Конспект урока «Рисунок на бересте»
I. Введение
Тема занятия: « Рисунок на бересте »
Возраст обучающихся: 13-15 лет
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок - практикум
Форма урока: интегрированный урок, с использованием ИКТ (технология + изобразительное искусство +музыка)
Цель: Способствовать развитию творческой активности каждого ребёнка, через проявление индивидуальных способностей в работе с берестой.
Конспект урока «Рисунок на бересте»
I. Введение
Тема занятия: « Рисунок на бересте »
Возраст обучающихся: 1315 лет
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок практикум
Форма урока: интегрированный урок, с использованием ИКТ (технология + изобразительное искусство
+музыка)
Цель: Способствовать развитию творческой активности каждого ребёнка, через проявление индивидуальных
способностей в работе с берестой.
Задачи:
Обучить приёмам работы с берестой.
Развивать творческие способности учащихся.
Воспитывать интерес к работе с природным материалом, бережное отношение к природе.
Познакомить с народными берестяными промыслами, изделиями из бересты;
Познавательные развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата;
коммуникативные – активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность
слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
регулятивные – определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.
Методы и формы обучения: частично – поисковый; наглядный, индивидуальная, фронтальная, работа в
парах.
Используемые электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
Электронные музыкальные и литературные носители, компьютер – видеопроектор.
Материальнотехническое оснащение (дидактические средства и т.п.)
Материалы и оборудование:
образцы изделий;
березовый пласт необработанный и обработанный;
плакаты «Приёмы работы с ножницами»;
карточки с изображением материалов, инструментов, приспособлений;
образцы изделий из бересты, выполненные руками мастеров промысла, цветные иллюстрации с
изображением расписных изделий из бересты, живописные картины на бересте; рисунки, иллюстрации с
изображением берестяных изделий, УМК (музыкальный ряд):
музыка Чайковского «Времена года»
УМК (видеоряд): видеофильмы:
презентация «Народные берестяные промыслы».
Опорные слова: темпера, колорит, композиция, текстура, пейзаж, береста, тиснение, роспись.
Ход занятия: «Дорогие ребята, сегодня я познакомлю вас с технологией выполнения работы из бересты.
Что такое береста?Наружная часть берёзы. Берёза – доступный и хорошо поддающийся материал. Берёза – самое любимое и
светлое дерево русских лесов. Сколько песен, стихов сложено о ней! Образ берёзы издавна в сказках,
загадках, пословицах .В старинной русской поговорке, загадке говорится:
1.
2.
3.
4.
5.
Стоит дерево цвета зелено, в этом дереве четыре угодья:
больным на здоровье. Объясните, как вы понимаете (банный веник)
от тьмы свет (лучина)
дряхлых пеленание. .Как Вы понимаете?(крепление битой посуды)
людям колодец.(сок берёзы). И всё же в этой загадке перечислены не все дары берёзы Бересту ещё
использовали в строительстве изолировали строения от воды, обшивали лодки, делали люльки – колыбельки,
лукошки, игрушки, до наших дней дошли и грамоты.
Роспись по бересте.
Одним из видов декоративноприкладного искусства является художественная обработка бересты, и
поэтому большое внимание уделяется приобщению детей к этому, доступному всем, виду творческой
деятельности, обладающему удивительной красотой и возможностями. Обработка бересты, как и каждая
разновидность народного ремесла, представляет собой целостную художественную систему, неразрывно
связанную с национальной культурой и местными традициями. Обращение к народному искусству позволяет
учащимся унаследовать его основы, развить интерес к культуре народа, а также способствовать сохранению
и развитию его традиций.
Живопись на бересте является неким зеркалом хронологично отражающим разные эпохи. Ведь
художественная обработка бересты неотступно шла с человеком, а берестяные изделия были для него
символом эстетики, стремящиеся к красоте и совершенству, поэтому как и в старые времена, работы из
бересты продолжают восхищать и удивлять любителей эстетики и красоты.
Заготавливать со старых деревьев , в целях бережного отношения .Снимают со спиленных деревьев диаметр
29 см. гладкие места без сучков. Инструмент обыкновенный нож. Для заготовки пластовой бересты
делаются горизонтальные надрезы. Вся наружная освобождается от остатков коричневой коры и
протирается тряпкой , затем береста распаривается и расслаивается на 2 3 слоя.
Бересту просушивают и хранят под грузом.
Роспись по бересте известна на Руси с XV века, однако сегодня этим занимаются единицы. Наверное,
слишком тонка и необычна эта работа. Природа "расписывает" бересту по своему усмотрению, украшая
причудливыми наплывами, завитками и сочетаниями штрихов. Не каждый может создать свое полотно, не
нарушив гармонии естественного рисунка. Сюжеты работ — богатая природа, жанровые композиции,
православная тематика. При взгляде на картины не оставляет ощущение чегото родного, близкого. Это и
понятно, ведь береза издавна почитается как символ России и души русского народа. А ведь эта
удивительная краска на глянцевом берёзовом „холсте" выглядит матовой и бархатистой, такие картины
дышат, они воздушны, живы.
Овладение искусством изготавливать картины из бересты не просто. Как и любое ремесло требует терпения
и практики. Но главное желание работать с этим чудесным материалом.
Самостоятельная работа.
Нам потребуется:
2подготовленная к работе заготовка бересты;
кисти разного размера;
темперные краски или гуашь художественная;
палитра;
емкость с водой;
мягкая тряпочка для вытирания кистей и исправления ошибок;
деревянная рамка по размеру заготовки;
молоток и гвозди 20 мм.
Для работы с берестой лучше всего использовать темперные краски, которые после высыхания
приобретут приятную матовость и бархатистость, чем очень выгодно подчеркнут ее природную
красоту. На подготовленную к работе бересту темперные краски и гуашь лягут так же хорошо, как
и на бумагу, но сквозь нанесенный слой будет просвечиваться фактура материала. И не надо
стараться скрыть ее, а наоборот, надо использовать, подбирая подходящие сюжеты.
Наросты, часто видятся облаками или чем – нибудь еще. Чем больше на бересте неровностей, тем
оригинальнее и неповторимее может получиться картина. Сюжеты подскажет сам материал. Один
нарост можно превратить в бугорок или кочку, другой в елочку, а третий похож на облако или
медведя, на меленький пенек или большое дерево. Очень эффективно на этом замечательном
материале будут смотреться пейзажи, церкви и белокаменные храмы – все, в чем прослеживается
русская тематика.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА
Так как размер картины предполагается сделать небольшим, то все принадлежности для работы
свободно поместятся на столе. С правой стороны стола расположите краски, кисти, баночку с
водой и тряпочку для промокания кистей. Освещение должно быть с левой стороны. Для большего
удобства сиденье стула желательно поднять несколько выше обычного.
Для рисования по бересте лучше всего подойдут колонковые и синтетические кисти. Собранные
в пучок колонковые волоски имеют коническую форму и при соприкосновении с поверхностью
создают равномерный поток. С тончайшего кончика кисти краска определенной консистенции стекает
непрерывно. Синтетические же кисти имеют закругленное окончание, они также эластичны и
позволяют равномерно наносит краску.
Для начала достаточно 45 кистей различного размера (тонкие должны быть круглой формы,
широкие – плоской).
С кистями необходимо обращаться бережно.
Никогда не оставляйте кисти погруженными в банку с водой волосом вниз на любой, даже
короткий, промежуток времени. Они навсегда потеряют форму.
Не оставляйте темперную краску на кисти, если вы ею не работаете. Темпера быстро
высыхают, и после этого вы вряд ли когда – либо сможете очистить кисть.
3После работы темперной или гуашью кисти промывают теплой водой с мылом (при промывке
кистей из натурального волоса пользуйтесь прохладной водой). Это существенно продлит срок их
службы. Надо аккуратно, без нажима, намылить пучок кисти мылом, на ладони сделать несколько
круговых движений, а затем промыть. При необходимости повторить эту операцию несколько раз,
пока вся краска не будет удалена. После промывки обретать пучок кисти мягкой тряпочкой и
придать ему правильную форму. Чистые кисти следует хранить волосом вверх в сосудах с широким
горлышком.
Темпера и гуашь относится к водным краскам. Их характерной особенностью является
растворимость в воде в процессе работы, кроме того, после высыхания они приобретают матовость
и бархатистость, для них характерны общие приемы написания. Темперные краски предшественники
масляных. Связывающим темперных красок является природная или синтетическая эмульсия, в
зависимости от которой и различают темперы яичную, поливинилацетатную и другие.
Темперная краска очень быстро высыхает и, в отличие от гуаши, после испарения воды образует
стабильную эластичную пленку, которая не смывается. Темпера характеризуется большой прочностью.
Ее слои не дают трещин, поверхность не отслаивается. Еще одно преимущество – мягкие и
своеобразные по фактуре живописные цветовые переходы и мазки. Цвет и тон в произведениях,
написанных темперой, с течением времени не тускнеют, они не поддаются воздействию перепадов
температур и изменениям влажности. Работать с ней очень легко, как и с гуашью. Если надо
сделать краску более жидкой, ее можно развести водой. После работы необходимо плотно
закрывать тур (тюбик), чтобы предотвратить высыхание и образование пленки.
КАК ПОДГОТОВИТЬ БЕРЕСТУ К РАБОТЕ
Снимать бересту можно только с берез срубленных и ни в коем случае с живых. Заготавливают
ее в любое время года. Весной и летом береста бывает наиболее прочная и гибкая, зато осенью,
когда трава уже пожухла и листва с деревьев опала, хорошо видны поваленные березы. Береста
легко снимается со стволов диаметром от 20 см и больше. Основной инструмент для заготовки
бересты – острый нож и ножницы.
На спиленном стволе надо сделать надрез сверху вниз, стараясь не задеть древесину, иначе она
будет мешать снятию бересты. Край разреза отогнуть и дальше сдирать бересту руками вокруг
ствола до другого края того же надреза. Таким образом заготовить довольно широкие полосы.
Для хранения заготовленную бересту обязательно надо сложить стопкой под пресс,
предварительно высушив 23 недели в нежарком месте (тогда береста не будет коробиться). Если же
береста слишком пересохнет и станет ломаться, то ее можно смочить водой и еще раз слегка
подсушить.
Снятая со ствола береста клеем ПВА наклеивается на плотный картон и кладется под груз на
24 часа. Затем очищается от грязи и пыли, с помощью ножа удаляется не прилегающий к ней
верхний слой. После этого береста готова к работе.
Приложим рамку к подготовленной заготовке и внимательно приглядимся к бересте, к ее
наростам. Дадим волю своему воображению и пофантазируем, на что могут быть похожи наросты
(облака, горы, деревья, кусты, снежные сугробы…). Для изображения
Воды риски (штрихи на бересте) расположим горизонтально. Сделаем предварительный набросок на
листе бумаги, это значительно облегчает дальнейшую работу.
ТЕХНИКА ПИСЬМА
Традиционная техника живописи по бересте основана на последовательном наслоении множества
мазков, как правило, от светлых тонов к темным. Кисть нанесения мазка сразу отрывают от
поверхности, чтобы не образовывались пятнышки краски в конце мазка. Можно писать чистыми
4цветами один мазок поверх другого и тем самым получать желаемый оттенок, либо подбирать
краски на палитре, как в любой другой технике.
Краска каждого мазка высыхает очень быстро, поэтому движения кистью должны быть четкими и
продуманными, а мазки можно накладывать неограниченное число раз пока не получится желаемый
эффект. Пишите разнообразной: мазки могут быть прямолинейными, изогнутыми, длинными или
кроткими, плоскими кистями можно пройти обширные участки или сделать лессировку поверхности,
разбрызгать краску с кисти, нанести точки концом тонкой кисти либо наложить краску торцом
плоской кисти. Если необходимо удалить какой – либо участок. Влажную краску темпера или гуаши
просто сотрите тряпкой. Высохшая темперная краска водой не удаляется.
ЗАПОЛНЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА
Начнем работу с дальнего плана. Торцом широкой кисти коричневым цветом приблизительно по
центру заготовки пропишем дальний план, делая его шире обычного, чтобы после проведения линии
горизонта получилось отражение леса в воде.
РАБОТА НАД СРЕДНИМ ПЛАНОМ
Превратим нарост на бересте в пригорок, на котором расположим заросли деревьев и
кустарников. Для создания объема воспользуемся черным и серым (полученным при смешивании на
палитре черной и белой красок) цветами, постараемся создать изображение заснеженного зимнего
леса. Стволы и ветки деревьев прорисуем тонкой кистью
ПРОРАБОТКА СРЕДНЕГО ПЛАНА
Обозначим серым цветом снег на земле, чтобы в дальнейшем при помощи мазков белой краски
придать ему объем и перспективу. Для оживления картины в сплошную массу деревьев добавим
заснеженные ели, а на пригорке нарисуем деревянную избушку со светящими окошками и тропинку,
ведущую к ней.
ПЕРЕДНИЙ ПЛАН
Проработаем передний план, стараясь четко прописать все детали. Широкой кистью
полупрозрачным белым цветом нарисуем берег (лучше, если фактура бересты будет просвечиваться
сквозь нанесенный слой краски, благодаря этому снег не будет смотреться мазками белил), серым
густым белым цветом покажем наиболее освещенные места. Прорисуем на переднем плане березы.
Веточки кустов, тени и травинки
Наша картина готова, остается вставить ее в рамку, с обратной стороны закрыть листом
плотного картона и закрепить маленькими гвоздиками по периметру. Большого ухода за ней от вас
не потребуется. Не забывайте только, что пыль с нее нужно смахивать мягкой перьевой щеточкой (и
ни в коем случае мокрой тряпкой). При бережном отношении картины из бересты сохранятся у вас
на долгие годы.
Береста привлекает в первую очередь тем, что это природный живой материал ну и, конечно же, своей
текстурой. Сама по себе береста совершенна и, если добавить немного живописи, в композиции и по
колориту получается полная гармония.
Пейзаж выполняется гуашью или темперами на бересте, предварительно очищенной от верхнего слоя, и
ничем не покрывается. Теплые оттенки коры служат естественным фоном для живописи. Эта уникальная
техника как нельзя лучше подходит для того, чтобы перенести нас в потаенный мир природы и гармонии, в
ее сказочное измерение.
Человек, увлеченный творчеством, способен превратить любой труд в
искусство, в красоту для себя и окружающих.
5Итоги: Самооценка, уборка рабочих мест, оформление выставки.
6