Родительский Всеобуч «Как воспитать толерантного человека
Оценка 4.8
Работа с родителями
doc
родителям +1
Взрослым
01.03.2018
Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой как рыбы,
Нам не хватает только одного: научиться жить на земле,
как люди.
Б. Шоу
Цель: показать важность и необходимость применения принципа толерантности в семейном воспитании, во взаимоотношениях родителей и детей.
Задачи:
• Сформировать у родителей представление о толерантности.
• Воспитывать культуру и уважение к взаимоотношениям в семье.
• Показать, к чему могут привести ошибки воспитания.
• Наметить пути возможного выхода из конфликтных ситуаций.
Уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас. Спасибо, что, отложив все дела, Вы пришли на эту встречу. Проблема, которая станет предметом нашего обсуждения, весьма актуальна «Как воспитать толерантного человека?» Необходимость ее решения продиктована тем, что толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека.
Родительский Всеобуч.doc
Родительский Всеобуч «Как воспитать толерантного человека»
Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой как рыбы,
Нам не хватает только одного: научиться жить на земле,
как люди.
Б. Шоу
Цель: показать важность и необходимость применения принципа толерантности в семейном
воспитании, во взаимоотношениях родителей и детей.
Задачи:
• Сформировать у родителей представление о толерантности.
• Воспитывать культуру и уважение к взаимоотношениям в семье.
• Показать, к чему могут привести ошибки воспитания.
• Наметить пути возможного выхода из конфликтных ситуаций.
Уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас. Спасибо, что, отложив все дела, Вы пришли
на эту встречу. Проблема, которая станет предметом нашего обсуждения, весьма актуальна «Как
воспитать толерантного человека?» Необходимость ее решения продиктована тем, что толерантность
человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере
определяет успешность жизненного пути человека.
Появление понятия "толерантность" связано с эпохой религиозных войн. По своему
первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться
католики и протестанты. Позднее толерантность, как принцип согласия, проникает в либеральное
сознание эпохи Просвещения. Выдающиеся ученые XVII–XVIII веков – Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо –
выступили против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости. Итогом
деятельности просветителей стало постепенное проникновение в общественное сознание идеи
толерантности в качестве всеобщей ценности, фактора согласия между религиями и народами.
На рубеже XVIIIXIX веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился
тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике
XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих
областях, но, несомненно, более всего в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к
ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И
при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не
слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие "толерантность".
Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического
опыта народов. В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность
"готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь", во французском "уважение
свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов". В китайском
языке быть толерантным значит "позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других". В
арабском толерантность "прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание,
благосклонность, терпение... расположенность к другим", в персидском "терпение, выносливость,
готовность к примирению". В русском языке – терпимость, которое означает "способность, умение
терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей".
В научной литературе толерантность рассматривается как готовность принять других такими,
какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность является важным
компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если
потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других
людей.
Толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру ребенка, веру в победу
доброго начала в межличностных отношениях, отказ от методов грубого понуждения и любых форм
авторитаризма, позитивную лексику.
А каковы наши взаимоотношения с детьми внутри семьи? Всегда ли мы с ними терпимы и
снисходительны? Согласитесь, достичь взаимопонимания порой бывает очень трудно. Только в сказках все заканчивается благополучно, все хорошо. Семейная жизнь наполнена конфликтами. Если взрослый
продолжает относиться к подросту как к ребенку, то конфликтов избежать не удастся. Отношение «как
к маленькому» вступает в противоречие с представлением подростка о собственной взрослости и с его
претензиями. Если это противоречие не будет изжито, если оно будет углубляться, то конфликты
неизбежны. Чтобы отношения с ребенком стали гармоничными, взрослым надо сначала решить
собственные проблемы. Никто не говорит о том, что родители должны быть совершенными, все мы
имеем право на ошибку.
Как видим, толерантность – это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор
взаимосвязанных свойств личности. А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо
учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо
самим относиться к своему ребенку толерантно.
Вопервых, не обижать его.
Вовторых, выслушивать его мнение и считаться с ним.
Втретьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но
в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости.
Вчетвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Под
словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается противостояние, которое наносит
«противнику» ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно
избежать противоречий интересов, желаний и мнений. Задача – обратить конфликт в конструктивный,
вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных
решений.
Впятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его
увлечениям и т.п.
Вшестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.
Для того чтобы родители могли воспитывать детей в духе толерантности, нужно владеть
соответствующими знаниями, а именно, родителям необходимо формировать у подростков систему
ценностей, в основе которой лежат такие общие понятия, как согласие, компромисс, взаимное принятие
и терпимость, прощение, ненасилие, сочувствие, понимание, сопереживание и т.п. От того, какой тип
воспитания преобладает в семье, зависит, какой здесь вырастет человек. Главные методы воспитания в
семье — это пример, общие с родителями занятия, беседы, поддержка подростка в разных делах, в
решении проблем, привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне ее.
Подросток осваивает социальные связи и роли в мире; становясь старше, он все больше
ориентируется на ровесников и социальные институты. Родители, давая ему относительную свободу,
должны быть надежным тылом для него, создавать у него чувство уверенности в трудной ситуации.
Воспитывать толерантность в семье — значит прививать уважение, принятие и правильное понимание
богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений
человеческой индивидуальности. Проявление толерантности означает, что каждый свободен
придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того,
что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положением, языком, поведением и
ценностями; имеют право жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что
взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Первое испытание родителей на толерантность – принятие пола ребенка, когда вместо, скажем,
долгожданного наследника, на свет появляется дочь. Это особенно важно, поскольку в первый год
жизни нового человека формируется его базовое доверие к миру. И если ребенок не будет получать
достаточно любви и внимания, у него может сформироваться враждебное отношение к миру, которое
будет серьезно осложнять ему жизнь. В первый год жизни ребенка особое значение имеет мать, вообще
этот период времени можно смело назвать годом матери. Именно она удовлетворяет все потребности
малыша. Но, между тем, присутствие отца тоже имеет важное значение.
Вопервых, именно он обеспечивает безопасность матери и ребенка и именно от его поведения
зависит самочувствие матери.
Вовторых, ребенок смотрит на взаимоотношения родителей и то, что он видит, оказывает
влияние на его будущую семью, дальнейшую жизнь и здоровье. Всем известно, что дочь надо
воспитывать женственной и заложить в ней ценности материнства, а сыну следует привить чувство
ответственности. Но самое главное – научить девочку благодарности, а мальчика заботливости. Ведь, если мальчик заботлив, то, став мужчиной, во имя достижения благополучия близких, он приложит все
свои усилия, проявив и ум, и силу, и другие мужские качества. А благодарность – самое важное
женское качество. Поскольку, если женщина благодарна, то хочется сделать для нее нечто большее,
чем уже сделано, и хочется ее радовать.
При воспитании ребенка надо также учитывать, что человеческий мозг запоминает абсолютно
все. Вопрос лишь в том, отложится это в сознании или в подсознании. Воспитывать ребенка личным
примером сложнее всего, но в то же время и наиболее эффективно. Для того чтобы дочь выросла
женственной, матери необходимо самой быть такою и учить ее опрятности и женской работе по дому.
Большую роль в жизни девочки играет и отец, поскольку от того, как он с ней общается, зависит то,
каких взаимоотношений она будет искать с мужчинами, когда вырастет.
Сынаподростка следует воспитывать в спокойной строгости. Дети, на практике познающие, что
такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания
мира и развития сообщества. Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное
отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. Уважая и принимая
позицию и мнение ребенка, при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример
толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.
Природа не терпит пустоты. Если мы не заполним детскую душу чемто добрым, найдется кто
то другой, который заполнит ее дурным. Мы пришли с вами к выводу, что ребенка с самого рождения
должна окружать родительская любовь, а модель отношений к людям, принятые в семье – их принятие
или дружелюбное отношение к ним или подозрительность и недоверие – формируют толерантность
ребенка.
1.
Если в семье в обыденных жизненных ситуациях присутствует агрессивное поведение:
крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления, то по мнению
психологов, ребенок проявляет агрессивность в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он
видел ежедневно и где она стала нормой его жизни.
Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в себя.
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
2.
Если родители непоследовательны в обучении детей правилам и нормам поведения, то у
подростков формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно,
и они же навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое тоже
навязывается. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.
Если говорить о современном мире, то можно сказать, что он страшный, жестокий, разобщенный. В
нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно
открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети,
и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувство недоверия и нетерпимости по отношению к
окружающим. Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире,
т.е. мире без насилия и жестокости, мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая
и неприкосновенная человеческая личность. Но просто разбрасываться красивыми словами, конечно,
недостаточно. Толерантность нужно воспитывать. Отсюда – ряд правил воспитания, связанные с темой
нашего собрания:
1. Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно. В этом случае в ребёнке будут черты толерантной личности:
терпение
умение владеть собой
доверие
чуткость
способность к сопереживанию
снисходительность
расположение к другим
чувство юмора
терпимость к различиям
доброжелательность
гуманизм
любознательность
умение слушать
несклонность осуждать других
альтруизм Хотелось бы, чтобы в вашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы
ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
Китайская притча «Ладная семья»
Жилабыла на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье.
И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших
семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на
селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки
страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл в село, и душа его возрадовалась: кругом
чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать,
как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого
согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал чтото писать. Писал долго – видно, не очень
силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика.
Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь прощение терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Прочел владыка и спросил:
И все?
Да, ответил старик, это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
И мира тоже.
Итак, дорогие родители, чтобы процесс воспитания был успешным, большое значение имеет
образованность родителей, глубина интереса к взаимоотношениям с детьми, попытка осмыслить какието
конкретные проблемы, с которыми они сталкиваются, а в данном случае именно проблемы
толерантности. Воспитывать в себе воспитателя – это проблема, которая для каждого из нас не
перестанет быть актуальной.
Наше собрание близится к концу. Мы вместе должны помочь нашим детям овладеть навыками
общения, умением критически мыслить, знаниями в области культуры, политики, прав человека,
национальных отношений. Однако вряд ли можно говорить о том, что у наших детей в результате наших
совместных усилий толерантная позиция сформируется быстро. Ведь всякая жизненная позиция требует
значительного времени, необходимого жизненного опыта. Процесс этот не завершается никогда. И это
позволяет нам надеяться на успех.
Наша с вами задача не просто научить толерантному поведению и выработать общую установку
на принятие другого, а сформировать такое качество личности, которое можно обозначить как активная
толерантность, формула которой: понимание + сотрудничество + дух партнерства.
В литературе есть понятие «кубик толерантности». Как у всех кубиков у него 6 граней:
УЛЫБНИСЬ.
ПОГОВОРИ,
Мне хочется, чтобы в нашем общем деле воспитания детей мы всегда помнили об этих гранях.
ПРЕДЛОЖИ,
ПРИМИ,
ОБЪЯСНИ,
ПРОСТИ,
Для желающих узнать насколько вы толерантны к своему ребёнку, я предлагаю по окончанию
собрания взять бланки теста, ответить на его вопросы и узнать результат. Спасибо за внимание.
Тест для родителей «Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка?»
Из трех ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитайте, каких ответов больше всего
– А, Б, В.
1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел. Вы:
а) дадите ему другое блюдо;
б) разрешите выйти ему изза стола;
в) не выпустите его изза стола до тех пор, пока не съест все.
2. Ваш ребенок во дворе «круто» поссорился со сверстниками. Вы:
а) идете во двор и разбираетесь с детьми;
б) советуете ребенку самому уладить конфликт;
в) предлагаете остаться дома. 3. Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки Вы:
а) начнете его ругать, кричать;
б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете
рядом и разберете вместе с ним домашнее задание;
в) без слов выключите телевизор.
4. Ваш ребенок скрыл от Вас полученные двойки:
а) вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков;
б) пытаетесь помочь исправить положение;
в) физически или какнибудь иначе наказываете подростка.
5. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся (ась) домой:
а) не выяснив причины, начинаете ругать;
б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался, и договоритесь, что впредь опозданий не будет;
в) накажете.
Под каждой буквой прочтите мнение о себе.
А – это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его
потребности.
Б – это тип родителя, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить
его отвечать за себя и свои поступки.
В – тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является
порицание и наказание.
Родительский Всеобуч «Как воспитать толерантного человека
Родительский Всеобуч «Как воспитать толерантного человека
Родительский Всеобуч «Как воспитать толерантного человека
Родительский Всеобуч «Как воспитать толерантного человека
Родительский Всеобуч «Как воспитать толерантного человека
Родительский Всеобуч «Как воспитать толерантного человека
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.