Родительское собрание на тему: "Формирование читательской грамотности будущих первоклассников"
Оценка 4.6

Родительское собрание на тему: "Формирование читательской грамотности будущих первоклассников"

Оценка 4.6
docx
17.04.2020
Родительское собрание на тему: "Формирование  читательской грамотности будущих первоклассников"
file20.docx

Родительское собрание на тему:

"Формирование  читательской грамотности будущих первоклассников"

Учитель: Матросова Л.В.

ГБОУ Гимназия имени М.И.Цветаевой

 

Цель: представить  родителям приёмы работы по формированию читательского интереса, развивающие у ребёнка старшего дошкольного возраста читательский кругозор, навыки связной речи и  словарный запас.

 

Я к вам обращаюсь товарищи дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями  заходят в дома-

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

                                                                                                                                                  С. Михалков

 

       Литература имеет огромное значение в жизни  каждого человека. Все ценности человек черпает из книг. Литература- это «учебник жизни» как назвал ее Н. Г. Чернышевский.

      Книга – источник важных знаний. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение, обогащают  личность человека.

        Все детские сады и школы России работают по ФГОС. Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования в отдельную образовательную область выделено «речевое развитие», которое включает в себя как приоритет: "Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов разных жанров детской литературы".       

        Почему же эта задача возникла   как первоочередная? Проблема в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения- слушания, книга перестала быть спутником детства.

Современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги  и это понятно, ведь современный мир - это мир электроники, электронных игр  и современных гаджетов. Но родители должны помнить, что  чтение – самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. А развитие речи ребёнка - важное условие подготовки к обучению в школе.

        Кто же должен ввести ребенка в мир книги? Конечно, первоначально этим занимаются родители. С раннего детства родители читают детям стихи А.Л.Барто, К.И.Чуковского, С.Я. Маршака, знакомят с русскими народными сказками. Потом к родителям присоединяются работники дошкольных учреждений. Библиотека и школа не первый, а последующий этап формирования читателя. Поэтому задача родителей и воспитателей: сформировать интерес к чтению и потребности в чтении книг у дошкольников. Родители не должны учить ребёнка читать, его необходимо готовить к чтению.

          Почему  же родителям необходимо детям читать книги?

      Развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас.

      Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.

      Чтение развивает мышление.

      Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира.

      Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.

      Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.

      Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор.

Я хочу предложить родителям тест на диагностику развития речи своих детей. Думаю, родителям будет интересно узнать, достаточно ли   развит и сформирован  познавательный и читательский интерес  их ребенка.

 

 

Тест для родителей будущих первоклассников

      1.  Много ли ребенок задает «почемучкиных» вопросов?

           а)  очень много, постоянно;

           б)  довольно много, но периодами;

           в)   мало.

       2. Любит ли слушать, когда ему читают?

           а)  любит и подолгу слушает;

           б)  когда как;

           в)  не любит.

       3.  Проявляет ли интерес к самостоятельному чтению?

           а)  умеет читать и часто читает;

           б)  буквы знает и читает кое-какие слова;

           в) интереса к чтению нет.

       4. Любит ли играть в слова, проявляет ли интерес к стихам?

           а)  очень любит, сам играет, экспериментирует словами, знает много стихов, сказок;

           б)   по-разному;

           в)  не любит стихов, не играет в слова.

       5. Хочет ли ребенок учиться?

           а)  очень хочет;

           б)  хочет, но боится идти в школу;

           в)  не хочет.

       6. Есть ли у ребенка потребность к творчеству?

           а)  есть;

           б)  проявляется, но изредка;

           в)  очень редко.

       7. Уверен ли ребенок в своих силах?

           а)   конечно, уверен;

           б)   когда как;

           в)   нет, не уверен.

        Подводим итоги теста. 1) Если в большинстве случаев вам пришлось выбрать ответ «а» — ваш ребенок  отлично подготовлен к школе, вы много делаете для его интеллектуального развития. Можете  разнообразить работу с ребенком  с помощью наших дальнейших рекомендаций.

 2) Если в большинстве случаев вам пришлось выбрать ответ «б» — все не плохо, но вам  еще есть над чем поработать с ребенком , вы можете больше делать для его интеллектуального развития с помощью наших    рекомендаций.

3)Если в большинстве случаев вам пришлось выбрать ответ «в» — дело серьезное и надо принимать срочные меры в этом вам помогут  наши рекомендации.

               Теперь я хочу дать рекомендации родителям по
по формированию потребности в чтении у своих детей.
Не зря С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке
“талант читателя”.
Итак, родители могут  использовать следующие формы деятельности.

- Создание предметно- пространственной среды.

У каждого ребенка должен быть дома небольшой уголок, будь то полочка для книг, столик, тумбочка, шкафчик, где находятся детские книги ребенка. Этот уголок должны обязательно создать для ребенка родители вместе с детьми, это будет первая библиотека вашего ребенка. Научите ребенка поддерживать порядок в этот книжном уголке.

- Самостоятельное рассматривание книг детьми.
Имея такой уголок, ребенок может в свободное время взять книгу, пролистать ее, рассмотреть иллюстрации, вспомнить прочитанное мамой произведение,  "прочитать"пересказать его. А может поиграть в "Школу", посадив свои любимые игрушки и " прочитать" сказку...

 

- Чтение детских книг родителями, беседы о прочитанном, обсуждение книг, героев, эпизодов.

       Этот этап очень важен. Совместное чтение дает ребенку толчок к интеллектуальному развитию – развивает речь, мышление, кругозор, формирует интерес к книге, знакомит с нравственными ценностями. Малыш получает двойное удовольствие: от общения с взрослым в ходе их совместной деятельности чтения и от сюжета литературного произведения. Так, книга начинает ассоциироваться не только с источником новой информации, но и с положительными эмоциями.

- Театрализованные игры на основе литературных произведений; инсценировки; использование разных видов театров для театрализации по мотивам прочитанного.

Дети любят разыгрывать сценки, читать стихи . Родители могут предложить ребенку инсценировать сказку, подготовив костюмы героев. Большой популярностью пользуется у детей кукольный театр, театр теней. Очень интересно проходит игра на развитие воображения, творческих способностей, учит детей фантазировать, рассуждать.

- Продуктивная деятельность ребенка.

Дошкольники с удовольствием  рисуют, лепят, делают поделки, аппликации. Предложите ребенку проиллюстрировать прочитанное произведение, слепить героев или  сделать аппликацию к эпизоду. Дети не только   проявят свои творческие способности в этой работе,  но и повторят текст, перескажут произведение.  Так не навязчиво  происходит и процесс развития речи ребенка.

- Чтение произведения в течении длительного времени.

Родители не должны бояться книг с большим объемом текста, например, книги Н.Носова "Приключения Незнайки", "Незнайка на луне" и т.д. Просто такие книги надо читать детям постепенно: по главам, по частям, или по страницам. Детям интересно будет каждый вечер возвращаться к новым событиям, происходящими с любимыми героями.

- Посещение детской библиотеки.

Обязательно советую приобщить детей к посещению  районной детской  библиотеки. Приобщить к всемирному наследию человечества, научить искать нужную книгу, познакомить с правилами поведения в библиотеке.

Хочу порекомендовать родителям список произведений, которые должны знать дети, приходящие в первый класс.

 

Список рекомендуемой литературы  для семейного чтения

А. Барто. Стихи

С. Маршак. «Разговор с первым классом», «Школьнику на память», «Важный день», «Друзья-товарищи» и др.

Е. Благинина. «Паровоз, паровоз...», «Пришла ко мне подружка...» и др..

Б. Заходер. «Про мохнатых и пернатых» и др..

С. Маршак. «Детки в клетке», «Где обедал воробей», «Детский сад. Зоосад», «В зоопарке».

Русские народные сказки

«Теремок», «Гуси-лебеди», «Репка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,  «Колобок», «Теремок», «По щучьему велению», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Лиса и волк», «Лиса и журавль», «Заюшкина избушка» и др.

Сказки А.С.Пушкина

Сказки К.И.Чуковского

Сказки Шарля Перро, Г.Х. Андерсена

В. Сутеев. «Мешок яблок», «Дядя Миша», «Кораблик», «Палочка-выручалочка», «Кто сказал мяу?».

С. Маршак. «Сказка про козла», «Кошкин дом», «Теремок».

Л. Толстой. «Рассказы и сказки».

Подводя итог, хочу сказать : РОДИТЕЛИ ПОМНИТЕ: БУДУЩЕГО ЧИТАТЕЛЯ НЕОБХОДИМО ВОСПИТЫВАТЬ, КОГДА ОН ЕЩЕ ЯВЛЯЕТСЯ СЛУШАТЕЛЕМ!

 


 

Родительское собрание на тему: "Формирование читательской грамотности будущих первоклассников"

Родительское собрание на тему: "Формирование читательской грамотности будущих первоклассников"

Почему же эта задача возникла как первоочередная?

Почему же эта задача возникла как первоочередная?

Тест для родителей будущих первоклассников • 1

Тест для родителей будущих первоклассников • 1

Уверен ли ребенок в своих силах? • а) конечно, уверен; • б) когда как; • в) нет, не уверен

Уверен ли ребенок в своих силах? • а) конечно, уверен; • б) когда как; • в) нет, не уверен

Чтение детских книг родителями, беседы о прочитанном, обсуждение книг, героев, эпизодов

Чтение детских книг родителями, беседы о прочитанном, обсуждение книг, героев, эпизодов

Хочу порекомендовать родителям список произведений, которые должны знать дети, приходящие в первый класс

Хочу порекомендовать родителям список произведений, которые должны знать дети, приходящие в первый класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2020