Родительское собрание
Тема: «Первый раз в первый класс»
Цель: ознакомить родителей учащихся с возможными трудностями в период начала обучения в школе, координация требований семьи и школы.
Задачи:
1.Создать благоприятные условия для знакомства родителей друг с другом и классным руководителем;
2. Познакомить с трудностями перехода ребёнка к школьной жизни и дать рекомендации и советы по успешной адаптации первоклассников.
3. Тестирование родителей.
4. Выбор родительского комитета класса.
Форма проведения: круглый стол
Предварительная подготовка:
ü Приглашение родителей на собрание.
ü Подготовка шаблонов.
Оборудование: корзина, лист формата А4, ручка, цветные карандаши.
Ход собрания:
I. Введение в тему. (Слайд 1)
- Добрый день, уважаемые родители! (Слайд 2)
- Я рада сегодня приветствовать вас на нашем первом родительском собрании.
- Тема нашего собрания «Первый раз в первый класс». (Слайд 3)
- Цель собрания ознакомить вас с возможными трудностями в период начала обучения в школе, координация требований семьи и школы.
- Мне очень приятно познакомиться с родителями моих новых учеников. Момент первой встречи всегда радостный и волнительный. И, конечно же, волнуетесь не только вы, но, честно признаюсь, и я. Я рада всем вам. Для того чтобы нам было комфортно вместе, давайте немного познакомимся.
Знакомство с родителями – самопредставление.
II. Основная часть
От чего могут возникнуть трудности? Как ребёнку помочь стать школьником?
“Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”…. Л.Кассиль. (Слайд 4)
- С приходом ребёнка в школу начинается совершенно новый этап в его развитии, который характеризуется возникновением новой социальной позиции: ребёнок становится учеником, т.е участником учебной деятельности, которая требует большого напряжения сил, воли, интеллекта.
- От чего зависит успех обучения? Что может помочь более полноценному
развитию школьника? Какая роль принадлежит родителям, учителю в формировании учебной деятельности?
- Эти и другие вопросы волнуют в первую очередь вас – родители. Так как каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был успешным.
- Всегда хочется найти ответ на вопрос, но ответ не всегда можно найти, и поэтому можно прислушаться к совету, опереться на чей-то опыт, либо выслушать рекомендации, которые помогут избежать ошибок в воспитании и обучении ребёнка, т.е помочь ребёнку стать успешным. (Слайд 5)
-А как вы родители хорошо знаете своего ребёнка? Хочет ли он в школу?
Тест для родителей (Приложение)
- Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. В школе ему сразу предъявляют новые требования: внимательно слушать, не отвлекаться на уроках, уметь подчиняться установленным правилам и порядку. Новая обстановка для детей с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Дети пока не умеют работать в коллективе.
- Если мы с вами учтём новое положение детей, их возрастные особенности, применим немного изобретательности, то наши дети очень спокойно преодолеют период адаптации в школе.
- Адаптация (по мнению психолога Битяновой М.Р.) – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. (Слайд 6)
- В чём смысл адаптационного периода в школе? Этот вопрос может задать каждый из вас.
-Думаю, что для ответа на этот вопрос, необходимо разобраться в смысле понятия «социальная адаптация», «социальная среда». (Слайд 7)
Социальная адаптация – это приспособление человека к условиям социальной среды.
Она предполагает: (Слайд 8)
ü адекватную систему отношений и общения с окружающими;
ü способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
ü изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями адекватное (правильное) восприятие окружающей действительности и самого себя;
ü способность к самообслуживанию и самоорганизации;
ü других (т.е. умение изменять своё поведение).
- Может быть, что-то из перечисленного для вас не совсем понятно? Давайте разберём каждый из пунктов.
(обсуждение каждого пункта совместно с родителями)
Игра «Корзина ассоциаций»
- У меня на столе корзина, на которой Вы видите начало фразы: «ШКОЛА – ЭТО…».
- Предлагаю каждому из вас записать на листок 1 слово-ассоциацию и прикрепить
на доске.
Обсуждение вопросов: «Что есть школа для вас?»,
«Что есть школа для ребенка?»
Вывод 1: Давайте согласимся с тем, что школа является первой ступенькой в социализации ребенка, на которой он осваивает необходимый ему социальный опыт. И в этом опыте можно выделить три главных момента:
ü взаимодействие со сверстниками (с людьми близкого социального статуса)
ü взаимодействие с педагогами (с людьми более высокого в данной ситуации статуса).
ü знания и умения
- Какой из них главный? (ответы родителей)
Понятно, что выделить главное невозможно: успешность их освоения взаимосвязана.
На этапе адаптации первоклассника к школе – это три основных направления работы педагогов и, конечно же родителей.
- Что же важно для ребенка в первые дни в школе? ... Суметь познакомиться с другими
детьми.
Вывод 2: Детям важно суметь познакомиться, и установить дружеские
связи. Дети делают это разными способами. Какими? (Предлагают игры, включаются в предложенные, привлекают внимание шутовством, драками и т.п.)
Задание: нарисовать словесный портрет ребенка, с которым хочется общаться
и с которым не хочется. Подумать, к какому портрету ближе собственный ребенок и что делать, чтобы приблизить его к желаемому образцу.
(У каждого по 2 листка со знаками + и -. Записывают по 1 качеству и крепят на доске под соответствующими надписями: «ХОЧУ ОБЩАТЬСЯ»,
«НЕ ХОЧУ ОБЩАТЬСЯ».)
Вывод 3: Когда ребенок проявляет себя так, как это нравится взрослым, когда он
радует их, как правило, они, хвалят его и закрепляют это поведение. В противном случае ребенок почувствует себя в ситуации неопределенности и небезопасности: почему одни взрослые за это хвалят, а другие не замечают или даже ругают.
Задание: Родители в группах обсуждают, за что они будут хвалить ребенка или ругать, и выбирают по 3 самых значимых, момента. То же делает и учитель.
Вывод: Задача родителей поддержать детей в их желании добиться успеха.
Чтобы избавить ребёнка от недостатков, замечайте их по возможности реже.
(Памятка для родителей 40 способов похвалы)
Вывод 4: Важная проблема – научить ребенка реагировать на конфликты. Некоторые родители считают, что конфликты недопустимы. Они свидетельствуют о плохом воспитании. Психологи считают, что полное отсутствие конфликтов приведет к формированию неуверенности в себе.
- Со стороны родителей важно грамотно реагировать на сообщение о случившемся у ребенка конфликте. Главное – не обещать ребенку наказать обидчика или обвинить его самого, а оказать ребенку поддержку.
-Уважаемые родители, сейчас я попрошу вас на каждую букву слова «УЧИТЕЛЬ» подобрать качество, которым должен обладать, человек, которому вы отдаете своего ребенка (работа в группах).
- А теперь из всех предложенных качеств, назовите те, которыми, по вашему мнению, должен обладать учитель. Какое качество вы ставите на первое место?
Тренинг 1.
- Уважаемые родители, покажите мне ладошку. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Скажите, удалось ли вам выполнить мою просьбу? Почему? Нужна вторая ладошка.
-Хлопок – это результат действия двух ладоней. Учитель - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) учитель бессилен.
Отсюда первое правило: (Слайд 9)
1. Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и учебе
детей.
И запомните самое главное. Ваши дети – это теперь и мои дети. Но МОИ они только четыре года, а ВАШИ до конца ваших дней. Свою достойную старость вы готовите сегодня, и я готова Вам в этом помочь... Давайте вместе заботиться, помогать, слышать и слушать друг друга, и у нас всё получится.
Тренинг 2
- Возьмите все по цветку. Раскрасьте их. (На столах лежат одинаковые цветы по размеру, по цвету, по форме, цветные карандаши.)
- А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по размеру, форме.
- Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка?
Мы – взрослые люди ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному.
Отсюда второе правило:
2. никогда не сравнивайте своего ребенка с другим!
Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков. Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ! Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется МОНИТОРИНГ. Это мы будем делать для того, чтобы ЗНАТЬ, КАК И ЧТО ДЕЛАТЬ С ЭТИМ ЗАВТРА. Это мы будем делать для того, чтобы расти каждый день.
Советы родителям. (Приложение)
Выбор родительского комитета класса.
III. Подведение итогов
-Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда ребенок доверит вам самое сокровенное.
-Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника.
-Верьте в ребенка, верьте в учителя. (Слайд 10 - 11)
Используемая литература:
1. Рябова С.Р. Родительские собрания. Пособие для классных руководителей – М. « Вако».2011 г.
2. Домбек С.О., Лебедева Н.В. Родительские собрания в начальной школе. – М. Творческий центр 2008 г.
3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 1 – 4 классы. М. «Вако». 2008г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.