Родительское собрание в 1классе
Итоги обучения за I четверть 2020-2021 учебного года»
- Образование детей – это наше общее
дело. Давайте, подытожим проделанный нами путь, длиною в одну, первую учебную
четверть.
– Итак, тема нашего собрания : «Итоги за первую четверть 2020--2021 учебного
года».
– В 1 четверти перед нами стояли следующие задачи:
Основная задача школы – научить ребенка учиться.
Поскольку в 1 классе безотметочная система обучения, я попробую вам охарактеризовать словами успехи ваших детей. Первый год обучения трудный для ребенка.
Особенно первые недели обучения. Они характеризуются достаточно низким уровнем и неустойчивостью работоспособности.
По интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в процессе учебных занятий в первые недели обучения, учебную нагрузку можно сравнить с воздействием на взрослый, хорошо тренированный организм экстремальных нагрузок. Только на 5-6 неделе обучения постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показатели работоспособности, наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением.
Если спросить у специалиста по дошкольному воспитанию, каковы наиболее характерные черты шестилетнего ребенка, какова его ведущая деятельность, то мы услышим, что шестилетка – старший дошкольник, его развитие определяется игровой деятельностью, хотя и теряющей уже свое значение.
Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, что игровая деятельность является свободной, а учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребенка. Следует отметить так же и то, что переход ребенка от игровой деятельности к учебной осуществляется не по его воле, не естественным для него путем, а как бы “навязан” ему сверху.
Среди пришедших в школу детей есть дети учебного типа. Они уже готовы к деловому сотрудничеству. Они легко принимают задание, не видоизменяют его в процессе выполнения, как правило, легко следуют указаниям, обращенным ко всему классу.
Дети предучебного типа «почти готовы » к деловому сотрудничеству. Их отличает от подлинных учеников необходимость участия взрослого в их работе. Они так же хорошо работают, но в индивидуальном режиме. Им, как правило, лучше удается действовать, если общее указание продублировано уточнением, обращенным лично к ребенку. Они быстро включаются в общую работу, но поначалу требуют держать их в поле постоянного внимания.
Дети дошкольного типа не готовы к школе, даже если обнаруживают высокий уровень !! интеллектуальной готовности и желание идти в школу. Их отличает склонность подменять общее задание своим собственным. Например, взяв цветной карандаш, чтобы выделить звуки в слове, они могут начать рисовать. Даже при высоком интеллектуальном уровне общие задания ими не выполняются.
Среди поступающих в первый класс всегда есть дети, склонные переводить содержательную ситуацию в коммуникативную. После указания учителя они могут начать его комментировать, обращаясь к взрослому, а не кодноклассникам. Чаще у таких детей плохо сформирована способность к сотрудничеству со сверстниками. Стремление перевести работу в разговор на отвлеченные темы может быть свидетельством повышенной тревоги относительно школьных успехов. Боясь быть «неуспешным», ребенок пытается отвлечь взрослого от опасности учебного содержания.
Дети дошкольного, псевдоучебного, коммуникативного типов в целом адаптируются к школе и учатся работать вместе с остальными в русле общих мероприятий по организации образовательного процесса
Сейчас ещё идет время адаптации детей, этот период может длиться от 2 до 4 месяцев, в крайних случаях до полугода, всё индивидуально. Значительная часть детей адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.
Другим детям требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требование учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.
Дети активны. Совсем пассивных нет. На одном уроке работают, руку поднимают, на другом отдыхают. Есть ребята, которые на уроке, чтобы привлечь внимание, почувствовать себя учеником, поднимают руку, а ответа не знают. Есть, наоборот, знают, но руку не поднимают. Происходит развитие навыков самоорганизации и подчинения общему правилу.
На уроках проблем с дисциплиной нет. На перемене, когда происходит разрядка напряжения: в основном все бегают, кричат. Приходится сдерживать двигательную активности ребенка. Возраст 7-8 лет является периодом в жизни человека, создающим наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения для усвоения моральных норм и правил и к их повседневному выполнению.
- Активный период обучения должен начинаться после “острого” периода адаптации.
В течение 1 четверти на уроках чтения
Наблюдали за особенностями устной и письменной речи.
Составляли самостоятельно и под диктовку схемы простых предложений различной распространенности.
Придумывали предложения с опорой на рисунки и схемы.
Определяли количество слов в предложении, количество предложений в тексте.
Читали и сравнивали предложения с разной интонацией. Читали и правильно интонировали предложения.
Читали предложения, перемещая логическое ударение.
Выбирали из текста предложение, соответствующее данной схеме.
Соотносили название изображенного предмета со схемой слова, обозначающего этот предмет. Скандировали по слогам слова-предложения.
Определяли количество слогов в словах и ставили в словах ударения.
Наблюдали за количеством слогов и количеством гласных звуков в слове.
Определяли наличие в звучащем слове твёрдого и мягкого звуков.
Различали слоги и слова, слова и предложения.
Контролировали свою работу по разгадыванию загадок, соотнося слова-отгадки с их звуковыми моделями.
Подбирали к звуковым моделям соответствующие слова.
Наблюдали за многозначностью слов с опорой на иллюстрации.
Выделяли среди слов имена людей.
Сопоставляли похожие по написанию, но разные по значению слова.
Дополняли слоги до слов.
Расшифровывали буквенную символику.
Анализировали звуковой и буквенный составы слов.
Учились распределять роли и очередность действий при работе
. Наблюдали за изменением значения слова при замене буквы в слове.
Наблюдали за изменением смысла слова при замене и сокращении букв в словах (при решении ребусов)
Сравнивали звучание рифмующихся слогов и слов.
Проговаривали чистоговорки.
На уроках письма
Учили гигиене письма.
Следили за положением ручки при письме, посадкой за столом.,
Учились ориентироваться в разлиновке прописи, различать рабочую и дополнительную строчки, соблюдать наклон при письме.
Тренировались в написании крючков.
Выполняли работу по образцу.
Сравнивали выполненную работу с образцом, находили несовпадения.
Сопоставляли похожие элементы прописных букв, находили сходства и различия в их написании.
Старались контролировать расстояние между элементами во время их написания. Анализировали образцы письма: находили места соединения элементов в букве и в слове, находили усвоенные элементы в незнакомых буквах, обозначали их условными значками. Учились ориентироваться в тетради товарища при обмене тетрадями (работа в паре). Проверяли выполнение задания товарищем при работе в парах, учились корректно сообщать об ошибках товарища.
Комментировали вслух написание изученных элементов, слов, предложений. Классифицировали печатные и письменные буквы.
Писали слоги и слова по образцу (по пунктиру и самостоятельно).
Наблюдали за изменением слов в предложении (по родам).
Объясняли смысл пословиц.
Анализировали образцы письма, вычленяли все мелкие элементы предложенного слова. Дописывали деформированные слова.
Находили заданную букву в таблице.
На уроках математики
Соотносили количество предметов на рисунке и количество символов в тетради, названия чисел с количеством предметов и с цифрами, положение чисел в таблице и схем, задающих порядок движения по клеткам таблицы
Сравнивали форму, цвет, размер изображённых предметов.
Сравнивали числа от 1 до 10 1) разбивая предметы в группах на пары, 2) с помощью числового ряда.
Сравнивать «на глаз» длины отрезков на бумаге в клетку.
Моделировали геометрические фигуры(треугольник, четырёхугольник)
Выявляли закономерности.
Тренировались в письме цифр.
Определяли положение фигур в таблице, чисел в числовом ряду с помощью слов (после, перед, за, между).
Учились использовать порядковые числительные в речи, прогнозировать результат игры (в паре) и выстраивать стратегию игры.
Читать равенства и неравенства, использовали знаки >, <, = при письменной записи равенств и неравенств.
Увеличивали и уменьшали число на 1, называя следующее и предыдущее число.
Восстанавливали пропущенные числа в числовом ряду.
Определяли с опорой на рисунки, на сколько больше (меньше) предметов в одной группе по сравнению с другой.
Наблюдали на рисунках и схемах закономерность увеличения и уменьшения чисел в числовом ряду, учились делать выводы.
Распре5деляли роли и старались соблюдать очерёдность действий при выполнении заданий в паре
Наблюдали за свойствами геометрических фигур, определяли сходства и различия, делали выводы.
Строили симметричное изображение на бумаге в клетку.Н Учились ориентироваться на листе бумаги, выполняя указания учителя.
Описывали линии, используя слова прямые, кривые, пересекаются, не пересекаются.
Для формирования у
первоклассников позитивного отношения к предмету «математика» важное значение
приобретают первые уроки. Вот почему в этой книге особое внимание уделяется
началуизучениякурса.
Естественно,
что ни семья, ни детский сад не могут дать всем 6—7-летним детям одинаковой
подготовки для успешного обучения в школе и усвоения начальных математических
знаний. Неоднородность состава учащихся 1 класса по подготовленности к школе
обуславливает необходимость проведения специальных подготовительных занятий.
Поэтому
традиционно всякий учебник по математике для 1 класса начинается с так
называемого дочислового периода. В нашем учебнике этот раздел называется
«Сравнение и счет предметов».
При изучении
этого материала перед учителем стоит целый ряд весьма важных задач, связанных с
выявлением и уточнением уровня математических знаний и представлений учащихся о
количественном и порядковом значении числа, умением распознавать на моделях и
чертеже основные геометрические фигуры (круг, квадрат и треугольник),
ознакомлением с отношениями «больше», «меньше», «столько же», уточнением
пространственных и временных соотношений, закреплением умения вести счет в
пределах 10 (как прямой, так и обратный).
Принципиальное
отличие предлагаемой методики состоит в том, что обучение с ориентацией на
жизненный опыт учащихся заключается не в прямой пролонгации «дошкольной
математики», как это часто бывает в традиционных курсах. Учебник предусматривает
не только уточнение имеющихся знаний, но и продвижение ребенка именно в том
направлении общего развития, которое является недостаточным, но к чему он
внутренне готов из опыта его личных взаимоотношений с окружающими и
сотрудничества в детском коллективе.
Так, уже с
первых уроков учащимся предлагаются новые сведения о форме и величине
предметов, их сравнении и упорядочивании, о сравнении численностей множеств и
способах их уравнивания, о разбиении множества на части и сравнении численностей
множеств, о взаимном расположении точек и линий.
Особенно
важным в этот период является развитие речи малыша, способности объяснять и
рассуждать. Материал учебника для первых уроков призван решать и эту проблему:
здесь и «чтение» стрелочного письма, и различного рода задания на моделирование
и схематизацию пространственных отношений «между», «вне», «внутри» и т. д.
Надо
сказать, что буквально с первых уроков идет подготовка к изучению величин:
длина, масса и емкость. В процессе выполнения заданий на сравнение предметов по
величине и измерение длин различными мерками у учащихся расширяются
представления о числе. Они убеждаются, что числа получаются не только в
результате пересчета элементов конечных предметных множеств, но и в результате
измерения величин.
Известно,
что счет возникает и применяется на сравнительно высоком уровне развития
математических элементов мышления. Ему предшествует несколько ступеней
усовершенствования логических суждений, связанных с рассмотрением конечных
совокупностей предметов и приемами выделения этих совокупностей. В этой связи в
первый раздел учебника включены упражнения на умение выделять свойства
предметов (форма, размер, материал, назначение и т. д.), сравнивать и
упорядочивать предметы по величине, группировать предметы по выделенному
признаку, устанавливать соответствие между конкретными конечными группами
предметов, сравнивать численности конечных множеств путем установления
соответствия между их элементами.
Лишь в
результате выполнения операций сравнения и сопоставления предметов и их
совокупностей, упорядочивания и восстановления целостности множества и развития
сопровождающей эту деятельность речи у ребенка вырабатывается среди прочих
способность создавать абстракции, необходимые для счета.
На уроках окружающего мира.
Рассказывали, что изображено на иллюстрации в учебнике.
Отвечали на вопросы учителя (с опорой на иллюстрации).
Сопоставляли признаки предметов и явлений, определяли сходства и различия.
Группировали предметы по заданному признаку.
Устанавливали правильную последовательность событий (с опорой на рисунки).
Называли признаки осени.
Составляли устные рассказы из 2-3 предложений (по заданной теме).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.