. Игра «Эстафета».
По количеству рядов учитель готовит карточки со словарными словами. Ученики вставляют пропущенную букву в слове, указывают род и передают карточку следующему ученику. Какой ряд быстрее и правильнее выполнит работу, тот и победит.
ар_мат вет_р л_мон
л_пата орф_грамма б_рёза
с_ребро ябл_ко прав_ло
Русский язык
РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Урок 74 (67).
Тема: Род – постоянный признак имён существительных.
– Развитие умений определять род имён существительных, в том числе заимствованных, на основе синтаксических
признаков – характера окончаний зависимых слов.
– Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учеников на основе освоения нового грамматического
класса – заимствованных слов.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Формирование УУД,
Ход урока
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3 4
1. Словарная работа.
1. Игра «Эстафета».
По количеству рядов учитель готовит карточки со словарными словами.
Ученики вставляют пропущенную букву в слове, указывают род и
передают карточку следующему ученику. Какой ряд быстрее и
правильнее выполнит работу, тот и победит.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
© ООО «Баласс», 2013
1учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
ар_мат вет_р л_мон
л_пата орф_грамма б_рёза
с_ребро ябл_ко прав_ло
т_мат юн_ша ш_ссе
м_шина к_лендарь ч_рёмуха
2. После коллективной проверки ученики по памяти записывают по
одному слову мужского, женского, среднего рода, обозначают
орфограмму, указывают род.
3. Проверка домашнего задания.
– Приведите примеры из домашнего задания словназваний кухонных
предметов м.р. и ср.р., названий овощей и фруктов – м.р. и ж.р.
2. Определение рода имён существительных.
1. Упр. 237. Выполняют на доске два ученика. Один выписывает в
столбик одушевлённые существительные, а другой – неодушевлённые.
Указывают род.
Все остальные учащиеся выполняют
самостоятельно упр. 238. Затем следует коллективная проверка.
2. Упр. 239 – развивается умение определять род существительных,
предварительно ставить существительное в начальную форму
(вопрос: кто? что?). После устного анализа нескольких слов –
самостоятельно. Взаимопроверка и выборочная проверка учителем.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
© ООО «Баласс», 2013
2– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
3. Упр. 240 – развивается умение определять род имён
существительных по окончаниям зависимых слов.
Выполняется под руководством учителя.
– Прочитайте первое неполное предложение. Какое слово помогает
определить род имени существительного? (Глагол плыло.)
– Добавьте подходящее существительное. Какого оно будет рода?
– Что вам «подсказало» род? (Окончание о.)
– Запишите предложение. (Облако плыло по небу.)
Далее выполняют самостоятельно.
1 3 3
Ответы на вопросы учебника (с. 25).
Вывод. Род – это постоянный признак имён существительных.
– Запишите этот вывод как тему сегодняшнего урока.
– Незнайка с этим выводом не согласился, он сказал, что одно и то же
существительное может быть то женского, то мужского рода.
Например, ученик (м.р.) – ученица (ж.р.).
– Прав ли Незнайка? Как вы объясните его ошибку? (Это разные слова,
они однокоренные, а не одно и то же слово.)
– Как понезнайкиному назвали бы вы стол – женского рода и среднего
рода? Правильно, получается чепуха. Почему?
План.
II.
Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
© ООО «Баласс», 2013
3III. Открытие
новых знаний.
Учитель вместе с детьми составляет план.
– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план,
планировали свою деятельность.)
3 4 5 3
1. Постановка основного вопроса урока.
На слайде (доске) появляется изображение кенгуру.
– Кто это? Запишите на доске. Какую часть речи записали? Докажите.
– Определите род этого существительного. (Задание, на которое не
могут дать ответ.)
– Почему затрудняетесь ответить на вопрос? (Не знаем такого
окончания, не можем использовать подсказку: он, она.)
2. Поиск решения.
Определение рода у неизменяемых заимствованных имён
существительных.
1.
неизменяемых слов.
– Прочитайте выделенные жирным шрифтом слова. Эти слова особые,
они пришли к нам из других языков. (П. Такие слова называются
заимствованными.) Эти слова несут национальный колорит (окраску):
кенгуру живёт только в Австралии, кофе выращивают в Бразилии, а
какао – в тропических лесах Америки. Понаблюдаем, как они
сочетаются с другими словами.
– Может быть, в них можно найти подсказку?
– С какими словами сочетаются выделенные слова?
– Какие окончания у словпомощников?
Упр. 241 – организуется наблюдение над сочетаемостью
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии
с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению
и целенаправленной познавательной
деятельности.
© ООО «Баласс», 2013
4– Какой род у выделенных имён существительных?
– Что предлагается вам в задании в отношении этих слов? (Запомнить
род этих существительных.)
Ученики списывают предложения, указывают род существительных,
затем устно составляют с этими существительными свои
словосочетания.
2.
Упр. 242 – развивается умение определять род изученных
заимствованных слов и правильно сочетать их с зависимыми словами
в
предложении.
Детям предлагается проблемная задача: почему из предложений,
которые составил Афанасий,
какого рода имена
существительные кенгуру, кофе, какао, шампунь?
– Какие слова нужно добавить, чтобы было понятно, какого рода эти
существительные? (Нужно добавить имена прилагательные: большого
кенгуру, крепкий кофе, сладкое какао, новый шампунь.) Рекомендуем
записать и правильно использовать в речи: мыть голову (чем?)
шампунем.
неясно,
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
IV. Итог урока.
4 4
– Как вы понимаете выражение «род – это постоянный признак»?
– Род каких имён существительных нужно запомнить?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
© ООО «Баласс», 2013
5– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
1. Упр. 3, с. 30.
2. Задания № 3, 4, тема 7 в рабочей тетради.
Деятельность учеников:
Определять грамматические признаки имён существительных.
Определять начальную форму имени существительного.
Наблюдать за использованием имён существительных в речи.
© ООО «Баласс», 2013
6