Родительское собрание на тему:
"Формирование читательской грамотности будущих первоклассников"
Учитель: Матросова Л.В.
ГБОУ Гимназия имени М.И.Цветаевой
Цель: представить родителям приёмы работы по формированию читательского интереса, развивающие у ребёнка старшего дошкольного возраста читательский кругозор, навыки связной речи и словарный запас.
Я к вам обращаюсь товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома-
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
С. Михалков
Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Все ценности человек черпает из книг. Литература- это «учебник жизни» как назвал ее Н. Г. Чернышевский.
Книга – источник важных знаний. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение, обогащают личность человека.
Все детские сады и школы России работают по ФГОС. Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования в отдельную образовательную область выделено «речевое развитие», которое включает в себя как приоритет: "Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов разных жанров детской литературы".
Почему же эта задача возникла как первоочередная? Проблема в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения- слушания, книга перестала быть спутником детства.
Современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги и это понятно, ведь современный мир - это мир электроники, электронных игр и современных гаджетов. Но родители должны помнить, что чтение – самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. А развитие речи ребёнка - важное условие подготовки к обучению в школе.
Кто же должен ввести ребенка в мир книги? Конечно, первоначально этим занимаются родители. С раннего детства родители читают детям стихи А.Л.Барто, К.И.Чуковского, С.Я. Маршака, знакомят с русскими народными сказками. Потом к родителям присоединяются работники дошкольных учреждений. Библиотека и школа не первый, а последующий этап формирования читателя. Поэтому задача родителей и воспитателей: сформировать интерес к чтению и потребности в чтении книг у дошкольников. Родители не должны учить ребёнка читать, его необходимо готовить к чтению.
Почему же родителям необходимо детям читать книги?
• Развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас.
• Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
• Чтение развивает мышление.
• Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира.
• Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
• Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
• Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор.
Я хочу предложить родителям тест на диагностику развития речи своих детей. Думаю, родителям будет интересно узнать, достаточно ли развит и сформирован познавательный и читательский интерес их ребенка.
Тест для родителей будущих первоклассников
• 1. Много ли ребенок задает «почемучкиных» вопросов?
• а) очень много, постоянно;
• б) довольно много, но периодами;
• в) мало.
• 2. Любит ли слушать, когда ему читают?
• а) любит и подолгу слушает;
• б) когда как;
• в) не любит.
• 3. Проявляет ли интерес к самостоятельному чтению?
• а) умеет читать и часто читает;
• б) буквы знает и читает кое-какие слова;
• в) интереса к чтению нет.
• 4. Любит ли играть в слова, проявляет ли интерес к стихам?
• а) очень любит, сам играет, экспериментирует словами, знает много стихов, сказок;
• б) по-разному;
• в) не любит стихов, не играет в слова.
• 5. Хочет ли ребенок учиться?
• а) очень хочет;
• б) хочет, но боится идти в школу;
• в) не хочет.
• 6. Есть ли у ребенка потребность к творчеству?
• а) есть;
• б) проявляется, но изредка;
• в) очень редко.
• 7. Уверен ли ребенок в своих силах?
• а) конечно, уверен;
• б) когда как;
• в) нет, не уверен.
Подводим итоги теста. 1) Если в большинстве случаев вам пришлось выбрать ответ «а» — ваш ребенок отлично подготовлен к школе, вы много делаете для его интеллектуального развития. Можете разнообразить работу с ребенком с помощью наших дальнейших рекомендаций.
2) Если в большинстве случаев вам пришлось выбрать ответ «б» — все не плохо, но вам еще есть над чем поработать с ребенком , вы можете больше делать для его интеллектуального развития с помощью наших рекомендаций.
3)Если в большинстве случаев вам пришлось выбрать ответ «в» — дело серьезное и надо принимать срочные меры в этом вам помогут наши рекомендации.
Теперь я
хочу дать рекомендации родителям по
по формированию потребности в чтении у своих детей.
Не зря С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке
“талант читателя”. Итак, родители могут использовать следующие
формы деятельности.
- Создание предметно- пространственной среды.
У каждого ребенка должен быть дома небольшой уголок, будь то полочка для книг, столик, тумбочка, шкафчик, где находятся детские книги ребенка. Этот уголок должны обязательно создать для ребенка родители вместе с детьми, это будет первая библиотека вашего ребенка. Научите ребенка поддерживать порядок в этот книжном уголке.
- Самостоятельное
рассматривание книг детьми.
Имея такой уголок, ребенок может в свободное время взять книгу, пролистать
ее, рассмотреть иллюстрации, вспомнить прочитанное мамой произведение,
"прочитать"пересказать его. А может поиграть в "Школу",
посадив свои любимые игрушки и " прочитать" сказку...
- Чтение детских книг родителями, беседы о прочитанном, обсуждение книг, героев, эпизодов.
Этот этап очень важен. Совместное чтение дает ребенку толчок к интеллектуальному развитию – развивает речь, мышление, кругозор, формирует интерес к книге, знакомит с нравственными ценностями. Малыш получает двойное удовольствие: от общения с взрослым в ходе их совместной деятельности чтения и от сюжета литературного произведения. Так, книга начинает ассоциироваться не только с источником новой информации, но и с положительными эмоциями.
- Театрализованные игры на основе литературных произведений; инсценировки; использование разных видов театров для театрализации по мотивам прочитанного.
Дети любят разыгрывать сценки, читать стихи . Родители могут предложить ребенку инсценировать сказку, подготовив костюмы героев. Большой популярностью пользуется у детей кукольный театр, театр теней. Очень интересно проходит игра на развитие воображения, творческих способностей, учит детей фантазировать, рассуждать.
- Продуктивная деятельность ребенка.
Дошкольники с удовольствием рисуют, лепят, делают поделки, аппликации. Предложите ребенку проиллюстрировать прочитанное произведение, слепить героев или сделать аппликацию к эпизоду. Дети не только проявят свои творческие способности в этой работе, но и повторят текст, перескажут произведение. Так не навязчиво происходит и процесс развития речи ребенка.
- Чтение произведения в течении длительного времени.
Родители не должны бояться книг с большим объемом текста, например, книги Н.Носова "Приключения Незнайки", "Незнайка на луне" и т.д. Просто такие книги надо читать детям постепенно: по главам, по частям, или по страницам. Детям интересно будет каждый вечер возвращаться к новым событиям, происходящими с любимыми героями.
- Посещение детской библиотеки.
Обязательно советую приобщить детей к посещению районной детской библиотеки. Приобщить к всемирному наследию человечества, научить искать нужную книгу, познакомить с правилами поведения в библиотеке.
Хочу порекомендовать родителям список произведений, которые должны знать дети, приходящие в первый класс.
Список рекомендуемой литературы для семейного чтения
А. Барто. Стихи
С. Маршак. «Разговор с первым классом», «Школьнику на память», «Важный день», «Друзья-товарищи» и др.
Е. Благинина. «Паровоз, паровоз...», «Пришла ко мне подружка...» и др..
Б. Заходер. «Про мохнатых и пернатых» и др..
С. Маршак. «Детки в клетке», «Где обедал воробей», «Детский сад. Зоосад», «В зоопарке».
Русские народные сказки
«Теремок», «Гуси-лебеди», «Репка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Колобок», «Теремок», «По щучьему велению», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Лиса и волк», «Лиса и журавль», «Заюшкина избушка» и др.
Сказки А.С.Пушкина
Сказки К.И.Чуковского
Сказки Шарля Перро, Г.Х. Андерсена
В. Сутеев. «Мешок яблок», «Дядя Миша», «Кораблик», «Палочка-выручалочка», «Кто сказал мяу?».
С. Маршак. «Сказка про козла», «Кошкин дом», «Теремок».
Л. Толстой. «Рассказы и сказки».
Подводя итог, хочу сказать : РОДИТЕЛИ ПОМНИТЕ: БУДУЩЕГО ЧИТАТЕЛЯ НЕОБХОДИМО ВОСПИТЫВАТЬ, КОГДА ОН ЕЩЕ ЯВЛЯЕТСЯ СЛУШАТЕЛЕМ!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.