывания, способствует развитию мышления,  внимательности, отбора языковых средств, повышает интерес  учащегося к литер. произведению   развивается творческое воображение, наблюдательность,   рисунок содействует нравственному и эстетическому воспитанию  учащихся Примерная методика использования детских рисунков на уроках литературы    :  1. При изучении художественного произведения дети получают домашнее  задание нарисовать иллюстрацию любого понравившегося эпизода. Так  как  люди в разной степени предрасположены к художественному  творчеству, это задание выполняется  по желанию,  Во­первых, это сразу вызывает интерес, так как задание рассчитано на  творчество, к тому же нет строгих рамок оценивания.  Во­вторых, чтобы нарисовать иллюстрацию к эпизоду, учащемуся  необходимо не только прочитать текст, но и подумать над произведением,  выделить эпизод, определить его место в произведении.  К тому же  учащийся будет работать с деталью текста. В помощь ребятам в учебнике могут быть представлены иллюстрации  художников, книги с красочными иллюстрациями, подборка рисунков  учителя.  Важно помнить, что хорошие иллюстрации будят детское  воображение, стимулируют творческую активность! 2. После того как дети нарисуют свои картины, учителем обязательно  даётся краткий положительный комментарий работ. 3. Основная часть  деятельности происходит при анализе произведения: на уроке создается речевая ситуация при обсуждении эпизодов. Так при изучении рассказа Чехова «Толстый и тонкий» в 6 кл. были  подготовлены примерные вопросы к детским иллюстрациям: ­ Расскажите, какой эпизод изображен на иллюстрации? Докажите  текстом. ­ Какую роль играет данный эпизод в произведении? (Это завязка,  развитие событий, кульминация, развязка) ­ Опишите, что именно изображено на иллюстрации: какие герои, их  позы, фон, особое внимание деталям. О чём они говорят? ­ Как рисунок передает настроение героев, с помощью чего?  ­ Можно по иллюстрации определить отношение автора к героям? ­ Совпадает ли твое представление о герое с изображенным на  иллюстрации?  ­ Каково ваше отношение к ним? Почему ты выбрал именно этот  эпизод? Чем он тебе понравился?     Безусловно, важными будут вопросы, связанные с цветовой гаммой,  которую использовал автор рисунка ( особенно, если ребёнок  иллюстрировал лирическое произведение, связанное с пейзажной  зарисовкой) 4. Работу с рисунком можно совместить с работой над иллюстрациями  художников к данному произведению. ­ Какие иллюстрации полнее и точнее передают описываемый эпизод? ­ Что важного отметил ученик на своём рисунке? ­ Что упустил из виду, оставил без внимания? Ответы каждого ученика будут индивидуальны. Конечно, для работы по  данной методике желательно отбирать рисунки наиболее содержательные. Но  ни в коем случае не оставлять без внимания и комментария ни одного  рисунка.      Таким образом, наряду с образным мышлением развивается и словесное. Несомненно, многие рисунки детей становятся похожими на иллюстрации  художников. Часто это одни и те же эпизоды, но это неплохо:   во­первых, он уверен, что не ошибся с выбором,   во­вторых,  осмыслил текст.    в­третьих, получил зрительную опору для того, что осмыслил.            Рисунок положительно влияет на долговременную память – один из  ведущих речевых механизмов. Это приводит к обогащению словаря учащихся, систематическому накоплению и формированию способности производить  отбор слов, соответствующих теме и замыслу. Опираясь на уже увиденное,  учащийся уделит больше внимания деталям в художественном тексте, для  того чтобы использовать их в своей иллюстрации.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ    Таким образом, использование рисунков учащихся на уроках литературы ­  эффективный путь формирования коммуникативных умений учащихся,  эффективный путь развития личности. Рисунок положительно действует на  развитие познавательных процессов у школьников.     Методист К.Б. Бархин писал, что «графический язык в некоторых  отношениях более доступен детям, чем язык слов: ребенок раньше живописец  и график, чем писатель. Необходимо научить ребенка "видеть" предметы, их  форму и цвет ...  Занятие рисованием…­ необходимая подготовка к  словесному творчеству». Соединение словесных и изобразительных средств  дает двойную мотивацию для создания высказываний и в большей степени  способствует развитию связной речи школьников. ПЕРЕЧЕНЬ ИЗУЧАЕМОЙ НАУЧНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте (Глава VIII  – Рисование в детском возрасте). ­ М.: Просвещение, 1991.  2. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. ­ М., 1955.­ 240     3. Бурмако С.Г. Русский язык в рисунках. Просвещение, 1985. ­ 70 с. 4. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. ­ М.:Просвещение., 1965._"  120 с. 5. Дашко Л.И. Наглядность при изучении русского языка в 5¬ ­8 классах. ­  М.: 1965. ."­ 150 с. 6. Дрезина М.г. Игры на листе бумаги. Открой в себе художника. ­ М.: 1997.  ­170 с. 7. 3анков Л.В. Наглядность и активизация в обучении. ­ М.:Просвещение,  1960. ­ 243 с. 8. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. ­ М.:  1959, .. 193 с.  9. Косолапкова А.А. Работа по развитию речи учащихся на уроках русского  языка\\ Русский язык в школе. ­ 2002. ¬N4. ­ с. 13­17.. 10. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения  социального опыта. ­ М.: Педагогика, 1981. ­ 240 с 11..Рыбников Н.А Детские рисунки и их изучение. ­ М.; Наука, 1962. ­ 400 с 12..Сычугова Л.П. Рисунок вместо зубрежки\\ Русский язык. Приложение к  газете «Первое сентября». ­ 2000. ­ N29 (253). ­ с. 3­4,7. 13.Соловьева Н.Н. Рисунок  на уроке\\Русский язык е школе. ­1999. ­ N5. ­ с.  14­45 14.Ходякова Л.А., Михайлова И.М. Детский рисунок как средство  формирования коммуникативных умений учащихся\\ Русский язык в  школе. ­ 2000. – N З. ­ с. 14­22. 15.Родари Дж. Грамматика фантазии. М.: Наука, 1976. – 340

Рисунки детей как одно из средств развития учебно-познавательных мотивов школьников на уроках литературы в 5, 6, 7 классах.

Рисунки детей как одно из средств развития учебно-познавательных мотивов школьников на уроках литературы в 5, 6, 7 классах.

Рисунки детей как одно из средств развития учебно-познавательных мотивов школьников на уроках литературы в 5, 6, 7 классах.

Рисунки детей как одно из средств развития учебно-познавательных мотивов школьников на уроках литературы в 5, 6, 7 классах.

Рисунки детей как одно из средств развития учебно-познавательных мотивов школьников на уроках литературы в 5, 6, 7 классах.

Рисунки детей как одно из средств развития учебно-познавательных мотивов школьников на уроках литературы в 5, 6, 7 классах.

Рисунки детей как одно из средств развития учебно-познавательных мотивов школьников на уроках литературы в 5, 6, 7 классах.

Рисунки детей как одно из средств развития учебно-познавательных мотивов школьников на уроках литературы в 5, 6, 7 классах.

Рисунки детей как одно из средств развития учебно-познавательных мотивов школьников на уроках литературы в 5, 6, 7 классах.

Рисунки детей как одно из средств развития учебно-познавательных мотивов школьников на уроках литературы в 5, 6, 7 классах.

Рисунки детей как одно из средств развития учебно-познавательных мотивов школьников на уроках литературы в 5, 6, 7 классах.

Рисунки детей как одно из средств развития учебно-познавательных мотивов школьников на уроках литературы в 5, 6, 7 классах.
Скачать файл