Род – постоянный признак имён существительных.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

. Игра «Эстафета». По количеству рядов учитель готовит карточки со словарными словами. Ученики вставляют пропущенную букву в слове, указывают род и передают карточку следующему ученику. Какой ряд быстрее и правильнее выполнит работу, тот и победит. ар_мат вет_р л_мон л_пата орф_грамма б_рёза с_ребро ябл_ко прав_ло
Иконка файла материала konsp_rus_3kl_ur74_+.doc
Русский язык РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Урок 74 (67). Тема: Род – постоянный признак имён существительных.   –  Развитие умений определять род имён существительных, в  том числе заимствованных, на основе синтаксических признаков – характера окончаний зависимых слов.   – Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учеников на основе освоения нового грамматического класса – заимствованных слов. П – повышенный уровень М – максимальный уровень Этапы урока Формирование УУД, Ход урока ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».  3  4   1. Словарная работа. 1. Игра «Эстафета». По количеству рядов учитель готовит карточки со словарными словами. Ученики   вставляют   пропущенную   букву   в   слове,   указывают   род   и передают   карточку   следующему   ученику.   Какой   ряд   быстрее   и правильнее выполнит работу, тот и победит. Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов делать  выводы. 5. Обобщать и классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на развороте  © ООО «Баласс», 2013 1учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. ар_мат                     вет_р                           л_мон л_пата                     орф_грамма                б_рёза с_ребро                    ябл_ко                          прав_ло т_мат                     юн_ша                          ш_ссе м_шина                    к_лендарь                    ч_рёмуха 2.  После коллективной проверки ученики по памяти записывают по одному   слову   мужского,   женского,   среднего   рода,   обозначают орфограмму, указывают род. 3. Проверка домашнего задания. –  Приведите   примеры   из   домашнего   задания   слов­названий   кухонных предметов м.р. и ср.р., названий овощей и фруктов – м.р. и ж.р. 2. Определение рода имён существительных. 1.  Упр. 237. Выполняют на доске два ученика. Один выписывает в столбик одушевлённые существительные, а другой – неодушевлённые. Указывают   род.   Все   остальные   учащиеся   выполняют самостоятельно упр. 238. Затем следует коллективная проверка. 2.  Упр. 239 – развивается умение определять род существительных, предварительно   ставить   существительное   в   начальную   форму (вопрос:  кто?   что?).   После   устного   анализа   нескольких   слов   – самостоятельно. Взаимопроверка и выборочная проверка учителем. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? © ООО «Баласс», 2013 2– Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. 3.  Упр.   240   –   развивается   умение   определять   род   имён существительных по окончаниям зависимых слов. Выполняется под руководством учителя. –  Прочитайте   первое   неполное   предложение.   Какое   слово   помогает определить род имени существительного? (Глагол плыло.) – Добавьте подходящее существительное. Какого оно будет рода? – Что вам «подсказало» род? (Окончание о.) – Запишите предложение. (Облако плыло по небу.) Далее выполняют самостоятельно.  1  3  3  Ответы на вопросы учебника (с. 25). Вывод. Род – это постоянный признак имён существительных. – Запишите этот вывод как тему сегодняшнего урока. – Незнайка с этим выводом не согласился, он сказал, что одно и то же существительное может быть то женского, то мужского рода. Например, ученик (м.р.) – ученица (ж.р.). – Прав ли Незнайка? Как вы объясните его ошибку? (Это разные слова, они однокоренные, а не одно и то же слово.) – Как по­незнайкиному назвали бы вы стол – женского рода и среднего рода? Правильно, получается чепуха. Почему? План. II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.  Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. © ООО «Баласс», 2013 3III. Открытие  новых знаний. Учитель вместе с детьми составляет план. – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.) 3   4   5  3 1. Постановка основного вопроса урока.  На слайде (доске) появляется изображение кенгуру. – Кто это? Запишите на доске. Какую часть речи записали? Докажите. –  Определите   род   этого   существительного.   (Задание,   на   которое   не могут дать ответ.) –  Почему   затрудняетесь   ответить   на   вопрос?   (Не   знаем   такого окончания, не можем использовать подсказку: он, она.) 2. Поиск решения. Определение   рода   у   неизменяемых   заимствованных   имён существительных. 1. неизменяемых слов. –  Прочитайте выделенные жирным шрифтом слова. Эти слова особые, они   пришли   к   нам   из   других   языков.   (П.  Такие   слова   называются заимствованными.)   Эти   слова   несут   национальный   колорит   (окраску): кенгуру   живёт   только   в   Австралии,   кофе   выращивают   в   Бразилии,   а какао   –   в   тропических   лесах   Америки.   Понаблюдаем,   как   они сочетаются с другими словами. – Может быть, в них можно найти подсказку? – С какими словами сочетаются выделенные слова? – Какие окончания у слов­помощников?  Упр.   241   –   организуется   наблюдение   над   сочетаемостью Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё  отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению  и целенаправленной познавательной  деятельности. © ООО «Баласс», 2013 4– Какой род у выделенных имён существительных? –  Что предлагается вам в задании в отношении этих слов? (Запомнить род этих существительных.) Ученики списывают предложения, указывают род существительных, затем   устно   составляют   с   этими   существительными   свои словосочетания. 2.  Упр.   242   –   развивается   умение   определять   род   изученных заимствованных слов и правильно сочетать их с зависимыми словами в предложении. Детям   предлагается   проблемная   задача:   почему   из   предложений, которые   составил   Афанасий,   какого   рода   имена существительные кенгуру, кофе, какао, шампунь? –  Какие слова нужно добавить, чтобы было понятно, какого рода эти существительные?   (Нужно   добавить   имена   прилагательные:  большого кенгуру, крепкий кофе, сладкое какао, новый шампунь.) Рекомендуем записать   и   правильно   использовать   в   речи:  мыть   голову   (чем?) шампунем.   неясно, – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) IV. Итог урока. 4  4 – Как вы понимаете выражение «род – это постоянный признак»? – Род каких имён существительных нужно запомнить? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? © ООО «Баласс», 2013 5– В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание. 1. Упр. 3, с. 30. 2. Задания № 3, 4, тема 7 в рабочей тетради. Деятельность учеников:  Определять грамматические признаки имён существительных.  Определять начальную форму имени существительного.  Наблюдать за использованием имён существительных в речи. © ООО «Баласс», 2013 6

Посмотрите также