Родительское собрание Подростковый суицид
Оценка 4.7

Родительское собрание Подростковый суицид

Оценка 4.7
doc
01.11.2021
Родительское собрание Подростковый суицид
Род.собр._Подр._суицид.doc

Конспект родительского собрания по теме: "Подростковый суицид"

ЦЕЛЬ: Оказание профилактической помощи родителям по проблеме подросткового суицида.

ЗАДАЧИ:

  1. Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суициды.
  2. Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребёнком.
  3. Воспитывать уважение к личности подростка и понимание к его проблемам.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Фотографии (портреты) детей класса (параллели) для размещения в аудитории. Лучше, если это будут фотографии из жизни класса, (школы).
  2. Магнитофон, аудиозапись.
  3. Листочки 5 х 10, карандаши (ручки) по количеству родителей.

Играет музыка для создания фона. В классе (зале) размещены большие фотографии (портреты) детей класса (возрастной параллели).

ИЗЛОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим об удручающей ситуации, которая сложилась в начале века в Российской семье.

По данным Всемирной организации здоровья, в 1983 г. в мире покончили жизнь самоубийством более 500 тыс. человек, а 15 лет спустя — уже 820 тыс. человек, из них 20% приходится на подростковый и юношеский возраст.

За последние 15 лет число самоубийств в возрастной группе от 15 до 24 лет увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах стоит на 2-3 местах.

Покушающиеся на свою жизнь, как правило, дети из неблагополучных семей. В таких семьях часто происходят конфликты между родителями, а также родителями и детьми с применением насилия; родители относятся к детям недоброжелательно и даже враждебно. Способствовать принятию решения покончить с собой могут экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца.

Причиной покушения на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви, сопровождаться печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. Иногда депрессия может и не проявляться столь явно: подросток старается скрыть ее за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением — правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными сексуальными связями. Риск самоубийства более высок среди тех, кто пристрастился к наркотикам или алкоголю. Под их влиянием повышается вероятность внезапных импульсов. Бывает и так, что смерть от передозировки является преднамеренной.

Исследование, проведенное среди учащихся восьмых и девятых классов, показало, что подростки, ведущие сексуальную жизнь и употребляющие алкоголь, подвергаются большему риску самоубийства, чем те, кто от этого воздерживается.

Для многих склонных к самоубийству подростков характерны высокая внушаемость и стремление к подражанию.

Когда случается одно самоубийство, оно становится сигналом к действию для других предрасположенных к этому подростков. Небольшие группы ребят даже объединялись с целью создания некой субкультуры самоубийств. Потенциальные самоубийцы часто имеют покончивших с собой родственников или предков.

Суицид может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые подростки страдают галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает им покончить с собой. Причиной самоубийства может быть чувство вины и (или) страха и враждебности. Подростки могут тяжело переживать неудачи в личных отношениях. Девушкам может показаться, что они беременны. Попытка самоубийства — это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишь наладить отношения с окружающими. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда окончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии.

Что же происходит с родителями, если собственный ребенок не может их дозваться? Отчего они так глухи, что сыну пришлось лезть в петлю, чтобы они услышали его крик о помощи?

Сознание собственной правоты и непогрешимости делает родителей поразительно нетерпимыми, неспособными без оценок, без суждения и поучения просто любить и поддерживать ребенка. Упрекая его, родители произносят порой слова настолько злобные и оскорбительные, что ими поистине можно убить. Они при этом не думают, что безобразным своим криком буквально толкают его на опасный для жизни поступок.

Пятнадцатилетняя девочка после ожога пищевода (она выпила бутылку ацетона во время скандала с матерью) рассказывала: “Я была готова на все, лишь бы заставить ее замолчать, я даже выговорить не могу, как она меня обзывала”. Девочка не собиралась умирать. А годы скитания по хирургическим отделениям, тяжелые операции и погубленное на всю жизнь здоровье — это цена неумения и нежелания матери держать себя в руках, когда ей показалось, что дочка слишком ярко накрасилась.

Родителям следует помнить: если скандал уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать, сознавая свою правоту. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке, подоконник в вашей квартире — все станет реально опасным, угрожающим его жизни.

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

Словесные признаки:

Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:

1.Прямо и явно говорить о смерти: “Я собираюсь покончить с собой”; “Я не могу так дальше жить”.

2. Косвенно намекать о своем намерении: “Я больше не буду ни для кого проблемой”; “Тебе больше не придется обо мне волноваться”.

3. Много шутить на тему самоубийства.

4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки:

1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.

2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:

– в еде — есть слишком мало или слишком много;

– во сне — спать слишком мало или слишком много;

– во внешнем виде — стать неряшливым;

– в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;

– замкнуться от семьи и друзей;

– быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

Ситуационные признаки

Человек может решиться на самоубийство, если:

1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.

2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм — личная или семейная проблема);

3. Ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального.

4. Предпринимал раньше попытки суицида.

5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.

6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).

7. Слишком критически настроен по отношению к себе.

Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию.

1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, не давно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

Следующие вопросы и замечания помогут завести разговор о самоубийстве и определить степень риска в данной ситуации:

  • Похоже, у тебя что-то стряслось. Что тебя мучает? (Так можно завязать разговор о проблемах подростка.)
  • Ты думал когда-нибудь о самоубийстве?
  • Каким образом ты собираешься это сделать? (Этот вопрос поможет определить степень риска: чем более подробно разработан план, тем выше вероятность его осуществления).

Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи.

Давайте ответим с вами на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребёнком.

  1. Рождение вашего ребёнка было желанным?
  2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
  3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
  4. Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников, поход на лыжах и т.д.)?
  5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
  6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
  7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
  8. Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях?
  9. Вы в курсе его влюблённости, симпатиях?
  10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
  11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?
  12. Вы знаете кто у него любимый учитель в школе?
  13. Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель в школе?
  14. Вы первым идёте на примирение, разговор?
  15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?

Если на все вопросы вы ответили "ДА", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребёнку. А если у вас большинство "НЕТ", то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась беда!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Бердяев Н.О. О самоубийстве. – М., 1992.

2.        Кравченко А.И. Родителям о подростках и подросткам о родителях. – М., 2002.

3.        Медведева И.Я. Книга для трудных родителей. – М., 1994.

4.        Тихонова Н. Российская семья в начале века: ситуация удручающая.// Воспитание школьника. - №3. – 2002

 

Суицид (самоубийство). Родительское собрание

Цель: обратить внимание родителей к своим детям, вместе с родителями проанализировать место ребёнка в семье.

«Вся наша жизнь зависит от того, из какой детской мы вышли».
Ю.В. Катин – Ярцев.

Суицид – акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания. Это созданный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь как высшая ценность теряет для данного человека смысл. Резко возросло число самоубийств:

  • в США с 1970 – 1980 г.г. – 1 самоубийство каждые 20 минут;
  • в Венгрии в 90-х годах – 40 самоубийств на 100 тыс. человек в год!

В последние 5 лет число самоубийц в нашей стране превысило число убийств, а за 70 лет число самоубийств среди молодёжи возросло в 7 раз.

Смертность населения от убийств и самоубийств

Годы

на 100 тыс. человек населения убийства

самоубийства

1990

1991

1992

1993

1994

1995

14,3

15,2

22,8

30,6

32,6

30,7

26,4

26,5

32,0

38,1

42,1

41,4

Источник: Российский статистический ежегодник. М.:Госкомстат,1996. С. 57.

Что же толкает молодых людей на самоубийства?

В 1998 г. провели опрос в г. Новый Уренгой подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 18 лет (всего 150 человек).

У половины опрошенных хотя бы иногда возникали мысли о самоубийстве, а каждый десятый сказал, что думал совершить такую попытку, неудавшуюся в силу различных причин.

Почему у молодых людей возникает желание расстаться с жизнью?

Причины:

1) конфликты в семье – 29 % опрошенных;
2) плохие отношения со сверстниками – 11,3 %;
3) частые депрессии – 18 %;
4) тяжёлое материальное положение – 5 %;
5) проблемы, связанные с учёбой – 11 %;
6) безвыходная ситуация – 8,7 %;
7) другое – 13 % (заблуждение, страх, неуверенность в себе, одиночество).

Наибольшее количество проблем, ведущих к суициду, связано с конфликтными ситуациями в семье.

По данным другого опроса детей было выяснено, что родители часто прибегают к насилию по отношению к своему ребёнку.

в начальной школе

1) 39,4 % из 850 опрошенных детей ответили, что часто их бьют родители за плохие оценки;
2) 24,4 % - это бывает постоянно;

в старших классах (опрошено 300 человек);

1) 50,2 % считают своё положение в семье равноправным;
2) 8,7 % - занимают в семье положение человека, вынужденного только подчиняться;
3) 2,4 % - одиноки, их никто не понимает и не любит;
4) 9,3 % - ощущают постоянную опеку;
5) 4,3 % - считают, что создают проблемы в семье;
6) 1 % - посторонние в семье.

Некоторые дети отметили, что родители редко обращают внимание на их настроение.

Была установлена следующая зависимость: среди тех, кто никогда не задумывал о самоубийстве, отношения с родителями в основном хорошие, тогда как у потенциальных самоубийц – удовлетворительные и плохие.

Влияние взаимоотношений между родителями и детьми на возникновение суицидных намерений.

отношения с родителями

частота возникновения

суицидальное желание

 

часто

иногда

никогда

всего

отличные

хорошие

удовлетворительные

плохие

трудно сказать

0,92

1,00

3,2

4,11

2,6

3,7

3,25

13,85

14,97

10,97

20,45

14,70

2,85

0,97

1,98

25,07

18,95

19,9

20,05

15,55

итого

11,83

46,74

40,95

99,52

Конфликты в семье особенно значимы для 13 – 16 – летних, для тех, кому 17 – 18, наиболее важны проблемы со сверстниками.

Исследования показали, что нервная депрессия не просто серьёзное заболевание – она имеет генную природу, т. е. передаётся по наследству.

Есть и другие факторы: употребление алкоголя и наркотиков. 21 % хотя бы время от времени употребляют наркотики, 85 % - алкогольные напитки.

Большинство опрошенных считают попытку самоубийства проявлением

  • отчаяния – 60 %;
  • слабости – 18,2 %;
  • смелости – 6,3 %;
  • безысходности – 6,3 %;
  • глупости – 3,7 %.

Итак, семья и школа – два социальных института, играющих решающую роль в предотвращении суицидальных явлений у молодёжи. Их влияние будет тем эффективнее, чем полнее и глубже они будут использовать свои возможности, дополняя и обобщая воздействия друг друга.

Анкета для детей.

1) Как ты считаешь: любимый ли ты ребёнок? (да, нет, затрудняюсь ответить)
2) Любишь ли ты проводить свободное время в кругу семьи с родителями? (да, нет, иногда)
3) Советуются ли с тобой родители, принимая какие – либо решения в жизни семьи? (да, нет, иногда)
4) Кто оказывает помощь в подготовке домашнего задания? (мама, папа, другие, никто)
5) Кому доверяешь свои секреты? (маме, папе, другу, никому)
6) Наказывают тебя за провинности? (да, нет, иногда)
7) Какие меры к тебе чаще применяют:

  • ремень и т.п.,
  • запрет любимых занятий,
  • запрет на обед/ужин,
  • другие (сладости, финансовая поддержка).

8) Возникало у тебя желание уйти из дома? Сколько раз? (да, нет, иногда)
9) Возникают ли проблемы отцов и детей? (да, нет, иногда)
10) Интересно вам проводить праздники в семье? (да, нет, иногда)
11) Назовите традиционные семейные праздники.

  • Новый год,
  • День рождения,
  • Рождество,
  • 8 Марта,
  • нет.

Анкета для родителей

1) Как часто вы оказываете помощь при выполнении домашней работы вашего ребёнка? (часто, иногда, никогда)
2) Делится ли ребёнок своими секретами с вами? (да, нет, иногда)
3) Как часто достигается взаимопонимание с ребёнком в проблеме отцов и детей? (часто, иногда, никогда)
4) Какую меру наказания вы чаще выбираете?

  • ремень и т.п.,
  • запрет любимых занятий,
  • запрет на обед/ужин,
  • другие (сладости, финансовая поддержка),
  • никаких.

5) Есть ли настоящие друзья у вашего ребёнка? (да, нет, не знаю)
6) Знаете ли вы где и как проводит своё свободное время ваш ребёнок? (да, нет, затрудняюсь ответить)
7) Как вы считаете: курят ли ваши дети? (да, нет, затрудняюсь ответить)
8) Пробовали ли ваши дети спиртное?

  • пиво,
  • вино,
  • водка,
  • домашние изделия,
  • затрудняюсь ответить,
  • шампанское,
  • нет.

(Дать полный анализ анкет и сделать выводы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как предупредить попытку самоубийства?

Введение     

Самоубийство (суицид) – осознанное лишение человека себя жизни. Суицид – явление не только частое, но и имеющее характерные особенности.
Выделяют пять категорий самоубийств:

  1. самоубийство людей престарелых или больных;
  2. самоубийство жен после смерти мужей;
  3. самоубийство рабов, слуг и т.д. после смерти хозяина или начальника;
  4. самоубийство, как реакция на стресс;
  5. самоубийство, как проявление психопатологии.

         Во всех случаях человек лишал себя жизни не потому, что он сам хотел этого, а в силу того, что должен был так поступить.
Проблема суицидального поведения традиционно привлекает внимание общества и исследователей. В общественном сознании самоубийство принадлежит к тем сложным явления жизни, к которым испытывают двойственное отношение. С одной стороны, человек, покончивший с собой, вызывает жалость и сострадание. С другой – сам факт суицида осуждается как грех, и даже преступление. Близкие часто хотят скрыть этот страшный факт. Как отмечает Н. Бердяев «можно сочувствовать самоубийце, но нельзя сочувствовать самоубийству».

Суицид – психологическое явление и, чтобы понять его, нужно понять душевное состояние человека, который решил покончить с собой. Самоубийство совершается в особую минуту жизни, когда черные волны заливают душу и теряется всякий луч надежды. Психология самоубийства – есть, прежде всего, психология безнадежности. Когда есть надежда, можно перенести самые страшные испытания и мучения, потеря надежды склоняет к самоубийству. В жизни человека есть опасные периоды, когда над ним сгущается тьма. Если человеку не удается вырваться из нее, то он опасен. Вот почему в иные минуты так важны бывают понимание и помощь. Может спасти сказанное слово или даже взгляд, дающие почувствовать, что человек этот не один на белом свете, который стал для него черным. Психология самоубийства – есть психология замыкания человека в самом себе, своей собственной тьме.

Причин самоубийства множество. Люди убивают себя из-за несчастной любви, от сильной страсти или не сложившейся  семейной жизни; убивают от бессилия и позора, бесчестия; от потери состояния и нужды; убивают, чтобы избежать измены и предательства; от безнадежной болезни и страха, мучительных страданий. Самоубийство может быть от совершенного бессилия и от избытка сил. Его психология так странна, что бывали случая, когда люди убивали себя от страха заразиться холерой. В этом случае они хотели прекратить невыносимое чувство страха, которое страшнее смерти. Самоубийство может совершиться и по мотивам эстетическим, из желания умереть красиво, умереть молодым, вызвать к себе особую симпатию.

Самоубийца – человек, потерявший веру, надежду, впавший в уныние и отчаяние, он думает о себе и не думает о ближних. Правда, бывают случаи, когда человек решается уйти из жизни, чтобы не быть в тягость своим ближним. Это – особые случаи самоубийства, не основанный на эгоизме, а вызывается безнадежной болезнью, совершенной немощью или потерей способности к труду. Некоторые люди уходят из жизни, чтобы дать место другим, даже своим соперникам. Однако в любом случае, это было трагедией для близких.

Иногда самоубийство может производить впечатление силы. Нелегко покончить с собой, нужна безумная решительность, но в действительности, самоубийство не есть проявление силы человеческой личности.
Можно условно поделить три основные концепции суицидального поведения:

  1. психопатическая;                            
  2. психологическая;
  3. социальная.

         Психологическая концепция исходит из предположения, что все самоубийцы – это душевно больные люди, а все суицидальные действия – проявление острых и хронических психических расстройств.
Согласно психологической концепции, ведущим в основном в формировании суицидальных тенденций является психологический фактор.

Основоположник социальной концепции Эмиль Дюркчели считал, что «самоубийство во всех случаях может быть понято лишь с точки зрения взаимоотношения индивидуума с социальной средой, причем социальный фактор играет ведущую роль. Социальные факторы занимают видное место среди причин суицидального поведения».

Исследования показывают, что суицидальная активность зависит от целого ряда факторов. Установлено, что вероятность возникновения суицидального поведения возрастает:

а) в вечернее, ночное и утреннее время, когда человек предоставлен сам себе, остается со своими мыслями и переживаниями;
б) в период «пиков возрастной суицидальности» (между 17 и 24 годами, а также между 40 и 50 годами);
в) в условиях тяжелой моральной психологической обстановки.

Подростковый суицид

         За последние годы суицид подростков возрос на 60%. Следует отметить, что количество суицидальных попыток многократно превышает количество осуществленных самоубийств.
Покушающиеся на свою жизнь, как правило, дети из неблагополучных семей. В таких семьях происходят конфликты между родителями, а также родителями и детьми с применением насилия; родители относятся к детям недоброжелательно и даже враждебно. Способствовать принятию решения покончить с собой могут экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца.

Причиной покушение на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви, сопровождается печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. Иногда депрессия может и не проявляться столь явно: подросток старается скрыть ее за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением – правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными сексуальными связями.

Риск самоубийства более высок среди тех, кто пристрастился к наркотикам или алкоголю. Под их влиянием повышается вероятность импульсов. Бывает и так, что смерть от передозировки является преднамеренной.
Исследования, проведенные среди учащихся 8 – 9 классов, показало, что подростки, ведущие сексуальную жизнь и употребляющие алкоголь, подвергаются большему риску самоубийства, чем те, кто от этого воздерживается.

Для многих склонных к самоубийству подростков характерна высокая внушаемость к подражанию.
Суицид может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые подростки страдают галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает им покончить с собой. Причиной самоубийства может быть чувство вины или страха и враждебности. Подростки могут тяжело переживать неудачи в личных отношениях. Девушкам может показаться, что они беременны. Попытка самоубийства – это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда окончатся все беды, и они заживут в мире и согласии.

Родителям следует помнить: если скандал уже разгорелся, нужно остановиться.
Заставить себя замолчать, осознать свою правоту. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство  в вашей аптеке, подоконник в вашей – все станет реально опасным, угрожающим его жизни.

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на три группы: словесные, поведенческие, ситуационные.

Словесные признаки.

Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:

  1. Прямо и явно говорить о смерти: «я собираюсь покончить с собой»; «я не могу так дальше жить».
  2. Косвенно намекать о своем намерении: «я больше не буду ни для кого проблемой»; «тебе больше не придется обо мне волноваться».
  3. Много шутить на тему самоубийства.
  4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки.

1.  Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить дела, мириться с давними врагами.

2.  Демонстрировать радикальные перемены в поведении такие, как:

  1. в еде – есть слишком мало или слишком много;
  2. во сне – спать слишком мало или слишком много;
  3. во внешнем виде – стать неряшливым;
  4. в школьных привычках – пропускать занятия;
  5. замкнуться от семьи и друзей и т.д.

3.  Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

Ситуационные признаки.

Человек может решиться на самоубийство, если:

1.  Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным;
2.  Живет в нестабильном (серьезный кризис в семье – в отношениях к родителям или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема);
3.  Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.
4.  Предпринимаемая раньше попытка суицида.
5.  Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем -то из друзей, знакомых или членов семьи.
6.  Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
7.  Слишком критически настроен по отношению к себе.

Рекомендации педагогам и родителям в случае, если у ребенка замечена
склонность к самоубийству.

1.  Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка, в состоянии душевного кризиса, прежде всего необходим кто-нибудь, кто готов выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2.  Оцените серьезность намерения и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
3.  Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток: может испытывать серьезные трудности, но при этом и не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находящейся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность такое поведение также может служить основанием для тревоги.
4.  Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам.
5.  Не бойтесь прямо спросить, не думают ли они о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности высказать свои проблемы.
Во время беседы о суициде человека необходимо убедить в следующем:

а) что тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий момент является, временным;
б) что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом;
в) что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т.д

Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.

Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание нашей компетентности и, заинтересованности в его судьбе, готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае, обратитесь к ним сами, чтобы вместе разобрать стратегию помощи.

 

 

Высшая мера

 (родительское собрание по профилактике суицида среди подростков)

Цели и задачи мероприятия:

  • Формировать у подростков нравственные ценности здоровья, здорового образа жизни.
  • Ликвидировать безграмотность подростков и родителей в вопросах сохранения здоровья.
  • Пропагандировать среди подростков и родителей нравственные устои семьи, общества.
  • Раскрыть проблемы возникновения суицида среди детей.
  • Инициировать у подростков поиск возможностей адекватной реакции на асоциальные явления в семье, обществе.

Оборудование:

1) Кодоскоп (на плёнках информация о суицидах, статистические данные о суицидах).

2) Магнитофон.

Песня “Родительский дом”.

Бетховен “Лунная соната”.

3) Тематические плакаты.

Ход родительского собрания:

1) Вступительное слово ведущего (учителя).

2) Выступление врача-психиатра.

3) Информация к размышлению – медстатист.

4) Выступление социального педагога.

5) Выступления учащихся 11 классов.

(Чтение отрывков из литературных произведений.)

6) Заключительное слово ведущего.

Ведущий. Уважаемые гости! Уважаемые юноши и девушки, сегодня мы собрались в этом зале, для того, чтобы обсудить очень важную тему, это суицид среди подростков. На этот серьёзный разговор мы пригласили специалистов: это врач-психиатор, медстатист, социальный педагог, а помогать вести этот трудный разговор будут учащиеся 11 класса и я – Бикиева З.А. – классный руководитель 11 класса – ведущая.

Лев Толстой утверждал, что в раннюю пору жизни человек вбирает в свой разум и своё сердце столько впечатлений, столько важных нравственных истин, сколько не

вбирает за все остальные годы, поэтому так важна эта изначальная пора бытия человеческого без фальши.

Уроки порядочности, бескорыстия, бесстрашия щедро дарят взрослые: родители, бабушки, учителя. Мы взрослые должны пробуждать духовность, способность преодолевать тяготы жизни, учить преодолевать трудности.

Мир старших и мир молодых, как и в реальной жизни нерасторжим. Подросткам не терпится стать взрослыми, но конечно, не о морщинках и сединах грезят они, а мечтают вложить свои силы в настоящие дела, т.е. включиться в сложные жизненные события, которыми живут матери и отцы. Капитанами кораблей юности являемся мы – взрослые, а это значит от нас зависит сядет ли иной из этих кораблей на мель, или отправятся они в большое плавание – по курсу доброты и сердечности, мужества и великодушия, готовности к подвигам и борьбе за свои убеждения, к защите того, кто нуждается в этой защите. Своим примером мы должны с ранней поры убеждать, что добро остаётся от добрых, чтоб жить нетленно в бьющихся сердцах: а зло и подлость, не найдя опоры, навеки сгинут и сотрутся в прах! Не забывайте об этом!

Далее ученик читает стихи башкирской поэтессы Зайнаб Биишевой “Завет отца”

Завет отца.

Лишь истинным мужчинам по плечу.
Жизнь коротка. За благами и славой
Не рвись, мой сын. Беги от суеты.
Не пей хвалу из чаши, где отрава,
Без дрожи в сердце брань приемли ты.
В работе утверждай себя. Старайся
Творить добро, как будто этот день –
Последний день твой…Пусть оно украсит
Судьбу твою – добром её одень!
Люби родную землю. Пламя жизни
Она в тебя вдохнула – не забудь!
Земля родная – мать тебе, Отчизна,
Жизнь за неё отдать готовым будь.
“Чем быть султаном на чужбине, лучше
Простым быть смертным на земле родной”.
Так говорили предки… В зной и стужу
Земля родная – верный светоч твой.
Не обижай младенцев. С уваженьем
К родителям и старшим относись.
Ты матери обязан и рожденьем,
И тем, что право получил на жизнь.

В ничьё чужое не входи обличье,
Не мысли, не живи чужим умом,
Со слов других не щебечи по – птичьи,
Самим собою будь всегда во всём.
Пред сильным шапку не ломай, готовый
В бессилии колени преклонить
И слабый пусть не вызывает повод
Тебе своё всесилие явить.
Злословье, козни, сплетни и наветы –
Удел порочных.…Будь от них далёк.
Когда душа насквозь лучится светом,
Тебя оценят люди – будет срок.
Не всё это злато, что блестит. Не может
Звезда любая путеводной быть.
Чем тяжелей победа, тем дороже.
Чем глубже жемчуг, тем трудней добыть.
Не возносись. Но голову высоко
Держи в минуты счастья и беды.
И коль паришь – парт, как гордый сокол,
А упадёшь – сумей подняться ты!

Ведущий. Спасибо! Приглашаем к разговору врача-психиатра.

Врач-психиатор. Мы взрослые особо заботливо должны относиться к весенней поре человечества, которая называется детством.

Именно в этой поре мы закладываем фундамент мировоззрения, характер, жизненные устремления. Проблема детей и подростков не только в общении друг с другом, но и в общении с окружающей их жизнью. Исследования учёных доказывают, что существует зависимость между частотой самоубийств и такими факторами, как степень индустриализации, нарушение жизненных стереотипов, ослабление роли традиционных социальных институтов, регламентирующих взаимоотношения между поколениями и отдельными лицами.

Статистика нашей республики обращает внимание на то, что идёт рост суицида среди молодёжи. В сравнении с 2000 годом процент суицидов среди уч-ся школ, учреждений начального среднего профессионального образования, ВУЗов увеличился с 22 до 38,3%.

Одной из социальных причин суицида у детей - это школьная дезадаптация. Речь идёт о стойкой неуспеваемости и нарушения поведения вследствие несоответствия психологических и физиологических возможностей значительной части детей требованиям школьного обучения. Причинами являются нарушения психического развития, наличие соматической патологии социально-педагогическая запущенность и другие факторы. Сегодня я здесь не один присутствует мой коллега – мед.статист. Я передаю ему слово.

Информация к размышлению

(Данные мед.статиста проецируются на экран кодоскопом под звуки хронометра.)

  1. По данным РФ за последние 10 лет число самоубийств увеличилось в 1,8 раз.
  2. 20% суицидных попыток совершают дети и подростки.
  3. В РБ за 6 месяцев 2001 года зарегистрировано 249 самоубийств среди несовершеннолетних.
  4. 18,5% самоубийств приходится на детей в возрасте 10-14 лет.
  5. 36% суицидальных попыток отмечается у девушек 15-17 лет.

(Далее звучит музыка Бетховена “Лунная Соната”, ученик читает легенду о Данко)

Приложение 1

Ведущий: Уважаемые ребята! Счастлив тот, у кого, есть свой Данко, который? жертвуя своим сердцем и жизнью? указывает путь в дремучем лесу жизни, ведёт нас по жизни - это наши родители! Семья это значит меня 7! Почему эта ячейка общества – семья у всех разная. Кому-то она даёт душевное тепло, материальное благополучие, а кого-то делает сиротой.

Воспитывает юного человека вся сумма слагаемых жизни – школа, двор, книги, телевидение, но большую часть времени ребёнок проводит в семье. Отношения, возникающие там, во многом определяют его настроение, взгляды, будущую судьбу. Хорошо, когда царят взаимное уважение, искренность между детьми и взрослыми. Что может прекрасней родного дома, дома где тебя всегда ждут, дома где тебя любят и понимают.

Музыкальная пауза.

(Звучит песня “Родительский дом”)

Далее слово предоставляется социальному педагогу.

Социальный педагог: Семейные обстоятельства. Каковы они у нас? у вас? Обстоятельства разные, непростые. Статистика наших дней неумолимо доказывает количество распада семей, рост алкоголизма, наркомании среди родителей и детей. Всё чаще волнует нас взрослых проблема сиротства не столько физического сколько духовного. При живых родителях, порой при полном, даже избыточном материальном благополучии человек остаётся сиротой, одиноким, беспомощным!

Беда для юной души, если нет душевной теплоты, домашнего очага, А ещё страшней жить под семейной крышей и не ощущать внутренней близости самых родных, незаменимых, единственных на свете людей: матери и отца. К сожалению, в последние годы наше общество отмечает, что наступает кризис семьи. Воспитательный потенциал семьи снизился. Например, в нашей школе обучается 740 учащихся, из них 240 учащихся воспитываются в неполных семьях, что отрицательно сказывается на формировании нравственных качеств личности. Социальный состав суицидов в РБ представлен следующим образом: каждый третий суицидент воспитывался в неполной семье (в подавляющем большинстве с матерью). До 50% их были из неблагополучных семей (алкоголизм, криминальное прошлое родителей). В последнее время отмечается рост суицидентов, в которых не работают один либо оба родителя. Очень тревожная информация по этому поводу в нашей Республике Башкортостан.

Информация к размышлению.

  1. Наиболее частой причиной попытки самоубийств - семейные конфликты с родителями. Однако отмечено снижение этого показателя с 55 до 46%.
  2. На втором месте – угроза потери близкого человека (неразделимая любовь) этот показатель вырос в 1,5 раза и составил 24,1%.
  3. На третьем месте – несправедливое отношение, обвинение – 7,5%.
  4. Настораживает тот факт, что 15% суицидов предпринимали повторные попытки самоубийств.

Ведущий. Как бы не жил человек, чтобы он не делал, взрослым надо всегда помнить, что на его жизнь смотрят глаза ребёнка, человек продолжающий нас. Совесть или её отсутствие, это мерило нравственности. Речь идёт о душе или бездушие – важна нравственная цель семьи. В нашем обществе есть статистика образования семьи, её разводов, но можно ли подсчитать распад человеческих отношений, число опустошенных детских душ при разводах? А ведь внутреннее отчуждение и эгоизм опасней формального разрыва. У нас в России и в нашей Республике число распавшихся семей, значительно превышает число образовавшихся семей. В последние годы стало модным образовывать гражданские браки, а это означает что никто из двоих не будут нести ответственность за ребёнка.

В зале гаснут огни, 2 ученика читают по ролям, отрывок из произведения Ч.Айтматова “Белый пароход”.

1 ученик. У него было две сказки. Одна своя, о которой никто не знал, другая та, которую рассказывал дед. Потом не осталось ни одной. Об этом речь! В тот год ему исполнилось семь лет, шёл восьмой.

2 ученик. Так начинается повесть Ч.Айтматова “После сказки” или Белый пароход. Герой этой повести семилетний мальчик был брошен разведёнными родителями. Его детская мечта была проста – увидеть отца, который по слухам был матросом на пароходе. В минуты отчаяния и тоски, он приходил на берег реки долго мечтал, как он превращается в рыбу и доплывает до отца.

1 ученик. Маленький человек не мог перенести предательства близкого единственного человека – деда Мамута однажды возле угасшего очага мальчик наткнулся на смертельно пьяного деда. Старик лежал весь в пыли и грязи, рядом с вырубленными рогами Рогатой матери оленихи. Обрубок головы грызла собака. Больше никого не было. Не было и той сказки деда, которую любил мальчик!

2 ученик. Он заставил деда перевалиться на бок и вздрогнул, когда к нему повернулось лицо пьяного старика, запятнанное грязью и пылью, и почудилось мальчику в ту минуту, голова белой, зарубленной давеча топором. Мальчик отпрянул в страхе и, отступая от деда, проговорил - “Я сделаюсь рыбой. Ты слышишь, Ата, я уплыву! А когда придёт отец, скажи ему, что я сделался рыбой”.

1 ученик. Старик не отвечал. Мальчик побрёл дальше, спустился к реке и ступил прямо в воду. Никто ещё не знал, что мальчик уплыл рыбой по реке. На дворе раздавались пьяные песни!

Пауза.

Ведущий. Причиной трагической кончины жизни этого мальчика эгоизм родителей, их бездушие, безответственность за судьбу ребёнка. Только родители могут и должны учить своих детей преодолевать трудности, жизни, учить мужеству, отваге, душевности закалке. А это можно сделать когда сам живёшь правильно и посвящаешь свою жизнь ребёнку.

Сталь человеческих характеров закаляется в преодолении трудностей, ведь жизнь-это и есть борьба добра и зла. Судьба Овода, Павки Корчагина, героев “Молодой гвардии” трагична. Но их смерть есть победа духа, их дела! Они пример стойкости духа.

Нравственные поступки взрослых формируют лучшие качества личности ребенка, а безнравственное поведение, безнравственные поступки взрослых калечат души молодых, порождают жестокость, цинизм, обман, алкоголизм, т.е. создаёт тупиковую ситуацию для детей.

Все безнравственное от взрослых тяжелым грузом ложится на хрустальную душу ребенка! Выдержит ли его душа такую тяжесть? Не сломается ли он? Задаём себе вопрос и каждому кто слышит нас.

На экране:

“Как можно познать себя?
- Только путем действия, но никогда путем созерцания.
Попытайся выполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть!
- Но что такое долг?
Это требование дня!

(Гете)

Музыкальная пауза.

Из темноты по ролям звучит монолог из произведения А.Лиханова “Высшая мера”.

1 ученик. Он погиб, врезавшись в тяжелый, груженный песком грузовик. За рулем машины сидел пожилой человек! Увидев красный мотоцикл, он сумел остановиться. Там было круговое движение – вокруг клумбы на перекрестке, мотоциклу следовало бы уступить дорогу, но он не уступал, а самосвал, видя ошибку мальчика, смог остановиться. И тогда мотоциклист помчался к нему на встречу! - прямо в лоб…

Так Игорь рассчитался с жизнью!

2 ученик. Игорь - это внук Софьи Михайловны. Она воспитала сына и дочь инвалида оставшиеся от сестры! Этот секрет она, хранила всю свою жизнь! Личная жизнь сына несложилась! А между неурядицами остался внук Игорь который испытывал все тяготы душевного сиротства. Бабушка видела в нем маленького, беспомощного, одинокого человека, но помочь не позволяли обстоятельства. Она помнит с какой тоской, отчаянием однажды он сказал

“Ба! не уезжай”, но остаться она не могла – обстоятельства. Родители развелись, жили в новых семьях. Игорь был одинок среди этих обстоятельств, он не нашёл себе места среди обстоятельств.

1 ученик. Несправедливо когда умирают люди моложе тебя! Ужасно, когда прежде тебя уходят твои дети!

Немыслимо, если погиб твой внук , мальчик!

2 ученик. Зачем такая несправедливость?

Все смешалось! Я забыла кто я!

А дети! Много детей! Кто они!

1 ученик. Кладбище, желтая глина!

Тишине мешают слова!

2 ученик. Где Игорь? Игорь где!?

Кругом маски! Маски!

1 ученик. А где лица!

2 ученик. Ну вот! Вы пришли к чему стремились!

Как эхо повторяю!

Вы пришли к чему стремились!

Больше не стоит стараться, суетится!

Еще одно вертится во мне, но я долго не могу правильно выразить мысль

Наконец говорю!

- Когда человек не нужен близким, он умирает!

- Все равно старик или мальчик!

Повторяю отупело:

Когда человек никому не нужен, он умирает!

Еще думаю про судный день; про высшую меру.

1 ученик. Жизнь вам судья, она и рассудит. Рано или поздно, а назначит судный день.

Пауза

Продолжает социальный педагог: Отчуждение родителей от детей, собственный эгоизм, культ материальных ценностей – вот причина гибели души ребёнка! Можно ли добиться счастья, думая только о себе? Нет! Отвечаем мы, у кого есть дети! За всё надо платить. За свой эгоизм, бездушие, за жестокость, за все свои поступки человек получит расплату. Каким он станет, никто не знает. Может, отвернётся собственный сын, скажет, нет у меня родителей, может, когда вам сиро да одиноко на свете станет, поступит так же как вы с ним….

Врач. В завершении нашего серьёзного разговора мне хочется обобщить то, о чём мы сегодня говорили с точки зрения медицины. Во-первых проблема суицида среди детей и подростков является одной из актуальных социальных проблем, но нельзя не отметить, что в основе совершения таких поступков лежат пограничные нарушения психического здоровья. Отсюда следует, что нам взрослым, врачам, педагогам необходимо особо обратить внимание на проблему ликвидации безграмотности родителей в вопросах охраны здоровья детей, и пропагандировать здоровый образ жизни взрослых и детей, основанные на нравственно-этических нормах поведения в семье и обществе. Необходимо искоренить стрессовую педагогическую тактику родителей, учителей! И конечно, пересмотреть вопрос школьного врачебного контроля над здоровьем подростков!

Ведущий:

Старик! Я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас -
Зачем!
Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах,
Душой дитя, судьбой монах,
Я никому не мог сказать
Священных слов “отец” и “мать”
Конечно, ты хотел, старик,
Чтоб я в обители отвык
От этих сладостных имён –
Напрасно – звук их был рождён
Со мной. Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил, не только
Милых душ – могил!

Действительно, когда человек рождается, он уже имеет в себе святые слова отец и мать! И если гроза нашей жизни отрывает лист от дерева, т.е. от родителей , то листик погибает! А если погибнут много листиков на растении, то оно гибнет само! Давайте же поливать будем растение добром, чуткостью, вниманием, порядочностью. Тогда всё у вас будет хорошо! Спасибо. До встречи!

    Литература:

  1. А. Лиханов “Высшая мера” повесть.
  2. Ч. Айтматов “Белый пароход” повесть.
  3. Журнал “Учитель Башкортостана” № 12-2002 г.
  4. “Профилактика суицида несовершеннолетних” статья зам. министра здравоохранения РБ, Р. М. Масагутов “Девочка протестует…”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Программа профилактики суицидального поведения

"Перекресток"

 

Пояснительная записка.

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д.

Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении. При её разработке опирались на Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. № 03-51-102ин/22-03 “О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков”, книгу Синягина Ю.В., Синягиной Н.Ю. “Детский суицид: психологический взгляд”. – СПб.: КАРО, 2006, программу по профилактике суицида Отдела по делам молодежи Октябрьского района города Ижевска.

Цель настоящей программы в формировании у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:

  1. Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.
  2. Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
  3. Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
  4. Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе лицея так и в период трудной жизненной ситуации.
  5. Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
  6. Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
  7. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Работа с детьми и молодежью, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
  2. Работа с детьми и молодежью, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.
  3. Работа с неблагополучными семьями.

4. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.

Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.

Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.

Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).

Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.

Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.

Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.

Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.

Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.

Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.

5. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
  2. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
  3. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
  4. Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
  5. Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

6. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.

Достоинства настоящей программы авторы видят

  • В имеющихся возможностях для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;
  • В имеющихся возможностях для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;
  • В создании условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.

Литература

  1. Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1
  2. Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.
  3. Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5.
  4. Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам // Школьный психолог, 2007, №4 (16).
  5. Кардашина О., Родионов В., Ступницкая М. Я и мой выбор. Занятия для учащихся 10 – 11 классов по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни // Школьный психолог, 2001, №27.
  6. Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2
  7. Михайлова Н., Сафонова Т., Тюпкина Е., Немолот Е. Деловая игра для педагогов среднего звена “Педагогические приёмы создания ситуации успеха” // Школьный психолог, 2006, №15.
  8. Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.
  9. Мешковская О. Занятие “Подарок самому себе” // Школьный психолог, 2005, №10.
  10. Николаева Н. Программа комплексного взаимодействия с подростками “группы риска” “Грани моего Я” // Школьный психолог, 2006, №15
  11. Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. – 797 с.
  12. Панченко Н. Занятие “Я + Он + Они == Мы” // Школьный психолог, 2006, №18.
  13. Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.
  14. Родионов В., Лангуева Е. Программа тренинга “Манипуляция: игры, в которые играют все” // Школьный психолог, 2005, №2, 5, 6, 7.
  15. Савченко М. Тренинг “Уверенность” для учащихся 11 классов // Школьный психолог, 2005, №2, 3, 4
  16. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006. – 176 с.
  17. Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.
  18. Стишенок И. Игра “Колючка” // Школьный психолог, 2006, №11.
  19. Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2
  20. Шашкова З. Ты и я – такие разные. Занятие для подростков 11-12 лет // Школьный психолог, 2002, №11.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка библиотечного урока-диспута для учащихся 7–9-х классов по теме: "Что такое человеческая жизнь?"

 

Цели и задачи:

Пробудить у детей любовь к жизни . Уметь эффективно восстановить силы и преодолеть последствия стрессовых ситуаций. Формировать умение отстаивать свою жизненную позицию.

Умение прислушиваться к мнению окружающих .

Оформление: Выставка книг: Лондон Д., “Любовь к жизни”; Фраерман Д. “Дикая собака Динго …”; Полевой Б. “Повесть о настоящем человеке”; Амлинский В. “Жизнь Эрнста Шаталова”; Титов В. “Всем смертям на зло”; Закруткин А. “Матерь человеческая”.

Цитата: Достоевский Ф. : “Надо любить жизнь больше ,чем смысл жизни.”

Подготовительный этап : Предварительно проведено тестирование в классах. Предложены вопросы дискуссии для обсуждения. Привлечены учащиеся для разработки сценария и участия в нем.

Вопросы для диспута:

  1. В чем, на ваш взгляд, заключается смысл человеческой жизни? Должен ли человек оставить что-то после себя?
  2. Если добро и зло одинаково активны, как достичь внутреннего равновесия?
  3. В современном мире очень важно иметь свою жизненную позицию. Какой путь вы выбрали для этой цели?

Правила ведения дискуссии:

  • Я критикую идеи, а не люди.
  • Моя цель не в том, чтобы “победить”, а в том ,чтобы прийти к наилучшему решению.
  • Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении .
  • Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен .
  • Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям .
  • Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему .
  • Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.

План проведения дискуссии:

  1. Вступительное слово.
  2. Исторические факты.
  3. Проблемы общества (обсуждение вопросов).
  4. Анализ тестов.
  5. Выводы.

Пояснения к сценарному плану:

1. Вступительное слово.

В нашей современной жизни порой происходят такие трагические события, когда внезапно гибнут люди, множество людей. Не оставляет никого равнодушным гибель подлодки “Курск”, авиакатастрофы, теракты, трагедия “Норд Ост”,Беслан. И можно продолжать этот страшный скорбный список, В трудные минуты жизни с особенной остротой задумываемся, что такое человеческая жизнь, можно ли избежать несчастья и как справиться с душевным стрессом. Одной из злободневных проблем современного мира стала склонность человека к суициду (самоубийству) – осознанного лишения себя жизни. Обратимся к статистике .

Сегодня жить или не жить – личное дело каждого. В группе “жить” лидирует Египет - по данным ВОЗ ,там самый низкий процент самоубийств. Радуются жизни в Италии, Греции, на Филиппинах -это понятно. Из бывших союзных республик СССР в компании “радующихся жизни” оказалась лишь Армения- самоубийства там нонсенс. Зато Белоруссия, Украина, Казахстан в статистических таблицах тесно выстроились за лидирующими Литвой и Россией.

2. Что лежит в основе суицида?

Исторически первыми формами самоубийств были так называемые ритуальные самоубийства. В последний путь вместе с властителем отправлялись воины его личной охраны, принимавшие смертельный яд. У древних кельтов ,,доживание до немощной старости считалось позором для воинов . По их мнению, людей, добровольно обретших смерть ожидало блаженное существование.

В средневековой Японии ритуальное самоубийство - являлось одним из способов смыть нанесенное оскорбление. В случаях, когда не возможно было ответить противнику мечом.

История античного мира рассказывает о ряде самоубийств замечательных людей того времени Катон Утический в знак протеста против единовластия Юлия Цезаря, Марк Юлий Брут, после поражения в битве при Филиппах, Марк Антоний, сокрушенный в гражданской войне 30г. до н. э, бросились на собственные мечи

Греческий философ Эмпедокл, бросился в огнедышащее жерло вулкана Этны - этим он хотел укрепить молву, будто он сделался богом.

Итак, мы видим, что суицид - явление, которое имеет свои характерные особенности. Все сказанные факты определяют следующие категории:

  • самоубийство людей престарелых или больных;
  • самоубийство рабов, слуг, после смерти хозяина;
  • самоубийство как реакция на стресс;
  • самоубийство как проявление психопатологии.

Во всех этих случаях человек лишал себя жизни не потому, что он сам хотел этого, а потому , что он должен так поступить.

С распространением христианства отношение к самоубийствам резко изменилось. Люди, обращенные к Богу, никогда самостоятельно не обрывают свою жизнь. Самоубийство расценивается как тяжкий грех, малодушие, отказ проявить духовную силу и выдержать испытание.

Законы Людовика Святого для самоубийц предусматривали конфискацию имущества, если же это был дворянин, замок его ко всему прочему разрушали и герб ломали.

В России Петр I повелел: “ежели кто себя убьет, мертвое тело, привязав к лошади, волочить по улицам, за ноги повесить, дабы, смотря на то, другие такого беззакония чинить над собой не отважились”.

Самоубийц осуждают гневно и ряд других религиозных течений – ислам, иудаизм.

3. Какова же психология самоубийства и его причины в современной жизни?

Эта проблема привлекает внимание общества и исследователей. Суицид - это сложное явление, которое можно рассматривать с двух сторон. С одной - человек, покончивший с собой , вызывает жалость и сострадание, с другой - сам факт суицида осуждается как грех и даже преступление. В жизни человека есть опасные периоды, когда над ним сгущается тьма. Если человеку удается вырваться из нее, он спасен, вот почему в иные минуты так важно, бывает понимание и помощь. Может спасти сказанное слово или даже взгляд, дающий почувствовать, что он не один на белом свете.

Причин самоубийств множество. Люди убивают себя из-за несчастной любви, от сильной страсти или не сложившейся семейной жизни; убивают от позора, бессилия и бесчестия; от потери состояния и нужды; убивают , чтобы избежать измены и предательства ; от безнадежной болезни и мучительных страданий.

Подростки совершают самоубийства из желания умереть красиво, умереть молодыми, вызвать к себе особую симпатию. Но молодость, как сказал Гете, это недостаток, который быстро проходит, не нужно ее этим обрекать на пустую трату времени. Для многих склонных к самоубийству подростков характерны высокая внушаемость и стремление к подражанию. Когда случается одно самоубийство, оно становиться сигналом к действию для других предрасположенных к этому подростков.

Так произошло в одном из российских городов. Девочки покончили жизнь самоубийством из-за неразделенной любви.

Ваша позиция по этому поводу?

Ответы по этому поводу учащихся.

Итог: Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни.

Причиной самоубийства может быть чувство враждебности.

Пятнадцатилетняя девочка ценой собственной жизни пыталась наладить отношения с матерью. Произошел скандал, и девочка выпила бутылку ацетона. В итоге ожог пищевода, годы скитания по хирургическим отделениям, тяжелые операции и погубленное на всю жизнь здоровье.

Причина скандала: маме сделали замечание, что дочь слишком ярко красится.

Можно ли было иначе решить эту проблему? Ваше мнение?

Ответы по этому поводу учащихся.

Итог: “Человек стоит столько, во сколько он себя ценит”. Рабле.

Человек считает себя единственным хозяином своей жизни и своей смерти. Его жизнь, есть не только его ,на которую он имеет абсолютное право собственности. Она также есть жизнь его близких, друзей, общества, наконец, всего мира, частичкой, которой он является.

Вопросы диспута.

4. Анализ тестов.

5. Выводы.

Мы с вами обсуждали проблему осознанного лишения себя жизни, но в современном жестоком мире люди умирают помимо своей воли, своих желаний. Они стремились жить, радовались своим начинаниям и победам. Но по велению чьей-то руки их жизни преждевременно оборвались. Всем кто внезапно погиб во время террористических военных действий и при выполнении служебного долга посвящаются следующие стихи.

Алексеева В. “Трагедия в России и Америке”.

Грядущее машет над нами крылом,
Грозит нам печалью и скорбью.
Что ждет за закатом, рассветом - потом?
И что же случиться с любовью?

Кровавое зарево, слезный рассвет
Приходят за скорбною ночью.
И кто-то пошлет нам прощальный привет.
Он теплый… , а может, не очень…

И кто-нибудь вскрикнет и сядет на стул,
Схватившись за сердце руками…
И тихо пройдет мимо взрыва тот гул…
Грядущее машет крылами.

Лаврищева Т. “Джихад”.

Война…Аллах?!! Коран?!!
Война за веру?
Какая вера может быть у палачей?
И чей же Бог готов принять измену,
И страшный дар из гибнущих людей?
Кому нужны такие приношенья?
И разве это вера? Просто ложь.
Джихад- священная война,
Война за небо?
Холодной смерти бешеная дрожь!
А кто-то богатеет среди трупов,
И, заработав на чужой беде,
К Корану лживые свои подносит губы,
Кляняся в вере Богу и Судьбе.
Война… война, оставившая в сердце
Пустыню, горе, мглу безликих фраз.
Предательство, обман всего святого,
Но покарает ваш Аллах всех вас!

Почтим минутой молчания тех чьи жизни преждевременно оборвались.

Итоги всего диспута:

Правильно прожитая жизнь- это большое искусство, а искусству нужно учиться, так и люди учатся правильно жить. Жизнь прекрасна, когда она гармонична ,когда мы достигли равновесия в чувствах, мыслях и поступках. Тогда добро неизменно победит зло.

Бабанина В. “Молитва”.

Спасибо! – Говорю тебе я, Боже,
Хоть жизнь моя и нелегка
Роптать я на нее не буду все же -
Пока судьба была со мной мягка.
Спасибо, что живу я на земле,
Смеюсь и плачу с остальными.
Что вижу солнце в вышине
И что не многих назову плохими.
Бывало, жизни этой не хотелось мне,
Хотелось забытья, свободы!
Но силы приходили вдруг извне,
Спасибо и за эти все невзгоды!
Спасибо за врагов и за друзей,
Спасибо за любовь и за разлуку,
За радости в судьбе моей,
Спасибо и за прожитые муки!
О Боже, ты можешь все знать и видеть,
Так дай же мне той веры и смиренья,
Которые помогут мне не ненавидеть,
Помогут пережить душевное смятенье!
Прошу Господь, не накажи,
Не дай остаться одинокой
И смысл жизни покажи,
Не допусти, чтоб стала я жестокой
Позволь почувствовать себя
Рабом и властелином,
Не допускай в борьбе сдаваться,
Не дай забыть о доме отчем, милом,
Чтоб не пришлось душе моей скитаться.
Спасибо, говорю за все тебе,
Что в жизни этой было, есть и будет.
Молюсь я о своей судьбе:
Пусть горечь сердце не остудит!

Завершить наш разговор словами Сухомлинского В.А. “Люди - это самое интересное и прекрасное, что есть в жизни. Чтобы общаться с ними, надо учиться делать шаг им навстречу, предавая контакту все новые формы и оттенки”.

Обзор литературы представленной на выставке.

Тесты.

1. Что, по- вашему, определяет смысл жизни?

а) внушение, которые делают вам учителя и родители, стремясь научить, что хорошо, а что дурно;
б) представление человека о том, что хорошо ,а что дурно, установленное самим человеком для себя.

2. Согласны ли вы с тем ,что:

а) человек не в силах влиять на продолжительность своей жизни;
б) человек волен продлевать или укорачивать свою жизнь.

3. Должен ли человек оставить после себя след на земле?

а) бессмертие человека возможно только по отношению к человечеству;
б) бессмертие человека возможно.

4. Какое качество вы больше всего цените в людях?

а) поступай по отношению к другому так, как он поступает по отношению к тебе;
б) не делай другому того, чего не хочешь себе.

5. С каким мнением вы согласны?

а) думать о смерти вредно, поскольку мысли о ней рождают ощущение обреченности и бессмысленной жизни;
б) задуматься о конечности и не обратимости своей жизни полезно, чтобы не совершать непоправимых и осуждаемых поступков.

6. Чтобы быть счастливым надо:

а) доставлять себе как можно больше развлечений, удовольствий, ни в чем себе не отказывать;
б)ставить перед собой трудные цели и преодолевать их вопреки обстоятельствам.

Список литературы:

  1. Карнеги Д. Как завоевать друзей…-М, 1990г.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии- М, 1998г.
  3. Российская газета “Неделя” №59 от 25.03.-31.03.05г. статья “Не уходи ! Побудь с весною”.
  4. Школьная библиотека №4 2002г. статья “Что такое человеческая жизнь?”

Скачано с www.znanio.ru

Конспект родительского собрания по теме: "Подростковый суицид" <!-- google_ad_client = "pub-6780034326581067"; /* 160x600 */ google_ad_slot = "8503195403"; google_ad_width = 160; google_ad_height = 600; //--> window

Конспект родительского собрания по теме: "Подростковый суицид" <!-- google_ad_client = "pub-6780034326581067"; /* 160x600 */ google_ad_slot = "8503195403"; google_ad_width = 160; google_ad_height = 600; //--> window

Сознание собственной правоты и непогрешимости делает родителей поразительно нетерпимыми, неспособными без оценок, без суждения и поучения просто любить и поддерживать ребенка

Сознание собственной правоты и непогрешимости делает родителей поразительно нетерпимыми, неспособными без оценок, без суждения и поучения просто любить и поддерживать ребенка

Оцените глубину эмоционального кризиса

Оцените глубину эмоционального кризиса

Суицид (самоубийство). Родительское собрание <!-- google_ad_client = "pub-6780034326581067"; /* 160x600 */ google_ad_slot = "8503195403"; google_ad_width = 160; google_ad_height = 600; //--> window

Суицид (самоубийство). Родительское собрание <!-- google_ad_client = "pub-6780034326581067"; /* 160x600 */ google_ad_slot = "8503195403"; google_ad_width = 160; google_ad_height = 600; //--> window

Конфликты в семье особенно значимы для 13 – 16 – летних, для тех, кому 17 – 18, наиболее важны проблемы со сверстниками

Конфликты в семье особенно значимы для 13 – 16 – летних, для тех, кому 17 – 18, наиболее важны проблемы со сверстниками

Есть ли настоящие друзья у вашего ребёнка? (да, нет, не знаю) 6)

Есть ли настоящие друзья у вашего ребёнка? (да, нет, не знаю) 6)

Как предупредить попытку самоубийства? <!-- google_ad_client = "pub-6780034326581067"; /* 160x600 */ google_ad_slot = "8503195403"; google_ad_width = 160; google_ad_height = 600; //--> window

Как предупредить попытку самоубийства? <!-- google_ad_client = "pub-6780034326581067"; /* 160x600 */ google_ad_slot = "8503195403"; google_ad_width = 160; google_ad_height = 600; //--> window

Социальные факторы занимают видное место среди причин суицидального поведения»

Социальные факторы занимают видное место среди причин суицидального поведения»

Поведенческие признаки. 1.

Поведенческие признаки. 1.

Высшая мера (родительское собрание по профилактике суицида среди подростков) <!-- google_ad_client = "pub-6780034326581067"; /* 160x600 */ google_ad_slot = "8503195403"; google_ad_width = 160; google_ad_height = 600;…

Высшая мера (родительское собрание по профилактике суицида среди подростков) <!-- google_ad_client = "pub-6780034326581067"; /* 160x600 */ google_ad_slot = "8503195403"; google_ad_width = 160; google_ad_height = 600;…

Лишь истинным мужчинам по плечу

Лишь истинным мужчинам по плечу

Беда для юной души, если нет душевной теплоты, домашнего очага,

Беда для юной души, если нет душевной теплоты, домашнего очага,

На экране: “Как можно познать себя? -

На экране: “Как можно познать себя? -

Необходимо искоренить стрессовую педагогическую тактику родителей, учителей!

Необходимо искоренить стрессовую педагогическую тактику родителей, учителей!

Программа профилактики суицидального поведения "Перекресток" <!-- google_ad_client = "pub-6780034326581067"; /* 160x600 */ google_ad_slot = "8503195403"; google_ad_width = 160; google_ad_height = 600; //--> window

Программа профилактики суицидального поведения "Перекресток" <!-- google_ad_client = "pub-6780034326581067"; /* 160x600 */ google_ad_slot = "8503195403"; google_ad_width = 160; google_ad_height = 600; //--> window

Формирование позитивного образа

Формирование позитивного образа

Литература Бережковская

Литература Бережковская

Разработка библиотечного урока-диспута для учащихся 7–9-х классов по теме: "Что такое человеческая жизнь?" <!-- google_ad_client = "pub-6780034326581067"; /* 160x600 */ google_ad_slot = "8503195403"; google_ad_width =…

Разработка библиотечного урока-диспута для учащихся 7–9-х классов по теме: "Что такое человеческая жизнь?" <!-- google_ad_client = "pub-6780034326581067"; /* 160x600 */ google_ad_slot = "8503195403"; google_ad_width =…

Филиппах, Марк Антоний, сокрушенный в гражданской войне 30г

Филиппах, Марк Антоний, сокрушенный в гражданской войне 30г

Мы с вами обсуждали проблему осознанного лишения себя жизни, но в современном жестоком мире люди умирают помимо своей воли, своих желаний

Мы с вами обсуждали проблему осознанного лишения себя жизни, но в современном жестоком мире люди умирают помимо своей воли, своих желаний

Спасибо за любовь и за разлуку,

Спасибо за любовь и за разлуку,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2021