Родительское собрание по педагогическим проблемам их детей. Кризис 6-7 летнего возраста.

  • docx
  • 27.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Собрание 1 класс 1 четверть.docx

Родительское собрание в 1классе

Итоги обучения  за I четверть 2020-2021 учебного года»

 

- Образование детей – это наше  общее дело. Давайте, подытожим проделанный нами путь, длиною в одну, первую учебную четверть.
– Итак, тема нашего собрания : «Итоги за первую четверть 2020--2021 учебного года».

– В 1 четверти перед нами стояли следующие задачи:

  • Рождение коллектива.
  • Установление традиций.
  • Правила общения.
  • Правила культурного поведения.

Основная задача школы – научить ребенка учиться.

       Поскольку в  1 классе безотметочная  система обучения, я попробую вам охарактеризовать словами успехи ваших детей. Первый год обучения  трудный для ребенка.

 Особенно  первые недели обучения.  Они характеризуются  достаточно низким уровнем и неустойчивостью работоспособности.

По интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в процессе учебных занятий в первые недели обучения, учебную нагрузку можно сравнить с воздействием на взрослый, хорошо тренированный организм экстремальных нагрузок. Только на 5-6 неделе обучения постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показатели работоспособности,  наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением.

        Если спросить у специалиста по дошкольному воспитанию, каковы наиболее характерные черты шестилетнего ребенка, какова его ведущая деятельность, то мы услышим, что шестилетка – старший дошкольник, его развитие определяется игровой деятельностью, хотя и теряющей уже свое значение.

 Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, что игровая деятельность является свободной, а учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребенка. Следует отметить так же и то, что  переход ребенка от игровой деятельности к учебной осуществляется не по его воле, не естественным для него путем, а как бы “навязан” ему сверху.

Среди пришедших в школу детей есть дети учебного типа. Они уже готовы к деловому сотрудничеству. Они легко принимают задание, не видоизменяют его в процессе выполнения, как правило, легко следуют указаниям, обращенным ко всему  классу.

 

Дети предучебного типа «почти готовы » к деловому сотрудничеству. Их отличает от подлинных учеников необходимость участия взрослого в их работе. Они так же хорошо работают, но в индивидуальном режиме. Им, как правило, лучше удается действовать, если общее указание продублировано уточнением, обращенным лично к ребенку. Они быстро включаются в общую работу, но поначалу требуют держать их в поле постоянного внимания.

Дети дошкольного типа не готовы к школе, даже если обнаруживают высокий уровень !! интеллектуальной готовности и желание идти в школу. Их отличает склонность подменять общее задание своим собственным. Например, взяв цветной карандаш, чтобы выделить звуки в слове, они могут начать рисовать. Даже при высоком интеллектуальном уровне  общие задания ими не выполняются.

Среди поступающих в первый класс всегда есть дети, склонные переводить содержательную ситуацию в коммуникативную. После указания учителя они могут начать его комментировать, обращаясь к взрослому, а не кодноклассникам. Чаще у таких детей плохо сформирована способность к сотрудничеству со сверстниками. Стремление перевести работу в разговор на отвлеченные темы может быть свидетельством повышенной тревоги относительно школьных успехов. Боясь быть «неуспешным», ребенок пытается отвлечь взрослого от опасности учебного содержания.

Дети дошкольного, псевдоучебного, коммуникативного типов в целом адаптируются к школе и учатся работать вместе с остальными в русле общих мероприятий по организации образовательного процесса

 

        Сейчас ещё идет время адаптации детей, этот период может длиться от 2  до 4 месяцев, в крайних случаях до полугода, всё индивидуально. Значительная часть детей  адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

 Другим детям  требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требование учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.

Дети активны. Совсем пассивных  нет.  На одном уроке работают, руку поднимают, на другом отдыхают. Есть ребята, которые на уроке, чтобы привлечь внимание, почувствовать себя учеником, поднимают руку, а ответа не знают. Есть, наоборот, знают, но руку не поднимают. Происходит развитие навыков самоорганизации и подчинения общему правилу.

    На уроках проблем с дисциплиной нет. На перемене, когда  происходит разрядка напряжения: в основном все  бегают,  кричат.  Приходится   сдерживать  двигательную  активности  ребенка.  Возраст 7-8 лет является периодом в жизни человека, создающим наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения  для усвоения моральных норм и правил и к их повседневному выполнению.

 

 

     - Активный период обучения должен начинаться после “острого” периода адаптации.

 

      В течение 1 четверти на уроках чтения  

Наблюдали за особенностями устной и письменной речи.

 Составляли самостоятельно и под диктовку схемы простых предложений различной распространенности.

 Придумывали предложения с опорой на рисунки и схемы.

 Определяли количество слов в предложении,  количество предложений в тексте.

 Читали и сравнивали предложения с разной интонацией. Читали и правильно интонировали предложения.

 Читали  предложения, перемещая логическое ударение.

 Выбирали из текста предложение, соответствующее данной схеме.

 Соотносили название изображенного предмета со схемой слова, обозначающего этот предмет. Скандировали по слогам слова-предложения.

 Определяли количество слогов в словах и ставили в словах ударения.

Наблюдали за количеством слогов и количеством гласных звуков в слове.

 Определяли  наличие в звучащем слове твёрдого  и мягкого звуков.

 Различали слоги и слова, слова и предложения.

Контролировали свою работу по разгадыванию загадок, соотнося слова-отгадки с их звуковыми моделями.

Подбирали  к звуковым моделям соответствующие слова.

  Наблюдали за многозначностью слов с опорой на иллюстрации.

 Выделяли  среди слов имена людей.

 Сопоставляли  похожие по написанию, но разные по значению слова.

Дополняли слоги до слов.

Расшифровывали буквенную символику.

 Анализировали звуковой и буквенный составы слов.

 Учились  распределять роли и очередность действий при работе

. Наблюдали за изменением значения слова при замене буквы в слове.

 Наблюдали  за изменением смысла слова при  замене и сокращении букв в словах (при решении ребусов)

 Сравнивали  звучание рифмующихся слогов и слов.

  Проговаривали  чистоговорки.

     На уроках письма

 Учили гигиене письма.

Следили  за положением ручки при письме, посадкой за столом.,

Учились ориентироваться в разлиновке прописи, различать рабочую и дополнительную строчки,  соблюдать наклон при письме.

Тренировались  в написании крючков.

Выполняли работу по образцу.

 Сравнивали  выполненную работу с образцом, находили  несовпадения.

 Сопоставляли похожие элементы прописных букв, находили сходства и различия в их написании.

 Старались контролировать расстояние между элементами во время их написания. Анализировали образцы письма: находили места соединения элементов в букве и в слове, находили  усвоенные элементы в незнакомых буквах, обозначали их условными значками. Учились ориентироваться в тетради товарища при обмене тетрадями (работа в паре).  Проверяли выполнение задания товарищем при работе в парах, учились корректно сообщать об ошибках товарища.

 Комментировали вслух написание изученных элементов, слов, предложений. Классифицировали печатные и письменные буквы.

 Писали  слоги и слова по образцу (по пунктиру и самостоятельно).

 Наблюдали за изменением слов в предложении (по родам).

 Объясняли смысл пословиц.

 Анализировали  образцы  письма, вычленяли все мелкие элементы предложенного слова. Дописывали  деформированные слова.

 Находили  заданную букву в таблице.

На уроках математики

Соотносили количество предметов на рисунке и количество символов в тетради, названия чисел с количеством предметов и с цифрами, положение чисел в таблице и схем, задающих порядок движения по клеткам таблицы

Сравнивали форму, цвет, размер изображённых предметов.

Сравнивали числа от 1 до 10 1) разбивая предметы в группах на пары, 2) с помощью числового ряда.

Сравнивать «на глаз» длины отрезков на бумаге в клетку.

Моделировали геометрические фигуры(треугольник, четырёхугольник)

 Выявляли закономерности.

 Тренировались в  письме цифр.

Определяли положение фигур в таблице, чисел в числовом ряду с помощью слов (после, перед, за, между).

Учились использовать порядковые числительные в речи, прогнозировать результат игры (в паре) и выстраивать стратегию игры.

 Читать равенства и неравенства, использовали знаки >, <, = при письменной записи равенств и неравенств.

Увеличивали и уменьшали число на 1, называя следующее и предыдущее число.

Восстанавливали пропущенные числа в числовом ряду.

Определяли с опорой на рисунки, на сколько больше (меньше) предметов в одной группе по сравнению с другой.

Наблюдали  на рисунках и схемах закономерность увеличения и уменьшения чисел в числовом ряду, учились делать выводы.

 Распре5деляли роли и старались  соблюдать очерёдность действий при выполнении заданий в паре

Наблюдали за свойствами геометрических фигур, определяли  сходства и различия, делали выводы.

 Строили  симметричное изображение на бумаге в клетку.Н Учились ориентироваться на листе бумаги, выполняя указания учителя.

Описывали  линии, используя слова прямые, кривые, пересекаются, не пересекаются.

   Для формирования у первоклассников позитивного отношения к предмету «математика» важное значение приобретают первые уроки. Вот почему в этой книге особое внимание уделяется началуизучениякурса.
      Естественно, что ни семья, ни детский сад не могут дать всем 6—7-летним детям одинаковой подготовки для успешного обучения в школе и усвоения начальных математических знаний. Неоднородность состава учащихся 1 класса по подготовленности к школе обуславливает необходимость проведения специальных подготовительных занятий.
      Поэтому традиционно всякий учебник по математике для 1 класса начинается с так называемого дочислового периода. В нашем учебнике этот раздел называется «Сравнение и счет предметов».
      При изучении этого материала перед учителем стоит целый ряд весьма важных задач, связанных с выявлением и уточнением уровня математических знаний и представлений учащихся о количественном и порядковом значении числа, умением распознавать на моделях и чертеже основные геометрические фигуры (круг, квадрат и треугольник), ознакомлением с отношениями «больше», «меньше», «столько же», уточнением пространственных и временных соотношений, закреплением умения вести счет в пределах 10 (как прямой, так и обратный).
      Принципиальное отличие предлагаемой методики состоит в том, что обучение с ориентацией на жизненный опыт учащихся заключается не в прямой пролонгации «дошкольной математики», как это часто бывает в традиционных курсах. Учебник предусматривает не только уточнение имеющихся знаний, но и продвижение ребенка именно в том направлении общего развития, которое является недостаточным, но к чему он внутренне готов из опыта его личных взаимоотношений с окружающими и сотрудничества в детском коллективе.
      Так, уже с первых уроков учащимся предлагаются новые сведения о форме и величине предметов, их сравнении и упорядочивании, о сравнении численностей множеств и способах их уравнивания, о разбиении множества на части и сравнении численностей множеств, о взаимном расположении точек и линий.
      Особенно важным в этот период является развитие речи малыша, способности объяснять и рассуждать. Материал учебника для первых уроков призван решать и эту проблему: здесь и «чтение» стрелочного письма, и различного рода задания на моделирование и схематизацию пространственных отношений «между», «вне», «внутри» и т. д.
      Надо сказать, что буквально с первых уроков идет подготовка к изучению величин: длина, масса и емкость. В процессе выполнения заданий на сравнение предметов по величине и измерение длин различными мерками у учащихся расширяются представления о числе. Они убеждаются, что числа получаются не только в результате пересчета элементов конечных предметных множеств, но и в результате измерения величин.
      Известно, что счет возникает и применяется на сравнительно высоком уровне развития математических элементов мышления. Ему предшествует несколько ступеней усовершенствования логических суждений, связанных с рассмотрением конечных совокупностей предметов и приемами выделения этих совокупностей. В этой связи в первый раздел учебника включены упражнения на умение выделять свойства предметов (форма, размер, материал, назначение и т. д.), сравнивать и упорядочивать предметы по величине, группировать предметы по выделенному признаку, устанавливать соответствие между конкретными конечными группами предметов, сравнивать численности конечных множеств путем установления соответствия между их элементами.
      Лишь в результате выполнения операций сравнения и сопоставления предметов и их совокупностей, упорядочивания и восстановления целостности множества и развития сопровождающей эту деятельность речи у ребенка вырабатывается среди прочих способность создавать абстракции, необходимые для счета.

 

На уроках окружающего мира.

Рассказывали, что изображено на иллюстрации в учебнике.

Отвечали на вопросы учителя (с опорой на иллюстрации).

Сопоставляли признаки предметов и явлений, определяли сходства и различия.

Группировали предметы по заданному признаку.

Устанавливали правильную последовательность событий (с опорой на рисунки).

Называли признаки осени.

Составляли  устные рассказы из 2-3 предложений (по заданной теме).