Родительское собрание "Методы воспитания"
Оценка 4.7

Родительское собрание "Методы воспитания"

Оценка 4.7
doc
21.09.2020
Родительское собрание "Методы воспитания"
Родительское собрание на тему Методы семейного воспитания.doc

Родительское собрание

 

Тема: «Методы семейного воспитания».

Цель: Познакомить родителей с методами (способами) семейного воспитания.

Ход собрания

   Все мы - люди, у которых разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет нас. Это наши дети, мальчики и девочки, все мы –родители. Ещё Макаренко говорил:

«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Что же нужно сделать, чтобы ваш ребёнок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь удалась!».

    Сегодня мы с вами и будем учиться постигать формулы родительской педагогики.

   Большую часть своего времени ребёнок проводит в семье, поэтому первые уроки жизни он получает именно в общении с родителями.

Что такое семья? Это, прежде всего, дом.      

Предлагаю вам создать модель дома, в котором всем будет комфортно и тепло.

Какие ассоциации у вас возникают со словом ДОМ?

Итак, начинаем строительство. И прежде чем возводить стены, мы заложим фундамент.

Здесь я хочу рассказать Вам одну легенду:

    В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не сорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.

Как вы думаете, какое слово написал старец? (ПОНИМАНИЕ)

 

  Именно из понимания вырастают любовь и дружба, желание понять, а не осудить друг друга.

  Думаете, тому старику из притчи ни разу не хотелось накричать на своих детей или отшлёпать их? Это было бы просто, взять да и выпустить накопившийся внутри пар. Но он никогда себе этого не позволял, потому что он был мудрым, любящим, терпеливым отцом и мужем.

   Ну, что ж, фундамент заложен, теперь нам предстоит возвести стены нашего дома. В стену будут положены методы семейного воспитания.

 

1. «Семейное воспитание – это актуально»

   Можно с уверенностью сказать, что методы воспитания – самая волнующая для родителей проблема.

- Как преодолеть лень ребёнка?

- Как заставить его слушаться?

- Как воспитать у него чувство ответственности? И др.

   Вопрос, как именно можно всё это сделать, и есть вопрос метода воспитания. Метод в точном переводе «способ», а в данном случае способ, приём, путь воздействия на растущую личность, постоянно меняющуюся и всегда неповторимую. Предлагаю тест «Я и мой ребёнок» (Приложение 1.)

Итак, мы убедились в важности знаний методов воспитания. Переходим к обсуждению следующей позиции.

2. «Ты бойся словом хрупкий мир разрушить»

   Слово – тончайший инструмент человеческого общения. Как заставить его служить искусству воспитания? Слово обладает огромной силой. Грубый окрик пугает и озлобляет ребёнка, легкая ирония убивает веру в свои силы и стремление к новым победам. Зато, какой затаённой радостью светятся его глаза после нашего одобрения. «О, это только начало! Вот увидите, что я ещё могу», - говорят нам эти глаза.   

   Психологи сделали вывод, что есть слова и выражения, которые вроде бы внешне безобидны, однако способны раздражать ребёнка, даже если сказаны спокойным тоном. И есть слова, которые заглаживают обиды, улучшают настроение, а мы их обычно стесняемся говорить.

(Приложение 2.) Из предложенных выражений:

1 группа – отобрать запрещённые;

2 группа  - отобрать желательные.

Прошу вас предложить свой вариант ответа на вопрос: «В чём мы иногда ошибаемся, используя слово как метод воспитания?» Ответ запишите на листке. Грубость детей, увы, может быть следствием грубости и бестактности родителей – по отношению к детям, друг к другу, и к окружающим.

Слово материально, и им нужно пользоваться обдуманно и осторожно

3. «Меч наказанья не спеши на голову дитяти ты обрушить»

     Наказание – очень сильное средство воздействия, его применение требует большой осторожности и такта. Наказать ребёнка можно лишь в том случае, когда вы уверены, что он совершил проступок намеренно, осознанно, понимая, что делать этого нельзя. Одни родители допускают наказания, другие – категорично против.

    Поработаем в группах. Родители, сидящие за красным столом, будут противниками наказания, за зелёным – будут допускать возможность наказания.

Ситуация 1. Ребёнок постоянно грубит и не слушается.

- Как с этим бороться?  

Ситуация 2. Ребёнок, вопреки запретам родителей, любит зимой съезжать с горки на оживленной улице, заполненной машинами. Увещевания, призывы, запреты эффекта не дают. Что делать родителям? Ведь то, что происходит, опасно для жизни.

Д. Добсон советует в подобных ситуациях рассказать реальную историю девочки Энн, случившуюся в штате Пенсильвания. Вопреки предупреждению, о котором она читала, во время затмения 4-5 минут смотрела без стёклышка на солнечную «корону» В результате – через несколько дней почти полная слепота (потерянно 90% зрения). Она учится приспосабливаться к миру темноты.

Рассказывая эту историю сыну или дочке, объясните, что она не принимала всерьёз предостережения взрослых, доверяла только себе. А затем, обратившись к ребёнку можно сказать: «Тебе уже 10 лет, поэтому у тебя масса возможностей делать именно то, что тебе делать нельзя. Например, кто-то предложит съехать с горки на оживлённой улице. Подобно Энн, ты не можешь не отдавать отчёта в своих действиях, пока не станет слишком поздно. Я хочу, чтобы ты не столкнулся с этими трудностями». А сейчас я хочу предложить Вам две памятки, которые, я надеюсь, помогут Вам принять правильное решение по поводу наказания ребенка.

Ситуация 3. Ребёнок постоянно опаздывает в школу: очень долго просыпается, медленно умывается и приводит себя в порядок, «возит» ложкой по тарелке. И так каждый день.

Памятка для родителей «Правильные наказания»

4. «Тебя как в зеркале я вижу…»

   Действенность личного примера как метода воспитания объясняется такой возрастной особенностью младших школьников, как подражательность. Дети фотографируют всё, что происходит в семье.

   Значит, если вы хотите, чтобы ребёнок учился любить людей, их должны полюбить, прежде всего, вы. Не осуждайте соседей, не подсмеивайтесь над знакомыми и родственниками.

   Вам не нравится, что ребёнок может что-то пообещать, а не сделать. А подумайте, всегда ли вы исполняете свои обещания по отношению к нему или близким? Ребёнок и это копирует, считая нормой. Не протестуйте, а одобряйте, если ребёнок захочет отдать что-то товарищу. Удивитесь, если услышите от сына: «Петька? А оно уже давно не ходит в школу, заболел, может, или ещё что». – «Как же так? Ведь это твой товарищ, а ты не знаешь, что с ним. Кто о нём вспомнит, уроки принесёт, если не ты? Какой у него телефон, давай позвоним».

   Есть семьи, где телевизор работает постоянно. Конечно, жить так можно. Но тогда не требуйте, чтобы ребёнок читал книги. В семье, где все любят читать, нет трудностей в приучении детей к чтению.

   Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок по утрам делал гимнастику, то объяснений, на сколько она необходима, недостаточно. Разъяснение обязательно должно быть подкреплено личным примером.

   Из приведённых примеров следует, что атмосфера семьи воспитывает.

   А теперь, работая в группах, попытайтесь разрешить типичные ситуации семейного воспитания, в которых степень воспитывающего влияния определяется тем, какую позицию займут родители.

СИТУАЦИЯ 1

   Мальчик поздно возвращается домой. Родители, заждавшись, налетают на него с упрёками и криками, не давая ему высказаться. Мальчик уходит спать, так и не объяснив ничего родителям.

   Позже раздаётся телефонный звонок, и родители узнают, что их ребёнок задержался по очень уважительной причине.

   В том, что мальчик опоздал, есть, конечно, и его вина. Но такие проблемы, как задержка после уроков или поздний приход домой, можно обсудить со своим ребёнком заранее. И не в стиле указания, а в стиле совета. Он должен понять, почему вы волнуетесь, и к чему это может привести. Главное, умейте прощать то, что прощать трудно.

 

СИТУАЦИЯ 2

   Девочки идут из школы и обсуждают, что будут делать дома. Одна из них говорит, что мам только приехала, и сейчас девочка сообщит ей новости за 3 дня.

   Но как только девочка входит домой, мама быстро спрашивает об оценках, ругает неряшливый вид и отправляет делать уроки, ссылаясь на свою усталость.

   Огорчённая девочка уходит в свою комнату.

   Важно не упустить момент, когда мы нужны детям, когда они тянутся к нам, хотят обсудить с нами важные для них вопросы.

Сколько бы ни было ситуаций, как бы вы их ни решали, помните: вам обязательно нужно остаться ребёнку другом. Не портите детям жизнь своими нотациями. Ведь ребёнок до 7 лет – царь, с 7 до 14 – слуга, а с 14 – друг.

Ситуация 3

Дочь собирается на день рождения подруги и решает подарить ей новую, довольно дорогую косметичку. Вмешивается бабушка: «Ишь чего придумала! Родители надрываются, зарабатывают, а она – подарить!» Входит мама. Как спасти ситуацию, не обидев и бабушку?

Ситуация 4

Сын, придя из школы, рассказывает о том, что несколько мальчишек из его класса поколотили одноклассника, постоянно «задиравшегося» ко всем. Какой должна быть реакция родителей?

Ситуация 5

Ваш ребёнок просит купить собаку (недорого, продаёт друг). Но у маленького брата – аллергия на шерсть животных. Отчаянию старшего нет предела. Как поступить?

 


Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь,

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.


5. Законы семьи

   Осталось «покрыть наш дом крышей».

Перед вами формула, где зашифрованы законы воспитания ребёнка в семье. Попробуйте расшифровать их.

(Работа в группах)

ЗАКОНЫ  = ЕД. ТР. +  ЗН. ПОХВ. +  ТР. УЧ. + РАЗД.  БЛАГ

 СЕМЬИ

 

Что у вас получилось? Какие законы семьи здесь зашифрованы?

 

1 закон. Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребёнку.

 

2 закон. Закон значимости похвалы ребёнка.

 

3 закон. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.

 

4 закон. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

 

   Вот мы и завершили строительство дома (Приложение 5.) и разговор о методах воспитания. Письмо отца

 Решение:

1. Использовать в воспитании детей различные методы.

2. Изучить литературу по вопросам семейного воспитания.

 

Приложение 1.

Тест «Я И МОЙ РЕБЁНОК»

 

п/п

Вопросы

 

 

МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ…

Могу

и всегда так пос-тупаю

 

3 очка

Могу, но не всегда так пос-тупаю

2 очка

Не могу

 

 

 

 

1 очко

1

В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком

 

 

 

2

Посоветоваться с ребёнком, не взирая на его возраст

 

 

 

 

3

Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему

 

 

 

4

Извиниться пред ребёнком в случае своей неправоты

 

 

 

 

5

Сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя

 

 

 

6

Поставить себя на место ребёнка

 

 

 

 

7

Поверить хотя бы на секунду, что вы – добрая фея (прекрасный принц)

 

 

 

8

Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете

 

 

 

9

Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка

 

 

 

10

Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение

 

 

 

11

Выделить ребёнку один день, чтобы он мог делать что пожелает и вести себя как захочет

 

 

 

12

Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка

 

 

 

13

Устоять против детских слёз и просьб, если вы уверены, что это только каприз

 

 

 

 

КЛЮЧ К ТЕСТУ

Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы  стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

 

Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребёнке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.

 

Число очков менее 16 говорит о том, что у вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знания, как сделать ребёнка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У. Ливингстон Ларнед «Раскаяние отца»

 

Послушай, сын. Я произношу эти слова в то время, когда ты спишь; твоя маленькая рука подложена под щечку, а вьющиеся белокурые волосы слиплись на влажном лбу. Я один прокрался в твою комнату. Несколько минут назад, когда я сидел в библиотеке и читал газету, на меня нахлынула тяжелая волна раскаяния. Я пришел к твоей кроватке с сознанием своей вины.

Вот о чем я думал, сын: я сорвал на тебе свое плохое настроение. Я выбранил тебя, когда ты одевался, чтобы идти в школу, так как ты только прикоснулся к своему лицу мокрым полотенцем. Я отчитал тебя за то, что ты не почистил ботинки. Я сердито закричал на тебя, когда ты бросил что-то из своей одежды на пол.

За завтраком я тоже к тебе придирался. Ты пролил чай. Ты жадно глотал пищу. Ты положил локти на стол. Ты слишком густо намазал хлеб маслом. А затем, когда ты отправился поиграть, а я торопился на поезд, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул: «До свидания, папа!», я же нахмурил брови и отвечал: «Распрями плечи!»

Затем, в конце дня, все началось снова. Идя по дороге домой, я заметил тебя, когда ты на коленях играл в шарики. На твоих чулках были дыры. Я унизил тебя перед товарищами, заставив идти домой впереди меня. Чулки дорого стоят ‒ и, если бы ты должен был покупать их на собственные деньги, то был бы более аккуратным! Вообрази только, сын, что это говорил твой отец!

Помнишь, как ты вошел потом в библиотеку, где я читал, ‒ робко, с болью во взгляде? Когда я мельком взглянул на тебя поверх газеты, раздраженный тем, что мне помешали, ты в нерешительности остановился у двери. «Что тебе нужно?» ‒ резко спросил я.

Ты ничего не ответил, но порывисто бросился ко мне, обнял за шею и поцеловал. Твои ручки сжали меня с любовью, которую бог вложил в твое сердце, и которую даже мое пренебрежительное отношение не смогло иссушить. А затем ты ушел, семеня ножками, вверх по лестнице.

Так вот, сын, вскоре после этого газета выскользнула из моих рук, и мною овладел ужасный, тошнотворный страх. Что со мною сделала привычка? Привычка придираться, распекать ‒ такова была моя награда тебе за то, что ты маленький мальчик. Нельзя ведь сказать, что я не любил тебя, все дело в том, что я ожидал слишком многого от юности и мерил тебя меркой своих собственных лет.

А в твоем характере так много здорового, прекрасного и искреннего. Твое маленькое сердце столь же велико, как рассвет над далекими холмами. Это проявилось в твоем стихийном порыве, когда ты бросился ко мне, чтобы поцеловать меня перед отходом ко сну. Ничто другое не имеет сегодня значения, сын. Я пришел к твоей кроватке в темноте и, пристыженный, преклонил перед тобой колени!

Это слабое искупление. Я знаю, ты не понял бы этих вещей, если бы я тебе сказал все это, когда ты проснешься. Но завтра я буду настоящим отцом! Я буду дружить с тобой, страдать, когда ты страдаешь, и смеяться, когда ты смеешься. Я прикушу свой язык, когда с него будет готово сорваться раздраженное слово. Я постоянно буду повторять как заклинание: «Он ведь только мальчик, маленький мальчик!»

Боюсь, что я мысленно видел в тебе взрослого мужчину. Однако сейчас, когда я вижу тебя, сын, устало съежившегося в твоей кроватке, я понимаю, что ты еще ребенок. Еще вчера ты был на руках у матери, и головка твоя лежала на ее плече. Я требовал слишком многого, слишком многого…

 

 

 

 

 

 

 

Памятка

 

 

Правильные наказания

Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Если есть сомнение наказывать или не наказывать, НЕ наказывайте. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай». За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый. НАКАЗАНИЕ НЕ ЗА СЧЕТ ЛЮБВИ. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды, НИКОГДА не отнимайте подаренного.

Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Дошкольник уже через час забудет про свою выходку, и будет искренне недоумевать «За что?». Запоздалое наказание не принесет пользы, а вызовет обиду, нанесет душевную травму.

Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала.

Без унижения. Что бы ни было, какая бы не была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!

Ребенок не должен бояться нашего наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения.

Нельзя наказывать и ругать: Когда ребенок болен (психика уязвима, реакции непредсказуемые); сразу после физической или душевной травмы; когда ребенок не справляется или у него что-то не получается, когда ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы; когда внутренние мотивы проступка, самого пустякового или самого страшного, нам непонятны (нужно обязательно разобраться, чем вызван проступок, может это была оборона, кто-то подговорил и т. п.); когда мы сами не в себе, устали или огорчены своими проблемами (гнев плохой советчик).

Помните о внушаемости! Ругая ребенка, не утверждайте, что он лентяй, неряха и т. д., что у него ничего не выйдет, он неисправим и т. п. Ребенок ВЕРИТ! Всякое утверждение им воспринимается однозначно, никакого переносного смысла ребенок не понимает. Оценивая – внушаем.

Соблюдайте неприкосновенность личности! Выражая неодобрение, определяйте только поступки, только конкретные действия, не прикасайтесь к личности. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты поступил жестоко». Выражайте свое отношение к поступку: «мы огорчены твоим поведением», «мне грустно, потому что ты обидел меня», «у меня испортилось настроение из-за твоего поступка».

Осторожнее с насмешками. Острое оружие. Применимо только к тем, кто обладает чувством юмора. А ваш ребенок?

Косвенное неодобрение. Рассказать о ком-то, кто поступил так же скверно, как наш ребенок. Маленькому можно в виде сказки. При этом можно сгустить краски, чтобы все было ясно. Если ребенок даже не подаст вида – не беда, поймет, хорошие шансы.

Опасайтесь двойственности! Ругаем страшными словами, а в глазах, а в интонации: «Ты же знаешь, как я тебя обожаю, что, в конце концов я тебе все позволю». Одна рука гладит, другая бьет… Прямой путь к воспитанию лицемерия. Мы хотим, чтобы наш ребенок обладал этим качеством?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я тысячу раз тебе говорила…

Я тысячу раз тебе говорила…

Сколько раз надо тебе повторять?

Сколько раз надо тебе повторять?

О чём ты только думаешь?

О чём ты только думаешь?

Все дети как дети,

а ты…

Все дети как дети,

а ты…

Давай посоветуемся.

 

Давай посоветуемся.

 

Что бы я без тебя делала.

Что бы я без тебя делала.

Как я тебе благодарна.

Как я тебе благодарна.

Я тебя люблю.

 

Я тебя люблю.

 

Вечно ты во всё лезешь!

Вечно ты во всё лезешь!

Расскажи мне, что с тобой…

Расскажи мне, что с тобой…

 

 

Приложение 5.


Родительское собрание Тема: «Методы семейного воспитания»

Родительское собрание Тема: «Методы семейного воспитания»

Вопрос, как именно можно всё это сделать, и есть вопрос метода воспитания

Вопрос, как именно можно всё это сделать, и есть вопрос метода воспитания

Рассказывая эту историю сыну или дочке, объясните, что она не принимала всерьёз предостережения взрослых, доверяла только себе

Рассказывая эту историю сыну или дочке, объясните, что она не принимала всерьёз предостережения взрослых, доверяла только себе

Главное, умейте прощать то, что прощать трудно

Главное, умейте прощать то, что прощать трудно

Закон значимости похвалы ребёнка

Закон значимости похвалы ребёнка

Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка 10

Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка 10

У. Ливингстон Ларнед «Раскаяние отца»

У. Ливингстон Ларнед «Раскаяние отца»

Памятка Правильные наказания

Памятка Правильные наказания

Осторожнее с насмешками . Острое оружие

Осторожнее с насмешками . Острое оружие

Давай посоветуемся. Давай посоветуемся

Давай посоветуемся. Давай посоветуемся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2020