Тема родительского собрания: «Родительская любовь».
Цель: формирование мотивации на преобразование взаимоотношений между родителем и ребенком.
Начинается собрание с притчи о любви.
Давно, очень давно был остров, на котором жили все человеческие чувства: Радость, Грусть, Познание… И наряду с другими Чувствами жила Любовь.
В один прекрасный день до Чувств дошли слухи о том, что скоро их остров утонет. Поэтому все приготовили свои лодки и оставили остров. Только Любовь ждала до последнего мгновения. И когда остров начал тонуть, Любовь стала просить о помощи.
Мимо нее проплыла Обеспеченность на своем дорогом корабле. Любовь спросила:
- Обеспеченность, не могла бы ты взять меня с собой?
- Нет, я не могу. Мой корабль полон золота и серебра. Для тебя здесь места нет.
Потом Любовь спросила гордость, которая проплывала мимо на впечатляющей лодке:
- Гордость, я очень тебя прошу, может быть, ты могла бы взять меня с собой?
- Любовь я не могу тебя взять, - ответила Гордость – здесь все так совершенно, а ты можешь только испортить мою лодку.
Теперь Любовь обращалась к Грусти, которая как раз проплывала рядом:
- Милая грусть, умоляю, возьми меня с собой.
- О Любовь, - отвечала Грусть, - я такая грустная, что должна оставаться одна.
Проплывала мимо Любви и Радость, но она была так довольна, что даже и не слышала, когда Любовь звала ее. Внезапно послышался голос:
- Подойди, Любовь, я возьму тебя с собой.
Это была Вечность. Но Любовь была настолько благодарна и счастлива, что даже забыла спросить имя своего спасителя. Когда же они достигли берега, Вечность поплыла дальше. Любовь поняла, что осталась в долгу перед ней, поэтому спросила у Познания:
- Скажи, Познание, кто помог мне?
- Это было Время, - ответило Познание.
- Время? – спросила Любовь, - почему же оно помогло мне?
И Познание ответило:
- Только время понимает, какой важной является Любовь в жизни.
Задается вопрос: «Скажите, пожалуйста, а что значит, в вашем понимании, любить своего ребенка?» Кто-то скажет, что любить своего ребенка – значит заботиться о нем, интересоваться его жизнью, возить его отдыхать, покупать вещи и еду… А в последнее время я все чаще слышу, что любить своего ребенка – это говорить ему: «Я тебя люблю!»
Да, именно эти слова ребенок хочет слышать из уст своих самых близких людей. Это очень важные слова, они питают все существование малыша, а потом и существование юноши и девушки. Родительскую любовь впоследствии они переносят во вновь созданные семьи. Их необходимо слышать каждому человеку в своей жизни, и не раз.
Однажды мальчика спросили, когда в последний раз родители говорили, что любят его. Он спокойно сказал, что вчера, и мама, и папа.
- А кто еще живет с вами?
- Бабушка и дедушка, - говорит мальчик.
- А они давно признавались тебе в любви?
- Вчера… - ответил он.
- А что вчера было?
- День рождения!
Чаще бы были такие дни в жизни ребенка!
Все считают себя любящими родителями, и это вполне естественно. Мы действительно обожаем своих детей, и лучшее подтверждение этому то, что мы чувствуем в душе постоянную любовь. Но детям важно еще одно – как мы проявляем это чувство. «Мне хочется, чтобы я понимала, что я дорога своим родителям, чтобы чаще звучали ласковые слова, чтобы в семье не было скрытности, чтобы не считали, что я ребенок и ничего не понимаю», - так говорят дети о родительской любви. И мы любим их, наших родных детей. Но так ли? Правильно ли?
Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть и чувствовать ее. Наша задача - научиться проявлять любовь к ребенку, согревать его своей душевной добротой.
Ваши дети ответили на вопросы анонимной анкеты.
Анкета
1. Любят ли тебя родители?
2. Как родители проявляют свою любовь к тебе?
3. Хватает ли тебе душевного тепла со стороны родителей?
4. Одинаково ли родители относятся к тебе и брату (сестре)?
Провести обсуждение ответов на вопросы. Прошу поделиться впечатлениями. Некоторые родители делятся своим опытом проявления любви к ребенку.
При этом разговоре можно процитировать некоторые важные мысли известных педагогов и психологов.
Аллан Фром «Азбука для родителей»
Пути проявления любви к ребенку:
- уважать его желания;
- проявлять любовь постоянно (мягкость, приветливость, чуткость);
- отдавать все свое свободное время без остатка.
Родительская любовь принесет ребенку гораздо дольше счастья, когда он будет видеть, что она постоянно проявляется в отношениях родителей не только к нему, но и друг к другу.
С. Л. Соловейчик «Педагогика для всех»
Каждое утро взываю к тому лучшему, что есть во мне: « Мне послан ребенок; это дорогой мой гость; я благодарен ему за то, что он есть. Он так же призван к жизни, как и я, это нас объединяет – мы есть, мы живые люди. Он такой же, как и я, он человек, и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди; я его принимаю, как всякого другого человека. Я принимаю его… Я принимаю его, я охраняю его детство, я понимаю, терплю, прощаю. Я не применяю силу к нему, не угнетаю его своей силой, потому что я его люблю. Я люблю его, и я благодарен ему за то, что он есть, и за то, что я могу его любить, и тем самым я возвышаюсь в духе своем.
Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребенка несколько раз в день. Она считает, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! А для того, чтобы ребенок развивался интеллектуально, - 12 раз в день! И, между прочим – не только ребенку, но и взрослому.
Если вы видите своего ребенка в подавленном состоянии, первое, что вы можете и должны сделать, - это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребенку. Когда ему будет достаточно, он сам отойдет.
При этом вы ни в коем случае не похлопывайте его по спине и не поглаживайте, будто бы «все это такие мелочи, что до свадьбы заживет». Вы просто его обнимайте. Если это подросток и он уже не дает себя обнять, то можно посидеть рядом, подержать его руку.
Говорят, что руку ребенка нужно держать до тех пор, пока он ее сам не отнимет. Ребенок должен знать, что родители его всегда поймут и примут, что бы с ним не случилось.
Ребенку подобные знаки безусловного приятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они питают его эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно – психические заболевания.
Детям, да и вообще любому взрослому, необходимы объятия для того, чтобы почувствовать свою нужность.
Родителям дается домашнее задание – обнять всех, кто живет с вами в доме, и проследить за реакцией домашних, а также за своими чувствами.
Родителям вручаются подписанные бабочки, подготовленные их детьми.
Завершить встречу можно притчей, которая остается без комментариев.
Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая – мир, и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что – то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.
Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
_ И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. – И, подумав, добавил: - И мира тоже.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Папы и мамы! Помните!
1. От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребёнка складывается ощущение: «со мной всё в порядке», «я хороший». От сигналов осуждений, недовольства, критики появляется ощущение «со мной что-то не так», «я – плохой».
2. Душевная копилка ребёнка работает день и ночь. Её ценность зависит от того, что мы туда бросаем.
3. Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой.
4. Научись слушать своего ребёнка в радости и в горести.
5. Наказывая своего ребёнка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
6. Станьте для своего ребёнка примером для подражания, когда проявите положительные эмоции по отношению к членам своей семьи и другим людям.
7. Обнимайте и целуйте своего ребёнка в любом возрасте.
8. Не разговаривайте со своим ребёнком с равнодушным и безразличным лицом.
9. Заводите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребёнка теплее и радостнее.
Ритуалы, которые нравятся детям
1. Перед уходом в школу получить объятия родителей и напутственное слово или жест.
2. Придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая.
3. В выходной день обсудить прожитую неделю и её значение для детей и родителей.
4. Посидеть в сумерках при свечах рядом с мамой и папой.
5. На ночь услышать доброе пожелание.
6. В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи.
7. Вместе с мамой готовить к празднику и печь красивый торт, а с папой просто поговорить по душам.
8. Посидеть с мамой и папой, взявшись за руки, во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.