НАКАЗАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ.
Уважаемые родители! Тема нашего сегодняшнего родительского собрания логически продолжает тему предыдущего собрания. Очень часто ребёнок становится нервным, агрессивным, неуравновешенным из –за того, что родители неумело и порой грубо используют по отношению к своему ребёнку методы наказания.
Ситуация 1.
Одна мама рассказывает другой: «Мы своего и бьём, и наказываем, а он уроки за пять минут сделает и на улицу. Вечером придёт – начинаем проверять, а он уже спит на ходу. На следующий день приходит – опять двойка».
Ситуация 2.
Родители постоянно ставили мальчика за все провинности в угол. Однажды, будучи ещё только в 4 классе, он сказал своему отцу: «Ещё раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду».
Ситуация 3.
В семье родился маленький ребёнок. Старший ребёнок – ученик 3 класса резко изменился: стал плаксивым, всё чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребёнок тоже стал предметом агрессии.
В очередной раз, когда мама просила посидеть с малышом, мальчик ответил: «Я в няньки не нанимался!» Родители были страшно возмущены, последовало наказание за провинность.
(Ответы родителей)
«Родители приходят домой злые, начинают ругаться между собой, а когда это им надоедает, набрасываются на меня и всегда выискивают, за что наказать».
Это самая уродливая форма самоутверждения. Ответить обидчику не каждый может. А тут, дома, за плотно закрытой дверью, можно дать себе волю. Можно орать, всё больше распаляя себя, и бить. Вот здесь бьют жестоко, чем попало.
Бьют от пустоты, от гулкой пустоты внутри себя. Бьют потому, что по – другому разговаривать с детьми не умеют. Слов нужных не знают, может, и сами их не слышали.
Часто можно наблюдать такую картину, как взрослые поддразнивают ребятишек. Так, не злобно, не очень всерьёз, между прочим. Спросишь:
- Что вы делаете? Объясните, почему дразните маленького».
- А знаете, очень уж на них смешно смотреть, когда они злятся… Ну прямо щенки,- ответит иной седоголовый добродушного вида дядя.
Не улыбайтесь этому человеку в ответ, не качайте понимающе головой! Разве такое поддразнивание достойно сочувствия и понимания? Взрослый заведомо пользуется своей безнаказанностью, ну что скажет ему тот малыш, которого он доводит до слёз? Ничего! Бить детей очень вредно и по медицинским показаниям. По голове – это просто преступление, вряд ли кто – то из бьющих родителей не желает видеть своё чадо умным. По рукам медики категорически бить запрещают, так как здесь много нервных окончаний, связанных с самыми различными органами. Удар по лицу унизителен, он никогда не забывается и никогда не будет прощён.
Но дело ведь не только в медицинских противопоказаниях. Смелые и благородные люди вырастают только из небитых детей. Понимаю, это рискованное утверждение, и всё- таки лишь человек, который не ждёт удара, может быть смел не только с подчинёнными, в идеях, планах, может разговаривать с людьми, не втягивая голову в плечи. Не правда, что небитый, холёный и лелеянный ребёнок не готов к превратностям судьбы, которая, как известно, бывает, и бьёт. Удары судьбы для него – это несправедливость, с которой можно побороться, которую нужно преодолеть, небитый не воспринимает их покорно, как должное, привычное. Давайте вспомним народную мудрость «Кто не возьмёт лаской, не возьмёт и строгостью…»
Александр Иванович Герцен спрашивал у современников: «… не оттого ли люди истязают детей, а иногда и больших, что их так трудно воспитывать, а сечь – так легко?» Не мстим ли мы наказанием за нашу неспособность?
А что же испытывают дети во время наказания или как «силовое воздействие», в конце концов, влияет на поведение ребёнка?
Писатель Анатолий Маркович Маркуша приводит высказывания детей:
«Пока бьют, соображаю, как бы улизнуть, и ору, чтобы они думали: вот сейчас он умрёт… А потом, как вырвусь от них, мечтаю навредить им ещё хуже. Когда – нибудь я всё-таки сожгу их дом!»
«Когда меня лупят, я рычу от злости и ненавижу их, потом мечтаю умереть, чтобы они поплакали и помучились».
«Ненавидел, ненавижу и буду ненавидеть всех, кто прикладывал ко мне руки. И вырасту – не забуду».
«При порке и вообще, когда наказывают, я не о себе думаю, а о родителях. Подлецы вы! И за что вы мне такие достались? Куда от вас деваться? Ну вырасту – поплачете вы у меня тоже».
Итак, если верить ребятам, от порок они делаются только злее, мечтают о мести, думают, как бы отвести душу на ком-то другом.
Провели мы анкетирование и среди учеников младших классов нашей школы. Оказалось, что среди учеников 2-4 классов третья часть детей страдают от порок, шлепков, подзатыльников. Орудия «силового воздействия»: ремень, веник, шнур от кипятильника, скакалка, рука.
Другие наказания: ставят в угол, не пускают гулять, не разрешают смотреть телевизор, отправляют спать и даже, что совершенно не допустимо, заставляют читать или переписывать по два листа.
За что же наказывают детей?
Вот причины, которые назвали дети: за плохую оценку, порезал клеёнку, впустил кошку, путался под ногами, поздно пришёл домой, оговаривался, разбил стекло, взял без спроса, дрался, курил, пришёл грязный, намусорил, не помыл посуду, ходил раздетый и т. д.
Все мальчики и девочки, которые поведали о своих переживаниях во время порки, не горевали о том, что ремнём больнее, чем рукой, а прыгалками ещё хуже. Их не боль угнетает, а пренебрежение, сам факт насилия. Больше боли – обида, страшнее страха – унижение. Вот что надо понять взрослым.
Итак, порки, подзатыльники ничего не улучшают, ничего не исправляют и не налаживают, а вызывают озлобление, нарушают естественный процесс формирования личности, словом, портят.
Но бывают всё – таки особые, из ряда вон выходящие обстоятельства, когда все слова бессильны!
Если ребёнок обрывает крылышки бабочке, если он истязает щенка, мучает котёнка, не церемоньтесь, дайте по рукам мучителю как следует! Боль – за боль! Может, воспоминание о справедливом возмездии остановит, сдержит в другой раз маленького садиста и тем самым спасёт его.
А вообще – не бить! А какие все-таки наказания допустимы?
Самая эффективная мера воздействия на провинившегося ребёнка – это ваше временное пренебрежение общением с ним, лишение своего доверия: «Ты сделал то-то и то-то, хотя прекрасно знал: так нельзя, и разговаривать мне с тобой не о чем».
Далее следует полоса отчуждения. Будто его и нет рядом. Его слова пропускайте мимо ушей. Его искательные улыбки не замечайте. Пусть попереживает. Иногда полезно сказать маленькому человеку так: «Ты меня разочаровал потому – то и потому – то, придётся мне одному идти в гости и т. д.»
И выдержать характер, не брать с собой провинившегося. Весь фокус туту не в лишении ребёнка чего- желанного, а в том, что вы отказываетесь разделить с ним радость.
Дети, особенно маленькие, очень быстро усваивают, что чем громче они кричат: «Мама, я больше не буду… Прости меня, мамочка, я никогда так больше не буду!» - тем быстрее им отпускают грехи. Есть даже такие ребята, у которых это причитание превращается в условный рефлекс – шкодит и кричит, кричит во всё горло: « Больше не буду, прости, больше никогда не буду!» Не торопитесь с прощением. Раз, два, три поторопитесь, а там, глядишь, ваш сообразительный ребёнок, не успев выпутаться из одного проступка, будет смело делать новый, совершенно точно зная: стоит только попросить о прощении – и прощение будет получено. Вообще не обязательно требовать от детей словесных извинений. Искупать вину можно и нужно делами, поступками. Сломал – почини. Не исполнил – исполни. Шумел, мешал другим – покажи ( и в течение не 5 минут, а достаточно продолжительного времени), что ты научился считаться с удобствами других и можешь, когда надо, ходить на цыпочках и разговаривать шёпотом…
Проблемы воспитания неисчерпаемы, как море. И никому не дано предусмотреть все возможные повороты, варианты, тонкости, какие могут возникнуть в наших отношениях с детьми.
1. Не спешите наказывать. Горячность – плохая помощница воспитателя.
2. Не откладывайте наказание на слишком долгие сроки, иначе наказание превратится в месть. А месть всегда недостойна человека.
3. Есть дети, которых не возьмёшь ни наказанием, ни добром, но
великодушное отношение в конце концов спасёт их.
Желаю вам всегда находить с детьми общий язык!
Полезные советы:
1. Дети в шесть – семь лет не любят мыть посуду, потому что в этом возрасте они брезгливы. Купите специальную щётку… или подождите несколько лет.
2. Когда ребёнок неправильно произносит слово, не говорите, что он ошибся, не стыдите, а тут же, без нравоучительной интонации, произнесите это слово правильно, и так каждый раз.
3. Иногда дети о чём – то спрашивают родителей из другой комнаты. Не отвечайте, если же ребёнок придёт и спросит: «Ты что, не слышишь?» - скажите: «Когда со мной говорят из другой комнаты - не слышу».
4. Когда вы вместе с детьми смотрите телевизор и в фильме не скромные на ваш взгляд сцены, не позволяйте себе никаких замечаний, смотрите как ни в чём не бывало.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.