Риторика как технология развития речи дошкольников

  • docx
  • 02.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 30.docx

Риторика как технология развития речи дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования устанавливает новые требования к развитию личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие. В стандарте перед областью речевого развития поставлены конкретные задачи: «владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы». В действительности же задачи по развитию речи детей реализуют все образовательные области. И социально – коммуникативное развитие включает в себя такую задачу как «развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками», а «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные» вообще невозможно исключить из процесса коммуникации, без формирования речевых умений. И область познавательного развития: «формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира; представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках». Область художественно – эстетического развития: «становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений». Все образовательные области работают над формированием и развитием речи воспитанников. И если для образовательной области «Речевое развитие» формирование речевых умений и навыков общения являются предметным содержанием, то для других областей они же являются скорее инструментом, способствующим овладению знаниями общепринятых норм и ценностей, моральных и нравственных, формированию познавательных действий, становления эстетического отношения к окружающему миру и т.д. Таким образом, становится видно, что сформированные коммуникативные навыки, помогут воспитанникам овладеть предметными знаниями, разовьют способность управлять собственным словом, мыслью, устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми, создадут благоприятную почву для последующей самореализации личности Поэтому «Риторика», как одна из форм непрерывной образовательной деятельности должна иметь место в жизни воспитанников детского образовательного учреждения. В детский сад приходят малыши с разным эмоциональным восприятием окружающего мира и навыками коммуникативного общения. Поэтому работа по риторике в этот период времени очень важны для их дальнейшего развития. Если упустить момент, не дав ребенку возможность вовремя раскрыть свой речевой потенциал, в будущем у него могут возникнуть более серьезные проблемы с коммуникацией. Развитие речи — это составная часть риторики, ее малая частица. Это сочинение, пополнение словарного запаса, это обучение всем видам пересказов, обучение составлению планов. Но ведь и мыслить, надо научить. Риторика хороша тем, что она не замыкается в едином предмете, это интегративная дисциплина. Она учит творчеству, учит словесному выражению своих мыслей, учит психологии и этике общения. К старшему дошкольному возрасту в основном заканчивается основной этап речевого развития, у ребенка уже накоплен достаточный словарь, сформированы основные грамматические умения и навыки, развита связная речь, сформирована звуковая сторона речи, поэтому обучение риторике следует начинать со старшего дошкольного возраста. Но в младшем и среднем дошкольном возрасте должна проводится большая предварительная работа, которая включает в себя пропедевтику коммуникативных качеств хорошей речи, развитие общих представлений о видах речевой деятельности и формирование культуры речевого общения. Однако современная педагогическая наука предлагает шагнуть дальше и рассмотреть технологию риторизации, которая направлена на развитие коммуникативных действий. Как и любая другая данная технология ориентирована на достижения результата с помощью дидактических приемов. «Уникальность же науки риторики заключается в том, что благодаря ее содержанию выработаны способы деятельности, которые позволяют человеку на протяжении веков осваивать приемы, помогающие понимать другого человека и эффективно взаимодействовать. Таким образом, риторические способы деятельности можно использовать и для решения дидактических задач» (Е. В. Никульченкова). Компоненты и приемы технологии риторики – как технологии. Цель риторизации – образование и воспитание личности творческой, духовной, обладающей коммуникативной, регулятивной и познавательной компетенцией. Применяя технологию на практике можно решить следующие задачи: • Овладение детьми умением создания собственного текста, тематически и стилистически единого, понятного для собеседника; • Применение на практике приемов, приводящих к эффективному, успешному взаимодействию в диалоге; • Развитие у воспитанников связной речи; • Воспитание грамотного собеседника, творческой личности; • Формирование предпосылок к овладению универсальными учебными действиями у воспитанников по завершению дошкольного этапа образования. Вот основные риторические приемы: • Речевая разминка, целью которой являются: развитие речевого дыхания, дикции, формирование умения управлять своим голосом. • Риторические игры (как способ подачи нового материала), это и использование театрализованных фрагментов, и беседы – диалоги. • Моделирование речевых ситуаций (решение, разыгрывание проблемной ситуации с элементами театральной игры). Но ведь дети могут больше? И где же, как не в дошкольном возрасте начинать обучать их мышлению, размышлению, выражению собственных мыслей? Примеры речевых ситуаций для обсуждения и разыгрывания детьми в детском саду: Речевая ситуация по стихотворению Н. Юсупова “Простите” Папа разбил драгоценную вазу, Бабушка с мамой нахмурились сразу, А папа смутился, взглянул им в глаза, И робко и тихо “Простите” сказал. Мама молчит, улыбается даже: - Мы купим другую, есть лучше в продаже. “Простите”. Казалось бы, что в нем такого? А вот ведь какое чудесное слово! Вопросы: Что сделал папа? Что произошло с мамой и бабушкой? Какое волшебное слово сказал папа? Что случилось дальше? Расскажите эту историю своими словами. Речевая ситуация «Книжный магазин» «Сегодня открылся книжный магазин, я продавец, жду покупателей. Покажите, как надо вести разговор с продавцом». Предложенная речевая ситуация приобщает детей вступать в общение со взрослым, употреблять в речи разнообразные формы речевого этикета: «Здравствуйте!», «Скажите, пожалуйста!», «Будьте добры», «Спасибо!», «До свидания!» и т. п. Также уверенно общаться с собеседником, смотреть в лицо, чётко и внятно объяснять свою просьбу. Речевая ситуация «Магазин овощей» Один ребенок «продавец», остальные — «покупатели». На прилавке «магазина» разложены различные овощи. Воспитатель говорит детям: «Представьте, что вы пришли в магазин овощей. Как вы построите диалог с продавцом? Что будете говорить сначала, что потом?» Дошкольники выбирают себе роли продавца и покупателей. Дети учатся говорить в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога, пользоваться речевым этикетом: обращением, привлечением внимания, просьбой, благодарностью. И словами речевого этикета: «Здравствуйте! Будьте любезны! Спасибо! Пожалуйста!» и т. д. и т. п. В результате использования данных технологических приемов у детей формируются следующие речевые умения: • Умение пользоваться богатством речи как инструментом для эффективного общения; • Умение видеть в слове не только средство общения, но и орудие, способное влиять на собеседника как положительно, так и негативно; • Умение бережно относится к слову, с которым обращаешься к собеседнику; • Разрушение психологического барьера, возникающего при общении ребенка с собеседником в различных речевых ситуациях; • Знакомство с наиболее употребляемыми (согласно возрасту детей) устными речевыми жанрами; • Совершенствуются невербальные средства общения; • Формируется речевой этикет в разных ситуациях общения; • Совершенствуются средства выразительности устной речи; • Формируется культура слушания. Таким образом, коммуникативную компетенцию возможно формировать с помощью приемов, которые предлагает технология риторизации. Приемы этой технологии обеспечивают пропедевтику речевого искусства и умения анализировать любую речевую ситуацию, а значит, и использовать это умение в бытовых ситуациях. Использованная литература: Ельцова О.М. Риторика для дошкольников. Программа и методические рекомендации. Изд-во «ТЦ СФЕРА», 2018. Курцева З.И. Ты – словечко, я – словечко… Методические рекомендации для педагогов и родителей по дошкольной риторике общения. Баласс, 2014. Минеева М.С. Проблемы и трудности риторизации // Риторика диалога в становлении научно – гуманистической системы образования: проблемы исследований и преподавания: Матер. XI науч. -практ. конф. (1-11 ноября 2002г.) / Под ред. М.С. Минеевой. Пермь, 2002. Никульченкова Е.В. «Риторизация как технология развития речи учащихся». Журнал «Начальная школа» №2/2014.