Родительское собрание "Алгоритмы в жизни ребенка"

  • docx
  • 09.02.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Родительское собрание алгоритмы в жизни ребенка.docx

   Воспитание детей с самого рождения, включает усвоение ими разного рода правил и их строгое выполнение (правила утреннего туалета, одевания и раздевания, принятия пищи, перехода улиц и др.). Режим дня дошкольника представляет собой систему предписаний о выполнении детьми и воспитателем действий в определенной последовательности. Обучая детей счету, измерению длин, сложению и вычитанию чисел, уборке комнат, посадке растений и т.д., дети получают  необходимые правила о том, что и в какой последовательности нужно делать для выполнения задания. Организовывая разнообразные дидактические и подвижные игры, дети знакомятся с их правилами. 

   Обо всех видах деятельности, осуществляемых по определенным предписаниям, говорят, что они выполняются по определенным алгоритмам. С малых лет человек усваивает и исполняет в каждодневной жизни большое число алгоритмов, часто не зная, что это такое. 

   В большом толковом психологическом словаре под алгоритмом понимается метод, необходимый для решения конкретной проблемы, который обязательно приведет к решению. 

   В психолого-педагогическом словаре алгоритм определяется через систему операций, применяемых по строго определенным правилам, приводящих к решению задач данного типа. 

   По мнению Д.Э. Кнута алгоритм – конечный набор правил, устанавливающий последовательность операций для решения конкретного множества задач. 

    По мнению А.А. Столяра, интуитивно под алгоритмом понимают общепонятное и точное предписание о том, какие действия и в каком порядке необходимо выполнить для решения любой задачи из данного вида однотипных задач. Выполнение действий по алгоритму формирует у детей основу совершенствования умений контролировать ход решения учебной или игровой задачи и способствует: 

·         упорядочению детского мышления, улучшению восприятия действительности через освоение последовательности, заданной в правилах выполнения определенных действий, что выражается в умении планировать свои действия; 

·         совершенствованию пространственной ориентировки детей, лучшему освоению ими правил дорожного движения, успешному осуществлению игровых и учебных действий;

·         освоению детьми знаковых систем, схем, моделей, т.е. кодирования и декодирования информации, познанию логических связей между последовательными этапами какого-либо действия. 

   Умение формулировать, записывать, проверять алгоритмы, а также точно исполнять их составляют важнейший компонент математической культуры личности. 

Анализ различных определений алгоритма позволил выделить компоненты алгоритмических умений: 

·         постановка задачи, выделение проблемы; 

·         определение исходной ситуации, исходных данных; 

·         установление последовательности действий, шагов по ее выполнению; 

·         достижение требуемого результата путем выполнения установленной последовательности действий. 

Следовательно, в процессе формирования алгоритмических умений дети научатся : 

·         выделять проблему, формулировать задачу, которую необходимо решить; 

·         определять исходные данные и конечный результат; 

·         разбивать сложные действия на элементарные составляющие; 

·         представлять эти действия в виде строгой последовательности; 

·         планировать свои действия; 

·         строго придерживаться определенных правил, последовательности действий при достижении требуемого результата; 

·         рефлексии, контролю своих действий; 

·         коррекции; 

·         выражать свои действия адекватными языковыми средствами. 

Разберем знакомые мне с рождения алгоритмы.

С раннего детства все родители учат детей чистить зубы. Вот и первый алгоритм:

1.     Моем руки

2.     Намочили зубную щетку, выдавили горошину зубной пасты

3.     Почистили зубы , используя движения вверх-вниз зубной щеткой.

4.     Набрали в рот воды и прополоскали рот.

5.     Сполоснули щетку.

6.     Поставили щетку в стакан.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/020a/00110581-f7375375/img9.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/020a/00110581-f7375375/img6.jpgСуществуют алгоритмы в приготовлении еды. Самый первый, которому меня научила мама- бутерброд. Познакомимся:

1.     Достать из холодильника хлеб и масло

2.     Взять нож, отрезать ломтик хлеба

3.     Намазать хлеб маслом

4.     Посыпать сахаром масло. ММММ, очень вкусно!

 

 

Сейчас я умею готовить омлет. Алгоритм приготовления:

1.     Достать из холодильника 2 яйца, молоко

2.     Разбить в чашку 2 яйца, добавить 4 столовых ложки молока, посолить и взбить вилкой.

3.     Приготовить форму для омлета.

4.     Залить смесь в форму, накрыть крышку и поставить в микроволновку.

5.     Выставить таймер на 2 минуты

6.     Приготовить тарелку .

7.     Достать форму, переложить омлет из формы на тарелку

Приятного аппетита!

Придя в детский сад, нас учили одеваться на прогулку в определенной последовательности. Тут  тоже присутствует алгоритм.

1.     Сними носки и платье, надень колготы на ноги.

2.     Надень кофту

3.     Надень теплые штаны, так как на улице зима.

4.     Шапка

5.     Надень куртку, застегнись

6.     Повяжи шарф

7.     Обуй обувь

8.     Надень варежки

Ура, квест по одеванию самой себя закончен!

Так же на учили играть в дидактические игры, но там в виде алгоритма выступали правила. Итак, посмотрим:

1.     Достань игру «Домино – овощи»

2.     Позови друзей

3.     Правила Игры в Домино - Как Играть в Домино КозёлПереверни все кости вверх ногами

4.     Перемешай

5.     Раздай  по 7 штук каждому игроку

6.     Определи, кто первый начнет

7.     Играй, соблюдая правила

8.     Поздравляем, кто выиграл.

9.     Убираем игру

Закончив детский сад, мама научила переходить улицу самостоятельно. Пример покажу на картинке.

 В школе все уроки проходят по заданному алгоритму, но этот алгоритм знает только учитель. А я хочу рассмотреть алгоритм в сказке «Золушка».

Интересная сказка. Жила- была девочка, которая обслуживала свою мачеху и неродных сестер. Но в один прекрасный момент фея помогает своей крестнице, подарив ей хрустальные туфельки. Золушка потеряла туфельку, убегая и в этот момент начинается алгоритм поиска принцем своей возлюбленной. Его я покажу схематически.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/020a/00110581-f7375375/img8.jpg

Я люблю математику, хорошо решаю задачи. И в них есть тоже алгоритм.

1.     Прочитай задачу

2.     Определи , о чем речь в задаче

3.     Определи, что известно.

4.     Каков вопрос задачи

5.     Составь схему

6.     Ответь на первый вопрос

7.     Запиши первое действие

8.     Ответь на главный вопрос

9.     Запиши действие

10. Запиши ответ задачи

Алгоритмы окружают нас всюду и везде. Без алгоритмов мы бы не научились умываться, взрослые не водили бы автомобиль, заводы бы не работали, а в школе знания были бы не систематизированы.

   Таким образом, знакомя детей с алгоритмами у них  формируются представления о последовательности действий, осознание ребенком значимости правил в своей жизни (режим дня; правила умывания, одевания и т.п.), в учебной деятельности (правила счета, измерения длины, массы, решения задач и т.д.), в игровой деятельности (игры с правилами) и знакомить детей с этими правилами в форме алгоритмов, осознание ребенком значимости правил (алгоритмов) в жизни любого человека (правила дорожного движения, этикет, кулинарные рецепты и тр.) . знакомясь с алгоритмами, мы учимся жить самостоятельно.