Настольная игра «Dixit» в работе педагога-психолога
Вспомните своё детство. Наверное, у каждого из нас была хотя бы одна настольная игра. Настольные игры – это где фишки? Кубики? Карточки? Момент победы: кто первый дошел до финиша или кто больше набрал очков? Может быть… Но это не главное. Время общих развлечений с родителями или с друзьями остались в памяти как лучшие мгновения. Вряд ли тогда в детстве мы задумывались, зачем же нужны настольные игры? Попробуйте сейчас будучи взрослым и умудренным жизненный опытом (каждый своим – и по содержанию, и по объему) ответить на этот вопрос. А ответ прост: они нужны, чтобы общаться, чтобы лучше понимать друг друга, чтобы уметь побеждать и уметь пережить поражение.
Одними из лучших психологических упражнений всегда были и остаются игры. При этом психологические игры актуальны и для детей, и для взрослых. Именно поэтому настольные игры сочетают в себе и игровые элементы, и психологическое содержание.
Карты «Dixit» в работе педагога-психолога
Карточки – это трамплин для проявления фантазии, запускающий причудливые ассоциации, приводящие к неожиданным открытиям (Г.Кац, Е.Мухаматулина «Метафорические карты»)
Настольная игра Диксит (Dixit) — оригинальная, красивая и очень глубокая с точки зрения психологии игра в ассоциации. Суть Диксита можно описать одной фразой: «один рисунок стоит тысячи слов»! Ведь главное в настольной игре Диксит – иллюстрации. Тысяча людей увидит картинку на любой из карт и ни разу образы, мысли, чувства, что придут на ум, не повторятся. На этом и построена настольная игра.
Ход игры:
Каждому участнику раздаётся по 6 карт. Все игроки по очереди выполняют роль ведущего. Ведущий выбирает одну из своих карт и придумывает к ней ассоциацию. Это может быть фраза, слово, строчка из песни, жест и даже мелодия! Словом всё, что придет в голову.
Остальные участники выбирают одну из своих карт, подходящую под сказанное. Карта ведущего и все выбранные игроками карты перемешиваются и выкладываются на стол. И вот на столе несколько карт, прекрасно подходящих к описанию ведущего.
Теперь игрокам надо догадаться, какую из карт загадал ведущий, и тайно проголосовать за неё. У каждого есть жетоны голосов, которые выкладываются взакрытую и затем вскрываются.
Этот момент самый интересный: столько нового узнаешь о близких людях или вдруг обнаруживаешь родство душ с совершенно незнакомым человеком! Очень часто игроки просят объяснить ведущего, какими мыслями он руководствовался при выборе карты и ассоциации к ней. Так можно лучше узнать человека, познакомиться со стилем его мышления, мечтами, идеями. «Dixit» позволяет заглянуть во Внутренний мир человека.
Диксит является не просто настольной игрой, это одновременно психологический инструмент. Подбирая ассоциации к метафорическим иллюстрациям, у человека рождаются образы, создается связь между внутренним и внешним миром. Как все метафорические (ассоциативные) карты – это проективная методика: важен не заложенный изначально исследователями смысл, а душевный отклик каждого отдельного человека на попавшуюся ему картинку. В одной и той же картинке разные люди увидят совершенно разные образы, в ответ на стимул вынесут всякий свое внутреннее содержание актуальных переживаний.
Воспринимая зрительные метафорические образы, в человеческом сознании значительно понижается уровень цензуры, снижается критичность мышления, что позволяет обходить психологическую защиту игрока, особенно «рассказчика». Таким образом, Диксит, предоставляет широкие возможности для налаживания коллективных взаимоотношений, раскрытия внутренних ресурсов, коммуникации, создания атмосферы доверия и сотрудничества.
Далее мне хотелось бы поделиться, как можно применять карты настольной игры «Dixit» в работе педагога-психолога. Сразу оговорюсь, что игры и упражнения не являются моими, а взяты из инструкций и методических руководств к другим колодам карт, которые есть в моем арсенале.
Проективные карты в работе с детьми
Игра «Сказка на всех»
Ведущий (взрослый) первым вытягивает карту из колоды и начинает сочинять сказку, следом каждый ребенок вытаскивает по карте и добавляет что-то свое в содержание сказки, в разворот ее событий.
Упражнение «Встреча»
Для выполнения упражнения необходимы листы бумаги (не меньше А3), краски и кисти. Игроки вытягивают «вслепую» по карте из колоды и кладут ее на листе бумаги изображением вверх каждый со своей стороны. Используя краски, участникам нужно дорисовать то, что изображено на их карте, заполняя все пространство листа. Когда вся картина нарисована, можно убрать карты и зарисовать оставшееся от них место.
Примечание: для психолога важен процесс взаимодействия рисующих участников, как встречаются, как делят территорию.
Проективные карты в работе с родителями
Помните известную фразу из к/ф «Доживем до понедельника»: «Счастье – это когда тебя понимают»? Понимание – может и не достаточное условие счастья, но необходимое. Особенно актуально понимание как базовый элемент счастья в семье: между родителями и детьми. Ассоциативные (метафорические, проективные) карты – инструмент, который может помочь в решении проблем взаимопонимания.
Если работа с картами имеет диагностический характер, целесообразно после первой же работы с ребенком пригласить родителя. Ему предлагается та же работа, что и ребенку, однако там, где ребенок выбирал себя, родитель выбирает из колоды своего ребенка, пытаясь «угадать», какую карту мог бы выбрать его ребенок. Родитель высказывает то, с чем ассоциируется данный выбор. Таким образом, наглядно прослеживается то, как видит в системе семьи себя сам ребенок и то, каким его видит родитель. Это также помогает услышать то, что родитель, возможно, не счел нужным освещать, придя на консультацию, но имеющее важное отношение для решения существующей проблемы.
Проективные карты в работе с педагогами
Упражнения с ассоциативными картами можно включать во все структурные элементы тренинга для педагогов: в качестве «ледоколов», выявления ожиданий участников, их представления о себе, статусе, роли в коллективе, для обучающих игр, демонстраций, мозгового штурма, сбора обратной связи и завершения тренинга.
Пример упражнения для тренинговой работы с педагогами «Разные ученики».
Необходимо разложить карты колоды картинкой вверх. После выполнения первой половины упражнения перевернуть карты картинкой вниз и перемешать. Вторую часть карт педагоги вытягивают вслепую.
Инструкция участникам: выберите четыре карты, которые представят ученика в следующих ролях:
1. Идеальный ученик (как модель, эталон);
2. Успешный ученик (отличник/хорошист);
3. Неуспевающий ученик;
4.Ученик (как Ребенок, Личность).
Обсудите значение карт и причины их выбора в парах. По завершении обсуждения выберите еще четыре карты интуитивно, это будет ваш бессознательный выбор. Обсудите карты второго круга в парах, затем в общем кругу. Вопросы для обсуждения: Что объединяет все карты первого сознательного выбора? Где сознательный и бессознательный выбор сходятся, а где противоречат друг другу? Всегда ли удается в ученике видеть личность?
В заключение хочу привести слова Г.Кац, Е.Мухаматулиной «Карты – это психологическое зеркало, отражающее состояние и проблемы людей, с которыми работает психолог, это всегда приглашение к рассказу – о вымышленных событиях или реальных, не важно. Важно, что это рассказ о Человеке. Надо только научиться этот рассказ слышать». Карты «Dixit» – это инструмент для диагностической и терапевтической работы. Используя их в работе или просто в игре с ребенком, каждый раз открываю нечто новое.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.