Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт гуманитарного и социально-экономического образования
Кафедра экономики, менеджмента и маркетинга
Практическая работа № 1
по дисциплине: «Инновационный менеджмент»
Выполнили студент:
Коптеев А.П.
Группа: Тц – 311Св ЦБ
Руководитель:
Петрова Галина Ивановна
Екатеринбург
2024
1. К какой классификационной группе инноваций по нижеприведённой классификации относится сотовая связь для США, Японии, России?
Сотовая связь для США относится к технологическим параметрам: продуктовая инновация разработка и внедрение нового продукта или услуги с целью удовлетворить определенную потребность на рынке. Процессная инновация внедрение новых элементов, введенных в производственные, управленческие, организационные, маркетинговые и другие процессы. Продуктовые инновации имеют прямую рыночную ориентацию и диктуются, главным образом, потребителем, в то время как процессные инновации определяются в основном внутренними факторами и диктуются, главным образом, соображениями эффективности. По значимости воздействия на экономику: Базисная инновация –нововведения, которые базируются на научном открытии или крупном изобретении и направляются на освоение принципиально новых продуктов и услуг, технологий новых поколений. Улучшающая инновация – это нововведение, направленное на улучшение параметров производимых продуктов и используемых технологий, совершенствование продукции и технологических процессов. На реализацию базисных инноваций стимулирующее влияние оказывает создание союзов и объединений организаций, поскольку взаимодействие нескольких организаций позволяет направить им усилия на различные компоненты или подсистемы базисных инноваций. Реализация улучшающих инноваций в большей степени зависит от качества инновационной деятельности в отдельных организациях.
Настоящая история сотовой связи начинается в 1946 году в городе Сант-Луинс, США. Напомним, что сотовый телефон является дуплексной радиостанцией, ведущей обмен на разных частотах. В наличии принимающая часть и передающая, обеспечивающие связь с базовой станцией (БС) или ретранслятором. Канал БС-телефон называется downlink, а телефон-БС – uplink.
2. Источники инноваций и их целесообразность
Четыре источника:
— Неожиданное событие: неожиданный успех, неожиданная неудача, неожиданное внешнее событие;
— Несоответствие, несовпадение (incongruity): между реальностью как она есть и ее отражением в наших мнениях и оценках;
— Инновация, основанная на потребностях производственного процесса;
— Изменения в структуре отрасли или рынка, захватившие всех врасплох.
Вторая совокупность источников, из трех элементов, включает изменения за пределами предприятия или отрасли, а именно, в социальной, политической, интеллектуальной среде:
Демографические изменения;
— Изменения в восприятии и настроениях потребителей;
— Новое знание, научное и ненаучное.
Первый источник инноваций: неожиданное событие
а) Неожиданный успех
Нет области, которая предлагала бы более богатые возможности для успешной инновации, чем неожиданный успех. Нет области, в которой инновационные возможности были бы связаны с меньшим риском, а их осуществление менее трудоемко. Однако неожиданным успехом почти всегда пренебрегают, хуже того, руководство склонно его энергично отталкивать.
Дело в том, что руководству трудно примириться с неожиданным успехом. Это требует решимости, конкретных политических мер, способности глядеть в лицо реальности и смирения, позволяющего сказать: "Мы были неправы".
Все мы склонны верить, что любая деятельность, продолжавшаяся достаточно долго, будет продолжаться вечно. Все, что противоречит такому выдуманному нами "закону природы", будет отвергаться как неразумное, нездоровое и явно ненормальное.
Некоторые сталелитейные компании Америки в 70х гг. приняли новые сталелитейные заводы (mini-mills) в штыки. Сталелитейщик, который потратил жизнь на совершенствование традиционного процесса выплавки стали, привык к огромным заводам, сам он — сын сталелитейщика (как многие руководители американских металлургических фирм), воспринимает все, кроме "Большой стали", как нечто странное, чуждое, угрожающее. Нужно сделать над собой усилие, чтобы распознать в угрозе собственные богатейшие возможности.
В большинстве организаций высшее руководство вырастает, как правило, занимаясь одной областью, выполняя одну функцию. Здесь они чувствуют себя уверенно. Всем прочим пусть занимаются другие.
б) Неожиданная неудача
Неудачи, в отличие от успехов, не могут быть отвергнуты и редко проходят незамеченными. Но как симптомы возможностей неудачи воспринимаются еще реже. Конечно, большинство неудач — всего лишь результат грубых ошибок, алчности, некомпетентности в планировании или в исполнении. Но если проект терпит неудачу, невзирая на тщательное планирование и добросовестное исполнение, такая неудача часто говорит о скрытых изменениях, а стало быть — о возможностях.
Предпосылки, на которых были основаны проект продукта или услуги, конструкция или рыночная стратегия, могут более не соответствовать реальности. Быть может, покупатели изменили свои ценности и предпочтения, Быть может, однородный рынок раскололся на два сектора и каждому требуется что-то специфическое. Любое изменение подобного рода дает возможность для инноваций.
Здесь нужен, прежде всего, не анализ, а наблюдения. Нужно выйти за ворота предприятия, оглядеться и прислушаться. В окружающей среде произошло что-то важное.
в) Неожиданное внешнее событие
До сих пор мы обсуждали неожиданные события в деятельности предприятия или отрасли. Но внешние события, не отраженные в информации, опираясь на которую менеджмент управляет организацией, зачастую еще важнее, чем внутренние.
Второй источник инноваций: несоответствие
Несоответствие (incongruity) — это расхождение, диссонанс между тем, что есть, и тем, что "должно быть", между реальностью и представлениями о ней. Если воспользоваться геологическим термином, можно сказать, что несоответствие говорит нам о скрытом "разломе". Такой разлом — приглашение к инновации. Он создает нестабильность, в которой очень небольшие усилия могут сдвинуть огромные массы и перестроить целые социальные и экономические структуры. Однако несоответствия, как правило, не проявляются в цифрах и документах, которые получают менеджеры. Это вещи скорее качественные, чем количественные.
Как и неожиданные события, несоответствия — симптом изменений: либо тех, что уже произошли, либо тех, которые можно вызвать. Изменения, скрытые за несоответствиями, происходят внутри данной отрасли, рынка, производственного процесса. Но, хотя они находятся прямо перед глазами работников данной отрасли, их редко замечают. Их принимают как данность. "Так всегда было".
Есть несколько видов несоответствий:
— несоответствие между экономическими реальностями отрасли;
— несоответствие между реальным положением в отрасли и представлениями о нем;
— несоответствие между ориентацией отрасли и ценностями ее потребителей;
— внутреннее несоответствие в ритме или логике технологических процессов.
а) Несоответствие экономических реальностей
Если спрос на продукт или услугу устойчиво растет, прибыли также должны постоянно расти. Легко пожинать прибыль в условиях постоянно растущего спроса, волна сама ее приносит. Но недостаточная прибыльность в такой отрасли говорит о несоответствии между экономическими реальностями.
б) Несоответствие между реальностью и представлениями о ней
Когда работники отрасли опираются на ошибочные предпосылки, неверно представляют себе реальность, их усилия будут неверно направлены. Они сосредоточат их в областях, где результатов не существует. Налицо неадекватность поведения, предлагающая возможности для успешной инновации любому, кто обратит на нее внимание.
в) Несоответствие между ценностями покупателя и представлениями о них
Японские радиопромышленники в свое время были уверены, что японские бедняки не могут позволить себе такую роскошь, как телевизор. Между тем, бедняки в США и Западной Европе уже показали, что телевидение удовлетворяет запросы, имеющие мало общего с традиционной экономикой домашнего хозяйства. Для бедняков телевизор стал окном в новый мир, порой в новую жизнь.
Третий источник инноваций: потребности процесса
Возможность есть источник инновации — так можно охарактеризовать лейтмотив предыдущих разделов. Но, как говорит старая поговорка, "необходимость — мать изобретения". В отличие от них, в примерах, приводимых в данном разделе, инновация начинается не с события во внешней или внутренней среде, но с задачи. Речь, как в нашем последнем примере, идет о совершенствовании уже существующего процесса, о замене слабого звена, о перестройке старого процесса с помощью новых знаний. Иногда нужно добавить всего одно звено, чтобы процесс стал, наконец, возможным.
Проблема не всегда в технологическом несовершенстве. Потребность в инновации могут вызвать демографические изменения, В девятисотых годах один статистик из "Белл телефон" построил две кривые. Одна отражала проекцию роста населения США на пятнадцать лет вперед, вторая — рост потребности в телефонистках. Проекции показали, что при сохранении переключения вручную к 1925 г, каждой американке в возрасте от 16 до 60 лет придется работать на телефонной станции. Два года спустя инженеры "Белл" построили и запустили в эксплуатацию первую АТС.
Технологическое несовершенство и демографические изменения — быть может, наиболее общие причины возникновения "потребностей процесса". Но есть другая категория, куда более трудная и рискованная, но, во многих случаях, значительно более важная: то, что теперь называют "программными исследованиями" (в отличие от традиционных "фундаментальных исследований"). В процессе имеется слабое звено, оно определено, ясно видно и остро чувствуется. Но, чтобы его усилить, требуется значительный объем новых знаний.
Так, только к середине 80х годов прошлого века было накоплено знание, позволившее Джорджу Истмену, основателю "Кодак", заменить тяжелые стеклянные фотопластинки целлюлозной пленкой и сконструировать для нее легкую фотокамеру. Через десять лет "Истмен Кодак" завоевала мировое лидерство в фотографии, которое сохраняет по сей день.
Потребность должна быть ясной и отчетливой, затем нужно произвести новое знание. Так, Эдисон в свое время понял, что "недостающим звеном" в грядущем расцвете электроэнергетики была электрическая лампа. Он начал работу и создал лампу за два года.
Слова "программные исследования" звучат громко. Для многих они ассоциируются с полетом на Луну или с поиском вакцины против СПИДа. Однако, наиболее успешно они применяются в малых и четко определенных проектах — чем меньше и точнее сфокусированных, тем лучше.
В середине 60х годов началась стремительная автомобилизация Японии. Государство лихорадочно улучшало дорожные покрытия, но дороги остались теми же — со слепыми поворотами, неожиданными перекрестками и т.п. Количество несчастных случаев, особенно по ночам, резко возрастало. Перестройка дорожной сети отняла бы двадцать лет. Призывы ездить осторожнее, как всегда, ничего не давали.
Молодой японец Тамон Иваса воспринял этот кризис как деловую возможность. Он спроектировал новый дорожный отражатель, способный отражать свет приближающихся машин во всех направлениях. Правительство установило сотни тысяч новых отражателей. Количество несчастных случаев упало на две трети.
Эти примеры показывают, что успешные инновации, основанные на потребностях процесса, требуют пяти основных критериев:
— законченного, самодостаточного процесса;
— наличия одного слабого или недостающего звена;
— ясного определения цели;
— ясного определения спецификаций решения;
— широкого понимания, что "это нужно делать лучше", то есть высокой восприимчивости потребителя.
Нужно, однако, сделать несколько предостережений.
1. Потребность должна быть понята, а не просто ощущаться. Иначе нельзя будет определить спецификации решения.
2. Мы можем понимать процесс, но не иметь знаний для решения. Уже сто лет множество профессионалов усердно и тщетно работают над удешевлением процесса изготовления бумаги. Задача известна: полимеризация молекулы лигнина. Но нам не хватает каких-то знаний.
3. Решение должно соответствовать способу, которым люди привыкли выполнять работу. В свое время казалось, что базы данных будут иметь у юристов большой успех. Они постоянно жаловались, что разбираться в хаосе законов и постановлений становится все труднее. Но когда базы данных появились, их долго не желали приобретать. Юристы, по традиции, гордились своей памятью и умением находить нужную информацию. С появлением баз данных процесс стал слишком легким. Профессионалы почувствовали себя как бы ненужными.
Четвертый источник инноваций: изменения в отраслевых и рыночных структурах
Структура многих отраслей и рынков порой остается неизменной десятки лет и кажется совершенно незыблемой. Так, на мировом рынке табачных изделий за последние 70 лет появилась всего одна новая группировка — южноафриканцы. Крупных производителей электроаппаратуры за столетие появилось всего два: "Филипс" в Голландии и "Хитачи" в Японии. "Сирс, Робак" доминировала в американской розничной торговле с 20х до середины 60х годов. Отраслевые и рыночные структуры могут показаться частью природного, навеки установленного порядка.
На деле, однако, они чрезвычайно хрупки. Порой они рассыпаются от малейшего толчка. Когда такое случается, все предприятия отрасли срочно должны действовать. Придерживаться прежней стратегии крайне опасно. В лучшем случае фирма потеряет лидерство, а такие потери почти никогда не удается восполнить. Вместе с тем, изменения в отраслевой и рыночной структуре предлагают возможность для инноваций.
Такие изменения требуют от каждой фирмы предпринимательской инициативы. Каждая компания должна вновь спросить себя: в чем состоит наш бизнес? И каждая должна будет дать иной, а главное — новый ответ на этот вопрос.
Можно указать четыре надежных, хорошо заметных показателя грядущих перемен.
1. Самый надежный и самый заметный из них — быстрый рост отрасли. Если отрасль растет значительно быстрее, чем численность населения или экономика в целом, можно с высокой достоверностью предсказать, что ее структура резко изменится — самое позднее в тот момент, когда объем выпуска удвоится. Существующая практика все ещё приносит успех, поэтому никто не склонен с ней расставаться. Однако она стремительно стареет. Этого не хотели признать такие фирмы, как "Ситроен" или "Белл Телефон" — и были побиты на своих собственных рынках.
2. К тому времени, как растущая отрасль удваивает объем, она, как правило, перестает адекватно понимать и обслуживать рынок. Традиционное деление рынка на сегменты более не отражает реальность — оно отражает историю. Однако, отчеты и статистика еще отражают традиционные оценки рынка. В этом — объяснение успеха многих новаторов.
Пятый источник инноваций: демография
Под демографическими изменениями понимаются изменения численности населения, его возрастной структуры, состава, занятости, уровня образования и доходов. Они обычно однозначны и имеют легко предсказуемые последствия,
Демографические изменения глубоко влияют на спрос, что будет куплено, кем и в каких количествах. Их важность признавали всегда, но по сей день, их редко учитывают в повседневной деятельности. Считается, что они происходят настолько медленно, растягиваются на столь долгий срок, что не имеют практического значения и представляют интерес скорее для историков и статистиков, чем для менеджеров и бизнесменов.
Шестой источник: изменения в восприятии
С начала 50х годов американцы все чаще и чаще начали относить себя к "среднему классу", почти независимо от профессии или дохода. Ясно было, что они начали по-новому воспринимать свое социальное положение. Но что это значило? Уильям Бентон, глава рекламного агентства, начал спрашивать людей, что означают для них слова "средний класс". Результаты недвусмысленно показывали, что "средний класс", в отличие от "рабочего класса", означает надежду на то, что дети добьются успеха в жизни с помощью образования. Бентон купил издательскую компанию "Энциклопедия Британника" и начал продавать энциклопедию в розницу (главным образом, через школьных учителей) родителям детей, впервые в своей семье достигших средней школы. "Если вы хотите принадлежать к среднему классу, ваш ребенок, чтобы хорошо учиться, должен иметь Британскую Энциклопедию". Через три года Бентон превратил умирающую фирму в процветающее предприятие. Десять лет спустя фирма применила в Японии такую же стратегию и с таким же успехом, Когда происходят изменения в восприятии, факты не меняются. Меняется их значение. Классическая иллюстрация: "стакан наполовину полон" и "стакан наполовину пуст". Такие изменения могут происходить очень быстро. Не более чем за десятилетие большинство американцев перешло из "рабочего класса" в "средний класс", резко изменив свое отношение к возможностям социальной мобильности. Такие изменения вовсе не обязательно диктуются экономикой. В Британии доходы распределялись гораздо более равномерно, чем в США. Почти две трети населения по уровню доходов могли относить себя к "среднему классу". И все же почти 70 процентов считали, что принадлежат к рабочему классу. Нынешняя американская озабоченность собственным здоровьем отражает не столько плохое его состояние, сколько традиционное для американцев преклонение перед юностью и силой. Существует или нет социологическое или экономическое объяснение подобных явлений, неважно. Факты остаются фактами. Они конкретны, их можно описать, проверить и, главное, использовать.
Вместе с тем, нет ничего более опасного, чем пытаться преждевременно эксплуатировать изменения в восприятии. Многие из них — преходящий каприз, длящийся год-два. Не всегда легко отличить каприз от подлинного, прочного изменения. Поэтому инновации, основанные на изменениях в восприятии, должны начинаться с малого и быть очень точно нацелены.
Седьмой источник инноваций: новое знание
Инновации этого рода имеют специфические характеристики, отличающие их от всех прочих:
а) Это инновации с самыми длинными лагами. Во-первых, немало времени проходит между возникновением нового знания и его применением в технологии. Во-вторых, только через длительное время новая технология превращается в товары и услуги, имеющие коммерческий сбыт. Это относится не только к области науки и техники. Инновации, основанные на социальном знании, тоже подолгу пробивают себе дорогу. Сульфамидные препараты, дизельные двигатели, компьютеры, пенициллин, коммерческий банк ждали широкого коммерческого использования по 25-30 лет,
б) Почти все перечисленные выше инновации основаны на каком-либо одном факторе. Инновации, основанные на новом знании, требуют сочетания нескольких факторов, знаний, полученных в разных областях. Самолет братьев Райт потребовал знаний из двух областей: технологии двигателей внутреннего сгорания и аэродинамики. Компьютер — из пяти областей.
3. Организационная обеспеченность внедрения инноваций.
Этап 1 Проведение фундаментальных исследований. Они направлены на получение новых знаний. Проводить их можно теоретически или экспериментально.
Этап 2 Прикладные исследования. Используют знания, которые получены в ходе проведения фундаментальных исследований для решения определенных задач.
Этап 3 Опытно-конструкторские работы. Применяют результаты прикладных исследований. Создают образцы новых изделий. Это последняя стадия научных исследований.
Этап 4 Внедрение инноваций. Производят пробную партию продукта и выводят ее на рынок. В случае успеха приступают к промышленному производству.
Этап 5 Наращивают объемы производства. Расширяют выпуск и снижают общие производственные издержки за счет масштабного выпуска продукции.
Этап 6 Замедление роста. Снижают темп роста выпуска, увеличивают количество затрат на поддержание конкурентоспособности. Ищут новые рынки сбыта.
Этап 7 Спад объема продаж. Рынок перенасыщен новой продукцией. Объемы продаж падают. Прибыль уменьшается.
4. Назовите факторы, препятствующие новаторству, снижающие, стимулирующие и поддерживающие его уровень.
Факторы |
||
Блокирующие |
Поддерживающие |
Усиливающие |
Недоверие руководства к идеям, выдвигаемым снизу |
Предоставление новаторам необходимой свободы |
Обучение и повышение квалификации |
Критика и угроза увольнения за ошибки и неудачи |
Обеспечение ресурсами и оборудованием |
Совмещение профессий |
Избыточный контроль за новатором |
Доброжелательные дискуссии и обмен идеями |
Предоставление деловой информации |
Кулуарное принятие решений по предложениям новаторов |
Поддержание коммуникаций внутри фирмы и со сторонними организациями (ВУЗами, исследов. центрами и т.п.) |
Регулярные совещания рабочих групп |
Аргументация необходимости инноваций |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.