Родительское собрание как важный аспект профилактики правонарушений несовершеннолетних
Важным направлением в системе предупреждения правонарушений является комплексная разработка проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Причины отклонений в поведении школьников очень разнообразны:
1. Педагогическая неграмотность родителей.
2. Безнадзорность, вызванная в одном случае занятостью родителей, в другом - их безответственным отношением к воспитанию детей.
3. Отрицательный пример родителей, аморальное поведение, пьянство и др.
4. Нарушение структуры семьи (отсутствие отца, конфликт с отчимом).
Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании.
Ошибки, допущенные в воспитании ребёнка в раннем детстве, нередко накладывают отпечаток на всю его последующую жизнь. К сожалению, родители, не всегда замечают отрицательные черты в поведении дошкольника и младшего школьника, а заметив, не придают им значения, считая, что ребёнок ещё мал, подрастёт, научится и исправится. При таком отношении к воспитанию создаются условия, при которых незначительные, на первый взгляд, недостатки ребёнка, повторяясь многократно, переходят в привычку и выражаются в проявлении различных отклонений в его поведении.
Профилактику противоправного поведения несовершеннолетних целесообразно начинать с младшего школьного возраста, направляя воспитательную работу на формирование высоконравственных и этических ценностей.
У младшего школьника нравственный опыт меньше, а потому отклонения в поведении ещё не закрепились достаточно прочно. Кроме того, психика детей этого возраста отличается повышенной пластичностью. Эта особенность детской психики способствует облегчению процесса перевоспитания. Однако, несмотря на то, что нежелательные навыки и привычки младшего школьника ещё не успели приобрести стойкость, требуется большая затрата сил, чтобы помочь ребёнку избавиться от ряда отрицательных черт, развить и закрепить новые положительные качества.
Предупредить правонарушение несовершеннолетних можно, если к профилактической работе привлечь семью.
Только взрослые могут вселить в детей надежду, научить их анализировать реальность, принимать решение, уважать и сочувствовать, справляться со своим горем и страхами, жить без насилия, развивать силу воли, сильный характер и др., для чего, прежде всего сами должны уметь соблюдать определённые законы жизни, достойной человека.
С целью повышения педагогической культуры и просвещения родителей проводятся родительские собрания.
Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого- педагогических, правовых знаний. Эта школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.
Очень важным является первое родительское собрание, где осуществляется знакомство родителей как с нормативными документами (законодательные документы об образовании, устав школы, образовательные стандарты), так и с основными моментами пребывания ребенка в школе. Сориентироваться родителям в школьной жизни ребенка позволяют раздаваемые им памятки. Памятки могут нести как информацию общего характера, так и представлять собой результат опыта работы конкретного учителя. Большую помощь в организации взаимодействия родителей и педагогов в обучении и воспитании детей может оказать родительский комитет, избираемый на первом собрании.
Важными направлениями в работе по профилактике правонарушений являются:
-установление доверительных отношений между родителями и педагогом;
-разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;
-формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь, как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка;
-формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.
Родительские собрания, проводимые мною носят комбинированный характер:
1. Определение темы, повестки дня собрания.
2. Сообщение классного руководителя, членов родительского комитета о выполнении решений предыдущего собрания.
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей на педагогическую тему (в форме лекции, беседы).
Например: «Телевизор и компьютер в жизни ребенка», «Как развить у ребенка желание читать», ««Карманные деньги», «Как избежать конфликтов со школой?», «Воспитание без насилия», тренинг «Садимся за уроки» и др.
4. Обмен мнениями по изложенному вопросу.
5. а) Анализ учебных достижений учащихся класса.
В этой части родительского собрания знакомлю родителей с общими результатами учебной деятельности класса. С самого начала предупреждаю родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персонального общения.
б) Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе.
Рассказываю о результатах наблюдений за поведением ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсии и т.д.). Темой разговора может быть и взаимоотношения в классе, и речь детей, и внешний вид учащихся и другие вопросы.
Стараюсь избегать негативных оценок в адрес как всего класса, так и конкретного ученика.
6. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные мероприятия, приобретение учебных пособий и т.д.), т.е. информирование родителей о предстоящих делах.
7. Подведение итогов родительского собрания.
Важно выяснить отношение родителей к проведенному собранию (можно подготовить анкеты для оценок и пожеланий родителей.)
Темы родительских собраний для начальных классов:
1. "Адаптация учащихся в 1-м классе. Правила поведения в школе".
2. "Осторожно, дорога. Опасные игры".
3. "Основы физиологии и гигиены младшего школьника".
4. "Психологический климат в семье для успешного обучения в школе".
5. "Занятость ребенка"
6. "Трудно - почему?"
7. "Режим дня. Для чего он нужен?"
8. "Поведение детей в школе и дома"
9. "Как играют дети"
10. "Безопасное колесо"
11. "Я-гражданин своей страны"
12. "Досуг в семье"
13. "Дорожная азбука"
14. "Учим ребенка общаться"
15. "Экологическое воспитание в семье"
16. "Воспитание вежливости"
17. "Устав школы"
18. "Воспитание трудом"
19. "Права и обязанности родителей"
20. "Воспитание уважения и любви к родителям, родной земле и истории своей семьи"
21. "Хочу и должен (по профилактике правонарушений)".
22. "Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей".
На каждом родительском собрании обращаю внимание на следующие моменты:
- «Режим дня школьника»;
- «Свободное время - организация досуга» (контроль со стороны родителей);
- «Безопасный маршрут» (по ПДД);
- Об обозначении в тёмное время суток световозвращающими элементами;
- Пожарная и электробезопасность (о пользовании газовой плитой, электроприборами);
- О запрещении находится детям после 23.00 без сопровождения взрослых;
- О запрете посещать водоёмы без взрослых;
- Культура общения со сверстниками;
- Культура поведения в общественных местах;
- Об оставлении детей в опасности (статья 157);
- Компьютер и мобильный телефон в жизни детей (контроль со стороны родителей);
На каникулы родители получают информационные письма.
Главный фактор, влияющий на воспитание ребенка - это семья. Об этом говорил и Себастьян Брант в своем стихотворении, написанном более двух веков назад.
С этим стихотворением я знакомлю родителей в 1 классе на первом собрании.
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Там, где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным пьяна.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Памятка для родителей по профилактике правонарушений
Принимать активное участие в жизни семьи.
Стараться находить время, чтобы поговорить с ребенком.
Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности.
Помогать развивать у ребенка умения и таланты.
Действовать без нажима на ребенка, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения.
Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка.
Уважать право ребенка на собственное мнение.
Уметь сдерживать себя и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.
С уважением относиться ко всем членам семьи.
Стараться меньше совершать ошибок.
Учиться смотреть на жизнь глазами ребенка.
Доверять всем членам семьи.
Бороться не с ребенком, а с проблемой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.