Род имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс
Оценка 4.8

Род имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл—10 кл
30.10.2020
Род   имён  прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс
Открытие новых знаний
технологическая карта (2).docx

Учитель

Важдаева Елена Геннадьевна

Место работы

МБУ школа № 61, г.о. Тольятти, Самарская обл.

Должность

Учитель начальных классов

Учебный предмет

Русский язык

Базовый учебник

В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык: Учебник: 3  класс: В 2 ч 2 ч.

Класс

3 «А» (система 1 – 4 «Школа России»)

Тип урока

Открытие новых знаний.  

Технологии построения урока (применяемые на уроке)

Личностно-ориентированная технология, здоровьесберегающие.

Тема урока

Род   имён  прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе.

Актуальность учебного материала

Данный урок является первым в изучаемой теме.

Изучение нового материала.

Учебные цели и задачи

Цель:

-  Формирование умения устанавливать связь слов в предложении, правильно писать окончания имен прилагательных.

Задачи:

1.      Систематизировать существенные признаки имени прилагательного как части речи, находить имена прилагательные в тексте, способствовать развитию умения писать родовые окончания  имён прилагательных;

2.      Содействовать развитию приёмов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение; способствовать развитию коммуникативных навыков, осуществлению самоконтроля; рефлексии.

3.      Воспитывать уважительное отношение к учебной деятельности сверстников, воспитание этических  чувств.

Планируемые результаты:

- личностные

- предметные

- метапредметные

Личностные результаты:

1.      развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в паре, группе

1.      развитие самостоятельности;

2.      развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

 

Предметные результаты:

  1. Формировать знания учащихся  об имени прилагательном;
  2.  Повторить что такое имя прилагательное; упражняться в нахождении имён прилагательных в предложениях, употреблении их в речи;
  3. Развивать умение осознанно употреблять прилагательные в речи;
  4. Способность контролировать  свои действия, проверять сказанное и написанное;
  5. Научиться открывать новое знание – имена прилагательные изменяются по родам;
  6. Совершенствовать умение различать части речи по грамматическим признакам.

Метапредметные (УУД):

Познавательные: общеучебные (умение сравнивать) устанавливать аналогии, обобщать, учить выделять существенные                                                                  признаки прилагательного.

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную задачу, планирование: контролировать и оценивать свои действия; оценка: адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников. 

Коммуникативные:

1.      учитывать разные мнения, умение сотрудничать;

2.      уметь формулировать собственное мнение и позицию;

3.       строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

 

 

Форма работы учащихся

Сочетание фронтальных, парных, индивидуальных форм работы.

Необходимое техническое оборудование и материалы

Мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку; учебник, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. «Русский язык» часть 2. Москва. Просвещение, 2012.

 

 

 

 

 

Технологическая карта

Этап урока

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Слайд

I.Организационный

момент

 

Цель – активизация учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Давайте улыбнемся друг другу. Отправляемся по дороге к знаниям, а в дорогу с собой возьмем хорошее настроение. Пусть сегодняшний урок принесет вам радость общения. Сегодня на уроке вас ожидает новое открытие.

Прочитайте слова:

Смекалка, терпение, эгоизм,  аккуратность, лень, трудолюбие, оптимизм.

- Какие из этих качеств нам не  понадобятся на уроке? («эгоизм» и «лень»)

- Какими качествами вы уже обладаете?

- На уроке мы постараемся проявить оставшиеся качества, а кто-то их сегодня и приобретёт.

 

Откройте тетради. Запишите число:

Третье марта.

Классная работа.

-Назовите орфограмму  в слове третье, классная, работа.

- Можно ли проверить эти слова?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лень, эгоизм.

 

 

Смекалка, терпение аккуратность, трудолюбие, оптимизм.

 

 

 

Записывают в тетради.

 

- Это слова словарные (классная, работа).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 1

II. «Мозговая гимнастика» (2 минуты)

 

 

- Чтобы на занятии нам лучше работалось, выполним «Мозговую гимнастику».

1. Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

2. «Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.

3. «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.

4. «Зоркие глазки» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения): глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

5. «Стрельба глазами» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения): двигайте глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.

 

 

Выполняют гимнастику.

 

 

III. Чистописание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.Словарная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Вставьте пропущенные буквы в слова.

   Ябл…ко, кр…вать, г..р..дской, …сина, б..тинки, р..машка.

- Что объединяет эти слова?

 

- В минутке чистописания запишем о с нижним и верхним соединением.

2.     - Какое слово лишнее? Почему?

- Составьте предложение с одним из слов. Найти основу предложения, определить части речи, дать характеристику.

 

 

Слова с непроверяемым написанием, с безударной гласной -о-.

 

 

Городской – все слова имена существительные, а «городской» - имя прилагательное;

во всех словах одна безударная гласная, а «городской» - две;

кровать– во всех словах три слога, а «кровать» - два слога.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2

V.Письмо по памяти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3

VI. Физминутка

       Для начала мы с тобой покачаем головой.

       Оборот и оборот, а потом наоборот.

       Поднимаем руки вверх, плавно опускаем вниз.

       Снова тянем их наверх.

       Ну, дружочек, не ленись!

 

Учащиеся выполняют соответствующие  движения.

 

 

VII. Актуализация знаний.

Цель – включить детей в активную учебную деятельность, постановка темы и задач урока.

 

 

Прочитайте стихотворение:

Красный, синий и зеленый,

Вкусный, сладкий и соленый,

Круглый, твердый и колючий,

Злой, холодный и трескучий,

Ясный, ласковый и грозный,

И веселый, и серьезный.

Слова, какой части речи встретились Вам?

Что такое имя прилагательное?

 

 

 

 

 

 

 

 

Прочитайте текст, подумайте, что здесь не так.

 

Погода стояла ясное. Мы сели на красивое парусник. Вокруг было синяя море. Нас ждали интересное приключения.

Как вы думаете, что нам нужно сделать в тексте?

 

Над чем будем работать на уроке?

Какие цели поставим перед собой?

Читают.

 

 

 

 

 

Имя  прилагательное -

это самостоятельная часть речи. Обозначает

признак предмета. Отвечает на вопросы:

какой? какая? какое? какие? В предложение является второстепенным членом предложения.

 

Изменить окончания прилагательных.

Изменение окончаний имен прилагательных

Регулятивные

 

Слайд 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5

VIII. Мотивация(самоопределение) к учебной деятельности

 

 

Постановка проблемы.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание, создать условия поиска.

 

 

Погода (ж.р., ед.ч.) стояла ясная. Мы сели на красивый парусник (м.р., ед.ч.). Вокруг было синее море (ср.р., ед.ч.). Нас ждали интересные приключения (мн.ч.).

 

Запишем верные  окончания у прилагательных.

 

 

- Что вам помогло  записать  верные окончания у прилагательных?

 

 

 

- Запишите словосочетания, выделите окончания.

 

Погода ясная, красивый парусник, синее море, интересные приключения.

 

- Давайте попробуем разобраться, почему же окончание у прилагательных разные. Какие у вас предположения?

 

 

 

Работа у доски по цепочки.

 

Вопрос от существительного к прилагательному

 

 

 

 

Потому что разный род у имен существительных.

 

Предметные, регулятивные

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какие окончания будут иметь имена прилагательные женского рода? мужского рода? среднего рода?

 

 

От чего зависит род имени прилагательного?

 

 

Как же определить род у имени прилагательного?

Давайте составим алгоритм.

Что мы должны сделать сначала?

 

 

 

 

 

 

 

 

- Определить род имени прилагательного нам поможет алгоритм.

Ж.р.: -ая, -яя.

М.р.: -ой, -ий, -ый.

Ср.р.: -ое, -ее.

 

От рода имени существительного.

 

1. Найти существительное, определить его число и род.

2. Задать вопрос от существительного к прилагательному.

3. По роду существительного и вопросу определить род имени прилагательного.

4. Выделить окончание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8

IX. Первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.- Прочитаем правило в учебнике и проверим, правильно ли мы сделали вывод.

- Учебник, стр.72

2. Выполним упр. 126. ( 2 строчки)

Для выполнения задания пользуемся  алгоритмом определения  рода имени прилагательного.

3. Откройте ноутбуки. Нажмите «Академия младшего школьника» - Окончание имен прилагательных в единственном и множественном числе - Запустить.

 

Проверяем. Поднимите руку, кто получил – «5», «4», «3».

Учащиеся читают правило в учебнике, убеждаются, что все выводы сделали правильно.

 

 

 

Работа в паре.

Личностные.

Развитие навыка сотрудничества при работе в паре, развитие самостоятельности.

 

 

 

Регулятивные.

 

Способность принимать и сохранять учебную задачу.

 

 

X.

Физминутка

А сейчас немного потренируемся. Все встали!

Я буду называть словосочетания «сущ.+прил.». Если прилагательное мужского рода, вы топаете ногами, женского рода – хлопаете в ладоши, среднего рода – поднимаете руки вверх.

 

Дружный класс, нежное пюре, веселая девочка, светлое небо, озорная кошка, крикливый петух, заботливая мама, золотое сердце, дорогой папа, далекий край, верная подруга, великое дело, хороший ученик.

 

Учащиеся выполняют соответствующие  движения.

 

 

XI.

Применение знаний в изменённых ситуациях.

Разноуровневая групповая работа.

 

                                                                                      .

1.      Уровень 1

Запиши имена прилагательные в три столбика и выдели окончания. Укажи род

Доброе слово,  лесистая местность,  новое платье,  пёстрое оперение, прохладный день,  проворная белочка,  верный друг,  мягкая зима,  чистый пол.

          М.р.                         Ж.р.                        Ср. р

Уровень 2

Выпиши  из предложения словосочетания имени существительного с прилагательным. Определи  род прилагательного.

Когда полярный медведь подкрадывается к  тюленям, он прикрывает чёрный нос белой лапой.

Уровень 3

Вставь пропущенные окончания. Укажи род имен   имен прилагательных.

Стоит жарк…… день. Задремал соснов…… лес. Густ…

тростник затянул лесн…… озеро.  Прохладн… вода

манит  к себе. Улыбается бел…... кувшинка и тихо

качается на прозрачн…… воде. Свеж…..ветерок ласкает загорел….. лицо.

2.      Подбери к данным прилагательным существительные, подходящие по смыслу. Определи род прилагательных.

Яркое, ласковое, весеннее _______________.

Мягкий, теплый, пушистый _______________.

Дальняя, трудная, незнакомая ______________.

Смешной, короткий, забавный _______________.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка работы.                                                                      

 

 

 

Работа по цепочке.

Регулятивные: контроль, взаимоконтроль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 9

 

XII. Итог урока.

 

 

 

Я слово ищу необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое,

Оно уменьшительное или ласкательное,

А называют его… прилагательное

- Как определяется род имени прилагательного?

 

 

 

 

 

 

 

- На какой вопрос отвечает имя прилагательное м.р?

- Какие имеет окончания?

- На какой вопрос отвечает имя прилагательное ж.р?

- Какие имеет окончания?

- На какой вопрос отвечает имя прилагательное с.р?

- Какие имеет окончания?

 

 

 

Надо найти имя существительное, с которым связано имя прилагательное.

2.         Определить род имени существительного.

3.         Поставить вопрос к прилагательному, выделить окончание.

4.         По роду имени существительного определить род имени прилагательного.

Какой?

- ый, -ий, -ой.

Какая?

-ая, - яя.

Какое?

- ое, - ее.

 

 

 

XIII. Рефлексия.

 

Цель: умение применять свои знания на практике;

Развитие знаний и умений в самостоятельной деятельности.

 

 

 

 

XIV. Разноуровневая домашняя работа.

 

 

 

 

 

- Каковы были учебные задачи?

- Удалось ли вам их решить?

- В чём возникли затруднения?

- Над чем нужно ещё поработать?

- У кого  остались вопросы на конец урока?

- Оцените работу на уроке.

- У кого получились все смайлики зелёного цвета?

 

- Пользуясь полученными знаниями, составьте, пожалуйста, словосочетания, которые соответствуют нашему уроку.

Урок: интересн__,   ярк__, творческ__.

Настроение: хорош__, прекрасн__, чудесн__.

Ученики: активн__, умн__, грамотн__.

 

1 уровень – К данным существительным подбери имена прилагательные и напиши.

Повидло-

Путь-

Полотенце-

Фамилия-

Картофель-

 

2 уровень - Вставить разные имена прилагательные в нужной форме.

На _____планете жили _____ человечки, у них были ___ глаза, _____ волосы, ____ уши. Зато очень ___ характер. Домики у человечков были с  ____ крышами. Возле каждого домика сидела ____собачка. Собачки на этой  ___ планете были вместо кур, потому что ____ домики охраняли ____ дракончики и

 

_______ страусы. Они сидели на веревочках и рычали.

 

Спасибо за хороший урок!

 

 

 

 

Слайд 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд Слайд 11

 


 

Учитель Важдаева Елена Геннадьевна

Учитель Важдаева Елена Геннадьевна

Планируемые результаты: - личностные - предметные - метапредметные

Планируемые результаты: - личностные - предметные - метапредметные

Технологическая карта Этап урока

Технологическая карта Этап урока

Чтобы на занятии нам лучше работалось, выполним «Мозговую гимнастику»

Чтобы на занятии нам лучше работалось, выполним «Мозговую гимнастику»

III . Чистописание

III . Чистописание

VI . Физминутка

VI . Физминутка

VII . Актуализация знаний.

VII . Актуализация знаний.

VIII . Мотивация(самоопределение) к учебной деятельности

VIII . Мотивация(самоопределение) к учебной деятельности

Какие окончания будут иметь имена прилагательные женского рода? мужского рода? среднего рода?

Какие окончания будут иметь имена прилагательные женского рода? мужского рода? среднего рода?

Прочитаем правило в учебнике и проверим, правильно ли мы сделали вывод

Прочитаем правило в учебнике и проверим, правильно ли мы сделали вывод

Выпиши из предложения словосочетания имени существительного с прилагательным

Выпиши из предложения словосочетания имени существительного с прилагательным

Как определяется род имени прилагательного? -

Как определяется род имени прилагательного? -

XIII . Рефлексия. Цель: умение применять свои знания на практике;

XIII . Рефлексия. Цель: умение применять свои знания на практике;

Собачки на этой ___ планете были вместо кур, потому что ____ домики охраняли ____ дракончики и _______ страусы

Собачки на этой ___ планете были вместо кур, потому что ____ домики охраняли ____ дракончики и _______ страусы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2020