Родительское собрание «Речевое развитие: особенности, проблемы, пути их решения».
Оценка 4.9

Родительское собрание «Речевое развитие: особенности, проблемы, пути их решения».

Оценка 4.9
docx
07.12.2019
Родительское собрание «Речевое развитие: особенности,  проблемы,  пути их решения».
Родительское собрание.docx

Родительское собрание «Речевое развитие: особенности,  проблемы,  пути их решения».

 

Что такое речь?

Развитие речи ребенка - один из самых волнующих вопросов для родителей. Все мы знаем, что речь – это мощный и важный фактор и стимул развития ребенка. 
    Очень важно, чтобы родители знали, что является специфической особенностью для данного возраста, что отклонением от правильного развития речи, а что относится к ее расстройствам. Чтобы увидеть, есть ли проблемы у ребенка и в чем они заключаются, необходимо сопоставить развитие речи в норме с тем, как протекает речевая деятельность Вашего ребенка.

 

Характеристика речи детей.

К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. На пятом году жизни у ребенка отмечаются успехи в речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть более существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, ребенок способен до конца выслушивать ответы взрослых. Увеличение активного словаря дает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи детей этого возраста много прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов, отражающих временные и пространственные отношения; начинают проявляться притяжательные прилагательные: лисий хвост, заячья избушка). Для закрепления данной темы могу порекомендовать вам игру «Какой? Какая? Какое?» и хочу с вами в нее поиграть. Цель этой игры - образование качественных прилагательных.

Игра  «Какой? Какая? Какое?»

* У Страшилы много ума. Значит, он какой? (Умный)

* В колбасе много жира. Значит, она какая? (Жирная)

* У девочки много капризов. Значит, она какая? (Капризная)

* Целый день идет дождь. Значит, день какой? (Дождливый)

* Коту лень ловить мышей. Значит, кот какой? (Ленивый)

* У печенья приятный вкус. Значит, оно какое? (Вкусное)

* На куртке грязь. Значит, куртка какая? (Грязная)

* В яблоке червяк. Значит, оно какое? (Червивое)

*С утра мороз. Значит, утро какое? (Морозное)

Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-под, около др.); появляются собирательные существительные (посуда, мебель, овощи).

Свои высказывания четырехлетний ребенок строит из двух-трех и более простых и распространенных предложений.

Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений приводит к тому, что дети начинают чаще допускать речевые ошибки («хочут» вместо «хотят», не согласовывают слова, допускают ошибки в структуре предложений).

В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Однако многие все еще не могут без помощи взрослого связно, последовательно и точно пересказать сказку, рассказ.

У четырехлетних детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Некоторые дети, фиксируя неправильности произношения у своих сверстников, могут, однако, не замечать нарушений звучания в собственной речи. Это говорит о недостаточном самоконтроле. В этом возрасте у детей велико тяготение к рифме. Стремление сочинять небольшие стихи закономерно, оно развивает речевой слух и требует поэтому всякого поощрения со стороны взрослых.

На пятом году жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает возможность осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для артикуляции сложных звуков. У детей полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов.

Большинство детей к пяти годам усваивает и правильно произносит шипящие звуки, «Л», «Р», «Рь»; отчетливо произносит многосложные слова, правильно ставит ударение. Но у некоторых детей еще неустойчиво произношение свистящих и шипящих (в одних случаях правильно, в других нет), неотчетливо произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомых.

Достаточно развитый речевой слух дает ребенку возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Возможности детей в использовании своего речевого аппарата значительно расширяются. Дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности. У ребенка удлиняется выдох.

 

Проявления речевых нарушений:
 - Нарушения звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков
- Нарушение слоговой структуры слова – пропуски, перестановки слогов в слове
 -  Лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание значение и смысла слов
 - Неправильное грамматическое оформления высказывания.
- Затруднения в пересказывании, построении самостоятельного связного высказывания.
   - Темпо-ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование (послоговое произнесение) слов

-  Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;

-  У некоторых недостаточно развита интонационная выразительность; (громкость, быстрота, тембр)

 - Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласование существительных и прилагательных в роде и числе, употребление слов в родительном падеже множественного числа).

- Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднение.

-  Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения,  не могут  связывать между собой предложения и части высказывания.

 

Факторы успешного речевого развития ребенка.

1.Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста.

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых.

В качестве основного “проводника” в мир речевого общения и мышления для ребёнка выступает взрослый. В общении с взрослым ребёнок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет свой словарный запас. Поэтому так важно, что бы дома он слышал правильную, грамотную речь.

2. Общение ребёнка со сверстниками.

Между тем, чтобы новые слова не оставались в пассиве, необходимо общение детей друг с другом. Желание быть услышанным и получить ответ делает речь детей в общении со сверстниками связной, полной, логичной. Их взаимные связи более эмоциональны, что создает условия для разностороннего речевого развития.  Основным является уголок “фотовыставка”. Дети с удовольствием рассказывают о пережитых впечатлениях.

3.Строение артикуляционного аппарата.

Оттого как работает сам аппарат, зависит и качество речи. Следует отметить, что к 4-5 годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, т.к. более четко и дифференцированно работают речеслуховой и речедвигательный анализаторы. В это время следует уделять внимание движениям языка. Благодаря более точным движениям этого органа детям доступны многие звуки. Если это не так, то не теряйте времени, обращайтесь за помощью к логопеду. Чем раньше будет исправлен дефект, тем лучше для ребёнка.

4.Развитие мелкой моторики рук.

Развитие моторики напрямую связано с речью.

5.Чтение детям художественной литературы.

Художественная литература является необходимым условием для всестороннего развития речи ребёнка. Красочные определения, яркие, необычные сравнения, которые с помощью взрослого ребенок находит в худ. лит-ре, помогают ему самому подбирать их в своём рассказе. Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, человеколюбие, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки. Это первые шаги в овладении монологической речью.

6. Игра ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Игра – критерий нормальности ребёнка, по тому как он играет, о нем можно многое узнать. Игра имеет важное значение и для эмоционального, и для речевого развития. Главное, что ребёнок получает в игре, - возможность взять на себя роль и прожить то, что для него недоступно в жизни взрослых. Учится договариваться, уступать, решать конфликты, выстраивать конструктивный диалог, приходить к общему решению. Современные исследования психологов утверждают, что 90% конфликтных ситуаций в быту обусловлены низким уровнем сформированности навыка сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве.

7.Совместное пение с ребёнком.

Пение способствует развитию фонематического слуха. Правильное восприятие фонемы обеспечивает правильное воспроизведение, а в дальнейшем и написание её.

8. Дыхательные упражнения.

Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания, которое включает в себя выработку длительного и достаточной силы ротового выдоха, умения беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания. Также формируются умения пользоваться интонационной окраской высказываний (восклицательной, вопросительной, утвердительной, повествовательной, испуга, радости, огорчения, просьбы, удивления, разочарования, нежности).

 

Практикум – разбор проблемных ситуаций.

Ситуация 1

Наблюдая за детьми, специалисты отметили, что ответы ребёнка при рассматривании иллюстративного материала могут быть различными в зависимости от того, как взрослый сформулировал вопрос.

Вопрос:

-Предположите, как будут отвечать дети пяти лет на следующие вопросы. Выберите наиболее удачный.

1.     Что нарисовано на картине? (Перечисляют изображенные предметы.)

2.     Что делают дети не картине? (Опишут картину.)

3.     Про что рассказал художник своей картиной? (Попытаются истолковать картину.)

Ситуация 2

Ребёнок пяти лет совсем не задаёт вопросы взрослому или задаёт, но очень редко.

Вопрос:

-Какими, на ваш взгляд, могут быть причины. (Отсутствие необходимых знаний у ребёнка, устойчивый избирательный интерес к чему-либо, критика взрослого задела самолюбие.)

Ситуация 3

Павлик рано научился говорить. Сейчас ему 6 лет. У него хорошо развита речь. Правда, он не рисует, не лепит и не стремиться к этому. Но его родители считают, что он будет хорошо учиться, ведь он так по-взрослому рассуждает!

Вопрос:

-Оцените позицию родителей. Можно ли предвидеть результаты учения? (В продуктивных видах деятельности ребёнок учится ставить цель, прилагает усилия для достижения результата, сравнивает его с целью. Занятия лепкой, рисованием, аппликацией, конструированием способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к развитию речи и овладению письмом.)

Ситуация 4

Наблюдая за развитием фонематического слуха у детей, у некоторых из ребят были выявлены характерные недостатки. Гриша: “рыба”-“лыба”, Дима: “шишка”-“сиска”, Паша: “садись”-“дись”, Петя: “сахар”-“хасир”.

Вопрос:

-Какие недостатки в речи детей выявились? Чем это можно объяснить?

(Замена труднопроизносимых звуков на легкопроизносимые, пропуск первого слога, перестановка звуков и их замещение. Несовершенство речи  объясняется несформированностью у детей фонематического слуха, недостаточной дифференциацией звуков.).

 

Памятка для родителей.

  Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей  – это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил:

  • Нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;
  • Желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;
  • Общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;
  • Следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
  • Исправляйте ошибки в речи, но не наказывайте за ошибки, не передразнивайте, не допускайте раздраженного тона. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.

 

 

Родительское собрание «Речевое развитие: особенности, проблемы, пути их решения».

Родительское собрание «Речевое развитие: особенности,  проблемы,  пути их решения».

Родительское собрание «Речевое развитие: особенности, проблемы, пути их решения».

Родительское собрание «Речевое развитие: особенности,  проблемы,  пути их решения».

Родительское собрание «Речевое развитие: особенности, проблемы, пути их решения».

Родительское собрание «Речевое развитие: особенности,  проблемы,  пути их решения».

Родительское собрание «Речевое развитие: особенности, проблемы, пути их решения».

Родительское собрание «Речевое развитие: особенности,  проблемы,  пути их решения».

Родительское собрание «Речевое развитие: особенности, проблемы, пути их решения».

Родительское собрание «Речевое развитие: особенности,  проблемы,  пути их решения».

Родительское собрание «Речевое развитие: особенности, проблемы, пути их решения».

Родительское собрание «Речевое развитие: особенности,  проблемы,  пути их решения».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2019