Родительское собрание с детьми
«Выбор будущей профессии»
Цель: ознакомить родителей с факторами правильного выбора профессии.
Задачи:
s осветить проблему выбора профессии;
s сформировать у родителей информационную основу выбора профессии их детьми;
s помочь избежать ошибок в выборе профессии;
s обозначить мотивы выбора профессии учащимися.
Эпиграф:
Вот лучший совет, который можно дать юношеству: "Найди что-нибудь, что тебе нравится делать, а потом найди кого-нибудь, кто будет тебе за это платить". (К. Уайтхорн, английская журналистка)
Как хорошо когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями. (Али Апшерони, общественный деятель, теолог)
Прогнозируемый результат: – осознание родителями необходимости внимательного отношения к проблеме выбора будущей профессии выпускником.
Ход собрания
У меня растут года,
Будет мне семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем мне заниматься?
Эти слова Владимира Маяковского как никогда актуальны сейчас, когда наши дети стоят на пороге окончания школы и перед ними стоит нелёгкий выбор: кем быть? Какую профессию выбрать? И задача родителей на данном этапе сводится к активной помощи в этом своему ребёнку. Вот об этом мы и поговорим в сегодняшнем собрании.
Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям. Кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ученик школы без исключения.
Хорошо, когда ребёнок с детства мечтает об определённой профессии – стать учителем или водителем – и не сомневается, что осуществит эту мечту. Конечно, у него не возникнут проблемы с выбором профессии. Но, как правило, у детей возникают трудности профессионального самоопределения. Одни не нашли в жизни пока ещё ничего интересного. У них нет никаких увлечений и из того, что их окружает в мире, их ничего не привлекает. Другие ребята, наоборот, интересуются всем: они одновременно занимаются в спортивных секциях, посещают несколько кружков и факультативов. Им не хватает свободного времени. Они очень активны и в учёбе, и в общественной деятельности. И, как ни странно, у них везде получается! Но, к сожалению и такие дети не могут определиться с тем, что им нравится больше, с чем связать свою дальнейшую жизнь. Для того чтобы ребёнок сделал правильный выбор, надо помочь ему. И в этом его помощниками в первую очередь должны стать родители. А для этого сами родители так же должны знать правила и принципы при выборе профессии, чтобы помочь ребёнку разобраться в своих способностях, психологических особенностях и характеристиках профессий.
Как вы думаете, что следует учитывать при выборе профессии? Благодаря чему человек может достигнуть успехов профессиональной деятельности, делая без особых усилий и напряжения, и к тому же получая от этого удовольствие?
Профессия должна быть:
1. Престижной;
2. Хорошо оплачиваемой;
3. Интересной;
4. С хорошими условиями труда;
5. Её легко было приобрести;
6. Соответствовать желанию родителей;
7. Можно было учиться и работать с друзьями;
8. Востребованной на рынке труда.
Как вы поняли, выбор профессии – это уравнение со многими неизвестными. Существует так называемая формула выбора профессии.
Хочу – это твои интересы, склонности, желания, мечты.
Могу – это твои психофизические возможности, здоровье, способности, т. е. профессиональная пригодность.
Надо – это потребность в кадрах на рынке труда, востребованность профессии.
Если ребёнок сможет совместить свои ХОЧУ + МОГУ + НАДО, то его профессиональный выбор будет удачным.
Необходимо научиться ориентироваться в мире профессий. В основном они классифицируются следующим образом.
По характеру труда:
s Физический или умственный труд;
s Исполнительский или творческий характер.
По уровню квалификации:
s Профессии, требующие высшего образования;
s Профессии, требующие среднего профессионального образования;
s Профессии, не требующие квалификации.
По предмету и характеру труда:
s Человек;
s Техника;
s Знаковая система (информация);
s Художественный образ;
s Природа.
1. Человек - природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.
2. Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства.
3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.
4. Человек - знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
5. Человек - художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.
Важно знать и принципы, которыми необходимо руководствоваться девушкам и юношам, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.
Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.
Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества – можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.
Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) литературы, работа во время практики и многое другое.
Принцип развития. Этот принцип отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.
При выборе профессии необходимо учитывать физические способности выпускника. По данным социологов буквально единицы соотносят своё здоровье с выбором профессии. Остальные просто не принимают его во внимание и делают ошибку.
Выбирая профессию необходимо учитывать и психологические особенности личности, к которым относят темперамент и характер.
В психологии под темпераментом подразумевают “индивидуально-своеобразные свойства личности, ее психики, определяющие динамику психологической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов и остаются постоянными в зрелом возрасте”.
Типы нервной системы лежат в основе четырех типов темперамента:
Меланхолик. Слабый тип, характеризуется слабостью процессов торможения и возбуждения.
Холерик. Сильный, неуравновешенный тип. У него сильный процесс возбуждения и относительно слабое торможение.
Сангвиник. Сильный, уравновешенный, подвижный тип.
Флегматик. Сильный, уравновешенный, но с инертными процессами.
К индивидуальным особенностям личности относится также характер. В психологии под характером понимают “совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношением личности к этим обстоятельствам”. В зависимости от преобладающего влияния различных психологических процессов на способы действия могут быть выделены интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты характера.
Таким образом, можно сформулировать «Правила выбора профессии».
1. Изучить как можно больше профессий, выявить, какие профессии и специальности нужны в регионе, где вы живете или предполагаете жить в дальнейшем.
2. С помощью учителей и других специалистов изучить ребенка (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление, здоровье, самооценка), помочь избрать наиболее привлекательную и подходящую профессию.
3. Подробно изучить эту профессию, ознакомиться с профессиограммой, уточнить формулу профессии, выяснить содержание и условия труда, а также требования профессии к человеку, изучить возможности приобретения профессии и перспективы профессионального роста.
4. Дать возможность практически попробовать ребенку свои силы в этой профессии.
5. Сравнить полученные знания о профессии с его профессиональными возможностями, посоветоваться с другими родителями, учителями, врачами, при возможности получить квалифицированную проф. консультацию.
6. При соответствии своих профессиональных возможностей требованиям предпочитаемой профессии помочь ребенку осуществлять самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению.
7. При отсутствии такого соответствия изучить запасной профессиональный вариант.
Выбрав для себя будущую профессию, одобрять настойчивость в реализации.
При любом выборе возможны ошибки. Но чем серьёзнее вы и ваш ребёнок отнесётесь к задаче, тем меньше вероятность её совершить. Какие же ошибки возможны в нашей ситуации с выбором профессии? Это:
Отношение к выбору профессии как к неизменному.
Бытующие мнения о престижности профессии.
Выбор профессии под влиянием товарищей.
Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.
Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.
Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.
Хотелось обратить ваше внимание и ещё на один аспект, который влияет на выбор. В сегодняшних социально-экономических условиях необходимо помнить следующее: социальный заказ, положение на рынке труда;
уровень материального обеспечения семьи;
возможности получения помощи в обучении;
условия оплаты труда в данной сфере;
инфраструктура профессионального образования.
Можно сделать вывод, что в процессе работы по профессиональному самоопределению необходимо формировать у подростков коммуникативность, дисциплинированность, эмоциональную устойчивость. Также желательно, чтобы подростки приобретали опыт профессиональной деятельности, помнили необходимость подготовки высококвалифицированных работников, способных быстро адаптироваться к новым условиям труда.
Выделяет следующие характеристики современной социальной ситуации, которые необходимо учитывать современному старшекласснику при выборе профессии:
— динамичность мира профессий. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместе с тем многие профессии «живут» сегодня лишь 5–15 лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости.
— смена монопрофессионализма полипрофессионализмом. Это значит, что человеку нужно стремиться к овладению не одной какой-либо профессией, а несколькими смежными.
Предлагаю Вам познакомиться с памятками для родителей и детей. (Выдаётся памятка для родителей и детей «Семь шагов к взвешенному решению»).
Дорогие родители! Послушайте своих детей.
Сценка «Наш разбег в 21 век»
Ученик 1: В наши дни молодые люди точно так же, как и в прошлое столетие стоят перед главным выбором – выбором профессии.
Ученик 2: Мы должны решить для себя не только кем стать, но и каким стать!
Ученик 3: Хотим поделиться с вами опытом, его ещё не так много, а установочными правилами которые, быть может направят наши устремления в поисках основного жизненного пути.
Ученик 4: Правило №1 «Надо уметь мечтать!»
Мечты провоцируют желание. Желание даёт необходимые силы, чтобы жить, а не волочиться по жизни.
Ученик 5: Правило № 2 «Умейте быстро выбирать».
Порой невыносимо больно жертвовать своим сном, развлечениями, спокойной жизнью ради выбранной цели.
Ученик 6: Мир не приостановится в своём развитии, чтобы дать вам возможность оглядеться, присмотреться – наш век стремительных скоростей и быстрых решений.
Ученик 7: Правило № 3 «Только вперёд!»
Для осуществления выбранной цели требуется одержимость. Малейшее малодушие ставит под вопрос достижение цели.
Ученик 8: Меняйтесь чтобы выжить. Не сдавайтесь при неудачах. Мечта не простит предательства.
Ученик 9: Правило № 4 «Ты – главный».
Слушай только себя. Ищи «фишку» в себе. Либо вы наблюдаете то, что происходит.
Ученик 10: Правило № 5 «Скажите «Нет!» своим страхам».
Самый главный враг сидит внутри нас: хитрый, злой, коварный, алчный, жадный и трусливый, подлый, слабый и ленивый и самый сильный. Как извести его?
Ученик 11: Изобрети себя заново! Слабо? Известно только одно: не победив себя – не поднимешься на пик намеченной вершины.
Ученик 12: Правило № 6 « Постоянно думать».
«Что я сегодня могу сделать реально?», « Что я могу?» Эти вопросы надо себе задавать каждый час, каждый день, каждый месяц, год и всю жизнь.
Ученик 13: Как можно побеждать подобных себе, за счёт каких преимуществ? Умнее, быстрее, сообразительнее, больше воли и решительности. А если ничего нет, то и не надо грустить – живите в «болоте» с завистью, страхами и апатией.
Ученик 14: Звёзды притягивают звёзд, к неудачникам тянутся неудачники. Всё, что вокруг, достойно нас, и мы в нём, как в зеркале, отражаемся, потому что всё, что вокруг, - это мы!
А сейчас немного поиграем. Вы объединены в группы, выберите командира. Каждая группа себя представляет.
Необходимо переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий:
Рвач – (медицинский работник) – врач.
Тёрка – (теоретическая кинематографическая профессия) – актёр.
Марля – (рабочий) – маляр.
Фиакр – (цирковая профессия) – факир.
Старина – (медицинский работник) – санитар.
Водосток – (животноводческая профессия) – скотовод.
Аквдота – (юридическая профессия) – адвокат.
Травинка – (продавец старины) – антиквар.
Загадайте название профессии другим группам.
(Повар, врач, машинист, официант, дворник, бухгалтер, учитель, водитель, шахтер, косметолог, продавец, актер).
Предлагаю всем поучаствовать в блиц-опросе.
1.
Какой писатель
познакомил детишек всего мира с тем, чем пахнут ремесла?
а) Агния Барто;
б) Сергей Михалков;
в) Джанни Родари.
2.
Где работает
брокер?
а) в банке;
б) на бирже;
в) на ипподроме.
3. За чем мужчина обращается к флористу?
а) за табаком;
б) за цветами;
в) за морепродуктами.
4. Представители какой профессии в середине века успешно заменяли врачей?
а) кузнецы;
б) цирюльники;
в) алхимики.
5. Где работает крупье?
а) в казино;
б) на конюшне;
в) на мельнице.
6. Как называется ученый, исследующий духовную культуру народа?
а) культиватор;
б) культуролог;
в) культурист.
7. С представителями какой профессии сравнивают грязнулю?
а) трубочист;
б) шахтер;
в) нефтяник.
8. Кто в больнице погружает в глубокий сон пациента перед операцией?
а) физиотерапевт;
б) гипнотизер;
в) анестезиолог.
9. Что делает визажист?
а) визы;
б) пластические операции;
в) макияж.
10. Как называется артист, объявляющий и комментирующий номера эстрадной программы?
а) спикер;
б) конферансье;
в) диктор.
11. Кто должен заверить завещание,
чтобы оно вступило в силу?
а) прокурор;
б) адвокат;
в) нотариус.
12. Кто осуществляет в суде защиту подсудимого?
а) прокурор;
б) адвокат;
в) следователь.
Нарисуйте в группе плакат – листовку «Мир профессий». Спасибо за
сотрудничество!
Памятка для родителей
«Правила выбора профессии»
1. Изучить как можно больше профессий, выявить, какие профессии и специальности нужны в регионе, где вы живете или предполагаете жить в дальнейшем.
2. С помощью учителей и других специалистов изучить ребенка (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление, здоровье, самооценка), помочь избрать наиболее привлекательную и подходящую профессию.
3. Подробно изучить эту профессию, ознакомиться с профессиограммой, уточнить формулу профессии, выяснить содержание и условия труда, а также требования профессии к человеку, изучить возможности приобретения профессии и перспективы профессионального роста.
4. Дать возможность практически попробовать ребенку свои силы в этой профессии.
5. Сравнить полученные знания о профессии с его профессиональными возможностями, посоветоваться с другими родителями, учителями, врачами, при возможности получить квалифицированную проф. консультацию.
6. При соответствии своих профессиональных возможностей требованиям предпочитаемой профессии помочь ребенку осуществлять самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению.
7. При отсутствии такого соответствия изучить запасной профессиональный вариант.
Выбрав для себя будущую профессию, одобрять настойчивость в реализации.
Памятка для родителей
«Правила выбора профессии»
8. Изучить как можно больше профессий, выявить, какие профессии и специальности нужны в регионе, где вы живете или предполагаете жить в дальнейшем.
9. С помощью учителей и других специалистов изучить ребенка (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление, здоровье, самооценка), помочь избрать наиболее привлекательную и подходящую профессию.
10. Подробно изучить эту профессию, ознакомиться с профессиограммой, уточнить формулу профессии, выяснить содержание и условия труда, а также требования профессии к человеку, изучить возможности приобретения профессии и перспективы профессионального роста.
11. Дать возможность практически попробовать ребенку свои силы в этой профессии.
12. Сравнить полученные знания о профессии с его профессиональными возможностями, посоветоваться с другими родителями, учителями, врачами, при возможности получить квалифицированную проф. консультацию.
13. При соответствии своих профессиональных возможностей требованиям предпочитаемой профессии помочь ребенку осуществлять самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению.
14. При отсутствии такого соответствия изучить запасной профессиональный вариант.
Выбрав для себя будущую профессию, одобрять настойчивость в реализации.
Памятка для учеников
Семь шагов к взвешенному решению
1. Составьте список подходящих профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.
2. Составьте список требований выбираемой профессии.
Это выбираемая профессия и будущий род занятий; выбираемая профессия и жизненные ценности; выбираемая профессия и жизненные цели; выбираемая профессия и мои сегодняшние «горячие» проблемы; выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности; желательный уровень профессиональной подготовки; выбираемая профессия и мои склонности и способности; желательные содержания, характер, условия работы.
3. Определите значимость каждого требования.
Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счёту, можно не учитывать.
4. Оцените своё соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.
Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существует и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, состояние здоровья требованиям профессии.
5. Подсчитайте и проанализируйте результаты.
Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.
6. Проверьте результаты.
Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите своё решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
7. Определите основные практические шаги к успеху.
Памятка для учеников
Семь шагов к взвешенному решению
1. Составьте список подходящих профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.
2. Составьте список требований выбираемой профессии.
Это выбираемая профессия и будущий род занятий; выбираемая профессия и жизненные ценности; выбираемая профессия и жизненные цели; выбираемая профессия и мои сегодняшние «горячие» проблемы; выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности; желательный уровень профессиональной подготовки; выбираемая профессия и мои склонности и способности; желательные содержания, характер, условия работы.
3. Определите значимость каждого требования.
Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счёту, можно не учитывать.
4. Оцените своё соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.
Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существует и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, состояние здоровья требованиям профессии.
5. Подсчитайте и проанализируйте результаты.
Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.
6. Проверьте результаты.
Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите своё решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
7. Определите основные практические шаги к успеху.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.