Родительское собрание
Тема: «РОЛЬ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА»
В настоящее время, в силу сложных социально-экономических условий, отец в семье чаще является источником финансовой поддержки семьи. В связи с этим все больше и больше отцов передают свои воспитательные функции жене, членам семьи. Раньше на Руси отец был не только кормильцем и защитником, но и показателем духовного состояния семьи. Почему же в настоящее время отец в воспитании детей оказался за бортом .
Справедливо возникает вопрос: не потому ли растет преступность, и стали обычным явлением школьные неврозы, побеги из дома, бродяжничество, самоубийства среди детей и подростков? Не выбили ли мы сами почву из-под ног, оттеснив отца из сферы семейного воспитания, сознательно принижая его значение в правильном формировании личности ребенка?
В одной из школ был проведен эксперимент: учитель предложил детям рассказать, что они думают о своих отцах. Что же оказалось?
Во-первых, более чем у половины детей не было отцов- большинство из них ушли из семьи, когда дети были совсем маленькими и перестали с ними общаться.
Во-вторых, незначительная часть детей высоко оценивала достоинства своих отцов, а большинство отзывались о них неопределенно. Лишь единицы гордились своими отцами. Многие вообще старались не упоминать о своих отцах или скрывали их очевидные недостатки. Учитель знал, что у таких детей отцы либо пьяницы, либо ведут асоциальный образ жизни. Среди отцов были и такие, что вели себя внешне благопристойно, но авторитетом у детей не пользовались.
Причины тому были разные, но сводились они к следующим:
· отцы не обращали внимания на воспитание своих детей;
· говорили одно, а поступки совершали совсем иные- это двуличие больно ранило подростков и без того, в силу особенностей подросткового периода, крайне обостренно относившихся ко всякому лицемерию;
· недостойно вели себя дома, хотя на производстве высоко оценивались руководством.
Общеизвестно, что отец в семье символизирует силу и защиту, и, когда отца нет, ребенок этой защиты лишается. «Нет отца»- это еще не значит, что семья неполная и мать воспитывает ребенка одна. Дело в том, что отец может «присутствовать» в семье физически, а психологически быть ребенком и как значимое лицо не восприниматься. Вот и получается, что вроде и есть отец, и нет его. И не к кому ребенку идти, когда ему страшно. Мама- это ласка, доброта, нежность, но мама не защитник и никогда им не будет. Или папа будет для ребенка защитой, или защитника у ребенка не будет никакого.
Особенно неблагоприятным психологическое отсутствие отца в семье бывает для мальчиков. В психологии есть такое понятие- идентификация, то есть восприятие себя подобным другому. Иными словами, с кого бы ребенок хотел брать пример, кому бы хотел подражать - отцу или матери.
Доказано, что возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек 3-8 лет.
Успешность идентификации в основном зависит от авторитетности родителя того же пола в воспитании детей, то есть опять же от воспитания, от поведения родителей в собственной семье. Есть отцы, которые ведут себя на работе очень решительно и властно, а в семье проявляют женоподобное поведение, полностью подчиняясь жене. Ребенок чувствует это, улавливает двусмысленность поведения отца и не хочет ему подражать, то есть может нарушиться идентификация со своим полом.
Опрос старшеклассниц, молодых женщин и зрелых матерей позволил сформулировать своеобразный «нравственный кодекс» настоящего отца: ответственность, чувства долга, физическая и нравственная сила, смелость и мужественность, верность, надежность, великодушие. Нравственная позиция отца определяет его позицию и как воспитателя. Она отличается от материнской. Если по своей природе женщина- существо более эмоциональное, одухотворенное, то и в педагогической деятельности она, в основном, руководствуется чувствами. Мужчина же, как человек рациональный, деловой и серьезный, как правило, и в семейное воспитание вносит акцент разумного. А значит, он четче и реалистичнее осознает цель воспитания и рационально выстраивает его стратегию и тактику, мотивированно, а не чувственно избирая для этого необходимые средства, методы и приемы.
В заключение, хотим пожелать отцам большей уверенности в собственных силах. Пробуйте, пытайтесь, ошибайтесь, наконец, но, пожалуйста, не оставайтесь равнодушными к своим детям.
Приложение.
Ситуация 1
Ваш сын (дочь) учится достаточно хорошо, но по одному т предмету постоянно не успевает. Кажется, что все понимает, а идти на урок не хочет. Ваши действия.
Ситуация 2
Когда вы неожиданно входите в комнату к ребенку – он очень встревожен. Последнее время мало с вами делится своими проблемами. Случайно вы находите литературу сектантского содержания. Ваши действия.
Ситуация 3
Ваша дочь поссорилась со своей лучшей подругой. Очень переживает. Ваши действия.
Ситуация 4
Сын на спортивных соревнованиях не занял призового места, хоть и имел шансы. Очень подавлен. Ваши действия.
Ситуация 5
Ваш ребенок в школе ударил младшего. Не признает свою вину. Ваши действия.
Ситуация 6
Ваша дочь (13-17 л) начала встречаться с одноклассником. Он вам очень не нравится. Дочь не хочет это слышать. В итоге вы не разговариваете уже второй день. Ваши действия.
Ситуация 7
Сын стал допоздна гулять. Вы почувствовали от него запах табака. Он категорически отрицает, что курит. И не говорит с кем общается. Ваши действия.
Ситуация 8
Ваш ребенок говорит вам, что хочет сделать татуировку. Вы категорически против. Ребенок не хочет с вами разговаривать. Уходит на улицу. Ваши действия.
Ситуация 9
Ваша дочь (13-17 л) сообщает вам, что беременна. Ваши действия.
Ситуация 10
Ваш сын (14-17 л) говорит вам, что хочет жениться на своей ровеснице. Ваши действия.
Ситуация 11
Ваш ребенок стал чаще просить у вас деньги. На все вопросы отвечает уклончиво. Вы обнаруживаете, что у вас пропала определенная сумма. Ваши действия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.