Родительское собрание «Адаптация первоклассников в школе».
Цель: познакомить родителей с основными аспектами адаптации первоклассника, рассмотреть некоторые проблемы адаптации первоклассников к школе; показать пути их преодоления, повысить уровень педагогической и психологической культуры родителей и интерес родителей к вопросам воспитания и образования детей.
Ход собрания.
Опишите своё настроение, используя явления природы: радуга, солнышко, тучка, дождь и т.д. и прокомментировать
Ваш ребёнок пошёл в школу! Сколько новых забот, тревог, переживаний связаны с этим событием и у взрослых, и у самого ребёнка. Как лучше организовать первые дни пребывания ребёнка в школе, чтобы естественный страх перед новым, неизвестным был не таким острым, разрушительным? Известно, что состояние тревоги, напряжения блокирует восприятие, мышление, память, искажает поведение ребенка, снижает результативность его деятельности.
Родители должны быть готовы к этим неожиданностям. Одни чрезвычайно заторможены, отвечают с трудом, избегают контактов с учителем, товарищами. Другие наоборот становятся чрезмерно подвижными, суетливыми, даже агрессивными. Понимая особенность этого этапа в жизни р. (поступление в школу), родители могут помочь своим детям безболезненно, более естественно войти в школьный режим.
Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.
Большинство детей быстро знакомятся, осваиваются в новом коллективе, работают вместе, и всё – таки элемент соревнования, конкурентности доминирует в совместной работе.
Ребёнок должен чувствовать, что ему интересно и радостно среди одноклассников. Ведь ему очень необходима их оценка, их отношение, каждому малышу очень хочется завоевать авторитет и доверие ребят.
Положительные эмоции, которые р. испытывает при общении со сверстниками во многом формирует его поведение, облегчают адаптацию к школе.
Факторы, обуславливающие высокий уровень адаптации
(по Г. М. Чуткиной)
№ |
Благоприятные факторы социальной микросреды |
1 |
Полная семья |
2 |
Высокий уровень образования отца |
3 |
Высокий уровень образования матери |
4 |
Правильные методы воспитания в семье |
5 |
Отсутствие конфликтной ситуации в семье |
6 |
Положительный стиль отношения к детям учителя первого класса |
7 |
Функциональная готовность к обучению в школе |
8 |
Благоприятный статус ребенка в группе до поступления в первый класс |
9 |
Удовлетворенность в общении со взрослыми |
10 |
Адекватное осознание своего положения в группе сверстников |
Процесс адаптации ребенка к школе так же можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряженности функциональных систем организма.
Первый этап – протекает бурная реакция и значительное напряжение всей системы организма. Эта “физиологическая буря” длится достаточно долго (2–3 недели).
Второй этап – приспосабливание организма к новым условиям. На втором этапе буря начинает затихать.
Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, «сидячая поза» весь урок или нагрузка или психологическая нагрузка общения в большом коллективе. Система организма
Продолжительность всех трех фаз адаптации – приблизительно 5–6 недель, а наиболее сложным является первый месяц.
Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка, психологической готовностью к обучению.
Психологическая готовность рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в школьную жизнь и для формирования учебной деятельности на этапе школьного детства.
Основными компонентами психологической готовности к школе являются:
Несоответствие его умственных возможностей и поступающей информации создает большие трудности, что осложняет адаптацию и тормозит общее психическое развитие.
Если у ребёнка не сформирована мотивация к учёбе, то это мешает эффективному овладению школьной системой обучения. ( см.результаты щк. Мотивации)
Эмоционально – волевая сфера позволяет регулировать своё поведение в различных школьных ситуациях, обеспечивает возможность перестраивать поведение согласно предъявляемым требованиям.
Р. должен чувствовать, что ему интересно и радостно среди однокл. Ведь ему очень необходима их оценка, их отношение, каждому малышу очень хочется завоевать авторитет и доверие ребят.
Некоторая часть первоклассников испытывает трудности, прежде всего в налаживании взаимоотношений с учителем и одноклассниками. В выражении их лиц виден эмоциональный дискомфорт: печаль, тревога, напряженность типичны для них.
Т.о. полноценной адаптации способствует гармоничное развитие личности. К этому относится высокий уровень сформированности интеллектуальных функций, стойкая мотивация к учебной деятельности, взаимоотношение между одноклассниками
Признаки успешной адаптации:
Первый признак — это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
Второй признак — насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные. Если программа сложная, да еще и предполагает изучение иностранного языка - внимательно следите, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше вовремя откорректировать это, иначе начнутся проблемы со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее? Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успехе, не давать ему поддаваться унынию («У меня ничего не получится!»), иначе бороться с апатией вы будете очень долго.
Третий признак — это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно «помогают» ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.
Но самым важным, на наш взгляд, признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями — с одноклассниками и учителем. Нередко родители ругают ребенка за то, что он поздно возвращается из школы, что ему часто звонят друзья «не по делу», что слишком много времени у него уходит на прогулки. Однако хорошо бы помнить о том, что в этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес. Помогите ему в этом непростом деле! От того, какую нишу займет ваше чадо при распределении социальных ролей, зависит весь период его обучения в школе.
Какие трудности возникли в обучении первоклассника:
1. Развитие мелкой моторики
У первоклассников часто возникают серьезные трудности в формировании навыков письма, причина чего – слабо развитая моторика.
Уровень развития мелкой моторики руки является одним из показателей школьной зрелости ребенка. Обычно у ребенка, имеющего высокий уровень развития мелкой моторики, достаточно развиты внимание, память и связная речь.
В свою очередь недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, снижению мотивации к обучению, нарушению общения, повышения уровня школьной и общей тревожности, что в последствии может привести к школьной дезадаптации. Этот момент в дальнейшем оказывает негативное воздействие и в подростковом возрасте.
Слабое развитие двигательных навыков, в том числе и кистей рук, может отрицательно отразиться на обучение ребёнка в школе. Движение рук имеет б. значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедлено, то нарушается и точность движений. Таким детям трудно будет учиться писать. Писать они будут медленнее других, и скорее всего некрасиво. Т.о. может сформироваться негативное отношение и к письму, и к учебным действиям вообще.
Я могу назвать несколько человек в нашем классе у кого моторика хорошо развита для того чтобы писать. У остальных я наблюдаю проблемы. Это зависит от многих факторов. Есть много специальных упражнений для развития мелкой моторики.
Ситуация: Если ребёнок плохо пишет.
Необходимо совершенствовать мелкую моторику руки – заниматься мозаикой, попросить ребёнка помочь перебрать крупу, учить вязать или вышивать, пришивать пуговицы, завязывать шнурки, ленты, плести косичку, заниматься лепкой. Наших детей в свободное время страивает только планшет! И приносят в школу. но не заставлять его дома дополнительно писать. Запомните, это для вас просто написать буквы, а для ребёнка – это очень большой труд. Старайтесь находить лучшую букву из написанных и на неё обращайте внимание. Чаще хвалите ребёнка.
Ситуация: Если ребёнок плохо читает.
Как только р. поступает в школу родители перестают ему читать книги, рассуждая при этом: р. должен читать сам, повышая технику чтения. Это справедливо, но только для учебного материала. Литературно – познавательные тексты читаются взрослыми столько, насколько выражена у р. потребность
Его заставляют читать дома, путём системы запретов: «Если не прочитаешь вот столько… не пойдёшь гулять… не будешь смотреть телевизор… не разрешу играть с Петей и так далее и тому подобное». Это приводит только к одному – стойкому «сопротивлению» ребёнка: возникает нежелание заниматься этой деятельностью, так как она сопровождается отрицательными эмоциями, раздражает, нервирует его. Чаще всего, ученик, которого на первых этапах обучения заставляли читать, как правило, не интересуется книгой, не любит чтение. Как- бы медленно не читал ребёнок в начале обучения чтению или на протяжении всей начальной школы в любом случае во взрослом состоянии его не отличить от быстро читающего ученика. Поэтому важно стремиться не к быстроте чтения, а прививать любовь к чтению, а в первом классе это происходит через слушание литературных произведений.
Общение с детьми показало, что родители своим детям не читают. Сейчас чтение книг заменяется мультфильмами сомнительного содержания, либо игра в планшет.
Один из учеников мне конкретно сказал, чтобы я не задавала читать, т.к. он не любит. Вот итог.
Как же родители могут помочь ребёнку хорошо учиться в школе?
1.Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребёнка. Соблюдение режима помогает ребёнку справиться с учебной нагрузкой, способствует укреплению его здоровья, защищает его нервную систему от переутомления. У 20% школьников слабое здоровье является основной причиной неуспеваемости в начальных классах.
При планировании учебной работы школьника и других обязанностей по дому, свободных занятий, родителя важно иметь в виду, что всему должно быть отведено определённое время.
Приучите ребенка вовремя садиться за уроки.
Приступать к выполнению домашнего задания лучше через 1-1,5 часа после возвращения из школы. Если ребенок посещает кружок или спит после занятий в школе, за уроки можно садиться позже, но в любом случае нельзя откладывать их приготовление на вечер. Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим столом.
Своевременно устраивайте небольшие перерывы
Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу, а вот доделать то, что не успел в классе, надо обязательно. Плохо выполненную классную работу можно предложить проверить, исправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного задания воспринимается как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в собственные силы. Первое время следите за тем, все ли уроки сделаны.
2.Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьниками.
Прежде всего, надо постоянно следить за записями домашних заданий в дневнике. После этого необходимо проверить сам факт выполнения домашнего задания. А затем просмотреть и правильность его выполнения. Взрослые заметили ошибку в тетради – не спешите показывать, где она. Ребёнок должен приучаться к самоконтролю. Сначала надо сказать: «Ты неправильно решил пример. Каким способом можно проверить – есть у тебя ошибки или нет?» И только в крайнем случае прямо показать, где допущена ошибка.
Нередко родители помимо заданий учителя нагружают своего ребёнка дополнительными (необходимыми, по их мнению) учебными заданиями. У таких родителей ребёнок выполняет сначала задания на черновик, потом переписывает его в чистую тетрадь. Если учитель задаёт два столбика примеров, родители заставляют ребёнка выполнить четыре – «лучше будет знать!» Причём всё это делается за счёт свободного времени. Ребёнок переутомляется, быстро устаёт и нередко начинает учиться не лучше, а хуже. Он теряет интерес к учению, которое становится для него тяжким, неинтересным трудом.
Не следует брать на себя обязанности ребенка по приготовлению рабочего места, по сбору учебных вещей и принадлежностей для занятий в школе, так как дети ничего не могут найти в портфеле, учите собирать портфель по расписанию. Из письма детей к родителям: “ Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги”.
3.Раскрытие у ребёнка познавательных способностей.
Важной задачей семьи является забота о раскрытии у ребенка индивидуальных задатков, склонностей, особенностей. Ребенок должен осознавать черты своей неповторимости. Рисование, пение, танцы, спорт, рукоделие и т.п. способствуют общему развитию ребенка, помогают самоутвердиться, повысить самооценку. Осознание этих качеств помогает ему найти свое место в школьной жизни.
Большое значение имеет посещение театров, музеев, экскурсий по городу, знакомство с памятными местами, проулки и пр. Они должны заполнять досуг семьи. Организуя семейное времяпрепровождение, надо помнить, что интерес у детей к сугубо семейному общению очень короткий – 10-12 лет. Затем они начнут тянуться к себе подобным, в компанию детей. Это закон развития человеческого общества, поэтому нельзя терять этого благодатного времени
4. Родительская ласка, любовь, забота особенно нужна детям младшего возраста. Ребенок как никогда нуждается в них. Семейные неурядицы — враг успешной адаптации ребенка к школе и, наоборот, комфортная психологическая обстановка в семье поможет ребенку легче адаптироваться к школе.
В период адаптации к школе дети часто начинают вести себя «как маленькие»: просятся на руки, капризничают. К этому нужно отнестись с пониманием: просто в этот период ребенок хочет убедиться, что он по-прежнему в безопасности, что мама и папа всегда рядом.
Фразы для общения с ребёнком.
Не рекомендуемые фразы для общения:
-Я тысячу раз говорил тебе, что…
-Сколько раз надо повторять…
-О чём ты только думаешь…
-Неужели тебе трудно запомнить, что…
-Ты становишься…
-Ты такой же как,…
-Отстань, некогда мне…
-Почему Лена(Настя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет…
Рекомендуемые фразы для общения:
-Ты у меня умный, красивый (и т.д.).
-Как хорошо, что у меня есть ты.
-Ты у меня молодец.
-Я тебя очень люблю.
-Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.
-Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
-Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.
Как помочь ребенку адаптироваться к школьной жизни?
• В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности.
• Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребёнок. Очень полезно ребенка просто послушать.
• Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.
• Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.
• Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.
• Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.
И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстником по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальством на работе.
Коротко о сказанном:
1. Соблюдение режима дня.
2. Главная задача – проконтролировать всё ли сделал ребёнок, подсказывать, где искать ответ на вопрос, не давая готового ответа, воспитывая у детей самостоятельность.
3. Терпение и доброжелательный тон.
Решение родительского собрания.
1. Родителям совместно со своим ребёнком выработать наиболее рациональный режим для учащегося и всячески содействовать его выполнению.
2. Составить памятку «Садимся за уроки».
3. Организовать в каждой семье рабочий уголок ребёнка.
4. Поддерживать у детей интерес к учебному труду, способствовать развитию их познавательной активности.
Родительский практикум-игра «Корзина чувств».
Инструкция: «Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства (позитивные и негативные), которые может испытывать человек. После того как ваш ребёнок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите чувство, которое вас переполняет более всего вот уже длительный период времени. Назовите его».
Родители называют чувства, которые их переполняют, которые они болезненно переживают.
Список литературы
1. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Изд-во МГУ, 2008. - 132 с.
2. Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Вьюнова - М.: Академический проект, 2005. - 142 с.
3. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А. Беличевой. - М., 1995. - 204 с.
4. Костяк, Т.В. Психологическая адаптация первоклассников / Т.В. Костяк - М.: Академия, 2008. - 232 с.
5. Меттус, Е.В. Система работы по проблемам будущих первоклассников: подготовка, диагностика, адаптация / Е.В. Меттус - М.: Учитель, 2007. - 302 с.
6. Соловьева, Т.А. Первоклассник: адаптация в новой социальной среде / Т.А. Соловьева - М.: ВАКО, 2008. - 72 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.