Родительское собрание "Мой ребенок становится трудным"
Оценка 5

Родительское собрание "Мой ребенок становится трудным"

Оценка 5
doc
02.02.2023
Родительское собрание "Мой ребенок становится трудным"
Мой ребенок становтся трудным..doc

                                                                                                                                                                                                                                                                      

Тема «Мой ребенок становится трудным».

    Сколько человеческого счастья разбилось вдребезги

только потому, что кто- то кому-то не сказал:  «Извини»?

И. Д. Вильде

Задачи: ознакомить родителей с причинами, стимулирующими плохое поведение детей, формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребенка; развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми.

Форма проведения: дискуссионный клуб.

Вопросы для обсуждения: какого ребенка можно отнести к трудным детям; причины трудности ребенка; как вести себя с трудным ребенком; способы решения проблем в общении с ребенком.

Подготовительная работа: тестирование учащихся, подготовка притчи и рекомендаций по воспитанию трудного ребенка, подготовка мини – характеристик детей.

                                   Ход собрания

1. Вступительное слово

    Уважаемые папы и мамы!

    Я рада снова встретиться с вами. Поводом для проведения нашего собрания послужили наблюдения за учащимися нашего класса и других классов не только на уроках, но и на переменах, в неформальном общении друг с другом и вами, родителями. Многие родители, бабушки и дедушки, говоря о собственном внуке или ребенке, все чаще употребляют такую фразу: «Сладу с ним нет. Начал курить, водится с большими ребятами. Трудно с ним». Проблема детской трудности помолодела и говорить о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить, он действительно стал трудным или повзрослел. А может, он смотрит на события и людей, которые рядом с ним реальными глазами? А может, он говорит нам, взрослым, правду о нас самих, о наших взаимоотношениях?

   Наблюдения и исследовательские материалы многих психологов, работающих с трудными детьми, говорят о том, что трудный ребенок – это ребенок зачастую с высоким уровнем интеллекта и обостренным чувством справедливости. Если они выходят из повиновения, сладить с ними очень непросто.

    Но прежде всего попробуем определить, кто он – трудный ребенок? 

    Трудный ребенок ни в чем не знает меры, нарушает распорядок дня, портит домашнее имущество, издевается над младшими и стариками, дерется и издевается над другими детьми в школе, мешает проводить уроки и т.д.

    Итак, портрет трудного ребенка мы с вами определили. Давайте все вместе подумаем над причинами появления трудных детей. Для того чтобы вам было легче определить эти причины, мне хотелось бы привести материалы тестирования ваших детей по данной проблеме.

Анализ тестирования

    Родителям выдаются варианты ответов их ребенка, которые я выдаю потому, что многие из родителей считают, что эта проблема их никак не касается.

Дискуссия по теме собрания

    Затем родителям предлагаются дискуссионные вопросы для обсуждения, заявленные в самом начале собрания и зачитываются причины детской неуправляемости.

                         Причины детской неуправляемости:

1. Борьба за внимание родителей.

Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более – ребенку.

2. Борьба за самоутверждение.

    Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждет доверия к себе. Он хочет решать сам, это заложено в его природе – нельзя прожить жизнь на опыте старших.

3. Жажда мщения взрослым , окружающему миру.

    Ребенок мстит за:

  • Неверие в его способности и возможности. Это относится и к педагогам в том числе: «Ты не мог решить эту задачу! Ты списал»!
  • Сравнение не в его  пользу со старшими или младшими братьями и сестрами
  • За унижение друг друга в кругу семьи
  • За потерю одного из родителей в результате развода
  • За появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем ребенок
  • За несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми обещания
  • За родительскую ложь и хамелеонство
  • За чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу

4. Неверие в свой успех.

    Причинами неверия в свой успех могут стать: низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребенком усилий, низкая самооценка, поощряемая педагогами и семьей, плохие взаимоотношения в классе со сверстниками, откровенная изоляция ребенка, отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.

    Анализ притчи

В конце собрания анализируется притча.

 

В одной общине жили разные люди. Их объединяло стремление к самосовершенствованию. Общиной руководил Мудрый Наставник. Однажды ему необходимо было уехать на длительный срок. Вместо себя он оставил руководить общиной своего заместителя – милую и симпатичную женщину. Уезжая, он собрал всю общину и при всех вручил женщине тетрадь, в которой он попросил записывать все проступки членов общины, независимо от их значимости. Пока его не было, главным нарушителем спокойствия общины был один – единственный мальчик. Меньше всего нарушений было у заместителя.

После  возвращения из путешествия руководитель общины собрал собрание. На собрании он объявил, что хочет раздать вознаграждение за поведение членам общины во время его отсутствия. Первым он подозвал к себе мальчика и вручил ему такую пачку денег, что все оторопели. Другим он тоже выдал премии, но они были гораздо меньше, чем та, которую получил мальчик.

Меньше всех получила его заместитель. На этом собрание закончилось, и все, недоумевая, разошлись. Лишь только мальчик никак не хотел смириться с таким положением вещей. Ему не терпелось узнать, почему именно ему достались незаслуженные деньги.

С этим вопросом он пришел к наставнику. «Деньги твои. Ты их заработал. Без конфликтов, друг мой, невозможно никакое внутреннее развитие. Конфликты, причиной которых ты становился чаще других, нельзя организовать нарочно. В отличие от других, ты вел себя естественно, не оглядываясь на тетрадь, которую я дал своему заместителю. А это дорого стоит», - сказал ему наставник.

Мальчик повернулся и ушел, немногое поняв. Уже вдогонку ему, но как бы для себя, учитель сказал: «Эта история – не индульгенция для хулигана. Она для тех, кто за любым поступком видит необходимость осуждения и кары. Она для всех нас, стоящих друг к другу. В первую очередь она важна тем, кого воспитывают, а тем, кто воспитывает».

Подведение итогов.

    Родители намечают планы совместных действий по оказанию помощи тем родителям, чьи дети отнесены к разряду трудных детей.

    В числе мер предлагаются беседы с ребенком в присутствии родительского комитета, привлечение родительского комитета к посещению уроков для наблюдения за участием трудных детей в урочной деятельности, привлечение таких учащихся к участию во внеклассных мероприятиях и т. д.

    Задача родителей – проанализировать свои подходы к воспитанию, посмотреть на себя, приступая к воспитанию собственного ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Анкетирование.

Анкета для учеников.

Выберите тот ответ, который соответствует реальным ситуациям твоей жизни.

1. Если ты задерживаешься после школы, то:

а) твое объяснение опоздания выслушивают;

б) на твое опоздание не обратят внимание;

в) тебя отругают

2. Если ты получишь плохую оценку то:

а) ты сразу расскажешь об этом родителям;

б) ты расскажешь об этом, но дождешься удобной минуты;

в) ты вообще об этом не расскажешь.

3. За плохую отметку тебя:

а) отругают;

б) посочувствуют;

в) накажут

4. Если тебя родители ругают, то ты будешь:

а) молчать;

б) доказывать свою правоту, даже если ты не прав;

в) оправдываться.

5. Если тебя накажут несправедливо, ты:

а) согласишься с этим;

б) промолчишь;

в) будешь доказывать свою правоту.

6. Если тебя обидели, ты своих обидчиков:

а) простишь, если они попросят прощения

б) молча проглотишь обиду;

в) накажешь своих обидчиков при удобном случае.

7. Если у тебя на душе плохо, ты обратишься к:

а) родителям;

б) друзьям;

в) посторонним людям.

8. Если в доме гости:

а) ты вместе со всеми за столом;

б) ты в своей комнате

в) ты получаешь возможность уйти из дома.

9. Если о тебе говорят плохо, то твои родители с этим:

а) соглашаются;

б) не обращают на это внимание;

в) не соглашаются

10. Ты себя лучше чувствуешь, когда ты:

а) дома;

б) в школе;

в) среди друзей.

 Анкета для родителей.

 

·        Что вы понимаете под словами «трудный ребенок»?

·        Как вы думаете, почему ребенок становится трудным?

·        Если у вас в общении с ребенком появляются трудности, как вы их решаете?

·        Как вы считаете, для того чтобы преодолеть трудности в общении с детьми, нужны решительные меры?

·        Какие меры воспитательного воздействия вы могли бы предложить родителям, у которых есть проблемы в воспитании ребенка?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классное собрание: « Домашние задания и как мы их выполняем».

        Цель собрания:

1. Обсудить с учащимися результативность выполнения письменных и устных домашних заданий.

2. Определить причины некачественного выполнения домашних заданий отдельными учащимися.

3. Оказать поддержку и помощь учащимся в преодолении трудностей в выполнении домашних заданий.

        Предварительная подготовка к собранию:

 

1. Анкетирование учащихся

       а) Трудно ли тебе выполнять домашнее задание?

        б) Какие задания выполнять труднее, письменные или устные?

        в) Бывает ли так, что ты не выполняешь задание вообще?

        г)  Помогают ли тебе дома делать домашние задания?

        д) Нужна ли тебе помощь учителя в выполнении домашних заданий?

2. Подготовка выступлений учащихся класса по результатам проверки выполнения домашних заданий классом.

 

3. Анализ классного журнала по результатам учебных отметок за выполнение домашних заданий.

                                                

 

                                                        ХОД СОБРАНИЯ

1. Вступительное слово учителя

Учитель рассказывает о теме классного собрания и ее значении в учебной деятельности учащихся.

2. Анализ учащимися класса ответов на анкету, проводимую в классе. Обсуждение  ее результатов.

3. Выступление учащихся по результатам проверки выполнения домашних заданий ( Проверка осуществлялась в течение недели).

4. Слушаем учащихся, которые не выполняют домашние задания или выполняют их нерегулярно и небрежно.

5. Определение меры помощи учащимся, которые испытывают затруднения в выполнении домашних заданий. В целях помощи учащимся можно организовать следующие меры:

    1. Ребята класса сами предлагают, кому бы они хотели помочь в преодолении трудностей по домашним заданиям.

    2. Ребята класса разрабатывают памятки по выполнению домашних заданий.

    3. Ребята объявляются конкурс на регулярность выполнения домашних заданий.

 Учащиеся отвечают на анкеты. Вопросы анкеты необходимо напечатать и заранее раздать учащимся для обсуждения дома.

    1. В котором часу ты обедаешь?

    2. Сколько времени ты отдыхаешь?

    3. В котором часу ты начинаешь делать уроки?      

    4. Ты делаешь их сам или тебе кто-то помогает?

    5. В котором часу ты ложишься спать?

Памятка « Как выполнять домашние задания»

·        Проветри свою комнату до начала выполнения домашних заданий.

·         Выполняй задания в одно и то же время.

·         Если тебе это необходимо, включи тихую музыку.

·         Просмотри записи в дневнике. Определи, какие задания ты должен выполнить на следующий день.

·         Приготовь все принадлежности, которые необходимы тебе для выполнения домашних заданий.

·         Подумай, какое задание ты будешь выполнять первым. Начни с самого трудного, более легким заверши свою работу.

·        Отмечай в своем школьном дневнике карандашом выполненное задание.

·         Делай 10-минутный перерыв между каждым выполненным домашним заданием.

·         После подготовки уроков сложи книги и тетради в свой  портфель.

·         Проверь, все ли ты положил в портфель для следующего дня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               Родительское собрание.

Семейные традиции и способность ребенка трудиться.

Задачи: обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребенка в семье, доказать родителям необходимость формирования у ребенка потребности выполнения трудовых обязанностей в семье.

Форма проведения: беседа.

Вопросы для обсуждения: труд и его значение в жизни ребенка, значение примера семьи в воспитании трудовых навыков ребенка, трудовые усилия ребенка и их оценка в семье.

                                               Ход собрания

1. Вступительное слово.

Уважаемые папы и мамы!

Сегодняшнее собрание мы с вами посвящаем проблеме формирования у ваших детей культуры выполнения трудовых обязанностей. Очень часто мы сталкиваемся в реальной жизни с такими ситуациями, когда умные талантливые люди, состоявшиеся в своей профессии, не могут состояться в своем главном умении – умении иметь семью и быть счастливым.

    Человек, который не умеет трудиться по дому, монотонно выполнять одни и те же обязанности, не спать по ночам, качая ребенка – такой человек очень часто становится одиноким. Не  обрекаем ли мы собственных детей во взрослой жизни на страдания и одиночество, не приучая их в детстве постоянно трудиться?

   Домашний труд, домашние повседневные обязанности скучны и весьма обременительны. По статистике социологов, занимающихся проблемами семьи, женщина тратит в неделю на приготовление пищи 12 -14 часов, на стирку 6 – 8 часов, на закупку продуктов 6 -8 часов, на уборку квартиры 4-8 часов. Согласитесь, для того чтобы добровольно выполнять такие нагрузки, необходимо большое чувство, умении жертвовать своими желаниями для других людей и просто умение все перечисленные дела быстро и качественно.

    Учим ли мы этому своих детей, требуем ли мы от них неукоснительного выполнения домашних обязанностей или нас волнуют только их учебные успехи?

    Давайте обратимся к анализу ответов родителей и детей на вопросы анкет.

 

2. Анализ анкетирования.

3. Анализ ситуаций по проблеме собрания.

Ситуация 1.

Родители ссорятся. Яблоком раздора стал сын. Отец считает, что он вполне вырос, чтобы помочь отцу в строительстве дачи. Мама считает, что ребенок слишком мал для такой работы и категорически против участия сына в таких делах.

Ситуация 2.

В семье растут три сына. Отцом в доме заведена такая традиция: в субботу у мамы выходной. Она может делать то, что считает полезным для себя. Мужчины разделили между собой все обязанности по дому. Старших сыновей это иногда злит…

Ситуация 3.

В семье растет девочка. Мама с большим трудом мама заставляет ее помогать ей по дому.

Девочка аргументирует свое нежелание что – то делать тем, что в доме есть бабушка. Бабушка с охотой  выполняет все за внучку и даже обижается, если мама дает поручение дочке, а не ей.

Ситуация 4.

Мама с восторгом рассказывает о том, что ее дочка очень помогает ей присматривать за малышом. Может это делать часами. Соседки просят поделиться секретом воспитания такого внимания старшего ребенка к младшему. На что мама отвечает: «А мы с мужем решили платить ей за каждый час, проведенный с малышом. Это ведь лучше, чем платить чужому человеку».

Ситуация 5.

Пятилетний малыш с трудом тащит мусорное ведро. Соседи осуждают родителей. «Такой маленький, а уже работает. Сами родители сидят дома, могли бы не гонять маленького

ребенка».

4. Приглашение в класс учащихся.

5. Продолжение выступления классного руководителя.

Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет требовать такого же к себе отношения в будущей семье.

    С другой стороны, родители, которые позволяют своему ребенку стать потребителем, сами – ленивые люди. Ведь прививать своему ребенку трудовые навыки – тяжелый труд. Надо в начале показать, затем помочь, а потом проконтролировать. Для этого нужно делать усилия над собой, своей волей, своим мозгом; сдерживать себя,  проявляя по отношению к ребенку такт и терпение. А это, увы, не так просто. Сегодня не так просто. Проще будет тогда, когда ребенок вырастет и будет трудиться и в рабочем коллективе, и в своем доме, не испытывая психологического и душевного дискомфорта.

    Задача сегодняшнего собрания – показать вам, чего вы достигли в развитии трудовых навыков вашего ребенка, и что еще предстоит сделать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Приложение.

Анкета для родителей 1.

  • Любит ли ваш ребенок трудиться?
  • Что он любит делать по дому?
  • Может ли он выполнять работу по дому самостоятельно или только с вашей помощью?
  • Как долго может трудиться ваш ребенок?
  • Работа выполняется увлеченно или неохотно?
  • Контролируете ли вы выполнение ребенком домашней работы?
  • Поощряете ли вы ребенка за выполненную домашнюю работу?
  • Наказываете ли вы ребенка, если он выполнил работу плохо?
  • Интересуетесь ли вы трудовым участием ребенка в жизни класса?
  • Считаете ли вы необходимым трудовое участие вашего ребенка в жизни класса и школы?

Анкета для родителей 2.

Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты и отметить участие своего ребенка в обозначенных  анкетой трудовых делах.

Я знаю, что мой ребенок в школе:

Мой ребенок дома:

Дежурит по классу

Выносит мусор

Дежурит по столовой

Моет посуду

Имеет трудовые поручения

Убирает свою комнату

Участвует в трудовых делах класса

Убирает квартиру

Занимается в кружке

Делает покупки

Занимается в секции

Ухаживает за младшими

 

Анкета для учеников 1.

Дома я:

всегда

часто

иногда

никогда

Убираю свою постель

 

 

 

 

Убираю свою комнату

 

 

 

 

Мою посуду

 

 

 

 

Хожу в магазин

 

 

 

 

Стираю мелкие вещи

 

 

 

 

Помогаю в уборке квартиры

 

 

 

 

Ухаживаю за младшими

 

 

 

 

Умею кое – что готовить

 

 

 

 

Помогаю родителям по их просьбе во всех делах

 

 

 

 

Помогаю родителям на приусадебном участке

 

 

 

 

 

Анкета для учеников 2.

  • С удовольствием ли ты выполняешь домашнюю работу?
  • Что тебе нравится больше всего из домашних дел?
  • Что тебе нравится делать по дому?
  • Хвалят ли тебя за выполненную работу?
  • Если ты сделаешь что – то не так, тебя за это ругают?
  • Бывает ли так, что ты хочешь помочь, а взрослые не разрешают тебе это делать?
  • Выполняешь ли ты какую – то работу вместе с родителями?
  • Помогаешь ли ты дедушке и бабушке?
  • Как ты думаешь, домашние дела – это трудная работа?
  • Какое из последних домашних поручений было для тебя новым и необычным?

Памятка для родителей.

  • Если вы постоянно говорите дома о том, что работа для вас наказание и каторга, то как по – другому о ней будет судить ваш ребенок?
  • Если вы сами не станете для него примером в выполнении домашних дел аккуратно и постоянно, то где он сможет этому вовремя научиться?
  • Если вы не проявляете терпение в обучении ребенка домашней работе и предпочитаете все делать сами, думаете ли вы о том, что ждет его в будущем?
  • Если вы никак не реагируете на выполнение домашней работы вашим ребенком, то откуда у него появится желание делать привычные дела лучше?
  • Если вас интересуют только учебные успехи вашего ребенка, не боитесь ли вы вырастить черствого и эгоистичного человека?

Памятка для учеников.

Как развить в себе желание выполнять домашние дела.

  • Внуши себе, что твоя помощь порадует близких и дорогих тебе людей,
  • Приступая к делу, возьми себе в помощника песню. Если у тебя есть такая возможность, включи свои любимые мелодии. С ними работа веселее. Можешь даже мурлыкать себе под нос.
  • Выполни какую – то часть работы, оцени ее и похвали самого себя, полюбуйся плодами своих трудовых усилий.
  • Если немного устал, потанцуй и чуть – чуть передохни.
  • Закончив работу, еще раз посмотри, как у тебя все получилось, исправь огрехи, поохали себя за сделанное дело.
  • Напиши родителям шутливую записку. Пусть тебе ответят, узнали они свою квартиру или нет.
  • Никогда не злись по причине того, что пришлось поработать. Главное – ты сумел преодолеть себя, свою лень, свое нежелание трудиться. Значит, ты сильнее его, значит, и в любом деле у тебя все всегда получится!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Доклад по теме собрания.

    Полноценному воспитанию ребенка способствует труд. К признанию исключительной важности роли труда в формировании личности люди пришли давно. С его помощью можно сформировать у детей ка положительные, так и отрицательные качества личности. Дело не столько в труде как в таковом, сколько в его сочетании с другими видами деятельности воспитанников и в условиях, в которых он осуществляется.

    В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своей позиции и др. Родителям важно учитывать отличительные особенности трудовой деятельности: в ней происходит преобразование предметов и объектов окружающего мира, с которыми ребенок вступает в активное взаимодействие. Данная деятельность имеет практический характер, требует напряжения физических и умственных усилий; по направленности это общественно полезная деятельность.

    Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление заботы о себе, об окружающих.

    Трудовая деятельность многофункциональна. В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками.

    Основная задача семьи в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка, чтобы она оказывала на него максимальное воспитательное воздействие.

    Педагоги выделяют основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей:

- приобщение к труду через самообслуживание,

- постепенный переход от самообслуживания  к труду для других,

- постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности,

- тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений,

- организация обучения выполнению трудовых операций,

- формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему      работы,

- учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений,

- поощрение прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы,

- чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня младшего школьника.

    Основная цель домашнего труда ребенка – воспитательный эффект. Необходимо помочь ему ощутить пользу трудовых усилий, научить испытывать радость от того, что его деятельность полезна окружающим.

    Воспитательное значение труда обусловлено в значительной степени возрастными особенностями младших школьников. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих его к активной деятельности. Присущие детям младшего школьного возраста подвижность, готовность к действию, познавательная активность также способствуют привлечению детей к труду.

    Труд для ребенка не менее привлекателен, чем игра.  Главная причина этого кроется в том, что именно в труде дети могут целенаправленно изменять предметы, преобразовывать окружение по собственному плану и тем самым изменять положение среди окружающих предметов, людей.

    Дети младшего школьного возраста с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в домашней работе, но при этом их больше привлекает процессуальная сторона дела, а не результат; их трудовая активность нередко зависит от внимания окружающих и их позитивной реакции. В связи с этим необходимо предлагать ребятам разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатам деятельности. Вот почему родители должны стремиться не просто привить детям трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него. Желание повторить успех стимулирует потребность в труде.

    Важно умело реализовать воспитательный потенциал труда, который заключается в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой – то потребности влечет за собой появление новых потребностей. Следовательно, мотивом труда является получение более отдаленного продукта, а не сам процесс деятельности. «Отодвинутость» мотива от деятельности требует волевых усилий, предполагает ее целенаправленное планирование результатов, самоконтроль за ходом процесса. Именно в этом проявляется существенное отличие труда от игры, учения.

    Существуют следующие виды положительной мотивации труда: пример, интерес, долг. Побудительными мотивами детей младшего школьного возраста являются пример и интерес. Мотив долга в этом возрасте остается в качестве производного от мотивов примера и интереса и носит ярко выраженный эмоциональный характер. Мотив долга, побуждающий ребенка к самоконтролю и выполнению нелюбимых трудовых заданий, формируется на основе чувства ответственности.

    Каковы же основные педагогические требования к организации труда в семье?

    Родителям не следует приписывать процессу труда только «инструментальный» смысл, т. е. видеть в нем лишь средство к достижению какой – то нетрудовой цели. Конечно, такие мотивировки иной раз тоже нужны, и ребенок должен их освоить. Однако взрослые слишком часто злоупотребляют применением в воспитании прямолинейных схем типа: «хороший поступок (потрудился) – награда, плохой поступок –(отказался) наказание». В результате своими действиями они отдаляют ребенка от труда, превращая труд лишь в средство на пути к потреблению. При этом взрослые иногда рассуждают следующим образом: «Чем больше я смогу пообещать, тем привлекательнее для ребенка награда, тем сильнее у него разовьется потребность в труде». Но потребность как раз и не развивается; напротив, труд все больше лишается для ребенка привлекательности, рассматривается им как нечто вынужденное.

    Совсем другое дело, когда воспитатель сумеет сделать мотивом труда для малыша поиск различных способов решений какой – то задачи и выбор его личного способа действия такого, который приводил бы к наилучшим результатам. Важно дать ребенку возможность проявить себя в труде, показать смекалку, ловкость, терпение, волю, настойчивость.

    Очень полезным для ребенка станет удовольствие, если оно сопряжено с трудом, с мускульным напряжением или с работой мысли. Удовольствие, достигнутое трудовым усилием, формирует потребность. Если ребенок  получил удовольствие от того, что он проснулся вовремя, то надо сделать так, чтобы от этого удовольствия был перекинут мостик к другому усилию, ранее не практиковавшемуся.

    Слишком часто родители не замечают, как стремятся навязать ребенку свой образ мыслей и действий. Взрослые привыкли заставлять себя заниматься не совсем приятными вещами и передают ребенку свое собственное отношение к таким скучным занятиям, как мытье посуды, чистка обуви.

    Однако ребенку интересно узнать, как добиться того, чтобы тарелка под струей воды заблестела. Внутренний интерес к делам, которые взрослым кажутся незначительными, отражает знаменитое «я сам», но мы его постепенно заглушаем.

    Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является сильная опека. От поиска брошенной где попало игрушки взрослые переходят к укладыванию ранца.

    Таким образом, при воспитании трудолюбия начать необходимо с самообслуживания: терпеливо приучать ребенка умываться, пользоваться полотенцем, застегивать пуговицы, складывать игрушки и т. д.; помогать ему, пока не выработается привычка делать это самостоятельно. С возрастом сфера самообслуживания расширяется. Кроме того, необходимо приучать ребенка выполнять любую домашнюю работу, а также к мысли, что любой труд, направленный на пользу, - благороден. Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, родители воспитывают привычку трудиться, заботиться о близких. У ребенка непременно должны быть  постоянные обязанности – только при таком условии труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности. Эффективность воспитания трудолюбия обеспечивается в семьях, где каждый имеет постоянные обязанности.

    Особого внимания заслуживает проблема приобщения мальчиков к домашнему труду. Участие в домашнем труде способствует их подготовке к самостоятельной жизни.

    В трудовом воспитании детей важен пример. В семьях, где мать, вернувшись с работы, весь вечер проводит на кухне, а отец читает газету и смотрит телевизор, сложно добиться успеха.

    Трудолюбие активизирует способность детей к творческому решению самых разных жизненных задач. Как формируется эта способность?

    Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку  научиться различать понятия «можно, надо, нельзя». С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Как это сделать? Предъявите сыну или дочери условное требование: «Не будешь смотреть телевизор, пока не наведешь порядок в своей комнате». Причем родителям следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что надо, а потом то, что хочу. Приучать ребенка к слову «нельзя» - значит приучать его сдерживать свои желания, т. е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств личности.

    Следовательно, трудолюбие, положительное отношение к труду взаимосвязаны с восприятием организованности. С детских лет необходимо приучать ребенка планировать и организовывать свой труд, работать собранно, ритмично. Хороший работник обладает способностью к организации своей деятельности. Основным принципом развития способности к организации деятельности является предоставление ребенку самому, путем преодоления ошибок, осваивать всю систему организации работы.

    Целесообразно определить компоненты организованности. Прежде всего ребенок должен иметь четкое представление о цели деятельности – первый компонент. Следующим является выбор способа деятельности, предполагающий наличие представления об ее условиях. Составление программы действий – третий компонент. После реализации обязательны контроль, оценка и коррекция, т. е. проверка качества сделанного и исправление ошибок, если они допущены.

    В воспитании организованности важно привлекать детей к планированию деятельности, которая совершается вокруг, раскрывать ее внутренний смысл: зачем что – то делают, какие задачи при этом решают, как выбирается или впервые создается способ их решения, зачем нужен контроль за качеством исполнения. Ребенку необходимо ощутить себя в мире, где каждое дело не само собой совершается, а специально  организуется, требует труда. Этот аспект воспитания начинается с обсуждения с ребенком домашних дел, с чтения книг о разных видах работы и др.

    Хорошо, когда у детей с раннего возраста накапливается собственный опыт организации деятельности. Прежде всего это умение выполнить требование взрослого, простейшее его поручение. При этом важно соединить в жизни ребенка свободу его активности, значимость правил, ограничивающих эту активность, и обязательность выполнения поручения взрослого.

    Родители иногда сомневаются, в каком возрасте ребенок должен мыть посуду, выносить мусор, убирать игрушки. Однозначного ответа нет. Все зависит от способностей, интересов ребенка, состава семьи.

    Залогом успеха в воспитании трудолюбия является выработка у детей привычки выполнять определенные обязанности без напоминания взрослых. Понимание того, что обязательные, важные для всей семьи дела никто, кроме него, не сделает, способствует осознанию ребенком собственной значимости. Конечно, эта работа должна быть посильна, дети должны видеть результаты своего труда. Долг родителей – помогать, обучать труду, учитывая личные склонности.

    А сейчас обсудим следующие ситуации.

Ситуация 1.

Третьеклассница Надя взялась подметать дома пол. Но у нее нет сноровки: метет медленно, оставляет местами сор. Мать начинает нервничать, делает дочери бесконечные замечания повышенным тоном. Нервозность передается Наде. Она начинает мести еще хуже. Мать отбирает у дочери веник и заканчивает уборку, ворча: «Лучше самой сделать, чем от тебя ждать помощи». В чем состоял педагогический просчет матери? Как вы поступаете в подобных ситуациях?

Ситуация 2.

Сын часто помогал маме на кухне: мыл посуду, нарезал хлеб. Однажды отец увидел, как сын моет посуду, и сказал: «Что ты занимаешься женской работой»? С тех пор сын перестал помогать маме. Как вы оцениваете действия отца? Следует ли мальчиков приобщать к «женскому» труду?

Советы родителям.

  • Как можно раньше приобщайте детей к труду, самостоятельной деятельности, самостоятельному мышлению.
  • Реализовывать воспитательную функцию труда, стремится сделать труд детей осмысленным и одухотворенным заботой о людях, наполнять его экономическим смыслом.
  • Использовать игру – труд как средство развития активности детей, стимулирования их свободной инициативной деятельности
  • Учитывать возможности и желания детей.
  • Обучать ребенка выполнению трудового задания.
  • Практиковать в семье совместный труд детей и взрослых.
  • Усиливать содержательный аспект труда. Для этого следует отбирать содержание, отражающее новые, перспективные воспитательные задачи, реализовывать познавательный и творческий потенциал труда, раскрывать практическую значимость труда, обосновывать  творческие и достаточно сложные задачи, требующие нравственно – волевых усилий детей и развивающие в них любознательность, желание преодолевать трудности, достигать успеха.
  • При организации труда детей учитывать три уровня помощи, соответствующие трем уровням ответственности. Первый уровень – ребенку нужно помогать в выполнении работы или делать ее вместе с ним; второй – есть необходимость в контроле или напоминании; третий – ребенок выполняет работу без посторонней помощи или напоминания.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

 

 

 

  


Тема « Мой ребенок становится трудным»

Тема « Мой ребенок становится трудным»

Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые

Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые

Конфликты, причиной которых ты становился чаще других, нельзя организовать нарочно

Конфликты, причиной которых ты становился чаще других, нельзя организовать нарочно

Анкетирование. Анкета для учеников

Анкетирование. Анкета для учеников

Анкета для родителей. ·

Анкета для родителей. ·

Классное собрание: « Домашние задания и как мы их выполняем»

Классное собрание: « Домашние задания и как мы их выполняем»

Ребята класса сами предлагают, кому бы они хотели помочь в преодолении трудностей по домашним заданиям

Ребята класса сами предлагают, кому бы они хотели помочь в преодолении трудностей по домашним заданиям

Родительское собрание. Семейные традиции и способность ребенка трудиться

Родительское собрание. Семейные традиции и способность ребенка трудиться

Ситуация 4. Мама с восторгом рассказывает о том, что ее дочка очень помогает ей присматривать за малышом

Ситуация 4. Мама с восторгом рассказывает о том, что ее дочка очень помогает ей присматривать за малышом

Приложение. Анкета для родителей 1

Приложение. Анкета для родителей 1

Как ты думаешь, домашние дела – это трудная работа?

Как ты думаешь, домашние дела – это трудная работа?

Доклад по теме собрания.

Доклад по теме собрания.

Вот почему родители должны стремиться не просто привить детям трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него

Вот почему родители должны стремиться не просто привить детям трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него

С возрастом сфера самообслуживания расширяется

С возрастом сфера самообслуживания расширяется

Залогом успеха в воспитании трудолюбия является выработка у детей привычки выполнять определенные обязанности без напоминания взрослых

Залогом успеха в воспитании трудолюбия является выработка у детей привычки выполнять определенные обязанности без напоминания взрослых

Родительское собрание "Мой ребенок становится трудным"

Родительское собрание "Мой ребенок становится трудным"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2023